Организующая дѣятельность всегда направлена къ образованію какихъ-нибудь системъ изъ какихъ-нибудь частей, или элементовъ.
Какіе же вообще эти элементы? Что именно организуетъ человѣкъ своими усиліями? Что организуетъ природа своими эволюціонными процессами? При всемъ разнообразіи случаевъ, одна характеристика остается повсюду примѣнимою: организуются тѣ или иныя активности, тѣ или иныя сопротивленія. Изслѣдуемъ, и мы убѣдимся, что это, во-1), на самомъ дѣлѣ одна, а не двѣ характеристики, и во-2), что она универсальна, не имѣетъ исключеній.
Система труда представляетъ организацію человѣческихъ активностей и сопротивленій, направленныхъ противъ силъ внѣшней природы, т. е., опять-таки, ея сопротивленій и активностей. Всякій жизненный процессъ является организованнымъ именно какъ сочетаніе активностей и сопротивленій, противостоящихъ его средѣ.-- Но что такое "сопротивленіе"?
Когда двѣ активности сталкиваются, то каждая изъ нихъ -- сопротивленіе для другой. Если вы боретесь съ врагомъ, то его усилія для васъ -- сопротивленія, которыя надо преодолѣть; но также и обратно: все зависитъ отъ выбора точки зрѣнія. Активность и сопротивленіе -- не два разныхъ типа явленій, а два соотносительныхъ обозначенія для одного типа. Исключеній нѣтъ.
Прежде думали, что существуютъ сопротивленія, вполнѣ лишенныя характера активностей, чисто-пассивныя, и называли ихъ "инерціей". Инерцію приписывали веществу, именно атомамъ; полагали, что матерія, не будучи сама "силою", оказываетъ дѣйствію силъ сопротивленіе, пропорціональное массѣ своихъ атомовъ. Но теперь представленіе о чистой инерціи разбито; атомъ оказался не пассивной субстанціей, а, напротивъ, системою наиболѣе быстрыхъ и концентрированныхъ движеній, какія только извѣстны во вселенной; матерія свелась къ "энергіи", т. е. къ дѣйствію, къ активности.
Мы сказали: все, что организуется, есть не что иное, какъ активности-сопротивленія. Легко убѣдиться, что это такъ. Все, доступное нашему опыту, нашему усилію и познанію, представляетъ необходимо активности-сопротивленія. Если бы существовало нѣчто иное, не имѣющее этого характера, оно не производило бы дѣйствія на наши чувства, не проявляло бы противодѣйствія нашимъ движеніямъ: оно не могло бы войти въ нашъ опытъ и навсегда осталось бы для насъ неизвѣстнымъ, недоступнымъ. Значитъ, "оно" насъ и не касалось бы, о немъ не приходится ни говорить, ни думать, если наши слова и мысли должны имѣть какой-нибудь смыслъ.
Итакъ, организація есть нѣкоторое сочетаніе активностей-сопротивленій. Изслѣдуемъ, какое.