Отправлено 17 Декабря 1858.

Получено 2 Генваря 1859.

Отвѣчено Марта 12-го.

Валеріанъ Викторовичъ!

Божіе благословеніе съ Вами!

За письмо Ваше благодарю;-- радъ, что у Васъ все -- слава Богу. Странно, что Вы находите неожиданнымъ для Васъ назначеніе Ваше преподавать философскіе предметы; но мнѣ, въ Казанской Академіи, сдѣлалось обычнымъ смотрѣть на Васъ не иначе, какъ ни человѣка, который съ одной стороны философски изучаетъ и усвояетъ истину Христову, вникая и углубляясь сыновне-свободною мыслію вѣры во внутренній свѣтъ и живую стройность Божіей истины, а съ другой -- въ ней же находитъ философію и философское основаніе для всѣхъ возможныхъ знаній -- природы, исторіи, слова, числа, логики и т.д. Составить опредѣленіе такой философіи не отказываюсь и когда-нибудь исполню это, но признаюсь тебѣ, что затрудняюсь. И знаешь ли, чѣмъ?-- Тѣмъ, чтобы не положить на мысль рабскаго ярма, чтобы не испугать и деспотически не связать мысли полагаемою въ самомъ[зачеркнуто: существѣ] началѣ философскаго дѣла, но такъ мало усвоенною отъ пауки идеею... стыдно сказать... идеею о нашемъ Спасителѣ. Вотъ до чего мы дошли! Своимъ болѣе или менѣе формальнымъ ревнованьемъ не столько о существѣ, сколько о буквѣ Вѣры, и своею -- болѣе или менѣе не зависимою отъ Вѣры -- дѣйствительною жизнію мы успѣли такъ омерзить путь Господень, что Полный благодати и истины однимъ уже слухомъ о Себѣ пугаетъ насъ, какъ нѣкогда Іерусалимлянъ съ ихъ царемъ Иродомъ (Мат. 2 гл.). Потому я почти готовъ согласиться на всякое опредѣленіе философіи, какое дѣлали новѣйшіе философы,-- только разумѣя Самаго Христа подъ какою угодно -- ихъ идеею Высшаго или Абсолютнаго, всеобще-непреложнаго. Ради Бога не забывайте, что человѣкъ и по самому естеству, какъ созданный по образу Божію, поставленъ въ сообразности именно съ существ. Образомъ Божіимъ -- Богомъ Словомъ; грѣхъ и вся порча грѣховная (но отношенію къ нашей мысли также, какъ и къ другимъ сторонамъ нашего духа), и есть не что иное, какъ невѣрность и невниманіе наше своему Первообразу -- Сыну Божію, толкущему въ двери нашей внутренней храмины.[Зачеркнуты 2 строки]. Такъ называемыя идеи -- это Его толцанія, глухо и смутно слышимыя всякимъ человѣкомъ, даже дикаремъ. Изучать душу человѣка или построеніе его мысли -- это значитъ изучать рамки того сообразованія съ Сыномъ Божіимъ нашего духа вообще, или мысли нашей въ особенности, въ какое мы поставлены, какъ человѣки. Христіанство выяснило эту тайну человѣка. Мало того,-- Сынъ Божій принялъ въ Свою собственность и нашу человѣческую душу и нашу мысль съ ея законами, и это -- только для насъ же всѣхъ; на этомъ основаніи Онъ отъ вѣчности положилъ и утвердилъ Самъ въ Себѣ и самое бытіе міра и всякаго человѣка, какое благоволилъ во времени датъ намъ и міру. Такую благодать, что Самъ Богъ Слово принялъ нашу человѣческую разумность, какъ мы воспріимемъ не вотще -- безъ философіи? Полюбите же свой предметъ, а пока удовлетворитесь сказаннымъ о философіи.

Вчера послано къ Вамъ нѣсколько моихъ брошюръ. Это для Васъ и сослуживцевъ Вашихъ -- товарищей по Академіи, также для Василія Александровича95 и для Як. Ив. Третьякова96, (имъ передайте и мои поклоны), также кому сами захотите подарить; Батюшкѣ Вашему, съ поклономъ отъ меня ему и Вашей Матушкѣ и всѣмъ Вашимъ, пошлите также штукъ восемь или десять для раздачи, кому случится кстати сказать, Батюшка вашъ, исполнивъ просьбу Архіерея и принявъ въ сослуженіе себѣ другаго священника, своимъ безпокойствомъ въ этомъ дѣлѣ, очевидно, успокоиваетъ Самаго Господа, не имущаго и доселѣ гдѣ главы подклонити.--

Общества не чуждайтесь, Валеріанъ Викторовичъ. Мнѣ желательно было бы, чтобы Вы для себя и для другихъ дѣлали опыты незамѣтно простирать на самыя обыкновенныя вещи и на самыя развлеченія -- вѣяніе Сына человѣческаго, какимъ сталъ для всего человѣчества взятіемъ на себя и грѣховъ человѣческихъ, еди[нородный] Сынъ Божій.

Что унывать? Только бы по[стараться стя]жать силу всякаго

Духовнаго дѣла [.....]маніе въ Господѣ Отцу неб., сколько [.....] благодати св. Духа: а то пож[алуй], [.....]рова психологія и Карпова Логика будутъ достаточны для васъ и вашихъ учениковъ (относительно которыхъ также помните, кто собственно ихъ единый Учитель... вѣдь, они царскіе дѣти, хотя и требуютъ иногда розги строгости),-- будутъ раскрывать, (если сами хотите такъ ихъ понимать,) тайны или мысли Отца неб. о нашей душѣ и мысли, осуществленныя и выраженныя въ насъ Сыномъ Его, и доступныя для насъ, въ этомъ именно своемъ значеніи, ради вочеловѣчиванія Сына Божія.

Брошурк[и...] пришлю, коли найдете кому раздавать. Для меня ихъ отпечаталъ даромъ одинъ добрый знакомый. Только кому будете раздавать,-- напередъ исправьте маленькія опечатки. На стр. 9 стран. 7 вмѣсто сый[надо чит]ать сей; на стр. 16--9 вмѣсто возлѣ[надо читать] возлѣ;-- 17 -- 2. вм. возславитъ[надо читать] возглавити. Въ двухъ мѣстахъ еще не [хватаетъ] знаковъ вопроса.

[.....] братъ, себѣ. Въ особенности [должно в]еселить и ободрять себя и дѣтей. Вы скажете мнѣ: врачи, исцѣлился самъ.-- Другъ мой! У меня уныніе отъ болѣзни столь давней, что я и не запомню въ себѣ чувства здоровья и свѣжести.

Какъ пріятно было мнѣ узнать, что у Васъ между наставниками и начальниками, по добротѣ и благоразумію Вашего О. Ректора97,-- водворяется доброе братство! Берегите это въ Господѣ. Ничего, кажется, нѣтъ лучше и благотворнѣе этаго для учебныхъ заведеній. Есть ли для дѣтей приличныя, но не стѣсн[енны]я, гимнастическія у[пражненія] и игры? [... повреждены четыре строки].

Посылаю письмо и къ Вашему Батюшкѣ, Валеріанъ Викторовичъ, на Ваше имя; потому что для адреса къ нему хорошо не припомню, при какой церкви Вашъ Батюшка служитъ Протоіереемъ. Кажется, что -- это церковь св. женъ мѵроносицъ; но вѣрно ли такъ, я позабылъ.

Васъ благодарю за добрую Вашу память обо мнѣ. Старайтесь, добрый мой, сколько можно -- о добрѣ Вашихъ воспитанниковъ молоденькихъ98. Меня же нынѣ ужъ печатно трактуютъ какъ человѣка почти враждебнаго православнымъ. Грустно мнѣ собственно нравственное одиночество, въ которомъ мнѣ почти никто не хочетъ подать руки искренняго или отчетливаго сочувствія. Начальство, сколько мнѣ извѣстно, стоитъ за моихъ противниковъ, а не за меня; впрочемъ не видно, чтобы это было въ слѣдствіе разбора моего образа мыслей въ печатныхъ сочиненіяхъ. Признаюсь Вамъ, какъ родному моему, что отъ этихъ нравственныхъ оскорбленій духъ мой преогорчевается до того, что и я ужъ начинаю оскорблять или обижать своимъ недовѣріемъ и жосткимъ иногда словомъ -- даже и преданныхъ мнѣ людей. Помолитесь, дружокъ, чтобы духъ строптивости не слишкомъ приражался къ моей, и безъ того страждущей, душѣ.

Передай мой искренній поклонъ своей Матушкѣ Екатеринѣ (такъ ли? отчество забылъ я) и сестрицамъ; Антонина думаю, ужъ выросла".

На дняхъ выйдетъ изъ типографіи мое сочиненіе о Гоголѣ. Что-то еще скажутъ? Издержки и хлопоты по этому изданію взялъ на себя одинъ Петербургскій Діаконъ, изъ кандидатовъ Москов. Академіи100. Видите, какіе есть соучастники въ моемъ дѣлѣ, помогающіе мнѣ до самопожертвованія. Попроси своего Папа, чтобы, особенно при служеніи литургіи, помолился онъ о благословеніи Божіемъ на отпечатаніе и труда моего объ Апокалипсисѣ, подъ скромнымъ названіемъ "Мысли и изслѣдованія объ Апокалипсисѣ". Одинъ изъ книгопродавцевъ101 взялся за изданіе. Простите! -- Радуюсь всему доброму касательно Васъ.

Вашъ А. Ѳеодоръ.