§ 20. Въ загадкахъ блещутъ искры народнаго остроумія, которое иногда вѣрно схватываетъ почти неуловимое сходство предметовъ. Напр.: "Бѣлое поле, черное сѣмя; кто его сѣетъ, тотъ разумѣетъ". Письмо. "Горбатый котъ бабѣ плечи третъ". Коромысло. "Въ одномъ штофѣ два сорта вина" Яйцо. "Сивая кобыла по нолю ходила къ намъ пришла -- по рукамъ пошла". Сито. "Стоитъ палата кругомъ мохната; одно окно и то мокро". Око.

Впрочемъ, для того, чтобы смыслъ двухъ послѣднихъ загадокъ сталъ совершенно ясенъ, надо имѣть въ виду, что слово "кобыла" представляетъ здѣсь примѣръ синекдохи въ употребленіи цѣлаго вмѣсто части, т. е. конскаго волоса, изъ котораго приготовляется сито; во второй загадкѣ сближеніе окна съ окомъ имѣетъ лексическое основаніе: окно и око -- слова одного корня.

Съ древнѣйшаго времени загадка считалась у всѣхъ народовъ признакомъ мудрости. Съ такимъ значеніемъ она является, напримѣръ, въ сказкѣ о Семилѣткѣ, или мудрой дѣвѣ. Подняли два брата, богатый и бѣдный, тяжбу за телушку, пришли судиться къ воеводѣ. Воевода и говоритъ имъ: вотъ отгадайте три загадки -- кто отгадаетъ, того и телушка? Загадки были слѣдующія: что всего быстрѣе? что въ свѣтѣ жирнѣе? что всего милѣе? Надоумленный дочерью Семилѣткой, бѣдный мужикъ сказалъ, что "быстрѣе всего мысль; жирнѣе всего земля; милѣе сонъ". Онъ выигралъ тяжбу, а воевода женился на мудрой Семилѣткѣ. Въ сказкахъ царевны часто выходятъ замужъ только за того, кто отгадаетъ ихъ загадки, а если вызовется да не отгадаетъ, лишается жизни {На подобномъ-же мотивѣ построена прелестная драматическая сказка Шиллера: "Восточная звѣзда " (Turandot, Princessin von China). }.

Слѣдя за главными періодами развитія загадки, нужно на первомъ мѣстѣ поставить древнѣйшія загадки -- миѳическія, драгоцѣнныя тѣмъ, что представляютъ собой миѳъ съ разъясненіемъ его, т. е. разгадкой. Напр., у Славянъ день и ночь олицетворялись, какъ братъ и сестра, живущіе между собою въ вѣчномъ раздорѣ: "Сестра къ брату въ гости идетъ, а братъ отъ сестры за лѣсъ прячется"; Двое стоячихъ (небо и земля), да двое ходячихъ (солнце и мѣсяцъ), да два здорника (день и ночь). Ботъ еще образчики миѳической загадки: "Сивый жеребецъ на все царство ржетъ". Громъ. "Махнула птица крыломъ, покрыла весь свѣтъ однимъ перомъ". Ночь и т. п.

Съ введеніемъ христіанства и письменности началось непосредственное проникновеніе въ народъ книжныхъ загадокъ. Ботъ образчикъ послѣднихъ изъ повѣсти объ Аполлонѣ Тирскомъ.

"Домъ славный, всему свѣту надобный; той домъ всегда кричитъ, господинъ-же въ немъ молчитъ; мужъ безъ коня пріѣдетъ, господина рѣшеткою обведетъ; обведши, изведетъ, а домъ рѣшеткою и уйдетъ". Разгадка.-- "Домъ есть море или рѣка, иже шумитъ, яко кричитъ; господинъ-же, живущій въ немъ, рыба, яко " есть безгласна, молчитъ; тамо рыбарь, кромѣ коня, въ лодницѣ пріѣдетъ и господина, рыбу, сѣтью обведетъ; обведши-же, мрежею извлечетъ, а домъ, вода, утечетъ".

Апокриѳическо-христіанскій видъ имѣютъ вопросы и отвѣты, такъ-называемой, Голубиной книги. Напр.

"Отъ чего у насъ солнце красное?

Отъ чего у насъ младъ-свѣтёлъ мѣсяцъ?

Отъ чего у насъ звѣзды частыя?

Отъ чего у насъ ночи темныя?

Отвѣтъ:

Солнце красное отъ лица Божьяго,

Самого Христа Даря небеснаго;

Младъ-свѣтёлъ мѣсяцъ отъ грудей его;

Звѣзды частыя отъ ризъ Божіихъ;

Ночи темныя отъ думъ Господнихъ" и проч.

Что касается формы народныхъ загадокъ, то онѣ имѣютъ обыкновенно правильный размѣръ и риѳму. Напр. "Не высокъ, не низокъ, на немъ сто ризокъ". Кочанъ капусты. "На крайчикѣ, на сарайчикѣ двѣ куколки сидятъ, обѣ врозь глядятъ" Рога. Кромѣ риѳмы, загадки имѣютъ еще аллитерацію, для которой онѣ пользуются большею частью собственными именами: "Дѣдушка Сидоръ гнетъ бабушку сидя". Сонъ. "Загадаю загадку, закину за грядку; моя загадка въ годъ пойдетъ, калачомъ взойдетъ". Озимъ.