Пишу къ Вамъ, Братъ Валеріанъ Викторовичъ, сейчасъ же по полученіи и прочтеніи Вашего письма. Хочется скорѣе разрѣшить ваши недоумѣнія. Для меня просто они рѣшаются, но Вы, другъ мой, все таки и послѣ настоящаго письма извините меня, удовлетворитъ ли Васъ и настоящее мое объясненіе затруднившаго Васъ предмета.
Читайте повнимательнѣе, съ размышленіемъ.
Благодать "царственнаго священства" дана всѣмъ христіанамъ, какъ А. Петръ въ І-мъ своемъ посланіи и называетъ вообще тѣхъ царскимъ священіемъ или "Царскимъ священствомъ" (2 гл. 9 ст.) и какъ св. Іоаннъ Богословъ и говоритъ, что Господь сотворилъ есть насъ вообще Цари и Іереи Богу и Отцу Своему (Апок. 1, 6). Это послѣднее мѣсто и объясняетъ намъ, что всѣ мы христіане имѣемъ благодатное священство въ томъ смыслѣ, чтобы каждому, въ своемъ мѣстѣ, духовно священнодѣйствовать во Христѣ предъ Самимъ Отцемъ Небеснымъ, принося Ему Св. Духомъ жертвы своей мысли, своего чувства, дѣлъ, исканій, отношеній -- чрезъ устроеніе всего этаго по Христу -- возлюбленному Сыну Божію. Вѣдь это простая истина; -- въ этомъ и состоитъ жизнь и сила Христіанства. Чтоже и за чѣмъ, теперь, мы, возводимые по особенному избранію на разные степени священства? Всѣ мы, начиная отъ Архіерейства до посвященныхъ въ стихарь,-- мы благодатію Божіею и избраны и поставлены служить тому, чтобы во всемъ исполненіи Церковномъ, во всемъ составѣ этого Божія народа -- православныхъ христіанъ постоянно дѣйствовала оная всеобщая благодать "царственнаго священства", чтобы поддерживать и приводить ее въ живое движеніе и дѣйствіе -- во всемъ народѣ православнаго Христіанства. А такъ какъ въ устройствѣ) народномъ есть свои степени -- начальства и подчиненія, старшинства и меньшинства, отечества и сыновства: то во всемъ этомъ дѣйствующая, при служеніи церковной Іерархіи, благодать "царственнаго священства" и сообщаетъ разнымъ степенямъ народного устройства силу и значеніе Христовой же Іерархіи своего рода. Вообразите меня напр. полковымъ священникомъ. Если я исполняю свое дѣло, какъ слѣдуетъ, и слѣд. привожу въ своемъ воинственномъ приходѣ въ живое движеніе (хотя бы и вовсе безсознательно для большинства91 благодать "Царственнаго священства": то въ этомъ благословенномъ приходѣ генералъ, командующій войскомъ, и всѣ офицеры, предводящіе своихъ солдатъ, будутъ живыми проводниками и служителями любви Отчей,-- въ Сынѣ властвующей надъ вѣрными въ вѣчному ихъ благу, благостію Своего Духа. Въ противномъ же случаѣ, если т. е. я, по моей же винѣ, не умѣю или не хочу, не забочусь возбуждать и приводить въ живое дѣйствіе благодать "царственнаго священства", принадлежащей и солдатамъ съ ихъ вождями: то очевидно, что я -- священникъ только подзаконной мертвой буквѣ, оставляющій безъ живаго употребленія благодатное сокровище собственнаго своего священства, или же, сказать по силѣ дѣла,-- заботящійся только о собственныхъ нравахъ Христова намѣстничества Римскій попъ. Ибо я на то и поставленъ на степени священства, чтобы во всемъ моемъ приходѣ была въ силѣ и дѣйствіи благодать "царственнаго священства". Для того я и служу, и таинства совершаю, и священнодѣйствую слово Божіе.
Вдумайся въ это хорошенько, Валеріанъ, и скажи, ужели и это мудрено и затруднительно. Пишу теперь о Картинѣ Иванова; если Богъ дастъ,-- пошлю въ Казань нашимъ въ Господѣ сестрамъ и матерямъ: потому что изъ студентовъ никому уже не пишу, хотя и люблю ихъ. Но желающіе могутъ, безъ сомнѣнія, получить для прочтенія чрезъ Любимова92 Только боюсь, чтобы Марья Васил. Кулебякина, которая хотѣла зайти за письмомъ, не обманула меня. Прощай, Братъ.
А. Ѳеодоръ.
[Приписка рукою адресата: Получено 15 Сент. Отвѣчено 20 Ноября 1858 года].
Благодарю Васъ за исполненіе моихъ порученій и за извѣстія объ Академіи, хотя не утѣшительныя. Видно, и Отецъ небесный, по Которому и земное отчество именуется, уже не хочетъ (о если бы это такъ!) потерпѣть въ своемъ дому, и притомъ въ ближайшихъ своихъ служителяхъ, направленія воришекъ и бѣглецовъ -- не только отъ волка грядущаго, но и отъ собственнаго прямаго во всѣхъ отношеніяхъ блага, коль скоро оно не согласно съ гадкими ихъ привычками. Я разумѣю направленіе въ нашемъ званіи, слѣдящее на первомъ шагу своихъ путей -- земной интересъ, много ли доходу на мѣстѣ, есть ли протекціи, и проч. и проч. и въ духовномъ отношеніи ищущее въ священствѣ самовозвышенія, а не самоотверженія Агичаго. Съ такимъ направленіемъ, мы -- изволите видѣть -- и дошли до того, что у народа Божія почти украли благодать "царственнаго священства", не только не проводя оной въ постоянное живое движеніе и дѣйствіе, но вовсе почти забывъ, что это за новая Іерархія "царственное священство", а при одномъ только названіи этого священства уже трепеща, нѣтъ ли подкопа какого подъ наше священство, т. е. какъ доказано, кажется, выше, подъ духовное наше папешство. Ибо православное-то священство и поставлено служить тому, чтобы всеобщая благодать царственнаго священства всегда и принадлежала, въ самой силѣ и жизни своей, всему Христіанству. И съ этимъ направленіемъ мы такъ измѣлѣли, что бѣжимъ не только отъ дѣйствительной или кажущейся малѣйшей опасности, но даже отъ того, чтобы замѣчать прямыя свои выгоды, коль скоро встрѣчаемъ что-нибудь, непривычное намъ.
Потомъ -- вашъ мальчикъ-сирота это не болѣе, какъ нравственная, такъ сказать, жертва за меня, своими нравственными страданіями дающая мнѣ урокъ, какого рода и значенія -- мое упрямство, сколько въ мірѣ изъ за этого -- сиротъ во всѣхъ отношеніяхъ, хотя Самъ Отецъ пебесный открылъ и простираетъ объятія ко всѣмъ. Увы мнѣ! Что мнѣ дѣлать съ моимъ уныніемъ и безнадежіемъ? Кланяюсь твоему батюшкѣ и Матушкѣ.93 Сестрамъ Божіе благословеніе! Простите.
А. Ѳ.
9 Сентября 1858 г.
Да развѣ Павловъ94 отказывается переписать для меня остальное педагогики, что Вы предлагаете мнѣ свои услуги, за которыя благодарю?-- Этого мнѣ не хочется думать. Писанное теперь, по Вашему вопросу, приложите въ примѣчаніи самой педагогикѣ, въ томъ мѣстѣ, гдѣ говорится о томъ же предметѣ. Конспектъ Богословія, если Богъ тогда дастъ, напишу. Философіи-то не выпускайте изъ рукъ: когда она будетъ по Христу, а не по стихіяхъ міра, то -- это просто рай. Объясненія идей.-- ищите въ словахъ о Богѣ Словѣ: 6ѣ свѣтъ истинный, просвѣщаяй всякаго человѣка, грядущаго въ міръ,-- но только не допускать и тѣни духовнаго насилія, которое такъ подавитъ мысль рабствомъ, а не приведетъ въ истинный свѣтъ. Прощайте.