Посланіе къ Римлянамъ было написано Апостоломъ въ то время его Апостольскаго служенія, когда онъ былъ готовъ идти въ Іерусалимъ съ милостынею отъ Македоніи и Ахаіи (XV, 25. 26), и пользовался страннопріимствомъ Гаія (XVI, 23). Итакъ, это было въ Коринѳѣ. Ибо здѣсь происходило собраніе милостыни отъ Христіанъ всей Ахаіи (2 Кор. IX, 2), и сюда же Апостолъ располагалъ придти и съ милостынею отъ Македонянъ (VIII, 1. 4. сл. IX, 4). Между Коринѳскими Христіанами извѣстенъ, дѣйствительно, нѣкто Гаій, одинъ изъ весьма немногихъ, крещенныхъ лично Павломъ (1 Кор. 1, 14), и, слѣдовательно, одинъ изъ болѣе близкихъ къ нему. И притомъ посланіе писано не въ первое Апостольское посѣщеніе Коринѳа, когда еще только основывалась Церковь, но уже во второе; ибо къ сему времени была приготовлена милостыня (1 Кор. XV, 1, 3. 2 Кор. IX, 1--5). Итакъ это было въ то время, какъ онъ располагалъ изъ странъ Европейскихъ побывать въ Іерусалимѣ, отсюда идти въ Римъ и далѣе этого города; и, дѣйствительно, вскорѣ послѣ того вышелъ изъ Коринѳа, и, по обстоятельствамъ, чрезъ Македонію, и затѣмъ чрезъ Малую Азію -- достигъ Іерусалима, здѣсь подвергнулся узамъ и въ нихъ явился и въ Римѣ (Дѣян. XIX, 21. XX и дал. сл. Рим. XV, 24. 25. 28). По хронологическому соображенію обстоятельствъ служенія Павла, узы его въ Іерусалимѣ послѣдовали не ближе 58 или 59 года; слѣдовательно незадолго предшествовавшее этому второе посѣщеніе имъ Коринѳа, когда и гдѣ было писано посланіе къ Римлянамъ, относится къ 57 или 58 году по Р. Хр. Что точно въ сихъ обстоятельствахъ писано посланіе, это подтверждаетъ подпись, находящаяся въ древнихъ спискахъ посланія {Πρὸς Ρώμαους ἐγρίορη ἀπὸ Κορίνϑος δνι οίβης τῆς διαὀνου τῆς ἐν Κεχχρεαις.}. О Кенхрейской діакониссѣ Ѳивѣ упоминаетъ и Апостолъ въ своемъ посланіи, представляя ее Римлянамъ, какъ сопутницу посланія (Рим. XVI, 1) Кенхрея же, извѣстно, есть имя колоніи при восточной пристани Коринѳской, на берегу Эгейскаго моря. Теперь удобно раскрыть положеніе Апостола при написаніи посланія. Оно было таково: въ половину исполнилось это, дерзновенное во Христѣ, предначертаніе дѣйствій, которое прежде положи Павелъ въ дусѣ, прошедъ Македонію и Ахаію, идти во Іерусалимъ, рекъ, яко бывшу мы тамо, подобаетъ мы и Римъ видѣти. Македонскія и Ахайскія Церкви онъ обозрѣлъ, и сіи Церкви, или нашелъ, или могъ послѣ себя оставить въ благонадежномъ состояніи; о какой благоуспѣшности служенія, не совсѣмъ прямо, но понятно сказано Апостоломъ (XV, 18. 19). Потомъ Всегдашнее стремленіе его благовѣстить, идѣже не именовася Христосъ, безпрепятственно, и, слѣдовательно, съ большею силою и рѣшимостію влекло его теперь въ Римъ, и далѣе его (20. 23). Распространивъ благовѣствованіе Христово отъ Іерусалима и окрестъ даже до Иллирика, впереди онъ прозрѣвалъ также полное благословеніе на предлежащемъ ему поприщѣ благовѣствованія (ст. 29). Самая милостыня, собранная отъ добровольнаго пожертвованія вѣры Македонянъ и Ахайцевъ, была плодомъ его служенія спасительнымъ и для пожертвователей, и благопотребнымъ для святыхъ въ Палестинѣ; а видѣть, и уже въ рукахъ имѣть плодъ и залоги благоуспѣшности своихъ Апостольскихъ трудовъ -- немогло не быть восхитительнымъ для Апостольскаго духа; какъ и говоритъ о семъ Апостолъ между извѣстіями о своихъ радостныхъ успѣхахъ или высокихъ предначертаніяхъ и надеждахъ (ст. 26. 27 сл. 23. 28). Итакъ это было едва ли не самое лучшее и благоустроенное, по обстоятельствамъ, положеніе Павла на его Апостольскомъ поприщѣ. Тѣмъ живѣе свойственно было ему прославлять Апостольское служеніе и радоваться о немъ,-- какъ и говоритъ объ этомъ Апостолъ XI, 13,-- чувствовать долгъ своей любви Еллинамъ и варварамъ, мудрымъ и неразумнымъ, и быть готовымъ благовѣствовать всѣмъ, не смущаясь общими, въ его время, понятіями мірскими, несогласными съ Евангеліемъ (1,14--16). Тѣмъ потому сильнѣе могъ быть возбужденъ и могущественнѣе дѣйствовать даръ Апостольства, данный ему отъ Бога во еже быти ему служителю Іисусъ Христову во языцѣхъ, священнодѣйствующу благовѣствованіе Божіе. Между тѣмъ давнее желаніе и многократное намѣреніе видѣть Римъ, теперь неимѣющія для себя препонъ,-- распологали его къ Апостольскому вниманію, именно къ Римлянамъ, къ ихъ состоянію и потребностямъ; отправленіе же въ Римъ,-- какъ самъ онъ объясняетъ это (Рим. 1, 1--12),-- діакониссы Ѳивы давало удобный случай показать и на дѣлѣ это попечительное вниманіе Апостола,-- прежде личнаго свиданія его съ Римлянами.-- Такъ настроенъ былъ этотъ органъ Духа Святаго къ написанію посланія! И такъ произошло самое посланіе!