До сих пор мы рассматривали только опорные звуки. Между тем Пушкин весьма часто не довольствовался согласованием одного только опорного звука, но согласовывал также ряд других доударных звуков. В том случае, когда все эти звуки непосредственно предшествуют ударному, получается то, что правильно должно называть "глубокой" рифмой. Вот примеры таких глубоких рифм Пушкина: 1) мужских открытых: ме ст а -- про ст а, хо ч у -- отпла ч у, отравле н о -- напое н о, гре х и -- жени х и, истре б я -- се б я, сло в а -- тра в а, сл ов а -- пр ав а, слова -- го лов а, в ин а -- тиш ин а, б ог ов -- вр аг ов, вл ас ы -- ч ас ы, ос ен я -- меня, вр ал я -- п ол я, д авно -- равно, перев ест и -- ч ести, и т.д.; 2) смягченных мужских: рок ово й -- гол ово й, зол от ой -- тепл от ой и т.д.; 3) закрытых мужских: по каз ать -- с каз ать, с ним ая -- под ним ая и т.д.; 4) женских: с по кл оном -- небос кл оном, к ип ела -- свир еп ела, пог руж енный -- воо руж енный, Ги мен ея -- пла мен ея и т.д.

По аналогии с просто опорными звуками, дополнительно согласованные доударные звуки могут и не предшествовать непосредственно ударной гласной. Такие рифмы тоже приближаются к типу глубоких. Примеры: 1) где в одном случае все согласованные звуки являются опорными: умно -- с м еш н о, Ту льч и -- па лач и, стре лк а -- изда лек а, бо льн а -- влюб лен а и т.д.; 2) где второй звук ни в одной из рифм не является опорным: ду ш и -- каранда ш и, ду ш а -- ды ш а, пле ч а -- лу ч а, сама -- без ума, рожок -- кружок, сложено -- для кого ж оно и т.д. Возможны и более сложные приемы такого согласования, с перестановкой звуков и т.п., например: вз дор -- ра з го в ор, Корсар -- С бо г ар, Ги мен ей -- м ного д н ей, Гра ндис он -- на води т сон, простите ей -- страстей и т.д.*

______________________

* М.А. Гершензон указал, что у Пушкина нередко опорные и вообще доударные звуки одной рифмы систематически распределяются по нескольким словам в рифмующемся стихе. Примеры:

И жало мудрое зм еи

В уста замершие мои.

_________________

Я знаю сам свои пор оки,

Не нужны мне, по верь, у р оки.

_________________

Ты сам, дивись, Назон, дивись судьбе превр атной,

Ты, с юных лет презрев волненья жизни ра тной.

Другие примеры: с б ою -- б уйной головою, б ани -- б архатные ткани, с у р овый -- с транность р ифмы новой, о ст авил -- ме ст а сии прославил, т рон -- т ерпит он, и т.д.

______________________

Близко к "глубоким" рифмам стоит особенный тип рифм, очень любимый Пушкиным, -- рифма "поглощающая". В таких рифмах одно слово полностью входит в состав окончания другого.

Наиболее часто применял Пушкин этот прием там, где одна из рифм образована односложным словом. Примеры: да -- череда, луг -- плуг, кумир -- мир, бес -- небес, человек -- век, снег -- нег, дам -- следам, стороне -- оне, сам -- глазам, след -- лет, чай -- примечай, вот -- небосвод, мил -- томил, нет -- лорнет, был забыл, честь -- перечесть, и т.д. Эти рифмы не могут быть названы собственно глубокими, но есть у Пушкина и примеры подлинно глубоких мужских рифм такого типа: его -- моего, ему -- почему, очки -- дурачки, и т.д.

Весьма нередко пользовался Пушкин этим приемом и в женских рифмах. Примеры: речи -- встречи, скрежет -- режет, столица -- лица, хороводы -- воды, тучей -- летучей, морозы -- розы, вижу -- ненавижу, тонет -- стонет, громом -- ромом, странен -- ранен, праздность -- разность, хладнокровно -- ровно, дело -- охладело, Тани -- мечтаний, непогоды -- годы, вериги -- Риги и т.д. Или еще -- подлинно "глубокие" рифмы этого типа краткой -- украдкой, расправа -- права, винограда -- награда, живые -- сторожевые, и т.д. Немало таких рифм У Пушкина и с несколько неточным согласованием звуков: Вальтер Сжотт -- расход, возврата -- брата, осторожный -- дорожный, праздный -- однообразный, безобразный -- праздный, священный -- просвещенный, Харит -- укорит и т.д.

К этому же типу рифм должно отнести те, где одно слово начинается ударной гласной и где, следовательно, нет в нем самом опорного звука, но где это слово повторяется полностью в рифмующемся. Пушкин также очень охотно применял такого рода рифмы. Примеры: 1) мужские рифмы: он -- Наполеон, их -- затих, честь -- есть, и т.д.; 2) женские: ада -- отрада, ночи -- очи, годы -- оды, свободы -- оды, оба -- гроба, Оле -- боло, стулья -- улья, шумный -- умный, охнет -- сохнет, и т.д.

Отдельный вид, и, быть может, наиболее интересный, "поглощающих" рифм составляют рифмы, поглощающие с метастазой (перестановкой) или разделением звуков, т.е. где все звуки одного слова полностью, но не подряд и не в том же порядке, входят в состав рифмующегося слова.

Примеры: 1) поглощающих рифм с разделением звуков мужских: стон -- сторон, том -- тайком, ты сам -- там, сны -- старины, -- мгла -- могла, хлоп -- холоп, рука -- ручейка, горит -- говорит, просак -- простак, пленять -- воспламенять, красой -- рой и т.д.; 2) женских: страдаю -- стаю, приносят -- просят, топит -- торопит, прилежней -- прежней, нежно -- неизбежно, деле -- доселе, сегодня -- сводня, праздник -- проказник, рано -- романа, милый -- могилы, своды -- свободы, руку -- разлуку, верой -- Венерой, пищу -- пепелищу, поле -- поневоле, злата -- заплата, тучи -- трескучий, неге -- ночлеге, пиво -- спесиво, и т.д. Стоит обратить внимание, что громадное большинство этих рифм начинаются с одного и того же звука.

Примеры: 3) поглощающих рифм с перестановкой звуков: года -- тогда, стара -- востра, гражданин -- один, косны -- несносный, не жаль -- жизни даль, расточены -- старины, клавикорды -- аккорды, воспоминанье -- вниманье, Прасковью -- кровью и т.д.

К особенностям пушкинской рифмовки относится приятие во внимание начальных звуков слова, примеры чему были только что даны.

Во-первых, в ряде случаев, опорный звук одного слова согласован с начальным звуком рифмующегося. Примеры: м ой -- м ной, то м им -- м оим, приго в ор -- в зор, ст рах -- ме ст ах, р укой -- по р ой, в енец -- пе в ец, т олпой -- пус т ой, ч ертей -- рифма ч ей, т ронут -- по т онут, минуты -- н адуты, стра н ицы -- н ебылицы, мгно в енье -- в ладенье, пе ч али -- ч итали и т.д. Ряд таких рифм является поглощающим с разделением звуков*.

______________________

* Отдельные случаи подходят близко к указанному выше распределению доударных звуков рифмы между несколькими словами в рифмующемся стихе, например: лоно вод -- лед, слезы лил -- сил и т.д.

Во-вторых, в ряде рифм согласованы именно начальные звуки обоих рифмующихся слов. Примеры: 1) мужских рифм: м еня -- м оя, п окой -- п устой, в ода -- в реда, в ощаной -- в одой, л ужок -- л есок, с толба -- с удьба, г оловой -- г орой, л ови -- л юбви, д рузей -- д ней, н аизусть -- н и грусть, п ередал -- п роливал, г лядит -- г ласит, ч ернит -- ч ертит и т.д.; 2) женских рифм: Т атьяна -- т ирана, с ваха -- с траха, н евежды -- н адежды, п оэты -- п редметы, в ажной -- в лажной, п огода -- п рирода, в олненье -- в оображенье, в олненье -- в дохновенье, -- не бреженьем -- не терпеньем и т.д. Этот прием особенно распространен в стихах Пушкина.

Должно еще отметить, что Пушкин весьма охотно применял, как рифмы, слова, в звуковом отношении аналогичные. Характерными примерами могут служить рифмы: предметы -- приметы, приезд -- присест, плюхи -- блохи и т.д. Ряд таких рифм приведен раньше под различными рубриками. К тому же типу относятся любимые Пушкиным рифмы: сладость -- младость, племя -- время, сети -- дети, пишет -- дышит, тень -- день, и т.д., а также еще: Моэта -- поэта, необозрима -- невозвратима, залетный -- заботный, и т.п.

По-видимому, пристрастием Пушкина к таким созвучиям должно объяснить то, что он охотно рифмовал ряд односложных и двусложных слов, формально дающих только бедное созвучие: глас -- нас, нас -- вас, лет -- нет, шум -- дум, силы -- милы, тени -- сени, нами -- вами и т.п. Может быть, по той же причине Пушкин допускал рифмы, представляющие в сущности повторение одного и того же слова с разными приставками: меж тем -- тем, всяк -- сяк, обрести -- завести, всходит -- нисходит, приговоров -- разговоров, самовольным -- недовольным и т.д.

Последние виды рифмы составляют уже переход к рифмам омонимическим и тавтологическим. Омонимической рифмой в точности называется такая, где оба рифмующиеся слова составлены из одних и тех же звуков, но в разном их распорядке; но также называют омонимической рифмой и те, где рифмующиеся слова составлены из сходных звуков. Примеры таких рифм Пушкина частью даны выше, частью еще: голод -- холод, голодный -- холодный, пятой -- бедой, задрожала -- задержала, арестом -- Орестом и т.д.

Тавтологической рифмой называется такая, в которой рифмуются два слова, одинаковые по произношению, но имеющие разное значение. Примеры, для ясности, приводим в полных стихах:

А что же делает супруга

Одна в отсутствии супруга?

_________________

Будет вам по калачу...

А не то поколочу.

_________________

В год за три щелчка тебе по лбу...

Есть же давай мне вареную полбу.

_________________

И током слезы точит.

А старший брат свой нож берет,

Присвистывая, точит.

_________________

Вот на берег вышли гости.

Царь Салтан зовет их в гости.

_________________

Хоть убей, следа не видно...

В поле бес нас водит, видно.

_________________

Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

Можно напомнить еще стихотворные шутки Пушкина на глубокие рифмы: "Дева, ног не топырь..." и т.п.