Для начала рассмотрим одну из наиболее популярных строф "Евгения Онегина" (гл. IV, стр. 41):

Встает заря во мгле холодной,

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит, и путнишосторожный

Несется в гору во весь дух.

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева.

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок.

В избушке распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучина передней.

В строфе 7 пар рифм. Из них в 4 доударные звуки приняты во внимание явно: хол одной -- гол одной, дорожный -- ос тор ожный, кружок -- рожок, весь дух -- па стух. В рифме: работ умолк -- дорогу волк, -- опорные я другие согласные различны, но все три предшествующие гласные согласованы: у, которое не изменяет произношения без ударения, ударное о и неударное о, совпадающее с неударным а. В рифме: ночей -- ней -- оба слова начинаются одним и тем же звуком (о чем скажем далее), а кроме того, опорная согласная "ночей" звучит явственно в "лучина перед ней" (ср. сочетания звуков: чина-ней ночей). Вполне классической остается лишь одна рифма: хлева -- дева, объясняемая частью полуиотированным звуком русского е, частью евфоническимстроением стихов: распевая дева -- коров из хлева (в сочетании "ов -- из" буква в означает звук средний между ф и в).

Возьмем другую строфу "Онегина" (гл. V, стр. 33):

Освободясь от "робки влажной,

Бутылки хлопнули; вино

Шипит; и вот с осанкой важной

Куплетом мучимый давно,

Трике встает; пред ним собранье

Хранит глубокое молчанье.

Татьяна чуть жива;

Трике,

К ней обратись с листком в руке,

Запел фальшивя.

Плески, клики

Его приветствуют.

Она Певцу присесть принуждена;

Поэт же скромный, хоть великий,

Ее здоровье первый пьет

И ей бокал передает.

В этой строфе, из 7 пар рифм, явные опорные согласные в 3: вино -- давно, Трике -- руке; клики -- великий. В рифме: блажной -- важной -- опорная согласная одного слова отделена во втором вставным звуком; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. В рифме: пьёт -- передаёт -- ударная гласная йотированная, т.е. как бы заключает в себе опорный звук j; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. Вполне классической рифмой опять остается лишь одна: собранье -- молчанье; но и здесь должно заметить, что оба рифмующиеся слова построены одинаково: оба -- трехсложные, в обоих после начальной согласной следует неударное о, потом группа из двух согласных ( бр и лч ), и т.д.

Предлагаем проследить рифмы еще следующего стихотворения ("Прозерпина"):

Плещут волны Флегетопа,

Своды Тартара дрожат,

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из Аида Бога мчат.

Вдоль пустынного залива

Прозерпина вслед за ним,

Равнодушна и ревнива,

Протекла путем одним.

Пред богинею колена

Робко юноша склонил...

И богиням льстит измена,

Прозерпине смертный мил.

Ада грозная царица

Взором юношу зовет,

Обняла, и колесница

Уж к Аиду их несет.

Мчатся, облаком одеты,

Видят вечные луга,

Элизей и томной Леты

Усыпленные брега.

Там бессмертье, там забвенье,

Там утехам нет конца...

Прозерпина в упоеньи,

Без порфиры и венца.,

Повинуется желаньям,

Предает его лобзаньям

Сокровенные красы,

В сладострастной неге тонет

И молчит и томно стонет...

Но бегут любви часы.

Плещут волны Флегетона,

Своды Тартара дрожат.

Кони бледного Плутона

Быстро мчат его назад.

И Керерн дочь уходит

И счастливца за собой

Из Элизия выводит

Потаенною тропой.

И счастливец отпирает

Осторожною рукой

Дверь, откуда вылетает

Сновидений ложный рой.

Из 43 стихов то или иное согласование доударных звуков здесь имеется в 27 стихах, что составляет почти 63%.

В 16 стихах согласования доударных звуков нет; но в них, почти везде, звуковое строение рифмы определяется звуковым строением стиха: Равнодушна и ревнива... Прозерпина в упоеньи... и т.п.