"В поте лица твоего снеси хлеб

твой, дондеже возвратишися в

землю, от нее же взят".

(Бытия. 3, 19).

На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а другой униженный и отверженный. Первый, богато одетый и за столом, сластями наполненном, в почтенном месте величественно сидящий, -- это богатый; а второй -- в рубище, изнуренный сухоядением и тягчайшими работами, с унижением и плачевным видом перед ним у порога стоящий -- это бедные земледельцы. Истину слова моего подтверждает Евангельская притча (Лук. 16, 20).

Теперь я обращаю слово свое к моим товарищам-земледельцам, у порога стоящим: -- Что мы стоим все века и вечность перед ними с молчанием, как четвероногие? Конечно, должно молчать перед человеком, высшим нас достоинством; но нужно же знать почему, когда и сколько молчать, а не унижаться пред ним до подлого ласкательства и не притворяться истуканами.

Потому от имени всех последних и говорю я один ко всем первым, и вы дайте мне ответ на следующее мои вопросы.

1.

Адам, за преступление Богом данной ему заповеди не вкушать от запрещенного дерева плодов, не то что сам лишился блаженства, но и весь будущий род свой до скончания века подверг тому же бедствию. Из этого видно, что он сделал величайшее беззаконие из всех беззаконий, а никак не буквально яблоко съел.

2.

Потом начал он скрываться в кустарниках сада того, как повествует нам Св. писание: "Скрыся же Адам и жена его посреди древа райска".

А от кого скрывался? -- тогда людей не было. Конечно, от Бога.

Вот, видишь ли в какое безумие ввергает грех человека? да разве же можно скрыться от Бога?

Из этого видно, что он, оценив свое преступление, чаял выше всех мер получить от Бога наказание; а сверх чаяния он получил божественный приговор такой: "за преступление данной Мною тебе заповеди, вот тебе наказание: "в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нее же взят".

3.

Не облил ли тогда Адам слезами землю в благодарность Богу за такое великое Его к нему милосердие?

Это наказание в сравнении с тем, которое он чаял получить, ничто есть.

4.

Не работал ли затем Адам в продолжении своей жизни (930 лет) до кровавого пота для себя хлеб своими руками, исполняя наложенную на него эпитимию?

5.

Желал ли он тогда господства или другого какого владычества? Нет, потому что еще в раю послушал советов змия, который говорил ему и жене его: "Будете аки Боги, видяще доброе или лукавое", то есть, будете жить помещиками и будете умнейшими и образованнейшими людьми в свете, а вместо того они до такой степени обезумили, что начали от Бога скрываться; они чаяли без трудов жить на свете, а вместо того родное свое убежище потеряли и явилися нищими и нагими изгнанниками из оного.

6.

Вот видите ли, читатель, за одно только пожелание быть господином что последовало. То что же можно думать, если на самом деле иметь его, то есть жить под зонтиками с белыми руками, и во всю свою жизнь есть чужих трудов хлеб? Этой моей загадки решение выходит за пределы человеческого разума.

7.

Если же наш Адам по силе своего преступления получил меру наказания, которое и выполнил охотно, то есть работал для себя хлеб своими руками по гроб жизни своей, как сказано: "дондеже возвратишися в землю, от нее же взят", то из этого видно, что он теперь прав и с Богом в рассчете за сделанное свое преступление.

8.

А ты, высший класс, его же корня отрасль; почему же ты во всю свою жизнь и близко к этой эпитимии подойти не хочешь, а ешь много раз в день? Пусть бы ты был такой заброшенный, как я и подобные мне земледельцы! Нет, ты вот насколько (указывая рукою своей выше головы моей) умнее и образованное, а какое великое пред Богом и людьми делаешь преступление.

9.

Если мы принимаешь на себя какие-либо тягости для искупленья грехов своих, то это все всуе, потому что Бог сам знал какое врачество положить нам в греховных наших болезнях и положил, -- только принимай и выполняй с пламенным желанием, а не хоронись от него за разные углы. Так-ли?

10.

Если же мы, потомки Адама, грех его наследовали и выполняем его в точности, а может быть еще и более, потому что Адам не умел того сделать, чему мы ныне научились, то не должны же мы уклоняться или чем-либо прикрываться от эпитимии, самим Богом возложенной как на Адама, так и на нас, потомков его, а должны всякий для себя работать хлеб своими руками, несмотря ни на какое богатство или другое достоинство, кроме уважительных причин, как то: болезнь, дряхлая старость, отсутствие, не терпящее никаких отлагательств и т. п.

11.

До сих пор у нас была идея об эпитимии Адама, а теперь следует за нею эпитимия Евы. Бог сказал Еве: "Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя (какое страшное изречение), в болезнях родиши чада твоя".

12.

Теперь спрашиваю, почему в женской эпитимии никаких тайных изворотов и иносказаний нет, а как сказал Бог, так все буквально и сбывается.

Как жене, живущей в убогой хижине, так и царице, на престоле сидящей, на голове корону имеющей, одна и та же участь: "в болезнях родиши чада своя". Ни малейшей разницы нет. Да! до такой степени в болезнях, что по дням лежит полумертвой, а иногда и совсем умирает.

13.

Но вот эта именитая жена могла бы сказать так: "мне родить некогда, я занята нужными и необходимыми государственными делами, а рождением более убытку принесу государству, нежели пользы. Да еще и потому: прилично ли мне равняться с последнею крестьянкою, с мужичкою? Поэтому я лучше за деньги найму другую женщину родить для меня дитя, или за деньги куплю готового ребенка, и он будет мой собственный, как и тот, которого я сама рожу." Она могла бы рассудить и сделать так? Нет, нельзя переменить постановление Божие.

14.

Собери со всего света сокровища и отдай их за дитя, а оно не будет твоим, а как было чужое, так чужим тебе и останется. Чье же оно? Да той матери, которая его родила. Также и муж: и он тоже может отказаться от хлебной работы, купить деньгами один фунт хлеба; а он как был чужой, так и будет чужим. Чей же он? Да того, кто его работал. Потому что как Богом положено: жене не должно прикрываться деньгами или какими-либо изворотами от рождения детей, так и муж должен для себя, и для жены, и для детей, своими руками работать хлеб, а не прикрываться деньгами или другими изворотами, несмотря ни на какое достоинство.

15.

Скоту, зверям, птицам, гадам и всему, что есть на небе и на земле, как назначил Бог вначале, так они и не выходят из своего круга назначения; а ты, образованнейший и умнейший человек в мире, почему бегаешь и хоронишься от своего назначения?

16.

Бог сказал еще этой жене, как повествует Св. Писание: "Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя". Вот и тут никаких изворотов нет, -- так велики материнские печали о детях, что этого нельзя не то что пером описать, но и языком рассказать, а только можно понять сердцем. "К мужу твоему обращение твое и той тобою да обладает". Вот и тут как указано, так все и сбывается. Почему женская и наша земледельческая обязанность буквальная, а вот твоя, образованный класс, -- таинственная?

17.

Как я сильно жалею, что говорить красно не умею; я даже сам вижу, что намек у меня истинно законный, а ради недостатка красноречия сила его темнеет и теряется. Но поддерживает меня одна надежда: золото среди грязи видно, что оно золото, а хлеб для нас светлее, чище и дороже золота. Может-ли недостаток моего красноречия и худость почерка затмить и очернить его? Никогда.

18.

Самим Богом жене сказано: "не хлеб работать, а в болезнях родить чада". Почему же наши жены работают? Пока твоего, читатель, ответа дожидаться, я сам делаю оный.

Вас, поедающих наших трудов хлеб, найдется в России до 30 миллионов, да если еще удалить по заповедям от этого труда жен наших, тогда что же выйдет? да одно, что весь мир должен голодною смертью погибнуть. Вот теперь ясно и законно открылось нам, что наши жены вашу часть и на вас, белоручки, работают хлеб против заповеди. Вы их труды поедаете.

19.

Я слышал, что есть такие женщины, которые пьют какой-то яд, чтобы детей не родить, или, зачавши, во чреве своем истребляют, или по рождении оных убивают. Спрашиваю, чему и какому осуждению достойна та жена за то, что самим Богом определенную ей заповедь опровергла и уничтожила? -- Не тому ли же суду, не тому ли же осуждению достоин тот муж, который самим Богом определенную ему заповедь опроверг и уничтожил. Если бы уничтожил, да и не ел! Нет, много раз в день с жадностью принимается есть, без чего и на свете жить не может.

20.

Но жена, убившая плод чрева своего, во всю жизнь раскаивается, из глубины души своей вздыхает и просит у Бога прощения, а под старость накладывает на себя посты, молитвы, чем, можно думать, и вымолит у Бога прощение за уничтожение своей заповеди.

Раскаиваешься ли ты, читатель, в том, что всю свою жизнь чужих трудов хлеб ешь! Просишь ли ты у Бога и у людей прощение? Никогда и нисколько; да тебе и на разум это не приходит, а положился смело на деньги, да и живешь весь свой век, припеваючи, и признаешь себя вполне правым перед Богом.

21.

Жена, слабейшая сторона в сравнении с мужем, несет свою обязанность неуклонно. Мы, низший класс, слабее тебя разумом, и потому также неуклонно несем свою. А ты умнее и образованнее нас, потому и определил себе ее произвольно: хочешь выполняй, хочешь нет, потому что тебе есть с кого взыскать.

22.

Если бы эта первородная и самим Богом изреченная заповедь, которая есть мать и родительница всех добродетелей и подательница временных и вечных, земных и небесных благ, была бы тобою принята, и уважаема, тогда до того возлюбили бы хлебный труд, что многие отцы отдали бы детям своим такое завещание: "Если я приближусь к смерти, то отведи меня на хлебную ниву, чтобы там разлучилась душа моя с телом; на ней же и погреби прах мой".

А теперь что же? Которые работают, не ждут себе от Бога награды, а которые чужие труды пожирают, не ждут наказания.

23.

Если бы, опять повторяю, эта заповедь, была тобою принята и уважаема, какое великое поощрение подали бы вы собою земледельцам к хлебному труду! Они до того приложили бы попечение, что одна десятина принесла бы за пять нынешних.

Если бы мы все уклонялись от нее, то вы имеете право нас неволею к тому принудить; а если вы удалились от оной, или, вернее сказать, от заповедавшего ее, как евангельский блудный сын от отца своего, то кто вас принудит к тому?

А за что на нас такая низость?

-- Только за то, что мы вас хлебом кормим.

Мы все перед вами, -- как называют нас многие богачи, -- нуль без единицы.

Может статься, читатель подумает, что нас никто так не называет.

Много, и от многих я слыхал, называли. Но я вам законный ответ на это дам, -- вот он: вы все 1 (единица), а мы 0 (нуль). Но как мы с вами по общественной связи стоим бок о бок, то нужно же и эту единицу, так близко поставить к нулю -- 10, тут вышло десять, то есть, нам цена -- 9, а вам -- 1.

Но прошу этим не стесняться, потому что не мы, а сами вы такую цену назначили себе и нам.

Почему же вы такую низкую цену назначили себе в сравнение с нами?

Потому что наших трудов хлеб едите.

24.

Разве Бог не в силах был избрать иной путь к произведению в свет хлеба, а эпитимию в том наложил за грехи наши, т. е. как человек не может без греха прожить на свете, и без хлеба не может жить, как будто невольно заставил нас избавиться от грехов наших?

И вы такое дорогое лекарство бросили под ноги свои, как выше сказано, в гроб положили, чтобы никто из живущих на земле не мог найти; а вместо того поставили, что одною только верою в единого Бога без понесения трудов, можно спастись.

Да и дьявол верит, что един есть Бог, и повинуется Ему, как мы видим у Иова, глава II.

Да хотя бы хлебный труд к маленьким добродетелям причли, -- и того не удостоили; из головы хоть сделали бы вы его хвостом, и того не сподобили.

Будете вы тяжело и без малейшей пощады наказаны Богом за то, что на столько тысяч лет уложили эту заповедь под тяжелый гнет и из живого существа сделали мертвое.

Прочти ты сколько есть в свете разного рода писаний: нигде не увидишь, чтобы хлебный труд и трудящийся в них одобрялись, а напротив того, они всевозможно уничижаются. А только все слепо без всякого рассчета положились на то, что "я хлеб за деньги покупаю по доброй воле земледельца", -- вот и толкуй с тобою!

25.

Сколько ни есть в свете разных злодеяний и великих преступлений, как-то: воровство, убийство, грабежи, обманы, взятки и разного рода лихоимства, а всему тому причина то, что эта заповедь от людей скрыта.

Богатый делает все это с тою целью, чтобы не приблизиться к этому гнусному занятию, а бедный, чтобы избавиться от оного. Поставь же эту заповедь перед очи всего мира во всей ее силе и достоинстве, тогда в короткое время прекратится всякое злодеяние и избавятся люди от тяжкой нищеты и несносного убожества.

50 лет тому назад, я довольно хорошо помню, подати были на медь 4 рубля с души, и пошлины самые незначительный, и казна была тем довольна. Теперь же 35 рублей на медь, и пошлины на все в десять раз увеличились, и податных душ чуть не удвоилось против прежнего, а все кричат во все горло: мало! Из этого видно, что через другие пятьдесят лет вы увеличите подати до 100 рублей с души и раззорите до основания людей.

А почему? Потому что всякому охота пить и есть сладко и одеваться, красно, да при том и без трудов. А где взять? Конечно, с тех людей, которые в защиту сами себе не имеют права слова сказать. Со всех четырех сторон: сверху, снизу, внутри и снаружи вы нас нестерпимо обижаете. Не так ли?

Не всуе же Бог вначале никаких добродетелей не назначил, кроме хлебного труда, и ни от каких пороков не приказал удаляться, как только от беганья от оного.

Из этого видно, что этот труд все добродетели в себя забрал. Напротив того, леность да праздность все пороки присвоили. А если ныне есть из земледельцев злодей, то это потому, что он этого закона не знает. Но при этом нужно не упускать из вида, что и прочие труды есть добродетель, но только при хлебе, т.-е. своих трудов хлеба наевшись.

26.

А теперь что-ж низший класс людей говорит? "Вот тому-то и тому-то можно чужих трудов хлеб есть и неправдою жить, -- почему же мне нельзя? Дай-ка я убью, или украду, обману, или ограблю, или хорошую взятку сдеру, да и тогда заживу помещиком, руки заложивши в карманы, и буду повелевать, а не повиноваться; а от праведных трудов не наживешь каменных домов; от праведных трудов не будешь богат, а будешь горбат; не пусти души в ад, не будешь богат и т. д.

А потом ты же начнешь его судить, в Сибирь ссылать, тогда как сам всему тому причиною.

27.

Вот видишь-ли, читатель, сколько зла в этом зле, то-есть в удалении от хлебного труда; вот видишь, что умеют делать белые руки. Напротив того, сколько блага в обнародовании этой заповеди.

А много ли трудов стоило бы хорошим писателям дать ей развитие. Разъяснили бы они, сколько в ней пользы, а в удалении от нее -- вреда; составили бы из нее сильные проповеди и поместили бы их в церковных обрядах, чтобы там показывался пример к хлебному труду. Это тысячу раз полезнее было бы того, что вы основали богослужение на чужих -- это на Христовых -- трудах и заслугах, а сами себя устранили от трудов, самим Богом возложенных на вас.

Это все легко можно сделать, но главное препятствие к этому то, что писателю и проповеднику нужно прежде собою пример показать.

А если он готовый, на столе лежавший, кусок хлеба взять и в рот донести признает за большую тягость, где же заставишь ты его работать?

28.

Потому-то всем писателям осталось молчать об этом труде. Ни гу-гу! Вот и молчат, да и молчать будут до скончания века об этой первородной заповеди.

29.

Если-бы был в свете человек, имеющий такую власть над вами, какую вы имеете над нами, то, напрягши силы и стиснув крепко зубы, мог бы он вытерпеть то, что вы сами для себя не хотите хлеб работать. Но за то, что подаете соблазн земледельцам и ослабляете руки их примером ленивого праздного житья, то есть люди напрягли все силы свои вперед тянуть эту работу, а ты, вместо того, чтобы помочь им, примером ленивого своего житья все четыре колеса затормозил и тем побуждаешь их на преступление, -- за это нельзя вам оказать милость.

Не верно ли я говорю?

30.

Именем Бога прошу, скажи ты по чистой совести, если поработать тебе хлеб 30 дней в разные времена года, почему ты это признаешь невозможным? Потому ли что не можешь, или потому что не хочешь? Скажи чистосердечно: или не можешь, или не хочешь?

31.

Хлебный труд есть священная обязанность для всякого и каждого, и не должно принимать в уважение никаких отговоров: чем выше человек, тем более должен пример показывать собою другим в этом труде, а не прикрываться какими-нибудь изворотами, да не хорониться от него за разные углы.

32.

Потому я извлекаю здесь доказательства из богословия, что кроме богословия, мне взять не из чего доказательства об этом труде.

А второе потому, что люди нашего класса сильно верят в Бога, в будущую жизнь, в святое писание. Они, услыхав все это, как алчущие к хлебу и как жаждущие к воде, будут стремиться к этому труду, а потом и ко всем трудам.

33.

Тогда темная ночь для них будет светлый день, дождь -- ведро, грязь -- сухо, мороз -- тепло, буран -- тихо, дряхлая старость -- цветущая молодость, немощь -- полное здоровье.

34.

Говорит пословица: не всегда коту масляница, а бывает и великий пост, то-есть не всегда вам нас учить и направление давать, чтобы мы были Богу угодны и обществу полезны. Вот дошла и наша очередь до вас, -- не учить и не направление давать, а только спросить: "почему вы людей учите, а сами себя не научите?"

Как сказано: "связываете тяжкие бремена и кладете на человеческие плечи, а сами и перстом не хотите двинуть их!" Нужно собою пример добродетели показать, да тогда и людей к тому поощрять.

35.

Представь себе, великосветский класс, следующее: если бы мы все, земледельцы, подобно вам, похоронились от хлебного труда за разные углы -- "кто куда, а кто куды", тогда в короткое время вся вселенная должна голодной смертью погибнуть. Приняли бы вы в уважение от нас оправдание, подобное вашему? "Мы не лежим, а рачительно работаем, мы трудимся более земледельца; мы хлеб не даром берем, а за трудовые деньги покупаем, да при том еще по доброй воле земледельца. Мы по заповеди, в поте лица, едим хлеб. А если все будем работать, где бедные люди возьмут деньги? Мы людям деньги даем, а люди нам хлеб. Итак рука руку моет и обе белые бывают. Мы людьми живем, а люди нами.

Нам время не достает только людьми распоряжаться и давать им направление, а не то чтобы работать.

Данная Адаму заповедь не на один только хлеб указывает, а на все наши занятая. Как без хлеба нельзя жить, так и без того, чем мы занимаемся. Так Богом устроено, чтобы одним одном работать, а другим другое. Человек с тою только целью и деньги наживает, чтобы избавиться от этой пустой и ни к чему полезному не ведущей работы. Я одним делом занят, мне же не разорваться, чтобы успеть там и тут.

Я покою не знаю, день и ночь хлопочу, и готового хлеба некогда поесть.

Если все будем работать хлеб, тогда мир должен придти в упадок.

Я много денег имею, да притом еще большие доходы получаю без понесения трудов, и вдруг поеду на пашню целый день мучиться за 30 копеек. Тогда меня всякий назовет глупым. Пусть лучше у меня деньги работают, а если всем работать, то пусть прежде принимаются те, которые в сто раз богаче меня и т. д.".

36.

Такими изворотами и такими противными закону отрицаниями, которыми ты, высший класс, отмахиваешься от хлебного труда, и мы, все земледельцы, начали бы прикрываться, -- приняли бы вы такое наше оправдание в уважение?

Нет, вы бы, по неограниченной своей власти, свернули нас в бараний рог со всеми этими отрицаниями.

Спрашиваю, почему же вы такие отговорки со своей стороны признаете законными и достойными?

Собирай, великосветский круг, рассеявший свои мысли по светским суетам, и советуйся с ними, какой ответ дать на этот вопрос.

37.

Хлеб нельзя продавать, и покупать, и им торговать, и из него богатства наживать, потому что стоимость его выходит за пределы человеческого разума. В крайних уважительных случаях его нужно даром давать, как-то: на больницы, на сиротские дома, на сидящих в темницах, на истомленные неурожаем области, на раззоренных пожаром, на вдов, сирот и калек, на дряхлых и бездомных.

38.

Земледельца побуждает к великому милосердию на хлеб голос природы и помянутая заповедь.

Но если бы к этому милосердию да мог бы он проникнуть в глубину ее таинств, то исполнилось бы все сказанное в предыдущем вопросе. Тогда не просил бы один у другого: дай мне хлеба, а просил бы: прими от меня хлеб, да едва ли и нашел бы охотника есть чужие труды. Но что же делать! Погрузил ты эту заповедь, как камень, в пучину морскую, так что и имя ее исчезло, и память угасла со всего лица земли. Бог судья и решатель между вами и нами!

39.

Один богач сделал такое опровержение на мои вопросы: "Как ты говоришь, что хлеб нельзя покупать и продавать, им торговать и из него богатства наживать? Кроме того, что передают нам историки, мы видим из св. писания, что в древние времена хлеб покупали и продавали, и им торговали, и они же тем не грешили перед Богом. Еще утверждаешь, что деньгами заменяться нельзя, а непременно надо своими руками работать, -- это очевидная нелепость. Авраам, Исаак и Иаков и прочие праотцы были богаты, имели у себя рабов и рабынь. Из этого видно, что они сами не работали, а чужих трудов хлеб ели и тем не провинились перед Богом.

40.

"И еще большим доказательством ложности твоих доводов служит то, что два великих законодателя: Моисей и Христос, об этой заповеди умолчали. А если Моисей и написал что, "в поте лица снеси хлеб", то под этим словом он разумел все наши занятия. Это видно из того, что сам же Моисей 40 лет прожил при царском дворе египетского царя -- фараона, не работал, другие 40 лет пас овец у Иафора, тестя своего, в земле Мадиамской, хлеба не работал; третьи сорок лет начальствовал над израильтянами в пустыне, не работал; значит никогда не работал, а его же Бог принял, возлюбил и возвысил больше всех пророков; а он по твоему рассчету был тунеядец.

41.

"Также и Христос, -- Он есть истинный Бог, Творец и Создатель неба и земли, -- и никто же другой, как Он сам судил Адама в раю; а вместо того, чтобы сказать: "в поте лица снеси хлеб твой", Он в Евангелии сказал: "смотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, ни в житницы свои собирают, а Отец небесный питает их".

Не верно ли тут открывается, что хлебный труд ни к чему душеспасительному не ведет, да и житейской ни малейшей пользы от него?

Ну, словом, самая пустая работа, пустым людям Богом она дана.

42.

"Укажи же ты мне хоть на одного, который бы из земледельцев за этот пустой труд был принят Богом!

А Христос хотя и назвал бедных братьями своими, но это только для поддержки, чтобы они в отчаяние не впадали: это можно доказать тем, что сам он всегда входил к богатым в дома, а к бедным никогда."

43.

Все эти доказательства сильно противоречат как первородной заповеди, так и естественному нашему закону.

Спрашиваю: что благонадежнее -- богословский ли закон, который писан человеком на бумаге, или естественный, который писан самим Богом в душе нашей? Конечно, того и другого опровергнуть нельзя, но я предпочитаю второй, -- это естественный, и надеюсь, что и вы, читатель, будете со мной согласны.

44.

Теперь я опять возвращусь к предъидущему вопросу: сколько тысяч пудов пшеницы, сколько зерен, сколько рублей серебром в год собирается с нас податей, акцизов, пошлин и разного рода сборов.

Кроме того, господа помещики, купечество и все богачи имеют несосчитаемые миллионы; деньги же даром не даются, их нужно кровавыми мозолями выработать, по сказанной заповеди, руками, а не языком и пером.

Пошлины собираются не с нас, а с заводов и фабрик; а заводчики -- фабриканты накладывают на товар б о льшую цену, чем он им стоит, и с нас уже берут оную.

Спрашиваю: чьи руки трудились над этими деньгами? Конечно, наши.

В чьи же они идут? Конечно в ваши, -- белые, -- на роскоши ваши.

Словом весь свет лежит на руках наших.

45.

Это в высшей степени обида для нас, а для вас унижение.

Я знаю, что ты во сто раз умней и образованной меня, потому ты и берешь с меня деньги и хлеб. А если ты умен, то ты должен умилосердиться надо мною, слабым, как сказано: "люби ближнего своего, как самого себя", а видь я близкий твой, а ты мой.

Почему мы бедны и глупы? Потому что сами в своих трудах хлеб едим и вас кормим. Есть ли нам время учиться да образоваться? Вы как хлеб наш, так вместе с ним и разум наш или тайно украли, или нагло похитили, или коварно присвоили.

Вот тебе, читатель, либо гневайся, либо нет, -- я тому не виноват, что правда так горька.

46.

Ты с пламенным желанием просишь у Бога благорастворения воздуха и изобилия плодов земных, -- это хорошо. А на чьи руки ты просишь изобилия, кто его должен обрабатывать, ты ли или другой кто? "Да неужели я? ответишь ты, имеющий белые руки: -- конечно вы, земледельцы. Я лучше соглашусь голодною смертью умереть, нежели одну соломенку или одно зернышко в руки взять".

47.

Вам следует перед обедом не у Бога просить благословения, а у нас, земледельцев. И после обеда не Богу отдавать благодарность, а нам.

Если бы вам Бог послал с неба манну, как Израилю в пустыне, тогда бы вы должны были отдавать Ему благодарность, а если через наши руки, то нам, потому что мы вас, как малых детей или калек, кормим.

48.

Когда писал я эти вопросы, многие земледельцы мне говорили: на что ты напрасно трудишься, -- можешь ли ты богача убедить к хлебному труду; да пусть к нему сойдутся все пророки и учители, -- он их не послушает.

49.

-- Я знаю, что на это нет никакой возможности, ответил я им. -- Но может статься, не уважут ли они эти мои доказательства, так как они взяты из коренных божественных законов, и не доведут ли они их до сведения всех земледельцев, что им будет за это великая награда от Бога.

50.

И еще высший класс увидит нашу заслугу (чего он никогда не видал и не слыхал), а свою виновность как перед Богом, так и пред людьми, и не будет так гордиться над нами и угнетать нас, как ныне делает.

Совесть, -- от нее деньгами не защититься, она невольно заставит их смягчиться пред их кормильцем. Вот с этою то целью я и принял на себя труд этот.

51.

Если бы небольшие следы этой заповеди оставались на сердце твоем, образованный класс, ты бы тогда все силы употребил, чтобы своих трудов есть хлеб и рассудил бы так: из бедных людей земледельцев не только одни сильные люди хлеба ради страдают: близкие к родам женщины, и те там же работают, то есть еще во чреве дитя, а уже страдает ради хлеба, которого еще не ело.

Малютки также в колыбели мучаются от ветра и от насекомых: все тело их кровавыми волдырями облилось. Никакая рачительная нянька не может их соблюсти от этого.

7-ми летние дети там уже по силе своей работают. 70-ти летние старики нагнуться не могут, на коленях ползают, а жнут.

Это и теперь есть и более тогда было, когда люди крепостные были. По заповеди "дондеже возвратишися в землю от нее же взят". Словом дармоедов у них нет, подумал бы ты.

52.

А у вас 30-ти летний мужчина, при всей полноте здоровья, все лето и весь век ходит с одним перышком, руки заложивши в карманы, посвистывает, дожидается, пока эти бедные страдальцы положат ему в рот кусок хлеба.

У нас, земледельцев, не говоря о лете, а среди зимы часто бывают рубахи мокры от пота.

53.

Как много в свете уму непостижимых хитростей. На всякое незначительное изделие придуманы, например, машины: где бы нужно многим людям работать, там одна машина чище всяких рук человеческих работает. Хлебная же работа, как крестьяне сами придумали еще с незапамятных времен, так и доныне остается в том же виде -- иногда самого дела и одной лошади нечего везти, а по неурядице две и три, а в других местах -- четыре пары быков не в силах поднять.

54.

Трудно ли бы ему, механику, сказать только несколько слов: сделай вот так и так, и этим вся эта страшная тягость свалилась бы с людей и животных.

Нет, не хочет и близко подойти как к этой гнусной для него работе, так и к работающим ее. Нет у него милости к этим бедным страдальцам, то есть к людям. Хотя бы он сжалился над животными -- и того нет. А сам много раз на день принимается есть, под видом только хлеба, а на самом деле кровь да слезы бедных людей и животных.

Вот насколько ты, именитый круг, опроверг нас, а с нами заповедь, а с заповедью и заповедавшего ее.

Не есть ли тут очевидная твоя нелюбовь к Богу и ближнему?

Ну, что ты должен на это отвечать? Извиниться нельзя пред мужиком и оправдаться нечем.

55.

Вот еще доказательства того, что вы все это унизили и сравняли с подножием своим. Если кто сделает хотя незначительное изобретение, вы удостоиваете его медалью с надписью: "за трудолюбие и искусство". Было ли когда-нибудь, чтобы за хлебное трудолюбие и искусство получал кто награду? Не было.

Если и получали, то только те, которые по 1000 десятин засевают чужими руками, а сами и близко не подходят как к гнусной работе, так и к работающим ее, -- те получали и будут получать награды.

56.

Из бедных же людей -- муж с женой, у них до десятка детей, отец и мать старые, и они кормят их, да еще частицу хлеба продают, то есть вам дают.

Получил-ли какую награду хотя из многих миллионов и во все века один? Не было! Да что я говорю -- не получали! Получили имя "мужик", что значит дурак. Будь и этим доволен. Без этого видно, что хуже и ничтожнее работы хлеба, по вашему рассчету, и в свете нет. Не верно ли я выше говорил, что у вас и одной крошечки любви нет к Богу и ближнему, а только к самим себе?

57.

Самая главная защита у вас от хлебной работы такая: кто бы чем ни занимался, и кто бы что ни работал, -- все относится к заповеди, что "в поте лица твоего снеси хлеб твой". Это оправдание противно Богу и человеку.

Там сказано: -- проклята земля твоя в делах твоих. -- Есть ли тут что-нибудь общего с вашими прочими занятиями? Нет.

Далее: "В печалях снеси ты вся дни живота твоего", вот и тут не прямо ли указывается на хлебный труд. Потом: "тернии и волчцы возрастит тебе", -- тут есть ли хоть намек на ваши занят? Нет. Еще: "И снеси траву сельную", -- да есть ли и тут, хоть приблизительно, намек на ваши занятия? Нет.

"В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишася в землю, от нее же взят". (Бытия 3, 19).

Умные люди и тут находят извороты, говорят, что это сказано не о сохе, а об их пере, и приводят на это законные доводы.

58.

Неужели Бог дал эту тяжелую заповедь нам одним, а вам приказал деньгами прикрываться от нее?

-- "У меня", -- говорит богач, "деньги работают хлеб".

Врешь ты, -- деньги пред Богом не согрешили, потому им и заповедь не положена. Да они и хлеба не едят, потому и работать не обязаны. Как же ты говоришь: "у меня деньги работают". Разве вы признаете себя совершенно правыми перед Богом, что заповедь вам не нужна? А хлеб чужих трудов все-таки ешь, если бы ты был святой святого.

59.

Конечно, нельзя же живым в руки отдаваться такому неприятелю, как я.

Ты представляешь такое оправдание: "Если всем заняться земледелием, тогда все заводы и фабрики должны остановиться, и мир придет в упадок".

Это несправедливо, потому что 80 дней в году праздников, в которые люди освобождаются от всех занятий; да другие 80 дней пройдут у всякого человека в праздном шатании, а мир не приходит в упадок. А если мужу с женой одну десятину хлеба обрабатывать 30 дней в разные времена года, тогда вся вселенная должна придти в упадок, -- это почему так?

-- Во всех городах, а более всего в Москве, где много фабрик и заводов, жителей до одного миллиона: где столько земли взять, если заниматься всем земледелием? -- оправдываются белоручки.

-- Фабриканты и заводчики, -- отвечаю я это, -- сами туда сошлись или их согнали? Нельзя ли строить фабрики по местам простонародным между бедными деревушками, где одни люди хлеб работают, а другие на фабрике деньги зарабатывают, а потом ты на фабрике, а другие на хлебе. Все это легко устроить, если бы все хотели сделать благо низшему классу, но у вас все попеченье только о самих себе и себе подобных.

60.

Вы отмахиваетесь от хлебного труда еще тем, что земли и без того мало, а если все будут работать, где взять ее (тем более, как ты начнешь работать, то всю землю спашешь).

Я ныне занимаю под хлеб 10 десятин, а тогда занял бы пять, а другие пять, изволь-ка ты своими белыми руками обрабатывать, несмотря на зной и мороз, дождь и грязь, снег и буран, когда весь, как в лихорадке, трясешься и руки сделаются как грабли.

Неужели одним нам это и положено, а вам нет?

61.

Вы законною защитою для себя признаете и такую отговорку от хлебного труда: у меня есть одно дело, и мне не разорваться, чтобы успеть здесь и там; заняться земледелием, -- тогда некогда и подумать о другом деле.

Спрашиваю: у меня, кроме хлеба, есть еще много дел, как же я успеваю думать и на деле выполнять, я -- необразованный мужик? А если бы у меня было столько ума и образования, сколько у тебя, я бы тогда тысячу дел выполнил. Почему же ты такую бездну разума имеешь, а, кроме одного дела, о другом и подумать не можешь?

62.

У вас самое главное прикрытие от хлебного труда или от мучающей вас совести такое: "Если все будем работать хлеб, тогда где бедные люди возьмут денег, когда они только продажей хлеба и живут. Они нам хлеб дают, а мы им деньги". Нет, не туманьте нас среди бела дня.

Продажа хлеба не пользу, а большой вред приносит людям; нынешний год сильный урожай, земледелец продает богачу хлеб 30 коп. за пуд, думая тем пополнить свои недостатки, а на будущий год неурожай, голод, тогда он свой же хлеб покупает 1 р. 50 к. за пуд; денег нет, -- он тому же богачу последний скот за полцены отдает. Нужду не пополнил, хлеб сбыл, скота лишился, да и сделался навсегда нищим.

Множество людей от продажи хлеба гибнут. Как же вы утверждаете, что люди только продажей хлеба живут, иначе они должны в упадок придти.

Поэтому не люди, а вы людьми живете.

Деньги у вас наших трудов, и что на вас, и что в вас -- все наше.

Обработайте хоть одну десятину хлеба по заповеди, тогда сделается все ваше.

63.

У меня месяц и два денег твоих ни копейки не бывает, а я, как поработаю до усталости, сделаю тюрю, наемся слаще и сытнее твоих лакомств, да опять пошел на работу козырем, песенки припеваючи. Поживи ты без моего хлеба два месяца, какую ты тогда песнь запоешь?

Вот теперь и рассуди, читатель, кто тем живет: ты мною или я тобою?

Зачем же ты к нам в товарищи пристаешь? Кто должен первое место занимать за столом (вышепомянутым), ты или а? Конечно, я. А ты зачем туда залез? Кто тебе это назначил и кто удостоил?

Или оправдывающие тебя ответы дай, или хлеба нашего не ешь, или обработай хоть одну десятину своими руками, -- тогда и сиди там. А если нет, то убирайся оттуда.

64.

Мне кажется, что ты ответишь также, как один богач сказал: -- я поехал бы работать, да не умею. Я один раз взял косу, замахнулся изо всех сил, и она пробежала поверх травы; в другой раз еще сильней, а она до половины вонзилась в землю; взял серп, долго маялся, полснопа не нажал, а руку серпом порезал. Это было со мной, когда я случайно был там. Но если поехать с целью работать, тогда все люди по близости сбегутся смотреть и смеяться над таким чудом.

-- Почему же ты есть умеешь? -- спросил я у него; -- даже когда ты был двух лет -- и тогда умел, а работать и теперь не умеешь, и еще потому ли ты не умеешь что не можешь уметь, или потому что не хочешь!

-- Конечно потому, что не хочу, -- ответил он.

65.

Богач еще представил такое оправдание:

"Нас Христос искупил своею кровью, как от греха, так и от заповеди, то есть от хлебного труда. А если ты искуплен, то зачем пожираешь чужие труды? -- спросил я. -- Неужели только одних вас, богатых, искупил, а нас нет? Если бы он искупил, приказал бы земле произрастать печеный и готовый хлеб, по вкусу и желанию всякого, или послал бы с неба манну, как израильтянам в пустыне? Тут ясно видно, что он как вас, так и нас не искупил ни от греха, ни от заповеди, то есть от хлебного труда. А должен из нас всякий себя искупить добрыми делами, а на чужие, -- это на Христовы заслуги, -- не надеяться.

66.

Мы грешим, беззаконствуем и определенному в заповеди проклятию подвергаемся, а Христос наши грехи, беззакония и проклятия должен на себя принимать; это хорошо вы придумали, но ошиблись в рассчете.

Нет, всякий человек должен сам себя искупать первородной заповедью: хлеб своих трудов есть.

Нет честнее этой добродетели, а, минуя ее, нет пагубней порока.

67.

Если ты богат, то роскошествуй сколько можешь, превозносись как знаешь, увеличь свои лакомства сколько хочешь, но хлебного труда не убегай, а с жадностью стремись к нему.

68.

Говорят: другой в двадцать раз больше земледельца трудится, -- можно ли его назвать тунеядцем?

355 дней в году работай чего хочешь и занимайся чем знаешь, а 30 дней в разные времена года должен всякий человек работать хлеб.

69.

Если бы Бог положил тебе за грехи такую заповедь: "Возьми в сто пудов камень и носи", -- ты сказал бы: -- я этого не могу, ты мне столько силы не дал, и еще: -- летай по воздуху, как птица, -- ты мне крыльев не дал, потому я этого сделать не могу и т. д.

Такое оправдание уважительное.

А хлеб почему не можешь работать? Конечно только потому: "кто я? у меня руки белые и нежные, а хлеб колкий".

70.

Ты прикрываешься от хлебного труда еще и тем, что кто бы чем ни занимался, все относится к той заповеди: "В поте лица твоего снеси хлеб твой".

Один из вас говорит: "я сегодня несколько строк написал, значит, я в поте лица ем хлеб".

Другой: "Я сегодня несколько приказов словесных людям отдал, чтобы они старательно мне работали, поэтому я в поте лица ем хлеб".

Третий: "Я сегодня в богатой карете по городу прокатился, и я в поте лица ем хлеб".

Четвертый: "Я сегодня гнилой товар за хороший, дешевый за дорогой продал и неопытных людей обманул, поэтому и я в поте лица ем хлеб".

А вор в свою очередь говорит: "я всю ночь не спал, своими руками работал, я более всех вас в поте лица хлеб ем" и т. д.

Если не истиною, то красноречием и хитростью все сделаются правы, как говорит Крылов: "Все те звери, которые когтями и зубами богаты, все они вышли правы, чуть не святы, а на смиренного вола подняли толки, кричат тигры и волки, и они его задушили и на костер свалили". Кого Крылов разумел под зверями? Мне кажется земледельцев, а под волом смиренного богача; а ты, читатель, как думаешь?

71.

Вас всех, евших наших трудов хлеб, найдется в России до 30 миллионов.

В силах ли мы всех вас сладко накормить и напоить, красно одеть, на мягкую постель положить и теплым одеялом прикрыть? Потому то мы неутомимо день и ночь работаем и ничего не имеем.

Не обида ли это для нас, не порок ли это для вас?

72.

Как в этой жизни ты, богатый класс, живешь чужими трудами, так и в будущей надеешься чужими же, то есть Христовыми заслугами получить себе блаженство, потому и нет для тебя никаких нравственных обязанностей, а только знаешь наслаждаться всеми благами мира сего. Широкою и просторною дорогою идешь, а куда? ты сам знаешь, куда.

73.

Из вас нередко встретишь и таких, что, если счастье обратилось к нему спиною, и обстоятельства заставляют его работать хлеб своими руками, тогда он впадает в отчаяние, и выходит из него вор, пьяница, и всем гадким делам начальник и наставник, и даже нередко прибегаете к насильственной смерти, чтобы избавиться от хлебного труда.

Дай же этой заповеди жизнь, а то она у тебя живая в гробу лежит. Тогда, если миллионер дойдет до нашего положения, он не покоробится, а с жадностью устремится к этому труду.

74.

Из всех предыдущих вопросов видно, что нет в свете отвратительнее нечистоты, как чужих трудов хлеб. Напротив же того, нет душеспасительней святыни, как своих трудов хлеб. Это я говорю не по догадке, а по коренным божественным законам, с чем согласен и естественный наш закон.

75.

Ревнители по Боге для достижения вечных благ бегут в монастыри, в пустыни, в горы, на острова морские и разную скитальческую жизнь на себя принимают. Спрашиваю: чего они там ищут, размозжив голову закона Божия, то есть чужих трудов хлеб евши?

Неужели нельзя быть добродетельным при этих благословенных трудах?

76.

Бог положил начало и конец закону своему, -- труды, во главе которых поставил хлебный труд; умные и образованные люди напрягли все силы, чтобы избегнуть трудов и жить помещиками, руки опустивши в карманы.

Они свалили все труды на руки бедных беззащитных людей, но и эти с своей стороны не зевают, присутствия духа не теряют, воруют, убивают, жгут, грабят и друг друга обманывают.

Да и дело: хозяин за хлеб, да и работник не слеп, то есть, если умные люди гоняют правду из света во тьму, мы удержать ее не в силах, потому и действуй, сколько можешь, чем и как хочешь.

77.

Каждый из вас скажет: я люблю и от души уважаю как хлебный труд, так и трудящихся в нем, а лодырей ненавижу и гнушаюсь ими, но я так вам отвечаю:

Слышу голос Иакова, осязаю Исава.

78.

О, умилосердись, великосветский класс, сам над собою. Не предай ты этого дела к уничтожению. А если есть здесь что-либо сильно противузаконное, то уничтожь лучше меня одного, а дело это положи на вечное время в архив, где хранятся важнейшие государственные акты. Может статься в последующих поколениях найдется настолько справедливый человек, что во всем настоящем составе обнародует его. Пусть же я один погибну, а миллионы земледельцев получат величайшую радость и облегчение в трудах своих.

79.

Я никогда не видал, а есть книжка под названием: "Гражданский брак". Там один помещик Новосельский жалуется своей барыне на своего крестьянина: -- такой, -- говорит помещик, -- негодяй этот лакей: взял да холодную рубаху и надел на меня (я это пишу, а сам улыбаюсь). Я начал его ругать за это, а он отвечает мне: "я всегда на покойного вашего тятеньку генерала надевал холодную рубаху".

Я при этом крайне удивился, до такой степени обуяет человека леность, что и рубаху надеть на себя принимает за несносную тягость. Из этого видно, что если даже откроется глазам его тот неугасимый огонь в будущем веке, как говорит предание, в котором он и весь будущий род его должен будет гореть нескончаемые века, он на то лучше согласится, нежели одну соломенку или зернышко взять в руки.

Ах! в какую глубокую пропасть погрузили людей праздность, леность да роскошь! А начни с ним говорить об этой заповеди, он по своему красноречию сотню доказательств представит, что он в поте лица ест хлеб.

80.

Желал бы я спросить, да не у кого: неужели в самом деле на помещиков надавали посторонние люди рубахи, -- конечно и подштанники, -- как на мертвых? Что же они в то время руками делали? Напрасно писать не будут, значит правда.

81.

Бывшие крепостные как страдали! Беда и горе! При одном воспоминании о страданиях, холодная дрожь пробегает по всем жилам; да лучше бы тем людям и на свет не родиться!

Если бы я не один, а много языков имел и говорить хотел, и тогда нельзя бы поведать нужду ту, и тогда нельзя было бы подробно разъяснить горе тех бедных мучеников.

Не могут уста человеческие выразить страдание их.

Но я кратко представляю вам, читатель, обиду их. А вы, может быть, и сами помещики были. Я буду истину говорить, чтобы мне "врешь" не сказали. Я и сам был войска донского помещика Чернозубова или Янова крестьянином.

82.

Три дня в неделю человек работает себе, другие три дня работает на помещика сам хозяин, жена его, 12-ти летние дети и 60-ти летние старики на всем своем содержании. Для лошади, на которой помещику работает или в извоз ходит, корм крестьянский, и все инструменты, -- как-то: телеги, сохи, бороны, топоры и т. д. -- все крестьянское. На его работе сломал что-либо, а сделай на свой счет и на своих днях. У него на выгоне гумно, избы нет, а ты в лютые морозы иди на целый день молотить, -- многие полунагие и голодные, -- не мука ли это?

А заступника и покровителя не было.

83.

Три дня в неделю себе, а три дня помещику, -- короче сказать так: один год себе, а другой помещику.

В этом же году, в котором будешь себе работать, 80 дней праздников, а эти люди крепко были набожны, да другие 80 дней пройдут по разным неудачным случаям к работе; да и человек не камень: случится быть больным хотя 50 дней, -- в остатке всего 155 дней.

84.

Спрашиваю: в силах человеку в эти 155 дней запастись всем нужным на два года, то есть на настоящий -- свой и на будущий -- помещику, да еще приготовить за два года на казенные подати, на сдачу рекрутов и самого рекрута?

85.

Хотя это и прошло, но оскомина с зубов не сошла, да и долго будет отзываться. До 60-ти лет человек работал помещику, -- 13 лет юности долой, в остатке 47; разделить их по полам -- 23 года работал помещику, а 23 года себе.

Попробуй, например, теперь нанять какого-нибудь государственного крестьянина, и скажи ему так: "Работай мне год сам, жена, взрослые дети твои и скот. Содержание твое, обувь, одежда и все инструменты твои, умрешь ты или жена, и остальной год с детьми работай мне, сломаешь ли ты что на моей работе, поправь на свой счет -- за какую цену этот крестьянин согласится работать год? Самая низкая цена 500 рублей, за 23 года 11,500 рублей.

Вот сколько помещик, -- если не деньгами, то трудами брал с человека во всю его жизнь. А деньги эти в карты проигрывала, да на разные противозаконные прихоти потреблял.

Спрашиваю: -- за что он брал с него? должен ли он ему? -- Нет. -- Виноват ли в чем? -- Нет. -- Может быть были какие на то причины? -- Нет, не было, -- Да за что же так много брал? -- Да так себе, здорово живешь.

86.

Во всем мире жалоба на Бога такая: -- Если в Боге бесконечная милость, то откуда же бесчисленные бедствия, которым подвергаются бедные люди?

Если Бог правосудный правитель мира, то откуда же неравенство между людьми? Почему порок счастлив, а добродетель несчастна? Да виновато ли зеркало, когда у самих нас рожа крива, то есть причина ли тому Бог, что мы первородный его закон, который ведет к равенству всех, опровергли?

87.

Утверди такой закон, чтобы ни один человек не осмелился ни одной крошки хлеба есть чужих трудов без уважительных причин. Тогда люди, хотя и не сравняются, а все-таки много ближе станут друг к другу, -- хлебный труд подсечет крылья гордости.

Ведь мы бедны от вашего богатства, а вы богаты от нашей бедности.

88.

Работали предки, праотцы, прадеды и отец мой, работаю и я вот уже до преклонных лет.

Все они передавали нажитое трудами детям своим, а дети детям своим. Почему же я ныне только не богат, но и порядочного хозяйства не имею? сколько мой прадед имел, столько и я, если не меньше.

89.

Были ли из рода нашего лентяи или пьяницы? Нет, не было, -- говорит дедушка. Огонь ли пожег, вода ли потопила? И этого не было.

90.

Спрашиваю: куда же наши труды девались, какой враг все пожитки наши разграбил, какой злодей все имущество наше проглотил? А откуда же, богач, твои сокровища взялись? Отвечай мне на это законно.

91.

Пусть бы была эта обида временная, нет -- она вечная. Как прошедшие, так и настоящие наши поколения пили, пьют и будут пить эту горькую чашу. Не видать им покровителя и защитника никогда. А все потому, что вы нашу родительницу т. е. заповедь живую в гроб положили.

92.

Хотя я и во всю свою жизнь видал, но слепо, а теперь, по исследовании мною этой заповеди, вижу ясно следующее: разъехались люди по всем полям всего света и сильно работают хлеб, даже малые дети и грудные малютки, которые еще не ели его, а также хлеба ради страдают. Не суть ли они истинные пчелы, которые летают по полям и собирают мед в свой улей? А высший класс, представил я себе, не есть ли трутни, которые только поют и ничего не делают, а знают одно: чужие труды поедают.

Много на свете ловят воров, но то не воры, а шалуны. Вот я поймал вора, так вора! Он обворовал церковь и Бога живого и унес первородный закон, нам земледельцам принадлежавший; нужно же указать лично на этого вора. Кто не работает для себя хлеб своими руками, а чужие труды пожирает, тот вор, -- возьмите его и предайте суду. И так тщательно скрыл закон в землю, что 7,390 лет никто из нас не мог найти, и тем обобрал несосчитаемые миллионы у бедных людей и оставил как их, так и маленьких деток их, полунагими и голодными, а сам себя тем поднял выше облаков.

93.

Пчелы трутням крылья подсекают, чтобы их трудов мед не ели. Вот дошла и наша очередь до вас, трутней, -- и мы вам крылья подсекли, чтобы вы наших трудов хлеба не ели. Я знаю, что вы и после этого будете есть, да еда эта такая будет: ты хлеб в глотку, а совесть тебя за глотку, -- от нее ничем не избавишься.

Если бы хлеб был как прочие вещи, неправдою приобретенные, их положил куда подальше, -- они лежат там преспокойно. Нет, хлеб нужно в рот класть! Об этом стоит подумать.

94.

Теперь то увидал ты, до облаков возвышенный богатый класс, теперь то ты увидал себя всего связанного узами беззакония, от которого и сил не имеешь освободиться.

Вот теперь ты увидал себя в глубоком рве, из которого сам собою вылезти не можешь, разве сам Бог выгонит из тебя этого тирана: леность да подругу ее роскошь.

Итак, просим вас возвратить нам наши сокровища, самим Богом для нас созданные, это первородный закон, -- то есть обнародуйте его, -- тогда мы себя обогатим и вас всех с головы до ног осыпем золотом, потому что, ожидая за это спасение, нам не один хлебный труд, а и все будут казаться легкими.

Самый слабый умом человек, даже десятилетнее дитя, и те, услыхав это, поймут, что это самая первая и первому человеку самим Богом данная заповедь, что она дороже всех добродетелей, законов и заповедей. "Потому, подумают они сами с собой, надо более трудиться, за это я здесь поживу хорошо, да и на том свете удостоюсь блаженства."

Возврати же нам, богатый класс, похищенную и утаенную тобою, или, вернее сказать, предками твоими святыню нашу.

95.

Прежде все заповеди и предания казались мне велики. Теперь же они представляются мне незначительными, потому что душу и сердце заняла одна эта заповедь.

Из этого видно, что если ее обнародовать, то духовенство останется без куска хлеба, который ныне, без понесения малейших опасностей и трудов, ест, и никто не имеет права упрекнуть его тунеядством, а тогда всякий скажет это.

96.

Когда я дописал до этого места (а я ее шесть месяцев в досужие минуты переписывал на бело), к нам пришла бумага, просящая ссуды хлеба на сгоревший Красноярск. Наше общество, по общественному приговору, отпустило из экономического магазина 50 пудов (почему мало, -- потому что кобылка весь хлеб поела).

Многие благодарили того человека, который распорядился представить такую бумагу, а многие пеняли: 50 пудов, это выходит 20 фунтов с дома. Неужели я 20 фунтов (говорили многие на сходке) только и дам, -- уж лучше ничего не давать, а если дать, то пуд, два, три, а то мешок и два.

97.

Вот видите ли, не сбылось ли вышесказанное мною, что хлеб не должно продавать и в крайне уважительных случаях даром давать, -- и дают, да еще тогда дают, когда о хлебе заповедь скрыта вами.

А если бы ее представили пред очи всего мира во всей ее силе, то сгоревший Красноярск с одного нашего Минусинского округа получил бы сто тысяч пудов хлеба, и даже всякое общество само-собою доставило бы его на места, куда следует, да и во всех случаях, тоже было бы, потому что никто не знает, что с ним случится завтра, а может быть и сегодня.

Проси денег -- не дадут, 1-ое, потому, что они у редкого крестьянина есть, а 2-ое, потому, что на милосердие к хлебу голос природы помянутой заповеди побуждает всякого земледельца. А деньги -- мертвая вещь в сравнении с хлебом, ничтожный камень, на них никакого и ни у кого милосердия нет: чем больше имеешь, тем больше жадность разгорается иметь. Собери со всего света деньги и отдай одному человеку, будет ли он доволен тем, погаснет ли у него жадность? Нет! Чего же он тогда еще будет желать и чем еще будет не доволен?

Он тогда скажет: "почему я всего света руками не обниму, ушами не прослушаю, и глазами не осмотрю, везде мое теряется и пропадает".

Если бы ты от всей души желал работать, но ради каких либо обстоятельств не мог, это простительно. А ведь ты прямо лености ради гнушаешься работою, какое же тут может быть прощение тебе? Я знаю, что ты ответа не найдешь на все это, разве одну только власть употребишь в дело, а есть тогда как будешь? Первый кусок и первый глоток проглотит тебя с душой и телом, -- он не посмотрит кто ты.

Умилосердись над нами, богатый класс! Сколько тысяч лет, как на необузданном коне, ездишь ты на хребте нашем, всю кожу до костей ты стер. Ведь это только по виду хлеб, который ты ешь, а на самом деле тело наше; по виду только вино, которое ты пьешь, а на самом деле -- кровь наша.

100.

Как узнал я эту первородную заповедь, сделалось со мною следующее: несмотря на то, что мне 65 лет, слаб я и сух, а прошедшего 81-го года без всякой посторонней помощи 8 десятин пара вспахал и заборонил, переднюю лошадь в руках водил; опять перепахал без огреха. День работаю, а ночь коней караулю и никакой усталости я не чувствовал, кроме того сенокос и хлеб с сыном и снохою убрал.

101.

Вот видишь ли, что умеет делать эта божественная заповедь: из старого молодым, из слабого здоровым, из ленивого трудолюбивым, из глупого умным, из пьяного трезвым, из бедного богатым. Сделал ли бы я все сказанное, то есть обработал ли бы столько земли, если бы не раскопал ее из того места, где ты скрыл ее. Не сбылось ли бы это и над всяким человеком, если бы он узнал ее силу. Не избавилась ли бы вселенная от тяжкой нищеты и убожества.

102.

На эти 8 десятин, сработанных мною, если пошлет Бог избавление, я сам с семейством буду сыт и вас, праздных людей, 30 человек в год прокормлю.

103.

Если бы ты от всей души желал работать для себя хлеб, но ради уважительных причин не работаешь, это и от Бога простительно, и от людей уважительно. А ведь ты прямо лености ради не работаешь, поэтому можно ли тебя уважать? Никогда и нисколько. Прежде каким великим мне казался какой-нибудь начальник, а теперь ниже нижнего чина. Желал бы я эту мысль искоренить из головы, -- нет, невольно лезет.

Я слышу часто, что хотят всю вселенную соединить в одну веру. Верный ли этот слух, -- не знаю. Если верный, то, вместо того, чтобы соединить, она еще разделится на столько же толков, сколько их ныне, и выйдет не то, что полезный, а даже вредный труд.

Хорошо было соединять в древности, когда народ был дикий, -- куда хочешь, туда его и веди, он нитки не перервет. А теперь его тройным канатом не стащишь, -- во 1-х по привычки к своему обыкновению, а во-вторых по гордости, чтобы не покоряться один другому. А утверди веру на одном первородном законе без примеси посторонних правил, тогда в короткое время сольется вся вселенная в одну веру в Бога, потому что хлеб самого закоснелого преклонит, смягчит и на путь добродетели наставит. Но только сами вы, великие правители, прежде засучите рукава за локоть!

Вот в этом то для вас и запятая. Утверди же вселенную на одном первородном законе, -- она ему беспрекословно покорится, уверяю вас, и ни один человек не согрешит, а если и согрешит, то тут же этими трудами и покроет свой грех, потому что так Богом положено.

Я сам на себе испытывал, как он крепко привязывает человека к добродетели.

Люди же написали тысячи законов, -- и конца им нет, да и говорят: от рождения человек грешен. Бог причиною грехам нашим, -- зачем такого слабого человека сотворил? зачем Он так много законов, невозможных выполнить, написал?

Соединить вселенную воедино, по моему, можно только этим средством, а иначе нельзя.

А если бы этот закон был людям разъяснен, тогда бы люди по сто душ жили вместе. Не гордился бы тот, кто повелевает, и не обижался бы тот, кто повинуется.

Умер ли из среды их муж или жена, их дети остались бы в такой единодушной и сердечной артели, что удар этот не был бы так значителен для него и для нее, потому что для этих сирот много отцов и матерей найдется, много братьев и сестер, много покровителей и спасителей.

Женщины же все милосердны: они сирот будут более соблюдать, чем своих родных детей.

104.

О! Слеп ты, слеп, ученый человек! Смотришь во все глаза в Св. Писание, а не видишь тех дверей, в которые бы мог выйти и порученное тебе от Бога стадо вывести из под гнета греха, и не видишь ты прямо ведущей стези в жизнь вечную; слепота твоя подобна содомеянам, которые были поражены слепотой "ищуще дверей Лотовых".

Но те слепоту свою в себе видели, а ты, будучи слеп, думаешь, что смотришь светло и все видишь ясно, и сам все знаешь без толкователей и никто тебе ни в чем указывать не должен. Слепота твоя подобна еще Валааму, который ехал на осле, а Ангел Господний стоял с обнаженным мечем на пути, осел, который под Валаамом, Ангела видит, а Валаам нет. Я осел, а ты Валаам, и ездишь ты на мне от юности моея.

Из всего предыдущего как в зеркале видно, что человек учится грамоте не с целью делать ближнему своему добро, а зло. Не даром говорит пословица: "Если бы у грамотных глаза повылезли (конечно и мои, Бондаревы, тут же), да кони подохли, -- тогда и на свете было бы лучше".

Прежде этой поговорке я не верил, а теперь увидал, что как будто сам Бог выдал в свет эти поговорки.

105.

Разделилась вселенная вся на тысячу вероучений, то как одна должна быть вера, как и Бог один.

Первородный закон "в поте лица твоего снеси хлеб твой" все вероучения собрал бы воедино, и, если бы только они узнали всю силу благости его, то прижали бы его к сердцу своему. И он в одно столетие, а то и ближе, всех людей, от востока до запада, от севера до юга, соединил бы в одну веру, в единую церковь и едину любовь.

----------