— Так вот, ребятки. Знаете ли вы, для чего так нужно нам море? Вряд ли кто из вас понимает всю важность моря для государства и народа.
Гришка Козлов, насторожившись, залпом выпалил:
— Я знаю. Море нам нужно для того, чтобы купаться в нем, ездить далеко, далеко на больших кораблях, — и весь зарделся, как маковый цвет, радуясь в душе своему удачному ответу.
Сидорыч улыбнулся.
— Так-то оно так, да есть еще причины поважнее.
Еще в древние времена люди ценили море, как самый удобный способ сношения между народами. Страна Индия, находящаяся сейчас под владычеством Англии, долгое время была мало известна европейским народам. По сухопутью трудно было до нее добраться, да и на пути к ней, где сейчас находится наш Союз Советских Республик, обитало много диких и враждебных племен. Только после открытия морского пути в Индию европейцы завели торговые сношения с этой богатейшей страной.
Ведь тогда не только железных, а даже более или менее хороших грунтовых дорог не было.
За последние столетия развитие культуры значительно двинулось вперед. Появились железные дороги, перевозящие с большой быстротой людей и громадные грузы из одной страны в другую. Казалось бы, зачем нам теперь морские пути. Но оказывается, что значение морских путей стало еще важнее, чем прежде.
За сотни лет торговля между государствами сильно возросла. Вес грузов, перевозимых из одной страны в другую, достигает многих сотен миллионов пудов. Ясно, что такую уйму груза по железным дорогам не перевезешь, да это будет не совсем дешево и скоро.
В России до русско-германской войны по железным дорогам перевозилась только третья часть всех грузов, а все остальное— морем. В той же России, еще при царском правительстве, посылалось много экспедиций в Северный Ледовитый океан, и там бесстрашные мореплаватели, несмотря на большие опасности, искали морские пути из Владивостока в Архангельск.
Советская власть хорошо понимает важность морских путей сообщения. Она старается выстроить такой торговый флот, который смог бы полностью обслуживать наше хозяйство и промышленность. Когда сотни советских пароходов пойдут по морям и океанам, вывозя советский хлеб и фабричное сырье и привозя к нам нужные машины, — то это покажет рабочим всех капиталистических стран успехи нашей революции.
Если в мирное время море является самым удобным средством для торговых сношений, то во время войны морские побережья являются самым слабым местом для государства.
Союз Советских Республик имеет много морских границ. Два океана — Северный Ледовитый и Великий или Тихий, пять морей — Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское и Белое, — омывают берега нашего Союза. Защита морских границ трудна тем, что враг в любом месте нашего огромного побережья может высадить большой десант[1] и произвести нападение на части Красной армии, сражающейся на суше. Сильный вражеский флот может закрыть морские пути, и это будет большим ударом по нашему хозяйству. Этих опасностей не избежать, если СССР не будет иметь могучий Красный военный флот. Во время войны наш военный флот должен защищать наши побережья и обеспечить возможность торговому флоту не терять связей с невоюющими государствами.
Год за годом растет и крепнет могучая Красная армия.
С суши Союз Советских Республик защищен прочно.
Остается теперь сделать такой же прочной и охрану наших морских побережий. Эту обязанность должен выполнить Красный флот, который волею рабочих и крестьян нашей страны растет с каждым годом и уже является надежным сторожем советской страны.
Чтобы лучше попять, какое значение для обороны страны имеет наличие флота, давайте откроем страничку недавнего прошлого.
1914—17 гг. Война России с Турцией. Русский Черноморский флот гораздо сильнее турецкого и является полным хозяином на Черном море. Русские пароходы с торговым грузом, с боевыми припасами (оружием для кавказской армии) свободно плавают по Черному морю. Если нужно помочь армии, наступающей на турок со стороны Кавказа, русские пароходы под конвоем военных кораблей свободно высаживают десант в любом месте турецкого побережья, быстро подвозят провизию и все, что необходимо армии.
А вот, друзья, картина на Черном море 1919—20 гг.
Самый разгар гражданской войны.
У советской власти на Черном море военного флота почти не было. Военные корабли белогвардейцев «разгуливали» по морю, высаживая десанты в любом месте советского побережья.
Красная армия вынуждена была отрывать большие силы и направлять их против этих десантов. Пароходы белых везли из-за границы в Крым танки, орудия, пулеметы и обмундирование белым войскам — «подарок» от Англии и Франции. Советская власть за отсутствием флота не могла помешать этому.
А знаменитый Перекоп разве отнял бы у нас столько тысяч красноармейских жизней, если бы у советской власти был сильный военный флот!
Хороший десант Красной армии в Крыму— и от белогвардейцев не осталось бы и духу еще в начале гражданской войны.
Теперь заберемся на север и тоже оглянемся на недавнее прошлое. Те же 1919—20 гг. Петроград (ныне Ленинград) в страшной опасности. Банды генерала Юденича уже под самым городом. Крепость «Красная Горка», защищающая Петроград, — в руках изменников-белогвардейцев. Кажется, гибель Петрограда неминуема. Но тут на помощь приходят советские дредноуты, которые огнем своих могучих двенадцатидюймовых орудий уничтожают белогвардейские шайки. Город Ленина был спасен.
Теперь понятно вам, ребятки, почему Красный флот должен занять почетное место среди вооруженных сил Республики и стать такой могучей силой, которая в мирное время помогает осуществлять нашу внешнюю торговлю, мореплавание и морские промыслы, а в военное, кроме всего этого, защищает морские побережья СССР.
В строительстве флота принимают участие все рабочие и крестьяне нашей страны, и в первую очередь Ленинский Комсомол — шеф Красного флота.
Вот завтра, ребятки, в этот порт приходит вся Черноморская эскадра, совершающая свое очередное плавание, и вы увидите своими глазами, какую великую силу представляет она. Услышите, как много Комсомол сделал для флота, неся свою почетную обязанность по шефству.