§ 47. Общія замѣчанія о драматической поэзіи. Драма, бъ переводѣ съ греческаго языка, значитъ не только дѣйствіе, но и представленіе дѣйствія. Такое названіе, какъ нельзя ближе, указываетъ на характеристическую черту драматической поэзіи -- черту, состоящую въ томъ, что содержаніе драмы должно развиваться въ нашемъ присутствіи, какъ событіе настоящей минуты.
Основой драмы всегда служитъ борьба человѣка то съ высшими силами, то съ превратностями и невзгодами жизни, то, наконецъ, съ своими страстями и влеченіями сердца. Въ этой именно борьбѣ, при помощи діалога и монолога, раскрываются характеры дѣйствующихъ лицъ, которые, нужно замѣтить, для драматурга должны быть гораздо важнѣе фактовъ; ибо если характеры строго выдержаны, то и поступки, насколько они служатъ слѣдствіемъ ихъ, покажутся очень возможными и сбыточными.
Драма, такимъ образомъ, представляетъ гармоническое сліяніе двухъ главнѣйшихъ стихій поэзіи -- эпоса и лирики: драматическое дѣйствіе есть продуктъ эпической поэзіи, мысли-же и чувствованія, какъ источники дѣйствія -- продуктъ лирики, и эти двѣ поэтическія стихіи выражаются въ словѣ -- діалогѣ и монологѣ. Вотъ почему драму фигурально называютъ "вѣнцомъ поэзіи".
Драматическія сочиненія должны отличаться единствомъ идеи или (что совершенно одно и то-же) единствомъ дѣйствія. Здѣсь предполагаются два случая: во-первыхъ, единство дѣйствія можетъ обусловливаться присутствіемъ въ пьесѣ одного героя, въ чьихъ стремленіяхъ и выражается идея драмы (" Скупой рыцарѣ" Пушкина); во-вторыхъ, какъ, напр. въ ".Борисѣ Годуновѣ" Пушкина,-- два самостоятельныхъ дѣйствія, каждое съ своимъ особымъ героемъ (Борисъ и самозванецъ), могутъ развиваться параллельно и одновременно, стремясь совмѣстно доказать одну общую для нихъ идею.
Для удобства театральной постановки, драматическія пьесы дѣлятся на дѣйствія (акты), сцены (картины) и явленія. Дѣйствіе (актъ) названо такъ оттого, что, будучи отдѣльнымъ моментомъ драматическаго дѣйствія, оно въ частности тоже -- дѣйствіе. Число актовъ въ пьесѣ можетъ быть отъ одного до пяти. Сцена (картина) есть та часть акта, которой предшествуетъ перемѣна обстановки и декораціи. Явленіе начинается или выходомъ на сцену новыхъ персонажей {Персонажъ (франц. сл.) -- лицо, дѣйствующее въ пьесѣ.} или удаленіемъ съ нея прежнихъ лицъ. Число явленій въ пьесахъ не ограниченно.
Въ пяти-актномъ драматическомъ сочиненіи 1-е дѣйствіе составляетъ экспозицію, т. е. авторъ вводитъ насъ въ кругъ взаимныхъ отношеній дѣйствующихъ лицъ, посвящая во всѣ подробности, нужныя для пониманія предстоящаго хода событій. Во 2-мъ актѣ назрѣваетъ поводъ для драматической борьбы; это -- завязка, коллизія. 3-й актъ заключаетъ въ себѣ подъемъ дѣйствія: узелъ интриги затягивается, и борьба, обостряясь постепенно, достигаетъ высшаго напряженія. Въ 4-мъ актѣ происходитъ переворотъ судьбы, или, такъ-называемая, перипетія. По Аристотелю, это есть "перемѣна дѣлаемаго въ противную сторону и притомъ вѣроятная или необходимая". Напр., въ 3-ей сценѣ "Скупого рыцаря" Пушкина: Баронъ, желая уронить своего сына Альбера по мнѣніи Герцога и не подозрѣвая, что сынъ подслушиваетъ изъ сосѣдней комнаты, обвиняетъ его въ томъ, будто онъ покушался на его (Барона) жизнь и золото. Какъ вдругъ выбѣгаетъ Альберъ и въ свою очередь уличаетъ отца въ низкой клеветѣ. Въ 5-мъ актѣ наступаетъ катастрофа, т. е. развязка драматическаго узла. Въ пьесахъ меньшаго числа актовъ -- экспозиція, завязка, подъемъ дѣйствія, перипетія и развязна должны ближе примыкать другъ къ другу {Нѣкоторыя пьесы сверхъ дѣйствій имѣютъ еще прологъ и эпилогъ Прологомъ называется часть драматическаго сочиненія, предшествующая завязкѣ, а эпилогомъ -- слѣдующая послѣ развязки.}.
Задача драматической поэзіи такъ-же, какъ -- эпоса и лирики, заключается въ идеальномъ воспроизведеніи дѣйствительности, а не въ фотографически-точномъ подражаніи ей. Въ каждомъ явленіи жизни драматургъ схватываетъ только внутренній смыслъ и существенный характерѣ, очищая явленіе отъ примѣси всего частнаго, случайнаго, неважнаго. Въ самомъ дѣлѣ: если-бы требованія драматическаго искусства кончались на томъ, чтобы сцена отражала предстоящіе предметы и явленія съ безукоризненностью вѣрнаго зеркала, то что-жъ пришлось-бы думать о тѣхъ лицахъ нашего театра, которыя разговариваютъ стихами, говорятъ въ сторону, произносятъ длинные монологи, пишутъ письма однимъ взмахомъ пера или умираетъ въ какой-нибудь оперѣ съ трогательной аріей на устахъ? Однако-жъ эти и многія другія условности нашего театра рѣшительно никому не кажутся странными: сцена и дѣйствительность -- двѣ вещи разныя; у театральныхъ подмостокъ есть свои идеальныя требованія, зачастую идущія въ разрѣзъ съ реально-житейскими.
§ 48. Виды драматической поэзіи. Драматическую поэзію составляютъ трагедія (классическая и псевдо-классическая), комедія и драма.