Какъ Римская Церковь возникла первоначально -- возрастала и устроилась,-- обстоятельства всего этого въ точности неизвѣстны. Святый Ириней, правда, говоритъ такъ о началѣ этой Церкви: "Петръ и Навелъ благовѣствовали и основали Церковь въ Римѣ" (той τοῦ Πέτρου καὶ τοῦ Παύλου ἐν Ρώμῃ εὐαγγελιζμένων καὶ ϑεμελιούντων τὴν ἐκκλεσίαν. Contr. haer. 3. cap. 1). Но изъ самаго посланія Апостола Павла видно, что онъ еще только намѣревался быть въ Римѣ, гдѣ уже христіане славились своею вѣрою (1 гл.). И потому свидѣтельство Иринея не должно понимать строго исторически. Оно означаетъ только, что Церковь Римская своимъ устроеніемъ особенно обязана Апостольскимъ трудамъ Петра и Павла. По преданію общепринятому, Петръ упредилъ Павла трудами въ устроеніи Римской Церкви, прибывъ сюда въ правленіе Клавдія -- конечно прежде изгнанія имъ іудеевъ изъ столицы Имперіи (см. Истор. Лоренца стр. 29). Начало христіанства въ Римѣ должно быть близко къ самому началу распространенія христіанства по сошествіи Св. Духа. Ибо между самовидцами сошествія Св. Духа, были, по свидѣтельству кн. Дѣяній, приходящіе Римляне (Дѣян. 11, 10). Притомъ, въ Римъ -- какъ столицу Имперіи, почти всемірной, естественно сходиться и имѣть временное пребываніе разнымъ людямъ изъ ея провинцій, слѣдовательно -- и изъ Іудеи и другихъ странъ, просвѣщаемыхъ христіанствомъ. Такъ, при изгнаніи Клавдіемъ іудеевъ изъ Рима, вышедшіе отсюда Акила и Прискилла явились столько уже успѣвшими въ христіанствѣ, что смогли довершить христіанское просвѣщеніе и ученаго Аполлоса (Дѣян. XVIII гл.), и самъ Апостолъ Павелъ, въ послѣдней главѣ посланія къ Римлянамъ, упоминаетъ о многихъ христіанахъ въ Римѣ, пришедшихъ сюда и изъ Іудеи (каковы безпорно Андроникъ и Іуній сродники и еплѣнники, Апостола -- ст. 7) и изъ языческихъ странъ (каковъ напр. Епенетъ начатокъ Ахаіи во Христѣ ст. 5), и при томъ -- о христіанахъ особенно замѣчательныхъ по вѣрѣ и усердію служить Слову и Его проповѣдникамъ (каковы напр. видно возвратившіеся уже опять въ Римъ -- кн. Дѣяній 28 гл. тому свидѣт.-- Акила и Прискилла, Андроникъ и Юній, нарочиты во Апостолѣхъ, Урбанъ споспѣшникъ Апостола и мн. др.) -- II такъ судя по всему отдѣлу, можно сказать съ достовѣрностію, что Церковь въ Римѣ и рано началась, и удобно могла распространяться, и имѣла способы къ своему благоустроенію. Ко времени написанія Павлова посланія, она была уже въ цвѣтущемъ состояніи, такъ что вѣра христіанъ Римскихъ, но свидѣтельству Апостола (1 гл.) возвѣщалась во всемъ мірѣ, т. е. повсюду, куда проникала вѣра Христова.

О Христіанахъ Римскихъ надобно замѣтить, что они были исполнены благости и всякаго знанія духовнаго, могуще и иные научити по Апостолу (XV, 14).-- Въ составѣ этой Церкви были Христіане и изъ язычниковъ и изъ Іудеевъ. Это видно изъ того, что Апостолъ не только въ привѣтствіяхъ своихъ упоминаетъ о нѣкоторыхъ явно изъ Іудеевъ, какъ сейчасъ мы видѣли, но и все свое посланіе приспособляетъ къ вѣрующимъ столько же изъ Іудеевъ, какъ и изъ язычниковъ. Между членами Римской Церкви не мало, должно быть, находилось и образованныхъ, что свойственно жителямъ столицы, и видно изъ этого начальнаго объясненія Апостола съ Римлянами (1, 14--16). Здѣсь къ Римлянамъ идутъ названія -- конечно не варваровъ или невѣждъ, а Еллиновъ -- мудрыхъ. По такому составу Церкви, при всей благопріятности ея состоянія вообще, въ ней было не безъ нѣкоторыхъ же внутреннихъ нестроеній. Именно: вопросамъ и недоумѣніямъ,-- какія всюду возникали у вѣрующихъ Іудеевъ и язычниковъ (о чемъ уже у насъ была прежде рѣчь), и которые особенно относились къ ученію объ оправданіи и ко взаимнымъ отношеніямъ Іудеевъ и язычниковъ,-- у столичныхъ христіанъ естественно было возникнуть, едва ли не съ большею опредѣленностію, чѣмъ гдѣ-нибудь. Ибо представительному всей Имперіи городу, гдѣ Церковь нашла уже для себя удобное мѣсто, естественно было, какъ бы въ образчикѣ и сокращеніи, представлять общее состояніе Христіанской Церкви, водворяющейся въ мірѣ языческомъ. Въ этомъ не трудно убѣдиться изъ самаго посланія Апостольскаго къ Римлянамъ. Такъ, Апостолъ довольно прямо указываетъ на состояніе Римской Церкви -- вообще тревожимое разногласіями вѣрующихъ Іудеевъ и язычниковъ, когда во всемъ посланіи имѣлъ въ виду разныя взаимныя недоумѣнія Іудеевъ и язычниковъ, наконецъ (XV, 5 и 6) и молитъ Бога о единодушіи Римскихъ Христіанъ: Богъ терпѣнія и утѣшенія да дастъ вамъ тожде мудрствованіи другъ ко другу о Христѣ Іисусѣ, да единодушно едиными усты славите Бога... и увѣщеваетъ ихъ самихъ къ взаимному снисхожденію и миру: тѣмъ же пріемлите другъ друга, якоже и Христосъ пріятъ валъ во славу Божію (ст. 7); и непосредственно къ этому присовокупляетъ это замѣчаніе: глаголю же Христа Іисуса служителя бывши обрѣзанія по истинѣ Божіей... а языкомъ по милости (ст. 8 и 9)... "Еще ли не согласны другъ съ другомъ"? Какъ бы такъ говоритъ здѣсь Апостолъ.-- Христосъ общій у Іудеевъ и язычниковъ. Вѣрующему изъ Іудеевъ, когда онъ не постигъ еще, въ сущности дѣла, оправданія и спасенія вѣрою -- безъ законной правды, и потому еще не понялъ опредѣляемаго безразличія въ Церкви Христовой Іудеевъ и язычниковъ,-- свойственно было еще пристрастіе къ закону {Противъ Іудейскаго пристрастія къ закону: Се ты Іудеи именуешися, и почивавши въ Законѣ, и хвалишися о Бозѣ, 11, 14.} и сознаніе своего превосходства предъ язычниками {Противъ мечты Іудеевъ о превосходствѣ: Что убо? Преимѣемъ ли? Никакоже... III, 9.}. Въ противномъ случаѣ неизбѣжны для него эти трудные вопросы: что же будутъ Ветхозавѣтные Отцы и обѣтованія ихъ, если съ ихъ потомками язычники имѣютъ равное значеніе? {На сей вопросъ есть у Апостола прямое указаніе: законъ ли убо pазоряемъ вѣрою? Да не будетъ: но Законъ утверждаемъ. И сейчасъ же далѣе: Что убо речемъ Авраама отца нашего обрѣсти по плоти? III, 31. IV, 1.} Что же такое долженъ быть Богоданный Законъ, когда дѣло оправданія обходится и безъ него, и даже, повидимому, получаетъ вредъ отъ него? { Законъ ли грѣхъ: VII, 7.} И ужели въ состояніи благодатномъ жить безъ закона, по произволу? { Пребудемъ ли во грѣсѣ, да благодать преисбудетъ. VI, I.} А иной могъ и рѣшить эти вопросы съ хулою для Ветхозавѣтнаго домостроительства, закона и вообще добродѣтели {Глаголютъ въцыи, прямо свидѣтельствуетъ Апостолъ, насъ глаголати, яко сотворимъ злая да пріидутъ благая III, 8.}. Вѣрующему изъ язычниковъ,-- когда онъ видѣлъ -- съ одной стороны -- большую часть Іудеевъ противящихся проповѣди, и при самой вѣрѣ трудно успѣвающихъ въ разумѣніи ея,-- а съ другой стороны -- между язычниками быстрое и далекое распространеніе вѣры Христовой,-- легко могло усвоиться пренебреженіе Іудеями, какъ отверженными, и надмѣніе собою и своимъ избраніемъ отъ Бога. Объ этомъ самомъ и говоритъ Апостолъ вѣруюшему язычнику. речеши убо: отломишася вѣтви (т. е. Іудеи), За азъ прицѣплюся... не высокомудрствуй (XI, 19. 20). Кромѣ того, мыслящему и язычнику, особенно же Іудею, въ христіанствѣ свойственно недоумѣвать: уже ли въ самомъ дѣлѣ отвергается народъ возлюбленный Богомъ, которому даны обѣтованія, и въ Церкви Христовой займутъ первое мѣсто язычники забывшіе -нѣкогда истиннаго Бога; ея а отрину Богъ Израиль... еда согрѣшиша, да отпадутъ. Во всѣхъ такихъ недоумѣніяхъ Іудеевъ и язычниковъ вѣрующихъ, неизбѣжно нѣкоторое недовѣріе другъ ко другу и опасность распрей, въ однихъ недостатокъ внимательности къ другимъ, въ иныхъ колеблемость совѣсти, въ употребленіи предметовъ воспрещенныхъ буквою Закона (XIV и XV). Что все это именно такъ и было въ Церкви Римской,-- хотя и не въ такой степени, чтобы было въ опасности общее благосостояніе ея,-- доказательство тому все посланіе къ ней, направленное прямо противъ этихъ недоумѣній, ведущихъ къ разногласію: ибо они и услѣжены изъ самаго посланія -- объ Іудеяхъ главнымъ образомъ IV--VII, а касательно язычниковъ IV--VI. Наконецъ, надобно указать на то еще обстоятельство, что всюду размножившіеся лжеучители были опасны и для Римской Церкви, возбуждая и усиливая недоумѣнія и разногласія между вѣрующими (XVI, 17--18). Итакъ обстоятельства сей Церкви, сколько -- съ одной стороны -- могли радовать, столько -- съ другой -- должны были озабочивать того, кто въ отвѣтѣ благовѣствованія былъ положенъ и говорилъ о себѣ: кто изнемогаетъ и (азъ) не изнемогаю; кто соблазняется и азъ не разжизаюся? (2 Кор. XI; 29). Самая Церковь сколько имѣла пріемлемости, столько и нуждалась въ его руководствѣ. Правда, не видно, чтобы доселѣ Церковь эта имѣла какое-либо отношеніе къ Апостолу Павлу, лично ей неизвѣстному; но Апостолъ въ ней имѣлъ многихъ (упоминаемыхъ въ концѣ посланія) знаемыхъ и усердныхъ сотрудниковъ, знавшихъ его Апостольскій долгъ и ревность. И, слѣдовательно, отъ нихъ (не говоря уже о собственной прозорливости Боговдохновеннаго) могъ получить достаточныя свѣдѣнія о состояніи Римской Церкви, при своемъ давнемъ къ ней влеченіи, и, какъ Апостолъ языковъ, принять оныя къ своему Христову сердцу.-- Каковы были тогда обстоятельства лично самого Апостола?