Поелику раскрываемой Апостоломъ истинѣ Христовой нужно было восторжествовать надъ многими пререканіями и объяснить разныя недоумѣнія; то здѣсь проявилась съ особенною силою и достоинствомъ логическая твердость и послѣдовательность, какою отличается вообще избранный сосудъ -- Апостолъ Павелъ. Въ раскрытіи истинъ видна особенно сильная и быстрая въ своихъ дѣйствіяхъ діалектика, низлагающая и даже предупреждающая всякія пререканія и разрушающая недоумѣнія. По логической связи и послѣдовательности своей, посланіе составляетъ настоящую систему, только не школьную и мертвую. Всѣ истины раскрываются въ посланіи -- притомъ не въ отвлеченіи, а обычнымъ у Апостола образомъ, какъ взятыя изъ самой жизни духа Апостола. Потому Апостолъ раскрываетъ истину спасенія благодатію, какъ свое состояніе или чувствованіе: оправдавшеся вѣрою, миръ имамы къ Богу Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ... но и хвалимся въ скорбѣхъ; страждетъ при раскрытіи печальныхъ мыслей: окаяненъ азъ, человѣкъ! кто мя избавитъ отъ смерти сея?-- или самъ онъ восторгается и восхищается какою-либо свѣтлою истиною; напр. аще Богъ по насъ, кто на мы? Иже убо Сына Своего не пощадѣ, како убо не и съ Нимъ вся намъ дарствуетъ... Кто мы разлучитъ отъ любви Божіей? и проч.-- восторгается до славословія; напр. кто разумѣ умъ Господень... яко изъ Того и Тѣмъ и въ Немъ всяческая; Тому славъ, въ Церкви. Аминь. Такъ ученіе объ отверженіи Іудеевъ и избраніи язычниковъ получило особенное выраженіе и силу отъ того любвеобильнаго участія, какое Апостолъ изъявляетъ о своихъ уничиженнымъ со всѣмъ великимъ призваніемъ своимъ единоплеменникахъ: Апостолъ высказываетъ и готовность свою на всякое возможное и даже невозможное самопожертвованіе для ихъ спасенія, и свидѣтельствуетъ, какъ бы въ нѣкоторое извиненіе ихъ, о ревности ихъ -- только не по разуму и съ восторгомъ открываетъ тайну будущаго ихъ помилованія. Это общее всѣмъ посланіямъ свойство имѣетъ въ нашемъ посланіи ту особенность, что по разнообразію и важности мыслей, въ немъ содержащихся, сопутствуютъ имъ и особенно разнообразныя и сильныя движенія Апостола. И убѣждая въ своемъ ученіи Римлянъ Апостолъ, хотя въ нравственной половинѣ посланія умоляетъ ихъ щедротами Божіими исполнить извѣстныя его наставленія, но и въ той части, и особенно въ первой половинѣ, по предмету своего ученія -- существенному и основному въ христіанствѣ, и при томъ пререкаемому, Апостолъ преимущественно говоритъ съ открытою властію и рѣшительностію всемірнаго и непререкаемаго Божественнаго учителя, стоящаго въ подвигѣ или на стражѣ Церкви: да не царствуетъ грѣхъ въ мертвенномъ тѣлѣ вашемъ,-- грѣхъ вами ли не обладаетъ. Всяка душа властемъ предержащимъ да повинуется. Глагола благодатію, давшеюся мнѣ, всякому сущему въ васъ не мудрствовати паче, еже подобаетъ мудрствовати. И особенно, когда Апостолъ говоритъ о судьбахъ и взаимныхъ отношеніяхъ -- избраннаго народа и язычниковъ, онъ обращается въ рѣчи къ симъ послѣднимъ, объемля ихъ даже изъ всѣхъ и грядущихъ временъ: вамъ глаголю языкомъ... не хвалися на вѣтви... речеши: отломишася вѣтви... но бойся. Аще бо Богъ естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, да не како и тебе не пощадитъ...

Вообще: соотвѣтственно личнымъ обстоятельствамъ, особенно возвышенно подвигшимъ Апостола, посланіе торжественно, возвышенно и отчасти состязательно. Ходъ рѣчи особенно быстрый и потому неровный и отрывочный, съ трудомъ индѣ слѣдимый (напр. X гл.). Рѣчь живая, собесѣдовательная, особенно исполнена краткихъ вопросовъ и отвѣтовъ, и также отчасти не полныхъ въ своемъ составѣ рѣчей напр. не точію же, но и Ревека отъ единаго ложа Исаака отца нашего имущи, и все! IX, 11. Немощное бо Закона въ немъ же немоществоваше плотію и проч. Не мало также словъ съ необыкновеннымъ значеніемъ и выраженій тоже необыкновенныхъ: какъ плоть, Законъ грѣховный, сущій во удѣхъ моихъ, тѣло смерти сея, о грѣсѣ осуди грѣхъ во плоти, паче упованія во упованіе вѣрова. Взявъ при томъ во вниманіе обыкновенную живость и силу языка, зависящую отъ самой мысли, нельзя не согласиться на справедливость того замѣчанія о семъ посланіи, что въ немъ слова его едва вмѣщаетъ быстрыя и обильныя изліянія, души исполненной зломъ.