Въ виду двойственнаго значенія Россійскаго государства, какъ вполнѣ самостоятельнаго политическаго организма, и въ то же время, какъ союза народовъ и племенъ, историческими событіями въ прошедшемъ и общностью жизненныхъ интересовъ въ настоящемъ приведенныхъ къ общежитію и въ немъ удерживаемыхъ, но никакимъ человѣческимъ законамъ не обязанныхъ, приноситъ въ жертву этому общежитію свою нравственную, національную личность и матеріальное благосостояніе родной земли, необходимымъ представляется помимо другихъ соображеній о пользѣ и справедливости, вручитъ верховную законодательную власть не одному, а двумъ общегосударственнымъ собраніямъ всенародныхъ и областныхъ представителей: ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМѢ и СОЮЗНОЙ ДУМѢ.

А. Государственная Дума составляется изъ представителей всего населенія Россіи, избираемыхъ всеобщею подачею голосовъ по округамъ, которыхъ должно быть въ каждомъ уѣздѣ не менѣе одного. Она имѣетъ назначеніе: своею законодательною дѣятельностью объединить стремленія населеній различныхъ мѣстностей къ усовершенствованію государственнаго общежитія на благо общее, примѣненіемъ къ внутреннему государственному строительству и внѣшнимъ сношеніямъ государства началъ братской взаимопомощи, соціальной справедливости и свободы.

Б. Союзная Дума составляется изъ представителей областныхъ собраній, которые избираются гласными этихъ собраній изъ своей среды по соображенію съ численностью населенія въ каждой области и въ одинаковомъ для всѣхъ областей пропорціональномъ отношеніи. Союзная Дума, кромѣ общей съ Государственною Думою законодательной дѣятельности, имѣетъ задачею полагать преграды такимъ стремленіямъ стоящихъ у власти группъ, которыя, подъ прикрытіемъ громкаго имени всенароднаго блага, угнетаютъ жизнь отдѣльныхъ областей и націй, входящихъ органическими членами въ составъ общаго государственнаго дѣла, ведутъ къ внутреннимъ раздорамъ и ослабляютъ общественную самодѣятельность, порождая правительственный деспотизмъ, въ прямой ущербъ жизненнымъ интересамъ государственнаго общежитія. Обѣ Думы, Союзная же въ особенности, имѣютъ назначеніе наблюдать за дѣйствіями правительства, вводить ихъ въ границы законности и удерживать въ этихъ границахъ.

B. Кругъ занятій обѣихъ Думъ, соотвѣтственно ихъ назначенію, можетъ быть опредѣленъ слѣдующими общими положеніями:

1) Обѣ Думы засѣдаютъ одновременно.

2) Обѣ Думы собираются въ столичномъ городѣ не по созыву, а въ точно опредѣленные закономъ сроки; онѣ сами организуютъ свои бюро, комиссіи и порядокъ занятій.

3) Члены обѣихъ Думъ пользуются законодательною иниціативою наравнѣ съ правительствомъ.

4) Для приданія закону обязательной силы требуется принятіе его каждою Думою.

5) Каждому члену той или другой Думы принадлежитъ право дѣлать правительству запросы; каждая Дума можетъ постановлять выраженіе довѣрія или недовѣрія правительству или его отдѣльнымъ членамъ.

6) Для дѣйствительности всякаго рода обязательствъ подъ матеріальною или нравственною отвѣтственностью страны, а также договоровъ, заключенныхъ правительствомъ съ иностранными государствами, необходимо согласіе обѣихъ Думъ.

7) Думы разсматриваютъ и утверждаютъ, съ измѣненіями или безъ оныхъ, государственный бюджетъ и смѣты чрезвычайныхъ кредитовъ (на случай войны,напр.).

Примѣчаніе. Должно строго соблюдаться:

а) чтобы никакой финансовый законъ не былъ вносимъ на обсужденіе Думъ безъ предварительнаго заключенія областныхъ собраній;

б) чтобы въ бюджетныя предположенія непремѣнно включались требуемые областными собраніями дополнительные кредиты;

в) чтобы въ случаѣ отказа Государственной Думы въ ходатайствѣ областного собранія о дополнительномъ кредитѣ, тогда какъ Союзная Дума не встрѣчаетъ препятствій къ удовлетворенію этого ходатайства, дѣло поступало на окончательное рѣшеніе общаго собранія департаментовъ Кассаціоннаго Суда (Сената) {Съ введеніемъ государственныхъ преобразованій, предлагаемыхъ настоящею программою, Сенатъ ничѣмъ инымъ, кромѣ высшей инстанціи государства, быть не можетъ.};

г) чтобы въ смѣты бюджетныя и чрезвычайныхъ расходовъ включались предположенія сборовъ по однимъ только косвеннымъ налогамъ, такъ какъ налоги прямые подлежатъ расходованію на нужды волостей, уѣздовъ и областей, а потому государство никакого права на нихъ имѣть не можетъ.

Г. Обязанности члена Союзной Думы и министра не совмѣстимы.

Д. Члены Государственной Думы могутъ принимать мѣста въ совѣтъ министровъ, не слагая съ себя депутатскаго званія.

Е. Не только членъ Союзной, но и Государственной Думы признается отказавшимся отъ своихъ полномочій, если приметъ отъ правительства назначеніе на какую-либо должность (кромѣ министерской для члена Государственной Думы), титулъ, орденъ или цѣнный подарокъ.

Ж. Въ виду важнаго для народнаго хозяйства значенія въ Россіи государственныхъ имуществъ, необходимо, чтобы завѣдываніе и распоряженіе этими имуществами поступило подъ высшій надзоръ Союзной Думы, которая назначаетъ главноуправляющаго государственными имуществами и утверждаетъ представляемые имъ предположенія и отчеты по эксплоатаціи; для составленія же и провѣрки описей имуществамъ, а также для охраны послѣднихъ отъ расхищенія или обезцѣненія и для отдачи ихъ въ пользованіе нуждающимся, привлекаетъ къ содѣйствію органы уѣзднаго -и областного самоуправленій; отъ которыхъ получаетъ для соображеній необходимыя свѣдѣнія; общія основанія для эксплоатаціи государственныхъ имуществъ и назначеніе чистаго дохода отъ этой эксплоатаціи устанавливается закономъ, слѣдовательно, совмѣстно съ Государственною Думою.

3. Государственная Дума выслушиваетъ отчеты государственнаго контролера по исполненію бюджетныхъ назначеній и чрезвычайныхъ расходовъ и утверждаетъ сдѣланные имъ начеты на лица и учрежденія; подвергшіеся начетамъ контролера не только имѣютъ право представлять Думѣ свои объясненія, но и переносить разсмотрѣніе правильности сдѣланныхъ на нихъ и утвержденныхъ Думою начетовъ на окончательное рѣшеніе Кассаціоннаго Суда.

И. Распустить Государственную Думу Глава Государства можетъ не иначе, какъ съ открытаго на то согласія Союзной Думы и непремѣнно подъ условіемъ назначенія новыхъ выборовъ въ точно опредѣленный закономъ промежутокъ времени.

I. Думы не могутъ собираться одна безъ другой, а потому распущеніе Государственной Думы влечетъ за собою возобновленіе полномочій членовъ (Союзной Думы, для чего областныя собранія созываются нарочито и одновременно съ манифестомъ о распущеніи; исполненіе же сего условія дѣлаетъ недѣйствительнымъ манифестъ Главы Государства о распущеніи Государственной Думы.

К. На время отдыха отъ занятій обѣ Думы оставляютъ изъ своей среды, для наблюденія за дѣйствіями правительства и сношенія съ нимъ и областями, наблюдательныя комиссіи.

Л. При основательности опасенія государственнаго переворота, наблюдательныя комиссіи, обѣ вмѣстѣ или каждая отдѣльно и даже одна безъ другой, уполномочены обращаться съ объяснительнымъ манифестомъ къ областнымъ самоуправленіямъ и созываютъ Думы.

М. Въ случаѣ внѣшней опасности, грозящей Государству, или возмущенія одной изъ его областей, Думы собираются сами, если не послѣдуетъ созыва отъ Главы Государства, и не расходятся, и не могутъ быть распущены впредь до минованія опасности или до возстановленія спокойствія, о чемъ постановляютъ сами.

Н. Пересмотръ основныхъ (конституціонныхъ) государственныхъ законовъ можетъ послѣдовать только по взаимному соглашенію Думъ, выраженному соотвѣтственными постановленіями большинства двухъ третей голосовъ каждой. Тогда Глава Государства созываетъ Соборъ, составляемый изъ членовъ обѣихъ Думъ въ полномъ составѣ, усиленномъ собою для сего избранными представителями областныхъ собраній въ такомъ числѣ, чтобы номинальный составъ Союзной Думы равнялся численностью такому же составу Государственной Думы. Соборъ постановляетъ.

О. Личность каждаго изъ членовъ Думъ неприкосновенна на все время ихъ засѣданій; въ случаѣ же совершенія въ теченіе этого времени кѣмъ-либо изъ членовъ Думъ уголовнаго преступленія противъ общаго права, постановленіе о преданіи обвиняемаго суду въ общемъ порядкѣ уголовнаго преслѣдованія (то-есть намѣренно суду присяжныхъ) {Терминъ присяжные, присяжные засѣдатели употребляется лишь для большей ясности понятія, связаннаго съ народнымъ представленіемъ о гласномъ судѣ общественно совѣсти. Присяга не обязательна.}, принадлежитъ той Думѣ, въ которой онъ состоитъ членомъ.

П. Государственная измѣна члена Государственной или Союзной Думы, по постановленію о преданіи обвиняемаго суду, обѣими Думами, судится Союзною Думою совмѣстно съ сенаторами уголовнаго департамента. Такой смѣшанный, судъ носитъ названіе Верховнаго Суда.

Р. Тому же суду и въ томъ же порядкѣ подлежатъ и министры, не только по обвиненію въ государственной измѣнѣ, но и за превышеніе власти или за злоупотребленія оною.

С. Въ виду важнаго политическаго значенія Кассаціоннаго Суда, кандидаты на должности сенаторовъ (его членовъ) предлагаются Главѣ Государства Союзною Думою непремѣнно изъ лицъ, удовлетворяющихъ требованіямъ судебной службы и бывшихъ уже членами какой-либо изъ Думъ, судебныхъ палатъ или областными гласными.

Т. Вопросъ о согласіи съ основными государственными законами (вопросъ о конституціонности) всякаго принятаго Думами закона, рѣшается Кассаціоннымъ Судомъ (Сенатомъ) въ общемъ собраніи его департаментовъ.

У. Обнародованіе законовъ и лишающихъ оные силы дѣйствія, рѣшеній Сената принадлежитъ Главѣ Государства и для него обязательно подъ отвѣтственностью министровъ.

-----

Я не буду (входить здѣсь въ критическое разсмотрѣніе этого проекта по существу, но нельзя не отмѣтить одной его чрезвычайно симпатичной черты: стремленія къ созданію условій для развитія самой широкой самодѣятельности гражданъ, проникающую проектъ насквозь идею децентрализаціи и его заботу о нуждахъ мѣстныхъ, областныхъ, а также интересахъ, входящихъ въ составъ Россіи, отдѣльныхъ національностей.

Откуда же вышелъ этотъ проектъ?

Мальшинскій издалъ его, лакъ программу "Земскаго Союза", а въ вышеприведенномъ предисловіи къ ней сознательно перемѣшалъ "Wahrheit" съ ,Dichtung". На самомъ дѣлѣ къ группѣ земскихъ конституціоналистовъ, извѣстной подъ именемъ "Земскаго Союза", Мальшинскій никакого отношенія не имѣлъ {Но онъ, какъ извѣстно, пишущему эти строки, находился въ общеніи съ игравшими важныя роли въ Св. Дружинѣ, кн. Щербатовымъ, кн. Санъ-Донато, Шмидтомъ и другими. Вообще роль Мальшинскаго въ этомъ дѣлѣ была чрезвычайно сложная, но останавливаться на ней я здѣсь не буду, имѣя въ виду обрисовать ее въ особой работѣ, посвященной конституціонному движенію въ 70-хъ и 80-хъ годахъ XIX вѣка.}, да и самая группа эта, какъ организація, существовала, если можно такъ выразиться, больше психологически, чѣмъ фактически. На съѣздѣ конституціоналистовъ въ Москвѣ въ концѣ марта 1879 года (И. И. Петрункевичъ, М. И. Петрункевичъ, Ф. И. Родичевъ, братья П. А. и А. А. Бакунины, В. А. Гольцевъ, кн. С. М. Крапоткинъ, А. И. Чупровъ, А. Ф. Линдфорсъ, В. А. Савичъ, Павловскій, Длускій и др.) былъ поставленъ вопросъ объ организаціи тайнаго общества для достиженія конституціоннаго режима въ Россіи, но предложеніе это съѣздомъ было рѣшительно отклонено, и взамѣнъ того, по предложенію Ф. И. Родичева, было постановлено продолжать устраивать такіе же съѣзды, на которыхъ и обсуждать политическіе вопросы, выдвигаемые самою жизнью. Но и этого, вслѣдствіе, послѣдовавшихъ за покушеніемъ Соловьева 2 апрѣля 1879 г., усиленныхъ репрессій, осуществить не удалось, такъ что венскіе адресы 1881 г. явились уже не продуктомъ сговора земцевъ, какъ это было съ адресами 1879 года, а дѣломъ частной иниціативы земскихъ конституціоналистовъ въ отдѣльныхъ губерніяхъ, частью принадлежавшихъ къ земской группѣ, о которой у насъ идетъ рѣчь, а частью и совсѣмъ не находившихся съ нею въ сношеніяхъ {Къ послѣднимъ принадлежали иниціаторъ возбужденія конституціонныхъ преній въ таврическомъ земствѣ -- В. К. Винбергъ, иниціаторъ самарскаго адреса -- Э. П. Нудатовъ и другіе.}. Однако, адресы эти все же явились результатомъ именно того толчка, который былъ данъ земско-конституціонному движенію московскимъ съѣздомъ въ мартѣ 1879 года. Такимъ образомъ, тайнаго общества земцевъ тогда не образовалось. Никакого "распорядительнаго органа" въ группѣ земскихъ конституціоналистовъ не было и никакой заграничной газеты органомъ своей группы она не считала. Тѣмъ не менѣе, брошенная на съѣздѣ, мысль о тайномъ обществѣ, или тайномъ союзѣ, какъ бы носилась въ воздухѣ, и членовъ труппы стали называть Земскимъ Союзомъ. Это названіе упрочилось за ней и въ средѣ правительства, и въ средѣ общества, и въ средѣ революціонеровъ, и въ средѣ самихъ земцевъ. Въ этомъ смыслѣ только и можно говорить о дѣйствительномъ Земскомъ Союзѣ {Наиболѣе выдающимся земскимъ конституціоналистомъ среди "южанъ" былъ покойный А. Ф. Линдфорсъ, ведшій въ 1878 году въ Кіевѣ вмѣстѣ съ И. И. Петрункевичемъ извѣстные переговоры съ революціонерами и работавшій съ нимъ всегда рука объ руку. Послѣ высылки И. И. Петрункевича изъ Черниговской губерніи А. Ф. Линдфорсъ неоднократно къ нему пріѣзжалъ, но ни о Земскомъ Союзѣ, ни объ его "политической программѣ" никогда и ничего И. И. Петрункевичу онъ не говорилъ. По свидѣтельству И. И. Петрункевича, если бы А. Ф. Линдфорсъ имѣлъ хоть какое-нибудь къ этому отношеніе, то онъ, въ силу существовавшихъ между ними самыхъ близкихъ отношеній и полнаго единства политическихъ взглядовъ, конечно, поставилъ бы его въ курсъ этихъ дѣлъ. Но ничего подобнаго никогда не было, изъ чего И. И. Петрункевичъ заключаетъ, что и А. Ф. Линдфорсъ никакого участія въ этихъ дѣлахъ не принималъ. Самъ И. И. Петрункевичъ, а также Ф. И. Род.ичевъ ни къ Мальшинскому, ни къ составленію политической программы "Общества Земскій Союзъ" абсолютно никакого отношенія не имѣли, а что касается "Вольнаго Слова", то ни одного номера его они никогда и не видѣли. (Говорю все это съ разрѣшенія И. И. Петрункевича и Ф. И. Родичева). Столь же далеки отъ участія въ составленіи "политической программы" были и другіе изъ нынѣ здравствующихъ земскихъ конституціоналистовъ того времени, съ которыми я по этому поводу имѣлъ бесѣды. Не слышали они объ этомъ ничего и отъ близкихъ имъ и лично, и по общности стремленій, земскихъ конституціоналистовъ, нынѣ покойныхъ,-- въ частности и В. А. Гольцева, охотно (разсказывавшаго о другихъ дѣлахъ въ сферѣ освободительнаго движенія, въ которыхъ онъ принималъ участіе. Ни одного слова о томъ, чтобы какой-либо разработанный конституціонный проектъ вышелъ изъ земскихъ круговъ, нѣтъ и у Кенана, находившагося съ нѣкоторыми изъ наиболѣе активныхъ земскихъ конституціоналистовъ,-- членовъ такъ называемаго "Земскаго Союза",-- въ личномъ общеніи, собиравшаго У нихъ свѣдѣнія объ общественномъ движеніи въ Россіи и затѣмъ (не всегда точно публиковавшаго эти свѣдѣнія въ Америкѣ. Между тѣмъ, отъ того же Кенана не были скрыты даже и такіе факты, каікъ переговоры земцевъ съ террористами, составленіе московскими конституціоналистами для подачи гр. Лорисъ-Меликову той "записки", которая опубликована только теперь (послѣ смерти С. А. Муромцева) и т. д. Словомъ, среди земцевъ ни малѣйшаго слѣда участія ихъ въ такомъ выдающемся актѣ, какъ будто бы составленіе ими конституціоннаго проекта, не существуетъ. И это, не смотря на то, что, по словамъ Мальшинскаго, проектъ разрабатывался земскими конституціоналистами коллективно (проектъ "вызвалъ раздѣленіе мнѣній среди членовъ распорядительнаго органа Земскаго Союза", а затѣмъ черезъ русскую заграничную печать былъ подвергнутъ "гласному обсужденію сочленовъ"). Чѣмъ же объяснить, что о такихъ важнѣйшихъ фактахъ, въ исторіи земско-конституціоннаго движенія въ Россіи такъ-таки абсолютно никакихъ слѣдовъ среди нынѣ здравствующихъ членовъ, именно той земской группы, которая и была извѣстна подъ именемъ "Земскаго Союза", не существуетъ? Да только тѣмъ, что "политическая программа" вышла совсѣмъ не изъ этой группы, что вполнѣ совпадаетъ и съ результатами анализа существующихъ данныхъ о возникновеніи заграничной газеты "Вольное Слово", роли въ этой газетѣ ея редактора Мальшинскаго и т. д.}.

Прошли послѣ того годы, и всякія легенды о "Земскомъ Союзѣ", съ легкой руки автора брошюръ "Либералы и террористы" и "Конституціоналисты 1881 года", г. Тихомирова, впервые процитировавшаго въ "легальной литературѣ" фантастическія данныя объ этомъ Союзѣ изъ помѣщенной въ No 54 заграничнаго журнала "Общее Дѣло" за 1883 годъ секретной "Записки о противоправительственныхъ сообществахъ не столь вредныхъ", стали иногда, воспроизводиться въ печати безъ надлежащей критики и въ такомъ видѣ входили въ общественное обращеніе.

Такимъ образомъ всѣ имѣющіяся данныя свидѣтельствуютъ объ одномъ и томъ же: воспроизведенная выше "программа" вышла не изъ той группы земцевъ, которая извѣстна подъ именемъ "Земскаго Союза". Ея авторомъ былъ гр. П. П. Шуваловъ, по категорическому удостовѣренію И. И. Петрункевича. и другихъ извѣстныхъ земскихъ дѣятелей того времени, къ это группѣ никогда не принадлежавшій {Весьма, однако, вѣроятно, что въ окончательномъ редактированіи проекта принималъ участіе и М. П. Драгомановъ, такъ какъ знакомство его съ гр. Шуваловымъ фактъ несомнѣнный, а по своему духу проектъ столь же несомнѣнно отвѣчаетъ кореннымъ идеямъ знаменитаго украинскаго публициста.}. Такъ какъ эта "программа" воспроизводится теперь лишь въ первый разъ, то можно надѣяться, что воспроизведеніе это послужитъ поводомъ для обсужденія ея въ литературѣ и пролитіи тѣмъ дальнѣйшаго свѣта, какъ на обстоятельства ея составленія, такъ и на личность ея автора -- гр. П. П. Шувалова. Позволяю себѣ обратиться къ лицамъ, близкимъ къ покойному гр. Шувалову и лицамъ, имѣвшимъ съ нимъ дѣловыя связи на почвѣ конституціонныхъ стремленій, съ убѣдительной просьбой опубликовать свои о гр. Шуваловѣ воспоминанія. Этимъ они окажутъ существенную услугу дѣлу познанія одного изъ такъ еще недостаточно изученныхъ моментовъ общественнаго движенія въ Россіи и воздадутъ должное покойному автору чрезвычайно интереснаго конституціоннаго проекта.

"Современникъ", кн. III, 1913 г.