Жизнь Тимофея Михайловича Бондарева богата не столько внешними событиями, но прежде всего сложными и запутанными духовными поисками. Родился он в 1820 году в донской станице Михайловской.

"Иду я с барских полей, -- писал в одном из своих сочинений Тимофей Бондарев, -- и несу бутылку с водой, и мне рассудилось, что она не нужна будет, и я, не останавливаясь, вылил эту воду на ходу. Помещик увидел из окна, что я воду лил против его ворот, признал меня колдуном и чародеем и отдал в солдаты на 38-м году жизни моей, по николаевским законам на 25 годов. Изнуренный я тяжкими работами и сухоядением, старик уже был, трое маленьких детей, а четвертое дитя за поясом осталось с одной матерью при крайней надобности и в его тигрских когтях..." Десять лет прослужил Бондарев в казачьем полку на Кавказе. Заработал награды и даже был назначен полковым дьяконом. Но свободолюбивый "крепостной раб" уже не просто выражает недовольство, а требует сократить службу до трех лет. Не удовлетворяет Бондарева и официальная религия. Он мучительно ищет истинную веру, способную объединить угнетенных, порывает с православием и уходит в секту субботников.

На смену солдатчине следует заключение на два года в тюрьму и последующая ссылка на вечное поселение в Сибирь, в Минусинский округ.

Сектанты, основавшие деревню, в надежде на лучшую долю назвали ее Обетованная, но губернатор, в назидание вольнодумцам, единым росчерком пера переименовал в Иудину. В ссылке Тимофей Бондарев провел всю оставшуюся жизнь, работал сельским учителем, там же написал книгу "Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство". Писатель Г. И. Успенский использовал рукопись книги Бондарева в своей статье "Трудами рук своих" (журнал "Русское богатство" за 1884 год). Номер журнала привлек внимание Льва Николаевича Толстого. Между ним и Бондаревым завязалась переписка, которая продолжалась почти двадцать лет. "Я в вас нашел сильного помощника в своем деле. Надеюсь, что и вы найдете во мне помощника. Дело наше одно", -- писал Толстой сельскому учителю.

Умер Бондарев в 1898 году. "Писатель-борец за счастье бедняцкого крестьянства Сибири, первый учитель крестьянских детей", -- написано на памятнике, установленном на его могиле в селе, которое теперь называется Бондарево.

Федорова, В. И. 185 лет со дня рождения крестьянина-поселенца Енисейской губернии, философа Тимофея Михайловича Бондарева / В. И. Федорова // Край наш красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2005 год. -- Красноярск: Кларетианум, 2004. -- С. 29-31.

185 лет со дня рождения крестьянина-поселенца Енисейской губернии, философа Тимофея Михайловича Бондарева

Родился в с. Михайловка Донецкого округа Области войска Донского в семье крепостного крестьянина. В 1854 г. он был отдан в рекруты своим помещиком по подозрению в колдовстве, служил в 26-м казачьем полку Кубанского войска. Поскольку Бондарев был грамотным и неплохо разбирался в священном писании, то вскоре был назначен полковым дьяконом. Однако пытливый ум и мятущуюся натуру Бондарева не могла удовлетворить официозная церковная доктрина, он искал свою истину не только в вопросах религиозной веры, но и социального устройства. Эти поиски закончились для него разрывом с православием и переходом в секту субботников. За это он в 1865 г. был арестован и заключен в Усть-Лабинскую тюрьму, а в 1867 г. приговорен судом за вероотступничество к ссылке в Енисейскую губернию.

По прибытии в Сибирь, он вместе с женой и двумя детьми был поселен в д. Иудино Бейской волости Минусинского округа. На новом месте философ-самоучка обзавелся хозяйством, ежегодно засевая десять десятин пашни. Но обычная жизнь земледельца в каждодневных заботах о хлебе насущном, лишенная глубокого осознанного смысла, понимания своего общественного предназначения, не могла устроить Бондарева, склонного от природы к философским рассуждениям. Не давала ответа на сложные вопросы бытия и его новая вера. По признанию его единоверцев, Бондарев не признавал и не исполнял принятых среди субботников обряды.

В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читает, занимается самообразованием. При этом в круг чтения необыкновенного крестьянина входили не только книги религиозного характера, он был знаком с сочинениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова.

Итогом его многолетних размышлений стал целый цикл рукописных произведений, в которых он выступает как философ-моралист, социальный реформатор из народа: "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца", "Се человек", "Первородное покаяние", "Гордиев узел", "О любви к ближнему", "Спасение от тяжкой нищеты" и другие. Главным своим трудом Бондарев считал "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца", в котором он не просто рассуждает о несправедливости существующего общественного устройства, но и дает программу его преобразования, основанную на началах истинной христианской справедливости и любви к ближнему.

Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, но в то же время они сочетаются с резкой критикой официальной церкви. Его трактат является свободной бесцензурной проповедью, в которой нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Гневная и страстная критика социального паразитизма правящего класса, произвола власти у крестьянского философа сочеталась с наивной верой в простые рецепты исправления общества с помощью самой же власти. Он по-мужицки полагал, что если царь и министры, которым он разослал свой труд, ознакомятся с ним и "не более, как через четыре года без понесения трудов и без напряжения сил" люди "заживут фертом припеваючи".

Поэтому Бондарев после окончания работы над рукописью решил отправить ее царю. Прождав напрасно ответа целый год, он написал второй вариант рукописи и отправил его на имя министра внутренних дел. Но и на этот раз ожидания крестьянина оказались напрасны. Свои попытки "просветить" власть он повторял и позднее. Безрезультатность их очень огорчала Бондарева. В одном из своих писем он жаловался: "Вот уже двадцать годов ходатайствую перед главным правительством, и что же? Как в мертвые руки попадаю, как в глухие уши говорю, ответа нету".

Главной идеей Бондарева являлась идея "хлебного труда" как "первородного" закона, данного людям от бога. "Хлебный труд есть священная обязанность для всякого и каждого и не должно принимать в уважение никаких отговоров", -- утверждал он.

Положение об обязательности труда составляло краеугольную основу социальной концепции Бондарева и отражало фундаментальный принцип крестьянской трудовой морали: "кто не работает, тот не ест". Вот почему министр внутренних дел Д. Толстой, ознакомившись с изложением основ сочинения Бондарева в газете "Русское дело", в докладе Александру III назвал это "пропагандой грубого социализма, имеющей целью восстановить один класс общества против другого".

Но именно эта созвучность с социалистическими принципами привлекла к Бондареву внимание ссыльных народников, проживавших в Минусинске. Они по просьбе директора городского музея Н. М. Мартьянова, которому крестьянский философ также отправил один из экземпляров своего труда, переписали его. Одна из копий была послана в редакцию журнала "Русское богатства" и вызвала интерес Н. К. Михайловского, передавшего её известному писателю Г. И. Успенскому. Последний опубликовал отрывки из трактата Бондарева со своими комментариями.

Другая копия, сделанная ссыльным народником В. С. Лебедевым, была отправлена Л. Н. Толстому. Знакомство великого писателя с идеями сибирского крестьянина произвело на него глубокое впечатление. Он писал: "Сочинение это, по моему мнению, очень замечательно по своей силе, ясности, простоте языка, искренности убеждений, которая чувствуется в каждой строчке, и в особенности по важности, правдивости и глубине главной мысли". Между Толстым и Бондаревым завязалась переписка, продолжавшаяся тринадцать лет.

Толстой страстно пропагандировал труд сибирского крестьянина среди российской интеллигенции. "Мое мнение, -- писал он, -- что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика -- Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества". Однако опубликовать труд Тимофея Михайловича на русском языке Толстому удалось лишь в 1906 г., спустя несколько лет после смерти Бондарева.

Бондарев умер в 1898 г. Последние годы жизни он посвятил приведению в порядок своих трудов. Он выбил на трех больших плитах из песчаника "Завещание", представлявшее выдержки из своего главного труда "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца". Эти плиты и стол, в котором находилась рукопись произведения, были установлены на его могиле. Но в таком виде могила сохранялась недолго. Рукопись вскоре исчезла, а плиты были разбиты. В 1957 г. могила крестьянского философа была приведена в порядок, на ней установлен памятник. А деревня Иудино была переименована в Бондарево.

Фигура Бондарева привлекла известного сибирского писателя В. Я. Зазубрина, который вывел его в образе одного из героев (Бидарев) своего романа "Горы".

В. И. Федорова

Литература:

Белоконский, И. П. Тимофей Михайлович Бондарев // Литературный сборник. -- Томск, 1905.-С. 262-292.

Владимиров, Е. Тимофей Михайлович Бондарев и Лев Николаевич Толстой / Е. Владимиров. -- Красноярск, 1938. -- 108 с.

Пруцков, Н. И. Сибирская утопия Т. Бондарева "Торжество земледельца" // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). -- Новосибирск, 1976.-- С. 132-149.

Клибанов, А. И. Народная социальная утопия в России в XIX в. / А. И. Клибанов. -- М., 1978. -- 342 с.

Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. -- М., 1994.-Т. 1.-- С. 271.

См. также:

1. Бондарев, Т. Торжество земледельца или Трудолюбие и тунеядство / Т. Бондарев; с пред. Л. Н. Толстого. - Спб. : Посредник, 1906. - 64 с.

2. Владимиров, Е. И. Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой / Е. И. Владимиров. - Красноярск: Красноярское краевое изд-во, 1938. - 107 с.

3. Пруцков, Н. И. Сибирская утопия Т. Бондарева "Торжество земледельца" / Н. И. Пруцков // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). -- Новосибирск, 1976. -- С. 132-149.

4. Бондарев, Тимофей Михайлович // Биографический сборник / Третейский суд Фонда Юрбюро. -- http://www.arbitr.tsud.jino.ru/01020561.php

5. Бондарев, Тимофей Михайлович // Википедия: свободная энциклопедия. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Бондарев,_Тимофей_Михайлович

6. Бондарев Тимофей Михайлович // Красноярский край. Люди / Официальный сайт администрации Красноярского края. - http://krasadmin.krasu.ru/region/people.

7. Бондарев Тимофей Михайлович // Словари и энциклопедии на "Академике". -- http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/1789

8. Бондарев Тимофей Михайлович - крестьянин, учитель, писатель // Мой Красноярск: народная энциклопедия / Центр Интернет КрасГУ. -- http://region.krasu.ru__

К 195-летию со дня рождения крестьянского философа, соратника Л.Н. Толстого, Тимофея Бондарева

Махно Ю.К., доцент

г. Абакан