Вследствие давления со стороны общественного мнения и надвигающегося серьезного кризиса в Иране новое правительство, возглавляемое Кавам-эс-Салтане, вынуждено было сделать шаг в сторону улучшения политического и экономического положения страны. 4 апреля 1946 г. представители Ирана и Советского Союза окончательно урегулировали вопрос о полной эвакуации советских войск из Северного Ирана; вопрос о нефтяных концессиях был также разрешен к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Тогдашний министр иностранных дел Ирана принц Фируз[21] сказал о нефтяном соглашении следующее: «Оно не противоречит закону. Я признаю, что иранское правительство но может предоставлять нефтяные концессии и что это не концессия. Это создание смешанной компании»[22]. Проект договора, который должен был быть ратифицирован меджлисом не позднее чем через четыре месяца после 4 апреля 1946 г., предусматривал создание смешанной советско-иранской нефтяной компании, не являющейся исключительно иностранной монополией, которая ставит своей целью разведку и разработку нефтяных источников Северного Ирана. В течение первых 25 лет существования компании соответствующие доли участия иранского и советского правительств должны были составлять 49 и 51%, а затем, в последующий период, по 50%. Советское правительство брало па себя обязательство обеспечить компанию техническим оборудованием и квалифицированным персоналом, а также производить подготовку кадров. Иран, со своей стороны, предоставлял свои нефтяные ресурсы. Доходы должны были распределяться в соответствии с участием каждой стороны, а через 50 лет иранскому правительству предоставлялась возможность купить все акции, принадлежащие Советскому Союзу, или продлить договор с компанией. За безопасность территории концессии в течение всего периода существования компании должна была отвечать иранская вооруженная охрана — явление новое в истории нефтяных концессий Ирана!
Принятие этих условий означало бы для Ирана развитие его промышленности и экономики при полном соблюдении его суверенитета и независимости. Но как бы ни были велики эти выгоды для полу обанкротившегося Ирана, определенные круги были полны решимости похоронить это соглашение еще до того, как оно родится. Значительным влиянием — чтобы не сказать больше — пользовался в этих кругах Джордж Аллен, американский посол в Иране, чей намек на «необходимость сопротивления русским требованиям» о создании смешанной советско-иранской нефтяной компании послужил для иранского премьера своего рода шпаргалкой. 22 октября 1947 г. иранский меджлис отказался ратифицировать соглашение.
Вслед за заявлением о том, что нефтяные концессии не будут предоставляться иностранным компаниям, — о существующих в Иране иностранных концессиях не было сказано ни слова, — последовало заявление о создании иранской корпорации, основной задачей которой является разработка нефти Северного Ирана. Факт скрытого участия в этом деле крупного американского капитала никогда и никем не был опровергнут. Это казалось настолько само собой разумеющимся, что сообщение о том, что деятельность новой корпорации будет в основном сконцентрирована в районе Кума, никого не удивило. Даже школьники могли увидеть связь между созданием в районе Кума базы для тяжелых американских бомбардировщиков с большим радиусом действия (по поводу которого советское правительство заявило протест правительству Ирана) и планами на будущее новой корпорации.