Остается сказать о бедных рифмах у Пушкина.

Несомненно, у него есть ряд рифм, где звуки согласованы только начиная с ударной гласной, причем иногда самое сходство этих ударных гласных лишь приблизительное. Можно найти у Пушкина и просто слабые рифмы, и не только в лицейских стихах: одни -- стороны, ныне -- именины, китайца -- американца и т.д., но и в "Онегине": героиней -- Дельфиной, и т.п. Но все это будут единичные исключения.

Как правило, можно установить следующее. В тех случаях, когда Пушкин, по внешности, довольствовался "бедным" созвучием, не искал согласования доударных звуков, это было обусловлено тем, что доударные звуки рифмующихся слов подчинялись звуковому строю того стиха, в который они входили. Такова, например, "бедная" рифма: суровый -- подковой; но звуковое строение этих двух слов легко объясняется, если взять полностью стихи с этими рифмами:

Ск а к ать верхом в степи с у р овой...

Но к онь пр итуплённой п одковой.

Несколько аналогичных примеров приведено раньше и дальше*.

______________________

* М.А. Гершензон указал, что евфонией стиха часто объясняется у Пушкина замена точного согласования опорных звуков приблизительным. Примеры:

Их моют дожди, засы п ает их п ыль,

И в етер в олпует над ними ко вы ль.

_________________

П ошла гулять в п устынном п оле.

Она при в ыкла к рез в ой в оле.

_________________

К уда как весело!

В от в ечер; в ьюга в оет. С веча т емно гори т; с тес н яясь сердце н оет.

______________________

Это обстоятельство весьма затрудняет цифровые подсчеты числа рифм у Пушкина, где доударные звуки во внимание приняты. В ряде рифм, где формально нет согласования доударных звуков, в действительности эти звуки играют огромную роль в евфонии стиха.

Возьмем пример, стихотворение: "Зима. Что делать нам в деревне..." В нем 46 стихов, не считая последнего, оставленного без рифмы, т.е. 23 пары рифм.

Из них поглощающих 3: встречаю -- чаю, речи -- встречи, розе -- морозе. Сюда же можно было бы отнести рифму, яд -- скользят, но мы рассматриваем ее далее.

Поглощающих с перестановкой 1: крыльцо -- лицо.

Просто глубоких 2: закрываю -- вырываю, слова -- права. Предыдущую рифму: крыльцо -- лицо, конечно, можно также рассматривать и как просто глубокую.

С точной опорной согласной 5: метель -- постель, коня -- дня, шевеля -- короля, уголка -- возка, сторона -- полна.

С приблизительной опорной согласной 1: спор -- разговор.

С согласованием опорной согласной и начальной 2: взоры -- разговоры, за нами -- глазами.

С согласованием начальных согласных 1: скуки яд -- скользят.

Всего рифм, где согласованы доударные звуки, 15; где они не согласованы -- 8. Однако рассмотрим эти последние:

В рифме: до обеда -- соседа, явная аналогия в построении рифмующихся слов. То же в рифме: воет -- ноет, но она объясняется еще звуковым строением стихов:

К уда как в есело! Вот вечер; вьюга воет.

С веча т емно гори т; ст есняясь с ердце н оет.

То же рифма: поздней уж порой -- являемся домой. То же рифма: прислужницею странной -- холодный и туманный. То же рифма:

...о с ахарном з аводе.

Х озяйка х мурится в п одобие п огоде.

То же рифма: идет в уединенье -- печальное селенье. Наконец, рифма: и песни вечерком -- и шепот за столом, дает аналогичное построение двух выражений.

Принимая во внимание такие оговорки, должно признать, что все формальные подсчеты дадут цифры ниже действительных.

Однако, чтобы избежать всяких субъективных толкований, лучше при подсчете рифм, где приняты во внимание доударные звуки, считать за таковые только следующие типы: 1) поглощающие с опорной согласной; 2) поглощающие с перестановкой и с разрывом; 3) глубокие; 4) с опорным звуком точным; 5) с опорным звуком приблизительным; 6) с согласованием опорного звука и начального; 7) с согласованием начальных звуков; 8) мужские с ударением на йотированный звук (таких немного).

Составленные по этой программе статистические таблицы дали следующие результаты:

В III главе "Онегина", из 92 пар рифм, с согласованием доударных звуков 68, т.е. 73%.

В IV главе "Онегина", из 312+3 (имеются в виду тройные рифмы в "Письме Татьяны"), с согласованием рифм 171, т.е. 54%.

В "Цыганах", из 244+27, с согласованием рифм 139, т.е. 51%.

В "Прозерпине", из 43, с согласованием рифм 27, т.е. 63%.

В стихотворении "Зима. Что делать нам в деревне...", из 23, с согласованием рифм 15, т.е. больше 65%.

В стихотворении "К Овидию", из 52, с согласованием рифм 27, т.е. почти 54%.

Разумеется, этих подсчетов далеко не достаточно. Не и они уже позволяют утверждать, что у Пушкина в большинстве рифм так или иначе доударные звуки согласованы.

Следовательно, так называемая "классическая" рифма не есть пушкинская рифма. Утверждение, что поэты XIX века на опорный звук обращали внимания мало -- неверно: опровержение -- Пушкин. Господствующие определения рифмы должны быть изменены, если желательно, чтобы они соответствовали рифмам Пушкина. И наши футуристы в своей реформе рифмы, -- может быть, не подозревая того, -- возобновляли традиции Пушкина.

1924

Впервые опубликовано: "Печать и революция", 1924, книга 2, март -- апрель.