Сегодня, когда наш общий взгляд прикован к школе, необходимо познакомиться с педагогическими воззрениями крестьянского философа, автора знаменитого памфлета "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца" учителя крестьянских детей Т.М. Бондарева (1828-1898), который тринадцать лет состоял в переписке с великим русским писателем, мыслителем и педагогом Л.Н. Толстым. (1828-1910). Великий граф Лев Толстой и крестьянин Тимофей Бондарев оставили значительный след в истории русской культуры и педагогике. Педагогические воззрения художника слова и педагога Льва Толстого, его идеи о свободном воспитании и религиозно-нравственном просвещении привлекали и привлекают внимание исследователей его творчества [1]. Толстой является педагогом-практиком, организатором Яснополянских школ, учителем крестьянских детей, автором "Азбуки", "Книг для чтения" и методических рекомендаций. Толстого мы называем "духовным учителем человечества. Его художественные произведения изучаются в современной школе, его педагогические воззрения актуальны и для нашего времени.

Сибирский крестьянин Тимофей Михайлович Бондарев вниманием обделен никогда не был: и когда он был жив его личность и труды вызывали интерес, и когда он умер, память о нем не заглохла. Внимание же к его творчеству еще более усилилось. О Т.М. Бондареве написано более трехсот публикаций: монографии, научные статьи, журнальные и газетные материалы [2]. Авторы публикации в основном освещали литературную деятельность крестьянина, анализируя его мужицкую философию. Не осталось без внимания исследователей его творчества и педагогическая деятельность Бондарева, его работа по обучению и воспитанию крестьянских детей. Деятельность Бондарева, как учителя крестьянских детей, рассматривали в своих статьях ученые Хакасии и Красноярского края. В 1951 году была опубликована статья научного сотрудника ХакНИЯЛИ исследователя творчества Тимофея Бондарева М. В. Минокина (1918-1998) "Тимофей Михайлович Бондарев", в которой автор на основе бесед со старожилами рассказал и о его педагогической работе [3]. Красноярский литературовед и литературный критик Шлёнская Г.Н в 2008 году опубликовала статью "Всем неработающим хлеб для себя", где вновь обратила внимание общественности на педагогические методы Бондарева, как учителя [4].

Материалы, представленные на межрегиональной научно-практической конференции (Абакан, 20 мая, 2010 года) на тему "Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой", привлекли внимание общественности Хакасии [5]. Задачи данной статьи -- дать характеристику педагогической деятельности Т.М. Бондарева, рассмотреть его вклад в общепедагогическую копилку в обучении и воспитании подрастающего поколения; рассмотреть основное сочинение Т.М. Бондарева "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца", как историко-литературный памятник.

Методологической базой данного исследования служит системный подход в теории познания [6]. Один из критериев (правил) системного подхода гласит: общее (целое) определяет природу вещей. Нельзя, понять частное не зная целого. Педагогическая деятельность является одним их видов трудовой деятельности человека. Педагогическая наука сущность педагогической деятельности характеризует как в профессиональном смысле -- деятельность педагога по обучению и воспитанию детей, так и в широком смысле -- как вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством достижений культуры и опыта [7]. В педагогической науке различают профессиональную -- деятельность педагога и общепедагогическую -- деятельность социальных субъектов и носителей, направленную на обучение и воспитание. Например, деятельность родителей, общественных организаций, саморазвитие и самообразование яркие примеры общепедагогической деятельности. Педагогическую деятельность как Л.Н. Толстого так и Т.М. Бондарева необходимо рассматривать на фоне их жизненного пути. В силу вышеизложенного мы считаем, что первоначально необходимо рассмотреть жизненный путь крестьянского философа, дать характеристику всех видов его деятельности, только тогда мы выясним его вклад в общепедагогическую копилку человечества, т.е идти от общего к частному. Жизнь и деятельность Т.М. Бондарева можно разбить на следующие периоды [8]:

1820-1857гг. Первый период жизни: крепостной раб. (с рождения 37 лет)

Характерные виды деятельности:

Работа на барина. Тимофей Бондарев крепостной крестьянин помещика Чернозубова, имение которого расположено в области войска Донского станица Михайловская.

Трудовая деятельность по содержанию семьи. В 22 года он был главой семьи, которую составляли старики-родители, десятилетний брат, жена и маленький ребенок.

Обучение грамоте. Его первой книгой стал Псалтырь, Первым и единственным учителем был сельский дьячок. В это время он знакомится с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, А.Н. Радищева.

Духовные искания. Помещик Чернозубов отдает Тимофея Бондарева в солдаты в возрасте 27 лет за вольнодумство.

1857-1867 гг. Второй период жизни: Солдатчина (от 37 до 47 лет)

Характерные виды деятельности:

Армейская служба в 26 кубанском полку на Северном Кавказе в станице Усть-Лабинской. Был полковым священником, награжден медалями за службу.

Духовные искания. Перешел из христианства в секту субботников, которые придерживались иудейского вероисповедания. Совершил обряд обрезания и принял еврейское имя и отчество.

Тюремное заключение. За отказ от православной веры заключен в Усть-Лабинскую тюрьму. По судебному приговору был сослан в Сибирь. В 1867 году военно-судебная комиссия направляет Бондарева на вечное поселение в Сибирь и лишает его воинского звания и медали. Енисейский губернатор определил ссыльного в д. Иудина (ныне Бондарево Бейского района, РХ), куда поселялись отступники от православной веры, субботники и молокане.

1867-1898 гг. Третий период жизни: Сибирская ссылка (от 47 до 78 лет).

Основные виды деятельности:

Крестьянский труд: земледелие, скотоводство, забота по домашнему хозяйству.

Духовные искания: богоборничество -- " Я веры иудейской..., но иду по стопам жития Христова", писал Бондарева в письме Толстому. Разработка трудовой теории спасения человечества ("В поте лица твоего будешь есть хлеб твой...". ( Библии. III, 19)

Работа над рукописями: написано белое десяти произведений, основное --

"Трудолюбие и тунеядство...".

Письма крестьянина: Льву Толстому. Глебу Успенскому, Душану Маковицкому, сотрудникам Минусинского музея: Н. М. Марьтянову, В.С.Лебедеву, Л.Н. Жебуневу. Дадим некоторые пояснения всего известно 23 письма Бондарева к Толстому, которые хранятся в государственном музее Л.Н.Толстого в Москве. Семь из них опубликованы в журнале "Русская литература" (1997.No 1). Опубликовано 11 писем Толстого к Бондареву.[9] Из статьи Глеба Успенского "Трудами рук своих" Л.Н. Толстой узнает о сочинении Бондарева " Трудолюбие и тунеядство... ". Он посылает запрос в Минусинский музей и политические ссыльные В.С. Лебедев и Л.М. Жебунев присылают ему рукопись сочинения Бондарева. Толстой написал две статьи о творчестве Бондарева а также изложил пересказ его сочинения в собственной редакции. Именно благодаря Толстому имя Бондарева стало широко известно массовому читателю.

Ходатай труда: составление прошений на имя центральной и региональной власти и другая общественная работа.

Работа над собственным надгробным памятником. Высечение на больших каменных плитах намогильной надписи (Завещание потомкам).

Преподавательская деятельность в школе.

О работе учителем школы Бондарев пишет в своем главном сочинении "Трудолюбие и Тунеядство", или Торжество земледельца", а также в трактате "Памятник" [10] . " Я в этой деревне Иудина был тридцать годов учителем грамоты, -- пишет Бондарев в знаменитом памфлете,-- потому признаю себя имевшим право присоветовать, и указывать многое". ''В трактате "Памятник" он указывает, что обучал детей грамоте за баснословную цену, о чем рассказывать здесь не время и не место". Что вкладывал Бондарев в словосочетание " баснословная цена" остается загадкой. Ясно одно, что школа Бондарева была платной. Далее он отмечает, что в 1897 году у него был коллега-- учитель П.В. Великанов. Он работал в школе вместе с Бондаревым 8 месяцев и уехал после этого в Москву.

Исследователь творчества Бондарева М.В. Минокин приводит рассказ о школе старожила Милюхина, записанный им в конце 40-х годов ХХ века. "Школьного здания не было, занимались в доме какого-нибудь богатея. сдававшего горницу под школу, и кормившего вместе с учениками учителя. Казна жалования не давала. (Учил Бондарев детей субботников и молокан, которые отпали от православной веры -- Ю. М.). Учил письму и чтению Бондарев по Псалтыри и Священному писанию. В школе я научился писать правильно буквы и цифры, составлять слова и читать. Вместе с русскими детьми учились и дети хакасов из улуса. Тимофей Михайлович никогда нас телесно не наказывал, особо провинившихся ставил иногда в угол. Задав нам урок, он часто размышлял вслух. Я был очень мал, поэтому не все понимал, но одно хорошо помню: Тимофей Михайлович говорил "что нет пуще греха. чем тунеядство". М. В. Минокин приводит выдержки письма Бондарева к Толстому, датированного 1889 годом. " Я занимаю в этой деревне должность учителя, У меня 60 человек учеников, которые могут свободно читать, с какой жадностью читают "Ваши книжки...". Он отмечает, что кроме детских изданий "Посредника" Лев Николаевич выслал Бондареву свою "Азбуку", за что Бондарев благодарит его в письме от июля 1897 года. "Вот столько (развел руками широко), великая благодарность, Л.Н. за "Азбуку", которую составил для обучения детей...", -- пишет он. [11]

У Бондарева за 30 лет учительствования, -- делает вывод исследователь, перебывали без малого все дети деревни Иудиной, а в последние годы учились дети его первых учеников. Все они глубоко благодарны своему учителю и наставнику. Что мы узнаем из статьи М.В. Минокина. Школа Бондарева по меркам того времени была большая -- 60 учеников. Обучение было платное. Постоянного здания для занятий не было (школа в деревне была поострена только в 1898 году). Чтению и письму сельских ребятишек Бондарев учил по религиозным книгам и по книгам из цикла учебных книг "Азбуки". Читали сельские ребятишки и книги Толстого, предназначенные для детского чтения. Думается, что прочитали они и сказку Л.Н. Толстого "Об Иване дураке ...". Образ Ивана, как считают исследователи -это апофеоз хлебного земледельческого труда.

С методическими приема и методами Т.М. Бондарева знакомит читателя литературовед Г. М. Шлёнская, которая посетила село Бондарево в 80-ые годы 20 века и записала рассказы старожилов. Приведем выдержки из ее статьи "Любопытно познакомиться с педагогическим методом крестьянского философа. Придерживаясь официальной школьной программы обучения, Бондарев требовал (что никакой программой не предполагалось) от каждого ученика участия в ведении собственного хозяйства. Занятия в школе начинались с 8 утра -- после того как все ученики и сам учитель управятся по хозяйству. Учитель нередко сам проверял, как его ученики задают корм скоту, очищают от навоза скотные дворы. Он требовал от учеников знания устройства сельскохозяйственных инструментов и орудий, их назначения. Кроме закона Божия, чтения, письма и арифметики Бондарев большое значение придавал урокам географии. Он особо обращал внимание на то, чтобы ученики хорошо знали свою местность, свой уезд, свою губернию. Иудинский учитель приглашал на уроки бывалых людей, местных рыболовов, ветеранов, возвратившихся из армии солдат, мастеровых и т.д. Для Бондарева, как и для Толстого, учительство было средством проповеди своих идей".[12]. Памфлет Т.М.Бондарева "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца" по нашему времени является историко-литературным памятником [13]. Понятие "памятник" восходит от слова "память", что означает способность помнить, не забывать прошлое. "памятник" в широком смысле, в научной литературе характеризуется как объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа., человечества, (памятник археологии, истории, литературы, искусства, письменности).

Дадим характеристику данного историко-литературного памятника.

1. История создания (краткая справка).

Памфлет создавался в 70-80-ые годы XIX века. Первый вариант рукописи написан 1884 году (Минусинский вариант, а последний вариант рукописи создан 1898 г. (Красноярский вариант). Известно 6-8 вариантов рукописи, которые хранятся в архивах городов Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга. Сочинения Бондарева впервые было опубликовано во Франции в 1890г. на французском языке. Попытка издания сочинения Бондарева в России, предпринятое Толстым в 80-90годы, не увенчалось успехом. Впервые в России сочинение Бондарева опубликовано только в 1906 году (изд-во "Посредник"). В 1938 году рукопись Бондарева в сокращенном варианте опубликована в книге-сборнике Красноярского краеведа Е.И. Владимирова "Т.М. Бондарев и Л.Н. Толстой". Вариант опубликованный в "Посреднике" был перепечатан в журнале "Енисей" (1989, No 6, 1890, No 1.)

2. Историческое время отраженное в сочинении.

В памфлете отражена жизнь крестьянства до реформенной и после реформенной России. Россия XIX века - до отмены крепостного права (1861) и Россия -- после отмены крепостного права.

3. Жанр произведения

Это художественно -- публицистическое сочинение в форме памфлета.

Памфлет, как известно, -- это злобное остро -- сатирическое произведение, которое содержит социально-- политическое обличение кого либо явления общественной жизни. Присутствует вопросно-ответная форма подачи материала. Речь изобилует риторическими вопросами, эпитетами, метафорами, пословицами и поговорками. Показана речь мужика - земледельца и труженика. Приведем лишь один пример: "Кому земля принадлежит, в роскоши утопающим, или в трудах погружителей?" (Бондарев). Своеобразная композиция (построения сочинения). При отсутствии сюжета, интерес читателя к сочинению поддерживается композиционными средствами: диалоги, лирические отступления, контрастность.

4. Идейно-тематическое содержание памфлета

Какие же идеи проповедует Бондарев в своем сочинении? Основное сочинение Бондарева называется " Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца". Почему он выбрал такое контрастное название? Трудолюбие -- от слова труд, это слава труду, гимн труду. И прежде всего труду крестьянина, который обрабатывает землю и выращивает хлеб, а следовательно, кормит людей. Трудолюбивый человек-это человек который любит трудиться и занимается не только умственным трудом (создание сочинений -- это умственный труд), но и физическим. Тунеядец -- это человек, который живет на чужой счет, чужим трудом, человек-бездельник. Кого Бондарев причисляет к тунеядцам? Тунеядцы -- это люди, которые не занимаются физическим трудом, не выращивают хлеб своими руками. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным и даже ошибочным. Ведь труд человека разнообразный: трудится и писатель, и композитор, и учитель, и чиновник любого ранга. Но внимательно прочитаем Бондарева: "335 дней в году работай, чего хочешь, и занимаешься, чем знаешь, а 30 дней в разные времена года должен всякий человек работать хлеб" [14]. Бондарев не против других видов труда, но считает, что каждый человек любого статуса, кроме больных, военных и стариков, должен заниматься хлебным земледельческим трудом определенное годовое время. Бондарев различает понятия "хлебный труд", " земледельческий труд" и "крестьянский труд". "Хлебный труд" он понимает буквально -- это работа земледельца по выращиванию хлеба". Земледельческий труд" более широкое понятие, чем "хлебный труд". Он рассказывает о своей жизни в деревне " В эти же 14 годов я нажил домик со всеми к нему принадлежностями, а чем нажил? Одним только земледельческим трудом". Что вкладывает в данное понятие Бондарев? Конечно, обработку земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, т.е. растениеводство и огородничество. А вот, как Бондарев в своих сочинениях трактует содержание крестьянского труда. В одном из своих писем к Толстому он рассказывает, что занимается не только земледелием, но и скотоводством и даже несколько дней в году живет далеко за пределами деревни [15]. Понятие "крестьянский труд" шире чем понятие "земледельческий труд". А понятие "земледельческий труд" шире чем понятие "хлебная работа". Какая главная идея сочинения Бондарева? Обратимся к трактату Толстого: "Так что же нам делать?" (1886) "В Библии сказана, -- пишет Лев Николаевич, как закон человека: "в поте лица твоего снеси хлеб и в муках родиши чадо". Мужик Бондарев написавший об этом статью, осветил для меня мудрость этого изречения. дальше он продолжает: "За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, это были два живущие теперь замечательные человека. Оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу -- крестьяне Сютаев и Бондарев"[16]. И так, главная идея сочинения Бондарева -- это обязательный для каждого человека честный крестьянский труд. Старославянское слово снеси буквально означает питаться, есть хлеб. В силу чего на современном русском языке данное изречение звучит: " В поте лица твоего будешь есть хлеб". Эту заповедь Бондарев толкует как в широком смысле -- трудиться не покладая рук (" От начала века тянутся труд с праздностью, а хлеб с тунеядством", " Ведь это только под видом хлеб, который ты ешь, а на самом деле тело наше"), так и в узком смысле -- хлебная работа -- как работа земледельца по выращиванию хлеба. В изложенном сочинении Бондарев показан как обличитель пороков российского общества конца ХIХ века. Он изображен как бунтарь, "ходатай труда". На два круга разделяю я мир весь, -- пишет Бондарев,-- один из них возвышенный и почтенный, а другой униженный и отверженный".

И дальше: " Сколько тысяч лет, как на необузданном коне, ездишь ты (богатый класс) на хребте нашем, всю кожу до костей ты стер. Ведь это только по виду хлеб, который ты ешь, а на самом деле -- тело наше, по виду вино, которое ты пьешь, а на самом деле -- кровь наша".

Для нас, людей ХХI века, важно взять рациональное зерно из его трудовой теории, а именно: в сочинении Бондарева пропагандируется физический труд, что физический земледельческий труд необходимое условие нравственной, счастливой и радостной жизни на земле. Каждый человек должен работать на земле определенное количество дней в году. Толстой называл Бондарева гениальным человеком за то, что он правильно определил основное содержание жизни человечества. Вот что писал Толстой по этому поводу: "Совершенно ясно стало в последнее время , что род земледельческой жизни не сеть один из различных родов жизни, а есть жизнь (как книга -- Библия), сама жизнь , жизнь человеческая, при которой только возможно проявление всех высших человеческих свойств... Как прав Бондарев". [17]

В своих сочинениях Бондарев выступает за трудовое обучение подрастающего поколения. Он осуждает тунеядство и призывает к справедливому устройству общества. У Бондарева ровно как ли для Толстого учительство было средством проповеди своих идей. Безусловно, Бондарев имел слабое представления "о свободном воспитании" -- теории, которую проповедовал Толстой до духовного переворота. Не совсем он разделял теорию Толстого о религиозно-нравственном воспитании. Он был крестьянским мыслителем и выступал противником общей собственности на землю. Земля, по мнению Бондарева, должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, т.е находиться в частной с собственности крестьянина. Толстого и Бондарева объединяла общая платформа -- пропаганда земледельческого труда и идеи трудового воспитания подрастающего поколения. Вклад Т.М. Бондарева в общепедагогическую копилку человечества очевиден.

Село Бондарева издавна славится своей историей и привлекает внимание исследователей истории Хакасии, там часто бывают гости и туристы из разных уголков России. Их интересует личность Бондарева и его наследие. В 2004 году в селе открыт новый памятник крестьянскому писателю и учителю. В будущем (хотелось бы думать скоро) на центральной усадьбе Бондаревского поселения планируется строительство музея [18]. Вспоминается легенда о манкурте, которая описана в романе " Буранный полустанок" Чингиза Айтматова. Одно из кочевых племен подвергала захваченных в плен рабов страшной пытке. Она уничтожала память раба, превращала его в манкурта -- рабочую скотину, абсолютно покорную и усердную в своем тупом терпении, но не осознававшую себя человеческим существом. Страшный образ манкурта вырастает в символ предупреждения: утрата исторической памяти равносильно самоубийству общества и человечества. Тимофей Бондарев вошел в историю как крестьянский писатель, мыслитель и педагог, пропагандист трудового воспитания, обличитель тунеядства во всех его формах.

Литература

1. Толстой, Л.Н. Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.-- (Антология гуманной педагогики)

2. Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой : библиогр. указ./ сост. Ю.К. Махно, М.А. Аева. Абакан, 2010,с. 34-36; Махно Ю.К. Сибирский крестьянин Т.М. Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. -- Абакан. Издательство ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010.

3. Минокин, М.В., Тимофей Михайлович Бондарев / М.В. Минокин // Записки/ Хакас. научн.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. -- Абакан, 1951,-- Вып.2.-- С. 17-59

4. Шленская, Г.М., " Всем не работающим хлеб для себя" Г. Шленская // Первые лица. -- Красноярск, 2008 (лето).-- No 3 (12 ). -С.30-32

5. См. : Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой: материалы межрегион. науч.-практ.конф. (Абакан, 20 мая, 2010 г.). / ГУК "Национальная библиотека Н.Г. Доможакова", состав. М.А. Аева, -- Абакан, 2010.

6. Махно, Ю. К. Системно-синергетический подход в курсе обществознания, Обществознание в школе, 2000, No4. -- С.62.

7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие для студ., высш. пед. уч.заведений. М., Издательский центр "Посредник". 2002. С. 18

8. Махно, Ю.К. Сибирский крестьянин Т.М. Бондарев как феномен истории и историографии. Ю.К.Махно. -- Абакан, Издательство ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", 2010. -- С.90-91. В работе содержится анализ сочинений Бондарева.

9. См. Махно, Ю.К. Указ. соч. -- С.15-22

10. См. Махно, Ю.К. Указ. соч. -- С.15-22

11. Минокин, М.В. Указ. соч.

12. Шленская, Г.М. Указ соч.

13. В литературе сочинения Бондарева имеет разные названия: "Проповедь" (Т. Бондарев) "Книга" (Л.Толстой) "Трактат" ( Н. Прудсков) "Памфлет" (М. Минокин) М. В. Минокин характеризует памфлет Бондарева, как художественно-публицистический жанр. Он же впервые употребляет выражение "литературный памятник". См: рукописный фонд ХакНИЯЛИ. Ф. 154 М.В. Минокин. Писатель-крестьянин Т.М. Бондарев. 1953.

14. Махно, Ю.К. Указ. соч. -- С. 32

15. Махно, Ю.К. "Ваше письмо послужило для меня громовым ударом ( Письма крестьянина -- самородка графу Л.Н. Толстому) // Городской художественно-- публицистический журнал "Абакан", 2010, No 4.

16. Толстой Л.Н. По С.С. Т.25 С 386.

17. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910 гг. М.; Известия , 2003.-- С. 235.

18. Проект "Минусинский музей - усадьба Т.М. Бондарева" вышел в число призеров (1 место - 6 номинация Республиканского конкурса на лучшее муниципальное образование (поселение) Республики Хакасия - 2010.