НРАВЫ.
Слово "нравы" мы беремъ не въ отношеніи къ качествамъ одного человѣка, а въ отношеніи къ цѣлому народу; и разумѣемъ подъ онымъ привычки, поступки, даже самыя мнѣнія. Нравы въ семъ смыслѣ взятые составляютъ панораму общественнаго и частнаго народнаго быта.
Нравы получаютъ начало отъ физическаго положенія обитаемой страны и климата, направляются общественнымъ воспитаніемъ, укореняются законами. Это мы говоримъ о коренныхъ нравахъ. Находятся еще побочные нравы, которые одинъ народъ, по стеченію разныхъ причинъ, заимствуетъ у другаго. Исторія Китайской Имперіи представляетъ разительныя доказательства сей истины.
Въ IV и IX статьяхъ сего сочиненія помѣщены очерки разныхъ Китайскихъ нравовъ: политическихъ, религіозныхъ, гражданскихъ и народныхъ. Здѣсь остается намъ бросить общій взглядъ на добрые и худые нравы въ одномъ только нравственномъ отношеніи, изслѣдовать начало добрыхъ и худыхъ народныхъ качествъ.
Въ Китаѣ, гдѣ во всемъ видимъ тоже, что есть у насъ, но не такъ какъ у насъ, и нравы образовались нѣсколько иначе, нежели у другихъ народовъ. При самомъ переходѣ изъ пастушескаго состоянія въ земледѣльческое правительство, желая упрочить народное благосостояніе, старалось вводить единство во всемъ. Въ чемъ заключались постановленія по сему предмету при первыхъ двухъ династіяхъ; Cи и Шанъ, не возможно знать; потому что уложенія помянутыхъ Домовъ погибли вмѣстѣ съ ихъ потомствомъ. Съ 1122 года до Р. X. каждая династія, при самомъ полученіи престола имперіи, вводила единство въ училищномъ воспитаніи юношества, и въ правилахъ обращенія людей разныхъ сословій, единство въ покроѣ и цвѣтахъ одѣянія, въ видѣ и размѣрѣ колесницъ, единство въ начертаніи буквъ, ихъ выговоровъ, удареній и значеній. Симъ образомъ какъ бы переплавляли цѣлое государство въ горнилѣ законовъ, и снова начинали великій трудъ въ образованіи народа.
Въ настоящее время, при соблюденіи единства въ гражданскомъ быту, особенное вниманіе обращено на воспитаніе юношества. Кромѣ народныхъ, уѣздныхъ и высшихъ училищъ, основанныхъ правительствомъ, въ каждомъ селеніи есть деревенское училище, въ которое поступаютъ мальчики достигшіе шестилѣтняго возраста. Способъ первоначальнаго образованія довольно замѣчателенъ. При вступленіи мальчика въ училище, учитель прежде всего наставляетъ его въ правилахъ обращенія, и мальчикъ ввечеру, по возвращеніи въ домъ, дѣлаетъ каждому члену семейства учтивый поклонъ по приличію. При обученіи чтенію и письму идеографическихъ буквъ, учитель, изъясняя значеніе каждой буквы, вмѣстѣ съ тѣмъ даетъ ему ясное понятіе о какомъ нибудь предметѣ. Между прочимъ мальчику наиболѣе вперяютъ неограниченное почтеніе къ родителямъ, повиновеніе предписаніямъ правительства, соблюденіе всѣхъ обязанностей человѣка-гражданина. Вотъ почему въ большей части деревенскихъ дѣтей найдете учтивость и уступчивость въ обращеніи, кротость и степенность въ поведеніи, скромность и разсудительность въ дѣлахъ. По выходъ изъ деревенской школы дѣти поступаютъ въ какое-либо сословіе. Здѣсь они подъ надзоромъ старшихъ еще болѣе утверждаются въ правилахъ училищнаго воспитанія, и сверхъ того научаются трудолюбію въ промышленности и земледѣліи, бережливости и порядку въ домоводствѣ, трезвости и умеренности во всемъ.
Въ деревняхъ вообще строго соблюдается нравственность. Причиною сему, кромѣ училищнаго воспитанія, надзоръ земскаго начальства за семейнымъ поведеніемъ жителей. Сія обязанность возложена на сотниковъ, десятниковъ и смежныхъ сосѣдей. Сверхъ сего въ каждомъ родѣ избирается родовый старшина, которому законы даютъ власть разбирать и рѣшать семейныя дѣла своего рода. Его суду съ старшими родственниками предоставленъ разводъ мужа съ женою.
Дѣти чиновниковъ по большой части первое образованіе заимствуютъ у домашнихъ учителей. По полученіи первой ученой степени на испытаніи продолжаютъ ученіе подъ надзоромъ начальства, и занимаются предметами болѣе нужными на поприщѣ государственнаго служенія. Въ сравненіи съ дѣтьми разночинцевъ они совершеннѣе въ образованіи, утонченнѣе во всѣхъ качествахъ, дѣлающихъ человѣка любезнымъ въ обществѣ. Но въ ихъ молчаливомъ удаленіи отъ обращенія съ разночинцами уже обнаруживается аристократическая гордость -- не токмо дозволяемая, но даже поддерживаемая законами.
Исключая Пекина во всѣхъ другихъ городахъ чиновники обязаны жить въ своихъ присутственныхъ мѣстахъ, и совершенно устраняться отъ общежительныхъ связей съ подчиненными. Этотъ законъ, содержа чиновниковъ въ нѣкоторомъ отдаленіи отъ разночинцевъ, доставляетъ первымъ необыкновенное уваженіе отъ послѣднихъ. Что касается до обращенія чиновниковъ между собою, оно довольно затруднено церемоніалами, и даже свиданія по должности бываютъ только въ необходимомъ случаѣ. Родственныя и дружескія свиданія, безъ равенства въ чинахъ и близкаго родства, также рѣдки, а на родинѣ и невозможны; потому что два родственника служить въ одной губерніи не могутъ. И въ городахъ и въ деревняхъ, по тѣснотѣ жилищъ и безпрерывныхъ занятій, вообще уклоняются отъ празднаго препровожденія времени съ пріятелями. Такимъ образомъ и чиновники и разночинцы не имѣютъ понятія о тѣхъ пріятныхъ европейскихъ собраніяхъ, на которыхъ друзья и знакомые сообщаютъ другъ другу свои мысли хо въ степенныхъ то въ шутливыхъ разговорахъ. О блестящихъ бальныхъ вечерахъ, кажется, и упоминать не нужно; потому что въ Китаѣ не знаютъ танцевъ (исключая придворной мимики); да и прекрасному полу принимать участіе въ собраніи мущинъ предосудительнымъ считается. Скрывать женскій полъ отъ постороннихъ есть обыкновеніе общее и чиновникамъ и разночинцамъ: но это обыкновеніе нѣсколько смягчается для ближайшихъ родственниковъ и короткихъ друзей. Вслѣдствіе сего-же обыкновенія и гостепріимство, толь уважаемое у всѣхъ и осѣдлыхъ и кочевыхъ народовъ Азіи, въ Китаѣ почти неизвѣстно. Прохожій ни въ городѣ ни въ деревнѣ не найдетъ пріюта. Даже навѣщая родственниковъ и друзей, живущихъ домами, надобно постучаться у воротъ, и на спросъ вышедшаго сказать, съ кѣмъ желаетъ видѣться. Впрочемъ пріятельскія связи съ Китайцами, укрѣпленныя давнимъ знакомствомъ, довольно пріятны; потому что Китайцы въ подобномъ случаѣ бываютъ очень откровенны.
Нельзя отозваться съ похвалою о нравственности въ городахъ и слободахъ, гдѣ торговые люди до большой части суть гости изъ разныхъ даже отдаленнѣйшихъ мѣстъ Китая. Здѣсь развратъ есть необходимое слѣдствіе безженнаго многолюдства, не смотря на то, что внутри городовъ запрещены домы, служащіе убѣжищемъ разврату; и что законы не терпятъ оныхъ и въ предмѣстіяхъ. Особенно жители южныхъ азійскихъ странъ, при несклонности къ шумному и безумному пьянству, преданы сладострастію, можно сказать, необузданному, а законы на общую наклонность народа къ какому-либо пороку вообще смотрятъ сквозь пальцы. Даже при законномъ дозволеніи кромѣ жены имѣть наложницъ -- удовлетвореніе сладострастію, противное природѣ, столь усилилось въ Китаѣ, что положенное законами очень легкое наказаніе за сей порокъ рѣдко исполняется.
Другой порокъ общій всѣмъ сословіямъ въ городахъ и многолюдныхъ мѣстечкахъ есть необыкновенная страсть къ азартнымъ играмъ, которыми торгующіе убиваютъ время долгихъ зимнихъ вечеровъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ иногда убиваютъ свое состояніе, а дѣти богачей расточаютъ имущество своихъ отцовъ. Главныя азартныя игры суть банкъ и зернь. {При игрѣ въ банкъ употребляется длинный покрытый столъ и деревянный четвероугольникъ съ черной и красной стороною. Стоящій вверху стола банкеръ скрытно кладетъ брусокъ подъ покрывало на столѣ: Игроки держатъ противъ Банкера и между собою споръ на черную и красную сторону бруска. Зернъ состоитъ изъ шести шестистороннихъ косточекъ съ точками отъ одной до шести.} Домы азартныхъ игръ строго запрещены: но какъ для полиціи довольно выгодно скрывать такіе домы отъ взоровъ закона; то записные игроки спокойно скитаются по угламъ города. Богатые Китайцы, соблюдая въ домѣ чрезвычайную бережливость во всемъ, въ домахъ разврата и азартныхъ игръ нерѣдко доходятъ до неограниченной расточительности. Впрочемъ азартныя игры между домашними и родственниками свободны отъ преслѣдованій закона.
Китайцевъ вообще упрекаютъ въ корыстолюбіи, и я не могу не подтвердить справедливость такого замѣчанія. Корыстолюбіе въ Китаѣ подлинно есть такой порокъ, который, господствуетъ во всемъ государствѣ: но должно опредѣлитъ виды его, дабы незаконную страсть къ корысти не поставить въ чистомъ желаніи выгодъ. Въ продолженіе столѣтней войны съ Монголами въ предпослѣднемъ вѣкѣ предъ Р. X. Китай дошелъ до такого истощенія, что правительство принужденнымъ нашлось дозволить чиновникамъ содержать себя доходами отъ своихъ должностей. Въ этотъ промежутокъ истощенія государственныхъ доходовъ злоупотребленія приняли законный видъ, и укоренились столъ сильно, что впослѣдствіи и самое хорошее жалованье не могло исторгнуть ихъ корня. Нынѣ сія часть приведена въ такую извѣстность, что находятся подробныя росписанья, сколько каждая должность въ губерніи приноситъ положительнаго дохода въ годъ, и посему росписанію положено, сколько получившій должность долженъ предварительно заплатить служащимъ въ Палатѣ чиновъ. Для сего въ Пекинѣ находятся страховыя общества, которыя новоопредѣленныхъ чиновниковъ снабжаютъ деньгами. Нынѣшній Государь, при вступленіи своемъ на престолъ, указалъ всѣмъ чиновникамъ въ Имперіи представить о недостаткахъ и злоупотребленіяхъ въ правленіи, и купно изложить средства къ исправленію оныхъ. Одинъ изъ Стряпчихъ при исчисленіи разныхъ злоупотребленій между прочимъ пишетъ въ своемъ представленіи. "Чиновники Корпуса Путей водянаго сообщенія при работахъ по Желтой рѣкѣ поступаютъ добросовѣстнѣе другихъ. Они изъ суммъ, отпускаемыхъ на производство работъ, берутъ себѣ только 6/10, а при прочихъ казенныхъ работахъ вообще берутъ себѣ 7/10. Что касается до средствъ къ прекращенію сихъ злоупотребленіи, трудно придумать." Такимъ же образомъ съ своей стороны и правительство поступаетъ; оно производитъ чиновникамъ достаточное жалованье, изъ котораго они обязаны содержать свои Канцеляріи со множествомъ писарей и сторожей. Въ Пекинѣ Палаты на содержаніе своихъ писарей получаютъ изъ губерній остатки отъ разныхъ суммъ.
Но вотъ что странно: народъ нимало не страдаетъ отъ корыстолюбія чиновниковъ. Купечество, торгующее въ городахъ, ничего не платитъ ни за право торговли, ни на содержаніе города. Вмѣсто сего торгующіе содержатъ городскихъ чиновниковъ, и дѣлаютъ имъ при случаѣ подарки; напр. ко дню рожденія, на новый годъ. Послѣ сего не покажется удивительнымъ, что Уѣздный Правитель получаетъ годоваго дохода отъ 40 до 100 т. рублей серебромъ. Уѣздные Правители въ свою очередь должны дѣлиться со всѣми высшими чиновниками отъ Областнаго Правителя и Прокурора до Губернатора и Генералъ-Губернатора. Количество подарковъ опредѣлено соразмѣрно съ доходами. Подпавшій суду, исключая уголовныхъ преступленій очень явныхъ, можетъ оправдаться, или покрайней мѣрѣ остаться менѣе виноватымъ: но только долженъ договориться съ стряпчимъ до изслѣдованія дѣла. Если-же невозможно будетъ спасти его, то возвращается все взятое по договору. И сторожа получаютъ содержаніе отъ приходящихъ въ судъ по своимъ дѣламъ: почему съ Китаѣ есть общая пословица: безъ денегъ не ходи въ судъ. Корыстолюбіе чиновниковъ имѣло равное вліяніе на развращеніе нравовъ и въ разночинцахъ, вступающихъ въ подряды на матеріалы и работы. Въ послѣднихъ оно разраслось въ разныхъ другихъ видахъ, такъ что воспользоваться незнаніемъ покупщика въ цѣнѣ и доброти товаровъ отнюдь не почитается обманомъ. Впрочемъ въ торговлѣ большая часть товаровъ продается по опредѣленнымъ цѣнамъ; а есть небольшіе запросы на нp3;которыя вещи не имѣющія опредѣленной цѣны. Первостепенные купцы въ торговыхъ сдѣлкахъ между собою поступаютъ съ примѣрною честностію. Что касается до мелочныхъ и внутреннихъ и пограничныхъ торгашей, обмануть покупщика въ честь. себѣ ставятъ, и мѣрою обмана измѣряютъ преимущество свое предъ иностранцемъ. Грабежи въ Китаѣ очень рѣдки, чему главною причиною поставить должно невозможность производить оные: но вмѣсто сего воровство, мошенничество и разные подлоги довольно обыкновенны какъ въ городахъ, такъ и въ многолюдныхъ мѣстечкахъ. Первыми двумя ремеслами занимаются безродные бродяги и дѣти разврата, а послѣднимъ жители области Шао-синъ-Фу, которые служатъ письмоводителями въ Присутственныхъ мѣстахъ и стряпчими по дѣламъ по всей Имперіи, и на выдумки подлоговъ и обмановъ отъ природы имѣютъ большую наклонность и способность.
Преобладающія дурныя качества въ Китайцѣ суть: раздражительность, скрытность, коварство,, вѣроломство, мстительность, жестокость. Сіи качества находятся въ каждомъ въ одной степени съ его образованностію: но только при долговременномъ наблюденіи можно замѣтить оныя.
Китаецъ въ обращеніи съ иностранцами вѣжливъ, ласковъ, гибокъ, даже иногда пріятенъ; и тѣ только, которые хорошо изучили Китай, могутъ примѣтить, что сквозь тонкое покрывало учтивостей всюду просвѣчиваетъ гордость. Въ Китаѣ взаимное обращеніе облечено въ законныя формы, которыя означаютъ мѣру преимущества одного лица предъ другимъ, и Китаецъ въ пріемахъ обращенія всегда старается удержатъ первенство предъ иностранцемъ. Положимъ, что народная гордость есть внутреннее сознаніе своего преимущества предъ другими; и Китай, по своему могуществу и образованности, дѣйствительно первенствуетъ между азійскими народами. Но Китайскіе чиновники нерѣдко выказываютъ свое преимущество предъ иностранцемъ въ самомъ оскорбительномъ презрѣніи къ послѣднимъ, а простолюдинъ иногда тоже обнаруживаетъ, но въ дерзскихъ и наглыхъ поступкахъ. Эта дурная черта происходитъ отъ излишней самомечтательности.
Что касается до нравовъ въ частности, то нетокмо губерніи, но даже области отличаются одна отъ другой какими-либо качествами своихъ жителей -- по большеи части хорошими, рѣдко худыми. Даже много есть примѣровъ высокихъ гражданскихъ добродѣтелей. Наприм. нѣкогда Монголы послѣ долговременной осады одного изъ пограничныхъ Китайскихъ городовъ случайно взяли въ плѣнъ мать начальствовавшаго надъ войсками въ городѣ, и приближившись къ городской стѣнѣ потребовали, чтобы онъ для спасенія матери сдалъ городъ безъ кровопролитія: но женщина къ отвѣтъ на это сказала: сынъ! помни, что долгъ къ отечеству важнѣе долга сыновняго, и тутъ же была убита.
Судя безпристрастно, безъ ошибки можно сказать, что въ Китайскомъ народѣ много хорошаго и довольно дурнаго: но сторона хорошая перевѣшиваетъ дурную. Это происходитъ отъ того, что добрая нравственность въ Китайскомъ народѣ весьма много поддерживается отличнымъ дѣйствіемъ законовъ. Въ каждомъ областномъ, окружномъ и уѣздномъ городѣ находится храмъ древнему учителю Кхунъ-цзы, въ которомъ мѣстные начальники въ весеннемъ и осеннемъ среднихъ мѣсяцахъ въ первый день подъ названіемъ динъ совершаютъ возліяніе. По лѣвую (восточную) сторону храма учителю Кхунъ-цзы находится Храмъ вѣрнымъ, справедливымъ, отцепочтительнымъ и дружелюбнымъ подъ названіемъ Чжунъ-и-сяо-ди-цы; предъ храмомъ каменный памятникъ и торжественныя врата. Въ семъ храмѣ поставляются табели съ именами {Собственно: съ прозваніями и именами.} туземныхъ чиновниковъ прославившихся вѣрностію къ престолу, ученыхъ -- справедливостію, сыновей -- почтеніемъ къ родителямъ, внуковъ -- послушаніемъ; а при жизни ихъ пишутся надъ торжественными вратами. По правую сторону находится храмъ подъ названіемъ Цзѣ-cяo-цы. Въ семъ храмѣ поставляются табели съ именами женъ и дѣвицъ цѣломудренныхъ и отцепочтительныхъ. Это суть храмы добродѣтельнымъ, храмы славы, въ которыхъ мѣстные чиновники обязаны ежегодно приносить жертвы -- одну весною, другую осенью. Жертва имъ состоитъ изъ барана, свиньи и восьми сосудовъ съ предложеніями состоящими изъ хлѣбовъ и плодовъ. Чиновникъ, начальствующій при жертвоприношеніи, по прочтеній молитвы, дѣлаетъ предъ табелями одно колѣнопреклоненіе съ тремя поклонами въ землю.
Въ каждомъ губернскомъ городѣ есть храмъ подъ названіемъ Сянъ-лянъ-цы. Въ семъ храмѣ поставляютъ табели съ именами начальниковъ, которые при управленіи тою губерніею оказали услуги отечеству и благодѣянія народу. Въ каждомъ областномъ, окружномъ и уѣздномъ городъ находится храмъ подъ названіемъ Минъ-хуань-цы. Въ семъ храмѣ поставляются табели съ именами чиновниковъ, которые, управляя тою страною, оказали услуги отечеству и благодѣянія народу. Еще въ каждомъ уѣздѣ находится храмъ подъ названіемъ Сянъ-сянь-цы. Въ семъ храмѣ поставляютъ табели съ именами ученыхъ, которые на своей родинѣ прославились добродѣтельною жизнію. Въ помянутыхъ трехъ храмахъ такимъ же образомъ приносятъ жертвы, какъ и въ высшихъ двухъ. Всѣ сіи храмы сооружены Правительствомъ.
О славныхъ мужахъ, удостоиваемыхъ обожанія, Начальники губерній обще съ Попечителями училищъ, по обстоятельномъ изслѣдованіи дѣлъ ихъ, представляютъ Государю, и уже по полученіи указа поставляютъ имена ихъ въ храмѣ славы. За добродѣтели меньшаго разряда дается табель съ похвальною надписью для вывѣски надъ воротами дома; выдаются деньги на сооруженіе торжественныхъ воротъ (но 30 ланъ серебра). Для женскаго пола есть особливыя положенія, на основаніи которыхъ женщины или дѣвицы удостоиваются вниманія Верховнаго начальства; напримѣръ:
а) Если вдова сохранитъ цѣломудріе съ 30-го до 50-го года, или умретъ не доживъ до 50 лѣтъ, а во вдовствѣ проведетъ около 15 лѣтъ, то удостоивается табели съ похвальной надписью.
б) Ежели жена не возвратившагося съ войны мужа сохранитъ цѣломудріе въ продолженіе узаконенныхъ лѣтъ, то удостоивается табели съ похвальною надписью.
в) Ежели дѣвица по причинѣ, что у ея родителей нѣтъ ни сына ни внука, останется при немъ на всю жизнь, отказавшись отъ замужства; или до выхода въ замужство сохранитъ дѣвство въ продолженіе узаконенныхъ лѣтъ; или оставшись въ домѣ жениха, умершаго до совершенія брака, сохранитъ дѣвство до истеченія узаконеннаго времени, то удостоивается табели съ похвальною надписью.
г) Ежели женихъ и невѣста, разлученные обстоятельствами до совершенія брака, но, постоянно питая любовь другъ къ другу, соединятся уже въ старости; то удостоиваются сооруженія торжественныхъ воротъ.
д) Ежели семейство, бывшее при офицерѣ павшемъ на сраженіи, погибнетъ отъ непріятелей; то выдается ему 30 ланъ серебра на сооруженіе торжественныхъ воротъ, и сверхъ сего табели съ ихъ именами поставляются въ храмѣ славы на родинѣ ихъ.
е) Ежели женщина или дѣвица при нашествіи непріятеля погибнетъ за сохраненіе цѣломудрія; то и по прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ удостоиваются сооруженія торжественныхъ воротъ. Ежели нѣтъ родственниковъ; то мѣстный начальникъ обязанъ сооружить имъ торжественныя врата предъ ихъ могилами, а таблицы съ ихъ именами поставить въ храмѣ славы.
ж) Ежели женщина или дѣвица приметъ смерть, защищаясь отъ насилованія, или сама себя предастъ смерти отъ стыда; то удостоивается сооруженія торжественныхъ воротъ.
з) Ежели мужъ будетъ принуждать жену къ распутству, и она сопротивляясь ему сама себя предастъ смерти; или если дѣвица, приневоливаемая женихомъ къ нарушенію цѣломудрія до совершенія брака, приметъ смерть; таковыя удостоиваются сооруженія торжественныхъ воротъ предъ домами ихъ родителей.
Сдѣлавшимъ пожертвованіе въ общественную пользу, простирающееся до 1000 ланъ серебромъ, дозволяется сооружать торжественныя врата съ надписью за пожертвованіе. Домамъ, которые въ продолженіе нѣсколькихъ колѣнъ живутъ въ согласіи и безъ раздѣла, Правительство выдаетъ сумму на построеніе торжественныхъ воротъ, а ихъ имена изсѣкаются на каменномъ памятникѣ предъ храмомъ славы.
Достигшихъ ста лѣтъ Правительство сооружаетъ торжественныя врата; мущинѣ съ надписью: достигшій счастія возможнаго человѣку; а женщинъ: врата долгоденетвующей чрезъ цѣломудренную жизнь; старшему и младшему брату вмѣстѣ достигшимъ ста лѣтъ съ надписью: два знаменія блистательнаго счастія, мужу и женѣ достигшимъ ста лѣтъ, также достигшимъ 120 лѣтъ, выдается двойная сумма на сооруженіе торжественныхъ воротъ. Имѣющимъ въ домѣ отъ пяти до восьми колѣнъ въ живыхъ (отъ прапрадѣда до праправнука), также сооружаются торжественныя врата съ надписью числа колѣнъ.
Кромѣ лестнаго поощренія со стороны правительства, нравственность въ народѣ укореняется еще наставленіями. Гражданскіе и военные чиновники въ областныхъ, окружныхъ и уѣздныхъ городахъ ежемѣсячно въ 1 и 15 число являются въ храмы Вынь-міао, Гуань-ди-міао Вынъ-чань-міао и Ченъ-хуанъ-міао {Кто желаетъ получить ясное понятіе о сихъ храмахъ, можетъ справиться въ Описаніи Пекина изданномъ въ 1829 году.} для поклоненія, потомъ одѣвшись въ парадное платье идутъ въ Присутственное мѣсто, гдѣ собираются ученые, военные, и народъ слушать царскія поученія и законы. Гражданскіе и военные чиновники садятся на подушкахъ на восточной и западной стороны. Чтецъ становится на сѣверовосточной сторонѣ -- лицемъ къ западу и читаетъ по порядку. Старики, военные и народъ слушаютъ, стоя вкругъ крыльца. -- Въ каждой слободѣ и деревнѣ, въ каждомъ военнопоселеніи и въ земляхъ инорородческихъ Старшины избираютъ сборное мѣсто, выбираютъ одного изъ степенныхъ стариковъ Главою народнаго сбора, трехъ или четырехъ изъ благонравныхъ людей -- мѣсячными очередными. Сіи выборные ежемѣсячно съ 1 и 15 числа собираютъ и старыхъ и малолѣтныхъ, и читаютъ имъ Царскія наставленія и законы. Окружные и уѣздные учители обязаны безвременно объѣзжать селенія, и дѣлать жителямъ наставленія.
Нравственность въ самомъ Правительствѣ поддерживается дѣйствіями Прокурорскаго Приказа Ду-ча-юань, что отъ слова въ слово зн: надъ всѣмъ надзирающій приказъ. Это есть Министерство Юстиціи, о которомъ въ Европѣ имѣютъ сбивчивыя понятія {Г. Эйріе въ Живописномъ путешествіи по Азіи, при описаніи сего Приказа, напалъ на дурные источники, и потому у него, кромѣ сбивчивости, допущены разныя ложныя понятія. См. Томъ III стран. 139 и слѣд.}.
Прокурорскій Приказъ состоитъ изъ Присутствія, Канцеляріи, Шести Конторъ, 15-ти Отдѣленій и Пяти Частей Пекина.
Присутствіе составляютъ два Президента 2-го кл. и четыре Совѣтника 3-го кл. Главная обязанность ихъ заключается въ надзоръ: а) за порядкомъ въ управленіи; б) за политическимъ поведеніемъ чиновниковъ. Сіи двѣ части объемлютъ множество разнообразныхъ предметовъ, какъ-то Члены Приказа:
а) Производятъ замѣчанія о чиновникахъ чрезъ Членовъ Конторъ и Отдѣленій; а при назначеніи высшихъ чиновниковъ къ должности, или при представленіи кого-либо Государю, препровождаютъ справку о ихъ службѣ въ Палату чиновъ для представленія Государю.
б) Производятъ справки по столичному испытанію, большому обзору и военному суду {Три названія одинъ смыслъ имѣющія. Первое есть разборъ столичныхъ, второе разборъ губернскихъ, третіе разборъ военныхъ чиновниковъ. По сему разбору они повышаются или остаются при прежнихъ мѣстахъ, иногда понижаются и даже лишаются мѣстъ.}; повѣряютъ отчеты Соляныхъ Приставовъ по окончаніи срочныхъ лѣтъ ихъ служенія; представляютъ Государю свое мнѣніе о чиновникахъ одобряемыхъ или предаваемыхъ суду, доводятъ до свѣдѣнія Государя жалобы приносимыя кѣмъ либо на безвинное притѣсненіе.
в) Присутствуютъ при совѣщаніяхъ о важныхъ дѣлахъ поручаемыхъ разсмотрѣнію Девяти государственныхъ чиновъ {Подъ Девятью государственными чинами Цзю-цинъ разумѣются члены Шести Палатъ, Прокурорскаго Приказа, Докладной Конторы и Юстиціоннаго суда. Министры суть Члены Государевой Канцеляріи; и потому въ совѣтѣ девяти судебныхъ мѣстъ не могутъ присутствовать.}.
г) Обще съ Уголовною Палатою и Юстиціоннымъ судомъ утверждаютъ приговоры къ тяжкимъ наказаніямъ
д) Присутствуютъ при совершеніи Дворцоваго суда и Осенняго суда (по приговорамъ къ смертной казни); и при жертвоприношеніяхъ совершаемыхъ Государемъ.
е) Бываютъ при большихъ выходахъ при Дворѣ, и въ Педагогическомъ Институтъ, когда Государь посѣщаетъ сіе мѣсто.
Въ каждой изъ шести палатскихъ Конторъ присутствуютъ по два старшихъ 9 кл. и по два младшихъ члена 10 кл. Они завѣдываютъ.
1. Отпускомъ конторскихъ выписокъ съ докладовъ и указовъ, (составляющихъ Китайскую газету).
2. Надзоромъ за теченіемъ дѣлъ во всѣхъ Присутственныхъ мѣстахъ въ столицѣ.
Членамъ Конторъ предоставлено повѣрять конфирмованные доклады. Если въ докладѣ Палаты, Приказа, или начальника губерніи -- уже конфирмованномъ -- подлинно откроется что-либо такое, почему невозможно пропустить оный къ исполненію; то Конторамъ дозволяется такіе доклады возвращать Государю при запечатанномъ донесеніи.
Обыкновенныя занятія Шести Конторъ состоятъ:
1. Въ повѣркѣ дворцовыхъ записокъ;
2. Въ выдачѣ царскихъ наказовъ;
3. Въ повѣркѣ послужныхъ списковъ чиновниковъ.
4. Въ выдачѣ Подороженъ;
5. Въ повѣркѣ доходовъ и расходовъ Государственныхъ.
6. Въ повѣркѣ росписокъ въ доставленіи вещей въ Палаты Финансовую и строительную.
7. Въ разсматриваніи экзаминальныхъ задачъ.
8. Въ повѣркѣ дѣлъ по учебной части.
9. Въ повѣркѣ подороженъ, отсылаемыхъ разнымъ начальникамъ въ губерніяхъ.
Въ 15-ти Отдѣленіяхъ присутствуютъ 50 членовъ 9 и 10-го кл., они занимаются надзоромъ за теченеімъ дѣлъ во всѣхъ Присутственныхъ мѣстахъ въ столицѣ пересмотромъ уголовныхъ дѣлъ поступившихъ изъ губерній, и ревизіею всего, что производится въ Пекинѣ по части правительственной. Члены Отдѣленій и Члены Конторъ назначаются присутствовать во всѣхъ временныхъ Комитетахъ и Коммисіяхъ въ Пекинѣ.
Въ каждой изъ Пяти Частей Пекина по два Надзирателя, избираемые изъ Членовъ Конторъ и Отдѣленій на годъ. Всего въ Конторахъ и Отдѣленіяхъ считается 14 члена -- подъ общимъ названіемъ Цзянь-ча-юй-ши что отъ словъ въ слово зи: надзирающій царскій историкъ, а по отношенію къ предметамъ должности близко соотвѣствуетъ русскому слову: Губернскій стряпчій.
Дѣла, производимыя въ губерніяхъ, неподлежатъ ихъ надзору и ревизіи; потому что тамъ находятся Прокуроры Дао по разнымъ частямъ управленія: но столичнымъ Стряпчимъ дозволено смотрѣть за всѣми злоупотребленіями въ народѣ, происходящими отъ слабаго надзора начальства, и не смотря на лица, доносить непосредственно Государю о всѣхъ предосудительныхъ слухахъ о комъ либо -- безъ отвѣтственности за истину.