Идем осматривать балаганы...
В одном из старых рабочих жилищ-балаганов -- в спальне "Новой Смолянки" -- сморщенный и запыленный, как сама земля донбасская, рабочий-откатчик долго толкует со мной и группой рабочих, что нам надо делать, как надо делать и как у нас делается.
-- Сколько у нас добра лежит, -- восторгаюсь я.
-- Добра, парень, много лежит.
-- Как же его добывать и обрабатывать больше теперешнего?
И снова тот же ответ, что и на собрании:
-- Ученые силы нужны, техника...
-- А где эти силы технические взять? -- Само собою,, в народных массах, среди рабочих и крестьян, надо только рабочую спячку сбросить, растрясти вековой сон, паршивую вялость эту, лень, неповоротливость, вытереть сопли, очиститься от вшей, как велел Ильич, да приняться хорошенько за дело --за учебу, быть расторопнее, предприимчивее, практический ум везде применять. Словом, надо американизироваться по всем швам хозяйственного строительства. Политику мы хорошо знаем, усвоили, а по хозяйству еще тянуться и тянуться надо. Вот есть у нас работники -- культпросветчики.
Сопят, да кряхтят, затылки чешут, как мол, да чего поделашь, бедность, нужда... Денег мало, урезки, да режим экономии силы отбивают.
Шибко ими я недоволен. Развернуться надо шире. Было время на восьмушке хлеба сидели, дело делали, врага отбивали, а теперь малость поурезали, так и слюни распустили.
Так вот и сопим все вместе, а много, парень, дела можно сделать, ежели всем за него хорошенько приняться. Мне до-страсти иной раз охота залезть вот на эту гору, и с горы, с высоты крикнуть, что-б во всех углах и закоулках услышали. Что бы все сонливые проснулись. А у нас все еще по старинке: много говорят, пишут много, а на деле -- швах. Надоела нам эта говорильня, слушать не хочется. Какой-нибудь там просветчик или хозяйственник поговорит, поговорит, и думает: много я наработал языком. Нет, милый мой, надо практически подходить к вопросам жизни. Требовать отчеты с самого верху и до низу. Призвать его, говоруна, и спросить: -- А ну-ка, что ты сделал полезного, насколько ты поднял квалификацию, сколько человек ты втянул в учебу, в практику, в работу? -- Нам, рабочим и вам, крестьянам, не только цифры нужны сколько у нас бедноты и неграмотных, сколько машин поломанных и прочее. Это мы уж давно знаем. Нам теперь другие отчеты подавай: что, где, сколько, кем и когда сделано? Сколько не сделано? Почему не сделано? Вот когда мы будем все так тонко учитывать с точки зрения пользы, выгоды, практики, тогда, брат, не укроешься. С плохой работой живо выплывешь наверх, а раз работа плохая -- прощай!
Мы не настолько богаты, чтобы держать людей за уменье сводить "концы с концами".
Совсем тогда другая картина будет.