Теперь рассмотрим типы пушкинской рифмы, сначала по отношению только к опорному звуку.

Отдельно должно рассматривать рифму мужскую (с ударением на последнем слоге) и женскую (с ударением на предпоследнем слоге). Рифм дактилических и ипердактилических у Пушкина немного, и их можно оставить в стороне.

Среди мужских рифм различаются: открытые, т.е. с ударением на гласную, полуоткрытые или смягченные, т.е. с ударением на дифтонг с й, и закрытые, т.е. кончающиеся на согласную.

В открытых мужских рифмах Пушкин, как постоянное правило, соблюдал совпадение опорного звука, например: пора -- вечера, старика -- ручейка, зима -- ума, небеса -- полчаса, равно -- темно, мне -- старине, Парни -- дни, чреду -- суду, мечты -- полноты и т.д. Исключение составляют рифмы на йотированные звуки: ю, я, ё, т.е. jу, ja, ie: где, по-видимому, для слуха Пушкина звук j уже являлся опорным. Отсюда возникали рифмы: лью -- свою, друзья -- я, ит.п., но рядом с ними нередки и рифмы на йотированный звук с добавочным опорным: края -- да я, сердца я -- твоя, мою -- отдаю, мое -- твое, и т.д. В отдельных случаях, как йотированные, принимались Пушкиным звуки иие, откуда рифмы: любви -- дни, стекле -- О да Е, и т.п. Но таких примеров и вообще отступлений от общего правила мужской открытой рифмы у Пушкина очень немного.

В смягченных мужских рифмах Пушкин менее строго согласовывал опорный звук. По-видимому, слух его довольствовался совпадением как бы двух звуков в дифтонге. Наряду с рифмами, где опорный звук соблюден точно: живой -- головой, дней -- сильней, речей -- очей, он ей -- дней, молодой -- седой, одной -- мной, и т.д., встречается много таких, где взято не точное, а приблизительное согласование звуков (сходство, а не тождество): тобой -- роковой, молодой -- суетой, грядой -- высотой, и т.д., и, наконец, такие, где опорный звук вовсе не принят во внимание: герой -- собой, речей -- нежней, чай -- вставай, и т.д.

В закрытых мужских рифмах Пушкин чаще, чем в смягченных, согласовывал опорные звуки, например: разговор -- двор, берегов -- богов, роман -- обман, болван -- зван, пером -- гром, брат -- град, говорят -- наряд, вряд -- наряд, наконец -- венец, медведь -- реветь, Аквилон -- небосклон, труд -- руд, труслив -- справедлив, падут -- отдадут, судить -- щадить, восставал -- укрывал, и т.д. Не менее часто встречаются в таких рифмах приблизительные опорные звуки: опор -- разговор, небес -- древес, сад -- назад, конь -- огонь, глядел -- хотел, стихов -- богов, грядах -- кустах, путь -- как-нибудь, и т.д. Однако в ряде таких рифм опорные звуки не согласованы вовсе, например: сейчас -- нас, порок -- венок, устах -- очах, и т.д., особенно часто это в рифмах с ударением на ю, я и ё и в рифмах, кончающихся на две согласных.

Среди женских рифм Пушкина должно различать две группы: те, где после ударной гласной нет согласной или одна согласная, и те, где после ударной гласной две или несколько согласных.

В первой группе согласование опорного звука особенно часто в рифмах открытых: 1) без согласной после ударной: настроя -- героя, сединою -- женою, клеветою -- мечтою, пожилые -- злые, замираю -- вверяю, и т.д.; 2) с согласной после ударной: тумане -- романе, угрозы -- прозы, друга -- супруга, телега -- ночлега, рассказы -- проказы, печали -- качали -- венчали, печали -- отвечали, Орлова -- слова, отраду -- винограду, отрада -- Цареграда, время -- стремя, триолеты -- куплеты, воздымала -- выжимала, и т.д.; 3) то же с приблизительным согласованием: боле -- воле, убийца -- кровопийца, утверждали -- достали, Гибралтара -- удара, гости -- кости, стакана -- кургана, посвящали -- искажали, и т.д.

В смягченных женских рифмах такое согласование встречается реже, по-видимому, по той же причине, как в смягченных мужских. Этим объясняется и то обстоятельство, что Пушкин нечасто ищет совпадения опорных звуков в рифмах на аний, ений, например: Евгений -- суждений, желаний -- свиданий, и т.п. Однако в ряде случаев такое согласование имеется: граций -- Гораций, княгиней -- богиней, исключений -- огорчений, и т.д. То же должно сказать о закрытых женских рифмах, каких вообще у Пушкина сравнительно немного; но и среди них есть ряд с согласованием опорных звуков: субботам -- работам, дорисован -- образован, навещают -- утешают, и т.д.

В рифмах второй группы опорные звуки согласованы вообще редко, и для Пушкина типичны рифмы: разгульный -- караульный, возникла -- Перикла, лицемерный -- суеверный, и т.д. Но и здесь можно привести ряд рифм с согласованием, точным или приблизительным: проворно -- чудотворной, страстный -- прекрасный, смиренный -- презренный, печальный -- первоначальный, железный -- полезный, треснет -- воскреснет, бездельник -- понедельник, сердечный -- скоротечный, Андрюшка -- старушка, и т.д. Должно заметить, что согласную со следующим ь Пушкин тоже рассматривал как двойную согласную; отсюда его рифмы без опорного звука на анье, енье: молчанье -- трепетанье, угощенье -- варенье, и т.п. Однако в отдельных случаях согласование и здесь встречается: поколенье -- употребленье, возраженье -- воображенье, утешенье -- просвещенье, и т.д.

Особенно редко встречается согласование в таких рифмах с ударением на дифтонге, как: злодейство -- семейство, и т.п.

Ко всему этому должно добавить существенную оговорку. Согласование опорных звуков может быть и не явным. Звук, являющийся опорным в одном слове, нередко у Пушкина оказывается в слове рифмующимся отделенным от ударной гласной или одним вставным звуком, или целым слогом, или даже несколькими слогами. В последних случаях нужны особые условия, чтобы установить именно согласование звуков (о некоторых таких условиях будет сказано дальше), и здесь мы остановимся только на первом случае, т.е. когда опорный звук отделен в рифмующемся слове от ударной гласной одним звуком.

Вот примеры такого согласования: 1) точного в мужских рифмах: ку м ир -- ва м пир, ков р ом -- зе р ном, ко л еи -- зем л и, наводи т сон -- торжествуе т он, докучны ей -- речей, зовешь -- узнаешь, и т.д.; 2) точного в женских рифмах: при с луги -- до с уги, с л ова -- бесто л кова, д ела -- побле д нела, о б едни -- б редни, вос п ета -- п оэта, по р ога -- че р тога, от в аги -- о в раги, те р пенье -- уве р енье, ре т ивый -- прихо т ливый, рож д енный -- обо д ренный, безза к онный -- непре к лонный, я в лялся -- разда в ался, и т.д.; 3) приблизительного: с к ал -- по х вал, по т ом -- о д ном, о б ходит -- за в одит, б лещет -- тре п ещет, до г адкой -- у к радкой, зо в ут от ца -- мертвеца, и т.д.*

* М.А. Гершензон, выставляя положение, что звуки рифмы являются, с одной стороны, итогом звукового строения данного стиха, с другой -- подготовкой звукового строя следующего стиха, указал на любопытное явление: эти вставные звуки часто являются именно теми, которые получают преобладание в следующем стихе. Пример:
Р оссии б р анная ца р ица,
Воспомнй п р ежние п р ава!
Померкни, солнце Австе рл ица,
Пы л ай, ве л икая Москва!
Опорная согласная р (царица) отделена в рифме (Австерлица) звуком л, который получает преобладание в следующем стихе. Таких примеров немало.