Въ основаніе внутренней областной связи полагается не только однородность экономическаго быта опредѣленной группы уѣздовъ, а потому и общность матеріальныхъ интересовъ, связующихъ населеніе этихъ уѣздовъ какъ-бы въ одно хозяйственное цѣлое, но также и условія нравственнаго быта, исторически сложившіяся національныя особенности и проистекающая отсюда духовная потребность людей, поселенныхъ на пространствѣ нѣсколькихъ уѣздовъ, къ совмѣстной культурной дѣятельности,-- къ общности политической жизни.

Было бы трудно намѣтить теперь же границы предполагаемыхъ областей. Но оставляя разрѣшеніе этой задачи до болѣе полнаго выясненія мѣстныхъ особенностей и воли населенія, можно сказать съ увѣренностью, на основаніи экономическихъ и этнографическихъ данныхъ, а также на основаніи административнаго опыта, въ нѣкоторыхъ областяхъ лишь недавно прекращеннаго, а въ другихъ продолжающагося уже многіе десятки лѣтъ {Практика генералъ-губернаторствъ, учебныхъ округовъ и проч.}, что самоуправляющаяся область должна значительно превосходить размѣры губерніи, за единтвеннымъ, быть можетъ, исключеніемъ земель казачьихъ войскъ, покуда общій ходъ прогресса не изгладитъ окончательно эту отживающую форму самоуправленія.

Различіе же принципіальное между нынѣшней губерніей и предполагаемою настоящей программою областью доходитъ до полнаго почти ихъ противоположенія: губернія есть подраздѣленіе чисто произвольное, измышленное, по образцу централистическихъ государствъ Европы, бюрократіей для цѣлей центральнаго правительства, не перестающаго угнетать провинціальную жизнь цѣлою арміей всюду налагаемаго, народу чуждаго и, вопреки народной волѣ, насчетъ народа же содержимаго чиновничества; тогда какъ учрежденіе самоуправляющейся области имѣетъ прежде всего цѣлью расширить и упрочить кругъ общественной самодѣятельности, предоставивъ голосу народныхъ представителей рѣшающее значеніе въ вопросахъ административныхъ и политическихъ, но сколько эти вопросы касаются интересовъ области.

Соотвѣтственно цѣли своего учрежденія, областное самоуправленіе должно быть основано на слѣдующихъ началахъ:

1) Область управляется областнымъ собраніемъ (сеймомъ, радою), которое періодически засѣдаетъ въ главномъ городѣ области не по созыву, а въ точно опредѣленные закономъ сроки, и само себя организуетъ для занятій.

2) Областное собраніе состоитъ изъ выборныхъ представителей населенія уѣздовъ (областныхъ гласныхъ).

3) Чтобы каждый областной гласный могъ отдавать отчетъ въ своихъ дѣйствіяхъ передъ своими избирателями и быть съ ними въ постоянномъ общеніи (дабы не заблуждаться и не вводить въ заблужденіе всего собранія относительно дѣйствительныхъ нуждъ данной мѣстности, ея наличныхъ средствъ и пожеланій ея населенія), необходимо прямое избраніе областныхъ гласныхъ по округамъ всѣмъ правоспособнымъ населеніемъ округа.

4) Уѣзды дѣлятся на избирательные округа по опредѣленному числу жителей, по возможности равному для каждаго округа.

5) Кругъ вѣдѣнія областного собранія составляютъ:

а) разверстка прямыхъ налоговъ по уѣздамъ, на нужды каждаго уѣзда, и областныя, на общемъ для всѣхъ уѣздовъ основаніи;

6) учрежденіе, содержаніе и управленіе такими установленіями и сооруженіями общественной пользы, которыя не вызываются потребностями одного уѣзда или превышаютъ его средства;

в) организація областной статистики;

г) завѣдываніе финансами области;

д) инспекторскій надзоръ, посредствомъ особыхъ комиссій или чрезъ приглашенныхъ спеціалистовъ, за фабриками или заводами, эксплуатаціей минъ, лѣсовъ, за производствомъ разныхъ промысловъ и содержаніемъ путей сообщенія; а также составленіе инструкцій по сему надзору;

е) изданіе имѣющихъ силу закона обязательныхъ постановленій относительно употребленія того или другого или нѣсколькихъ языковъ въ оффиціальныхъ сношеніяхъ и школахъ внутри области, содержимыхъ на общественный счетъ, а также по охраненію народнаго здравія, предупрежденію и пресѣченію эпидемій, эпизоотій и прочихъ бѣдствій, угрожающихъ двумъ и болѣе уѣздамъ;

ж) мѣры попеченія о народномъ благогосостояніи, въ особенности же о благосостояніи трудящихся классовъ, изысканіемъ и приведеніемъ въ исполненіе способовъ наиболѣе производительнаго приложенія труда;

з) мѣры, способствующія развитію промышленности, и устройство рынковъ для обмѣна продуктовъ повсемѣстно въ области;

и) содѣйствіе образованію и дѣятельности частныхъ обществъ по всѣмъ отраслямъ знанія и полезной дѣятельности;

і) составленіе областного бюджета;

к) разсмотрѣніе и утвержденіе произведенныхъ расходовъ и отчетовъ разныхъ должностныхъ лицъ;

л) составленіе и представленіе бюджетной комиссіи Государственной Думы (см. госуд. самоупр., В. 7., примѣч. б.), съ извѣщеніемъ о томъ министра финансовъ, требованій добавочнаго кредита за счетъ взимаемыхъ въ области на общегосударственныя нужды косвенныхъ налоговъ;

м) заключенія по проектамъ финансовыхъ законовъ, поступающихъ изъ Государственной Думы (см. госуд. самоуправленіе. В. 7, примѣч. а.) на предварительное разсмотрѣніе областныхъ собраній;

и) выборъ уполномоченныхъ отъ областного собранія Членовъ Союзной Думы (см. госуд. самоуправленіе, Б и Собора (тамъ-же, И);

о) утвержденіе въ должностяхъ избранныхъ учеными комиссіями профессоровъ университетовъ и высшихъ школъ, ректоровъ и директоровъ тѣхъ-же и среднихъ учебныхъ заведеній, а также учителей въ послѣднихъ, изъ лицъ, признанныхъ достойными по конкурсу;

и) назначеніе директоровъ народныхъ училищъ;

р) назначеніе инспекторовъ государственныхъ и до завѣдыванія этими имуществами относящейся особой комиссіи для исполненія дѣйствій и работъ по указаніямъ и для соображенія Союзной Думы (см. госуд. самоупр., Ж);

с) сношенія съ другими областями и со всѣми мѣстами и лицами по всѣмъ вопросамъ общественной и государственной жизни;

т) предложеніе черезъ министра юстиціи Главѣ Государства кандидатовъ на вакантныя должности членовъ общихъ -судебныхъ установленій внутри области, изъ числа ея жителей или уроженцевъ, удовлетворяющихъ требованіямъ судебной службы.

Примѣчаніе. Въ виду важнаго конституціоннаго значенія суда въ практикѣ самоуправленія, установленный Судебными Уставами принципъ несмѣняемости предполагается не только удержать, но и распространить на выборныхъ мировыхъ судей.

6) Областные гласные и должностныя лица области, мировые судьи и уѣздныя власти, за преступленія по должности, подлежатъ суду присяжныхъ въ уголовномъ департаментѣ апелляціонной судебной инстанціи (судебной палаты).

7) Столкновенія между уѣздами и жалобы уѣздныхъ собраній на неправильность разверстки прямыхъ налоговъ (см. п. 5а), разсматриваются въ общемъ -собраніи департаментовъ палаты, которые принимаютъ въ свои засѣданія членовъ областной управы на правѣ совѣщательнаго голоса. Общее собраніе судебной палаты постановляетъ окончательно.

8) Постановленія о преданіи суду за преступленія по должности областного или уѣзднаго гласнаго и должностныхъ лицъ, назначаемыхъ областнымъ собраніемъ, дѣлаются собраніями гласныхъ по принадлежности; мировой судья отдается подъ судъ постановленіемъ съѣзда мировыхъ судей.

9) Судебному мѣсту, постановляющему приговоръ, принадлежитъ и право судить, есть ли въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ достаточно основаній къ возбужденію судебнаго преслѣдованія противъ обвиняемаго (п. 8).

10) Гласный или мировой судья, о которыхъ состоялось постановленіе собранія гласныхъ мирового съѣзда о преданіи суду, но которые освобождены отъ судебнаго преслѣдованія, по ненахожденію достаточныхъ къ тому основаній судомъ, постановляющимъ приговоръ (д. 9), теряютъ свои полномочія впредь до переизбранія.