Соображения имперской стратегии и перспектива разработки богатых нефтяных ресурсов явились в конце первой мировой войны побудительными мотивами для создания королевства Ирак. Это не значит, что националистические устремления арабов не играли здесь никакой роли. Напротив, сильнейшее недовольство турецким господством, усиленно разжигаемое среди арабов английским разведчиком полковником Лоуренсом, также послужило основанием для превращения прежней Месопотамии в современный Ирак. Но, в первую очередь, создание королевства Ирак в его теперешних границах обусловлено внешней политикой Великобритании и «нефтяной политикой» Англо-персидской нефтяной компании.

Как и в случае с Палестиной, в основу политики английского правительства в отношении будущего Ирака легли два противоречащих друг другу соглашения. В том же самом 1916 году были закончены переговоры с шерифом Мекки Гуссейном и французским послом Жоржем Пико, касавшиеся послевоенной структуры Месопотамии. Первому была обещана безоговорочная независимость всей Аравии, за исключением Адена и прибрежной полосы к западу от линии, соединяющей Алеппо и Дамаск. Второй стал соучастником тайного договора, где среди прочих статей была статья о том, что современная Сирия должна управляться французскими властями, а Ирак — британскими.

Так как пакт, заключенный между Сайксом и Пико, давал Франции право присоединить Северную Месопотамию к Французской Сирии, часто высказывалось предположение, что на сэра Эдуарда Грея нашло затмение, когда он согласился утвердить включение нефтеносного района Мосула в зону французского влияния. Дело заключается не только в том, что в Мосуле находятся богатейшие запасы нефти, но и в том, что британский протекторат над Месопотамией, если он не распространяется на район горного хребта Ревандуз на севере, теряет свое стратегическое значение. Вместо того чтобы создать прочный барьер между восточным побережьем Средиземного моря и Ираном, а также другими лежащими за ними областями, Англия оставляла жизненно важные коммуникации между этими районами в руках другой великой державы.

Ничто, однако, не могло быть дальше от истины, чем предположение, что тогдашний английский министр иностранных дел утратил чувство ответственности за судьбу Британской империи. Официальная британская политика в отношении Франции напоминает приливы и отливы. Когда Францию обделяют в Европе, ей дипломатическим путем делаются кое-какие уступки в отношении заморских территорий. С другой стороны, когда шансы Франции в Европе стоят высоко, нужно сдерживать ее колониальные аппетиты любой ценой. Поэтому, когда в феврале 1916 г. французской армии удалось сдержать напор германских войск под Верденом, а Англии два месяца спустя потребовалась поддержка Франции на Парижской экономической конференции, необходимо было как-то поощрить Францию, чтобы поддержать ее дух. Кроме того, надо было рассеять опасения французов, подозревавших, что Великобритания экономила силы на Запад-пом фронте и создавала себе прочные позиции на Ближнем Востоке. И, наконец, могло оказаться полезным иметь Францию в качестве буфера на пути ожидаемой экспансии России в направлении озера Ван и дальше. Во всяком случае, ощущалась острая необходимость в том, чтобы успокоить Францию. А что касается будущего, — там видно будет.

И действительно, вскоре нефть опять оказалась 15 центре всеобщего внимания. В начале XX века жадный правитель Оттоманской империи султан Абдул-Хамид II узнал о существовании еще одного источника дохода. Сделки, заключенные между иранским шахом и Уильямом Ноксом д'Арси, и сделки между русским царем и Альфредом Нобелем, но говоря ужо о настойчивости, проявляемой американским адмиралом Колби М. Честером показали Абдул-Хамиду, что из нефти можно извлекать деньги. Поэтому в 1904 г. он взял в свои руки дело разработки нефтяных ресурсов, находившееся до этого времени в ведении министерства горной промышленности.

В 1904 г. немецкий концерн «Анатолише айзенбан гезельшафт» («Анатолийская железнодорожная компания»), занятый постройкой Багдадской железной дороги, получил право на разведку и разработку нефтяных месторождений в двух районах — Мосульском и Багдадском. Пауль Рорбах, автор антианглийской книги «Багдадская железная дорога», обладавший большой наблюдательностью, отозвался весьма благоприятно о нефтяных месторождениях Месопотамии, которые он посетил в 1902 г. Но прежде чем началась разработка этих месторождений концерном «Анатолише айзенбан гезельшафт», султан решил начать переговоры с принадлежащей д'Арси «Экснлорэйшн компани», являвшейся дочерним предприятием Англо-персидской нефтяной компании.

Это было в 1908 г. Однако, прежде чем переговоры достигли решающей стадии, Абдул-Хамид был вынужден отречься от престола (в 1909 г.). Младотурецкая партия, захватившая власть, держалась американской ориентации и предложила концессию на участок, состоящий из полосы шириной в 42 километра к востоку от Ангоры, адмиралу Честеру. Соглашение было должным образом подписано и скреплено печатями. Но ратификация его была отложена из-за итало-турецкой войны 1911 г. К 1912 г. британские капиталисты заинтересовались, наконец, заманчивым докладом о мосульских и багдадских нефтяных месторождениях, который д'Арси представил несколько лет назад.

Стремясь способствовать англо-германскому сближению, сэр Эрнст Кассель добился объединения Немецкого банка и группы «Шелл»; в 1912 г. была образована Турецкая нефтяная компания, третьим партнером которой являлся Национальный банк Турции. После того как 17 ноября 1913 г. был подписан протокол о турецко-иранской границе, по которому часть территории, на которую Англо-персидская нефтяная компания имела концессионные права, отходила к Турции, выступило на сцену английское правительство. Оно взяло себе 50% акций Национального банка Турции, принадлежавших Эрнсту Касселю, оставив по 25% Немецкому банку и группе «Шелл». Объединенный англо-германский нажим вынудил Турецкую нефтяную компанию признать претензии «Анатолише айзенбан гезельшафт». 28 июня 1914 г., когда раздался фатальный выстрел в Сараеве, Турецкая нефтяная компания, представлявшая английский и немецкий капитал, официально получила от Саида Халима, турецкого министра финансов, аренду на нефтеносные участки в Мосуле, Багдаде и Басре.

К концу войны стратегическая и коммерческая ценность мосульской нефти могла быть определена с большой точностью. Если район Месджеде-Солейман приобрел большое значение как источник снабжения флота, находившегося в Индийском океане, то Мосул обещал стать базой снабжения топливом средиземноморского флота. Соотношение сил на Среднем Востоке было теперь таково, что, по-видимому, на пути восстановления британских интересов не было никаких помех, если не принимать во внимание интересов Франции, с которыми Англия не считалась. Значение Месопотамии как моста к Ирану и Индии и как топливной базы для английских судов в Средиземном море превзошло все ее прежние предназначения. В результате ловкости британской дипломатии Англия не только не оказалась в затруднительном положении в связи с данным ею двойным обещанием, но еще извлекла выгоду для себя.

Франция, растратившая все свои силы в Европе, находилась в безнадежном положении на Ближнем Востоке. Великобритания нанесла поражение туркам, и две ее армейские группы противостояли трем французским кавалерийским полкам в Сирии и Месопотамии. Англо-индийские войска полностью оккупировали Мосул 8 ноября 1918 г., продвинувшись на север после перемирия, заключенного в Мудросе за десять дней до этого. Короче говоря, Великобритания фактически овладела нефтяными месторождениями, в то время как Франция осталась в стороне.

Смешно было бы думать, что британские нефтепромышленники, представители которых заполняли все связанные с нефтью правительственные учреждения, когда-либо серьезно намеревались передать Франции плоды своей победы на Ближнем Востоке. Подтверждение этому мы находим у таких осведомленных наблюдателей, как Кук и Девенпорт:

«В период войны 1914 — 1918 гг. Великобритания все время тратила на производство работ суммы, гораздо более крупные, чем это требовалось для военных нужд. Сэр Арнолд Вилсон, до того как он стал расходовать деньги Англо-персидской нефтяной компании в Мохаммере, выплачивал большие суммы из английских фондов в бытность свою гражданским комиссаром в Ираке. Выращивание хлопка, сельское хозяйство и т. п. вряд ли могли вызвать расходы в таких масштабах, в каких они производились в Месопотамии. История показала, что в результате британской оккупации (являющейся гарантией британского покровительства) нефтяные разработки в стране становятся значительно менее рискованным занятием. Дело в том, что оккупация Басры была необходима для защиты нефтяных разработок и нефтепроводов Англо-персидской нефтяной компании в Иране, а оккупация Багдада и, возможно, северной части Ирана была необходима для защиты англо-иранской концессии (д'Арси), которая распространялась на Маудали. Взгляд на карту убедит любого (будь то специалист по нефти или нет), что британское правительство, помимо своих политических обязательств, чувствовало себя связанным с Ираком благодаря концессиям нефтедобывающих компаний, находящихся в ее ведении».