Удовлетворяя духовнымъ потребностямъ Римской церкви, посланіе къ ней, послѣ нѣкотораго какъ бы вступленія (1, 1--17), содержитъ въ себѣ изслѣдовательно раскрытое ученіе -- во-первыхъ, вообще объ оправданіи и спасеніи во Христѣ вѣрою, а не дѣлами Закона -- безразлично какъ Іудеевъ, такъ и язычниковъ (I--VIII). Это есть Апостольское умозрѣніе и изслѣдованіе о самомъ существѣ дѣлооправданія и спасенія всего грѣшнаго человѣчества. Далѣе, здѣсь предлагается изъяснительное и отчасти нравственное ученіе о томъ, почему избираются и призываются къ спасенію, главнымъ образомъ, язычники, а Іудеи остаются внѣ Церкви (IX--XI). Здѣсь тайна спасенія людей во Христѣ разсматривается въ историческомъ порядкѣ своего открытія въ мірѣ и усвоенія людьми, или въ приложеніи къ современности, прошедшимъ и будущимъ судьбамъ Церкви. Наконецъ внушается, какъ воспринимаемую благодать оправданія и спасенія раскрывать въ соотвѣтственной дѣятельности членовъ Церкви какъ во взаимномъ между собою отношеніи, такъ и въ отношеніи къ порядкамъ внѣшняго міра и особенно въ затрудненіяхъ и разногласіяхъ между вѣрующими изъ Іудеевъ и языковъ (XII--XV, 16). Извѣстіе Апостола о своихъ обстоятельствахъ и намѣреніяхъ, и привѣтствія особенно знаемымъ -- съ благословеніемъ всей Церкви благодатію Іисуса Христа -- составляютъ заключеніе посланія.

Связь мыслей въ каждомъ изъ отдѣловъ ученія такая:

Апостолъ учитъ -- во-первыхъ, что наше оправданіе и спасеніе во Христѣ въ существѣ своемъ составляетъ равно незаслуженный ни Іудеемъ, ни язычникомъ, но необходимо потребный и единственно удовлетворительный способъ спасенія тѣхъ и другихъ; ибо и Іудеи и язычники -- сами по себѣ и естественно и произвольно грѣшны и повинны Богу (I. 18, III, 23. V, 12--21); Законъ ветхозавѣтный служитъ къ обличенію и осужденію грѣшныхъ людей (IV, 15. V, 13. VI, 20. VII, 7--12), естественныя силы и усилія человѣка исполнить правду предъ Богомъ, только обнаруживаютъ естественное къ этому безсиліе и духовное поврежденіе его или смерть (VII, 13--35); а по благословенію Божію во Христѣ открытому и совершенному, и законъ, осуждающій человѣка, исполненъ Христомъ, и, потому, съ освобожденіемъ отъ своего обязательства, предаетъ его Христу, и исполняется правда и добродѣтель во всемъ духѣ и истинѣ человѣкомъ, преданнымъ Христу и живущимъ Его Духомъ, и, так. обр., вѣрующій, будетъ ли онъ Іудей или язычникъ, становится благодатнымъ и благопокорнымъ сыномъ Божіимъ, умерщвляетъ благодатію грѣхъ въ себѣ, и идетъ въ вѣчную жизнь и славу Божію,-- словомъ, сообразуется во всемъ со Христомъ. Въ самый внѣшній міръ и природу просіяваетъ спасительная Христова сила. Во-вторыхъ, въ избраніи въ свое участіе большей части язычниковъ, и въ отверженіи отъ онаго большей части Іудеевъ открылось благоволеніе Божіе всевластное: поколику отъ вѣка Богъ знаетъ и отвергаетъ, и самымъ долготерпѣніемъ блюдетъ для гнѣва противящихся; равно знаетъ и избираетъ и неуклонно ведетъ благопокорныхъ къ славѣ;-- высочайше-безстрастное: ибо и изъ избраннаго народа большая часть, воспротивясь Богу,-- съ такимъ усиліемъ призывающему ихъ къ себѣ чрезъ своихъ служителей,-- отвергается Имъ отъ участіи въ Его благодати, а отверженные языки, по своей вѣрѣ и послушанію, пріемлются въ общеніе ея; неизслѣдимо-премудрое и таинственное: поколику теперь, какъ избранный народъ предается своему противленію благодати, спасаются язычники, нѣкогда, при вѣрности Богу того народа, бывшіе непокорными, а теперь охотно покоряющіеся вѣрѣ; когда же изъ язычниковъ всѣ благопокорные войдутъ въ Церковь, и, так. обр., число ихъ исполнится въ Церкви; то будетъ помилованъ народъ избранный чрезъ свое раскаяніе и послушаніе, и, так. обр., и изъ Іудеевъ и изъ язычниковъ равно, послушные всѣ избраны, и таинственными путями ведутся ко спасенію, а противящіеся отвергнуты и должны погибнуть. Таковое благоволеніе и благодать Божія,-- и въ существѣ своемъ и въ приложеніи къ Іудеямъ и язычникамъ,-- не есть что-либо новое, отличное отъ Ветхозавѣтнаго домостроительства, но и въ Ветхомъ Завѣтѣ,-- и въ своемъ существѣ, и касательно избранія и отверженія людей,-- было предъявлено или въ сѣни обстоятельствъ и дѣлъ патріарховъ, или въ пророчествахъ. И слѣдовательно, въ третьихъ, явленное въ храмѣ благоволеніе или благодать Божія такова, что должно держаться ея вѣрою, не смущаясь ни Ветхозавѣтнымъ домостроительствомъ, и тѣмъ менѣе увлекаясь своими мудрованіями и внушеніями лжеучителей, что, совокупляя вѣрующихъ изъ Іудеевъ и язычниковъ въ одно тѣло Христовой Церкви, поставляетъ тѣхъ и другихъ, въ сыновне-благодарное и трепетное расположеніе предъ Богомъ, и не даетъ никакого мѣста превозношенію однихъ предъ другими, и разногласію,-- что, принявъ оную вѣру, должно предаться ей всѣмъ существомъ своимъ, изгонять ею изъ себя всякій грѣхъ и нечистоту, и исполняться всякою правдою и добродѣтелію Христовою,-- воздавая должное и утверждаемымъ Христовою тайною порядкамъ міра,-- прощая врагамъ, снисходя слабымъ въ вѣрѣ и любя другъ друга со смиреніемъ и самоотверженіемъ и проч.

Но такому содержанію посланіе это носитъ печать самаго строгаго внутренняго единства. Мысль о спасающемъ вѣрующихъ благоволеніи Божіемъ во Христѣ -- идетъ сквозь все посланіе, раскрываясь болѣе и болѣе въ своей внутренней силѣ и значеніи, только съ такою безъискусственностію и свободою, съ какою, напр., сѣмя развивается по своей растительной силѣ въ деревѣ.