§ 36. Безыскусственная лирика, равно какъ и безыскусственный эпосъ, есть вѣковое созданіе собирательнаго творчества народа, который просто, искренно и задушевно выражалъ въ ней свои думы, желанія и чувствованія. Главный видъ народной лирики -- пѣсня; для знакомства съ нею разсмотримъ два -- три произведенія этого рода.

"Выдавала меня матушка" (Хрест. Галах. II, 333). Пѣсня рисуетъ неприглядную долю крестьянской женщины на чужедальней сторонѣ, въ семьѣ нелюбимаго мужа. Родимая матушка, навѣстивъ свою дочь, которая до "суда Божія -- вѣнчанія" цвѣла молодостью и здоровьемъ, была кровь съ молокомъ, теперь и узнать ее не можетъ. "Что это за баба, что за старуха?" -- спрашиваетъ она: "гдѣ твое дѣвалося бѣлое тѣло? гдѣ твой дѣвался алый румянецъ?" Дочка молвитъ матери:

"Бѣлое тѣло на шелковой плёткѣ,

Алый румянецъ на правой на ручкѣ:

Плеткой ударитъ -- тѣла убавитъ,

Въ щеку ударитъ -- румянцу не станетъ"...

Впрочемъ, не одна только "плётка" да "правая ручка" лютаго мужа сводили крестьянскую женщину въ преждевременную могилу: гнула ее въ три погибели и родня мужа привередливая. Такъ въ пѣснѣ: "Съ рѣченьки утушка слетывала", свекоръ-батюшка названъ неласковымъ, свекровь-матушка -- угрюмою; деверья невѣстку обносятъ непригожей, непривѣтливой; заловки каждый ея шагъ слѣдятъ, насмѣхаются надъ ней, ѣдятъ поѣдомъ: и не горазда она ничему и не находчива: "словечушко промолвитъ, за другимъ въ карманъ пойдетъ"... Не красна доля молодой женщины... И невольно въ минуту глубокой тоски и сознанія своей безпомощности вспадаетъ ей на умъ прировнять себя къ сѣрой утушкѣ, что слетывала съ тихой рѣченьки на бурное синее море, гдѣ не укрыться ей отъ непогоды, не спрятаться отъ щипковъ злыхъ гусей. Кабы чуяла утушка такую надъ собой невзгоду,-- не подумала-бы слетывать съ тихой рѣченьки; знай да вѣдай молодица, что за житье горькое ожидаетъ ее въ замужествѣ, не разсталась-бы во вѣки съ родительскимъ теремомъ, не пошла-бъ во чужіе люди:

"Чужи люди, словно темнай лѣсъ,

Словно туча грозная:

Безъ морозу сердце вызнобятъ,

Безъ бѣды глаза выколятъ"...

"Ужъ какъ палъ туманъ на сине море" (Хрест. Галах. II, 338). На чужедальней сторонѣ, во чистомъ полѣ умираетъ одиноко молодой царскій ратникъ. Онъ лежитъ у огонька, на шелковомъ коврѣ; изъ раны льется кровь горячимъ потокомъ; очи его смежаются могильной дремой; и передъ смертью онъ трогательно прощается съ своимъ конемъ, "бодрымъ пайщикомъ службы царской", отсылаетъ съ нимъ поклонъ отцу-матери, роду-племени, малымъ дѣтушкамъ, а молодой вдовѣ велитъ сказать, что "женился онъ на другой женѣ, взялъ за нею поле чистое, сосватала ихъ сабля острая, положила спать калена стрѣла".

Всѣ три разобранныя пѣсни дышатъ безропотной покорностью судьбѣ и сосредоточенно-безмолвной грустью, которая не любитъ показываться на людяхъ, не выпрашиваетъ, какъ милостыни, чужого состраданія, но ищетъ выхода изъ наболѣвшаго сердца въ звукахъ унылой и задумчивой пѣсни. Это -- преобладающее настроеніе народной лирики: {Уже Пушкинъ такъ характеризовалъ русскую пѣсню:

"Отъ ямщика до перваго поэта

Мы всѣ ноемъ уныло. Грустный вой

Пѣснь русская"..

И Некрасовъ сказалъ о русскомъ народѣ, что онъ

"Создалъ пѣсню, подобную стону"... } бодрый смѣхъ, тихая радость, какъ чувствованія, вытекающія изъ полноты наслажденія жизнію, въ народной пѣснѣ -- рѣдкія гости; зато она часто заливается безшабашнымъ разгуломъ отчаянія, которому нечего терять и не на что надѣяться... Такое настроеніе русской народной лирики объясняется не только суровыми климатическими условіями нашего отечества, съ его пасмурнымъ небомъ, топями, болотами, необозримыми равнинами и лѣсами, продолжительной зимой и скоротечнымъ лѣтомъ; не только историческими судьбами Россіи: набѣгами на нее кочевниковъ -- печенѣговъ, половцевъ и татарскимъ погромомъ, но и, преимущественно -- вѣковымъ гнетомъ крѣпостного права.

Что касается изложенія и формы, то лирическія народныя пѣсни не имѣютъ ни изысканныхъ оборотовъ рѣчи, ни риѳмы, ни строгой мѣрности стиховъ; зато онѣ отличаются особенной образностью и живописностью, зависящими отъ частаго употребленія:

1. Уменьшительныхъ словъ; напр.: соловейко, соловеюшка, дѣтинушка, яблонька, муравушка, кукушечка, малешенекъ, тонешенька, поскорешеньку, бѣлешенько и т. п."

2. Положительныхъ и отрицательныхъ сравненій, напр.:

"Ужъ какъ палъ туманъ на сине море,

А злодѣй -- тоска въ ретиво сердце"...

"Не звѣзда блеститъ далече во чистомъ полѣ,--

Курится огонечекъ малешенекъ"...

"Не былинушка въ чистомъ полѣ зашаталася,--

Зашаталася безпріютная головушка"... и т. п.

3. Постоянныхъ эпитетовъ, напр.: вѣтры буйные, солнышко красное, злодѣй- тоска, сердце- ретивое, поле чистое, мать-сыра земля, добрый молодецъ, звѣзды частыя, лѣсъ дремучій, злая мачиха и т. п.

Въ цѣлой совокупности своей народныя лирическія пѣсни дѣлятся на два основныхъ вида: на пѣсни бытовыя и пѣсни обрядныя. Предметъ первыхъ -- разнообразныя стороны русской жизни въ томъ видѣ, какъ онѣ отразились въ сознаніи народа и вліяли на чувство послѣдняго, напр.: прискорбное положеніе женщины въ чужой семьѣ, ратная служба на чужедальней сторонѣ и т. п. Въ обрядныхъ-же пѣсняхъ, которыя напоминаютъ о миѳическомъ отношеніи къ природѣ, скрыты намёки на древніе языческіе обряды и жертвоприношенія. Таковы пѣсни: колядскія ("За рѣкою, за быстрою"...), подблюдныя ("Катилось зерно по бархату, слава"!), торныя ("И я золото хороню, хороню"), хороводныя ("А мы просо сѣяли, сѣяли"), свадебныя ("Идетъ кузнецъ изъ кузницы, слава!") и друг.