Добрые мои

Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!

Христосъ посредѣ насъ своею Благодатію.

Дорогія ваши письма получилъ я вчера (25 Іюля); -- благодарю васъ, родные мои, особенно за то, что вы (и почти только вы одни) взглянули на мое дѣло чистымъ, не осу задающимъ, деликатно-бережнымъ или осторожнымъ взоромъ любви. Обыкновенно всѣ, съ мала до, велика, меня поучаютъ и вразумляютъ, какъ человѣка, задумавшаго измѣнить своимъ обѣщаніямъ предъ Богомъ и Церковію, на соблазнъ многимъ, безъ всякаго благоразумнаго разсчета для дѣла истины и борьбы съ ея врагами. Ваша любовь не коснулась жосткою моралью ничего подобнаго. За то я самъ хотѣлъ бы выяснить предъ вами, со всею искренностію, мои намѣренія и внутреннія побужденія. Но обстоятельная рѣчь объ этомъ, если нужно будетъ, поведется у меня съ вами когда-нибудь въ будущемъ; теперь скажу только нѣсколько словъ.-- Вотъ и вы, на мой запросъ, такъ просто высказались (это я замѣчалъ и въ другихъ близкихъ моихъ по собственному наблюденію; но вы первые высказали истину прямо), что "не умѣете въ этомъ земномъ, въ этомъ видимомъ (разумѣю брачной союзъ съ относящимся къ нему семейнымъ хозяйствомъ) видѣть небесное и невидимое (именно благодать отображенія -- Христова съ Церковію союза и относящагося, къ нему домостроительства)". Боже мой, Боже мой! А вѣдь у меня всѣ лучшія надежды относительно будущаго Церкви Православной и всего міра держатся на томъ, чтобы и во всемъ земномъ и видимомъ, для его спасенія отъ грѣховнаго растлѣнія и омраченія, открывать всевозможныя среды къ проявленію и усвоенію мыслію и сердцемъ Христовой благодати, къ раскрытію и усвоенію мыслію и сердцемъ Христовой истины. Семейный бытъ, супружество -- это вѣдь основа всего человѣческаго земнаго и видимаго; безъ упроченія дѣла въ этой средѣ не далеко уйдешь въ средѣ гражданскихъ порядковъ, въ средахъ мірскаго общежитія, а потому и вообще въ земной дѣйствительности, а отсюда и во всей области мысли и знанія, занятыхъ именно этою дѣйствительностію. Ну, такъ -- чтоже дѣлать? Бросить несбыточныя надежды и ждать спокойно смерти? Но спокойно и ждать смерти нельзя; потому что не отвяжешься отъ той, опытной и вмѣстѣ умозрительной, увѣренности, что дѣло вѣры и Церкви пойдетъ все подъ гору, если прямо и сознательно не будетъ слѣдовать направленію Христова снисхожденія съ неба въ нашъ видимый міръ, на нашу грѣшную землю, и Христова же восхожденія отъ земли на небо уже съ земнымъ духовно-чувственнымъ естествомъ -- человѣческимъ; -- мы духовно совсѣмъ разслабѣемъ и изчахнемъ, не войдя и сами и чрезъ это не пуская и другихъ (цѣлый міръ,-- легко сказать!!) въ живое и свѣтлое разумѣніе и употребленіе сокровищъ православія, данныхъ для всего міра. Что же дѣлать мнѣ? Я знаю, что васъ (разумѣю всѣхъ не монашескаго направленія) тянутъ и въ ту и въ другую сторону разныя мірскія отношенія; положительность земная или закрываетъ (отуманиваетъ) воззрѣніе къ благодатному въ самомъ земномъ, или заподозриваетъ подобной воззрѣніе въ мечтательности. Я обѣщался предъ Богомъ и Его Церковію искать только Господняго, только Его воли, благодати и истины; въ этомъ собственно и состоитъ сущность монашескаго послушанія, цѣломудрія и нестяжательности. Не правда ли? Или я только обольщаю себя, когда думаю, что какъ напр. нестяжательность состоитъ не формально въ совершенной наготѣ, а въ неотступномъ духовно-благодатномъ разумѣніи и употребленіи одежды и всего, что имѣю, такъ и цѣломудріе требуетъ именно безраздѣльной преданности и вѣрности одному Господу, Его благодати и истинѣ?.. Измѣнилъ ли преп. Аврамій постническому житію, одѣвшись въ военномірскую одежду и вкушая роскошно-скоромную пищу и вино въ плотоугодномъ домѣ, куда попала спостница его -- Марія?.. Нельзя ли и мнѣ, Богу содѣйствующую взяться за исканіе только одного Господняго, только Его благодати и истины,-- и въ земномъ, видимомъ? Или ужъ пусть, какъ хочетъ и знаетъ, страждетъ и плачетъ Церковь о безчисленныхъ своихъ дѣтяхъ, расхищенныхъ и расхищаемыхъ отъ этого видимаго и земнаго, и о другихъ дѣтяхъ, еще не оставляющихъ материнскихъ ея крововъ, но мертвѣющихъ и чахнущихъ отъ безучастнаго невниманія къ области земнаго и мірскаго, куда Христосъ снисходилъ пролить кровь свою за грѣшный міръ... Что вы скажете на это? Вы скажете (думаю я), что не исполнивъ всего, отъ меня зависящаго, для блага и утѣшенія Св. Церкви, я окажусь не вѣрнымъ не только монашеству, но и вообще званію сына православной Церкви. Возьмите при этомъ во вниманіе и другія важныя въ моемъ дѣлѣ обстоятельства. Это, съ одной стороны, фальшивыя -- рабскія монашескія отношенія, въ которыя меня поставляютъ чрезъ требуемое отъ меня -- повиновеніе распоряженіямъ, дышущимъ невнимательностію къ дѣлу Слова Божія. Не хочу я прямымъ протестомъ противъ этихъ распоряженій разорвать внутренною связь съ самими распорядителями, которыхъ не желаю даже и обвинять (вина -- въ вѣковомъ застарѣломъ направленіи, въ которое попалъ бы и я на ихъ мѣстѣ); но по совѣсти не могу (и, кажется, не долженъ) оставаться и въ фальшивыхъ къ нимъ отношеніяхъ по монашеству. Съ другой стороны, мнѣ Богъ далъ встрѣтить женщину,-- дѣвицу, которая и понимаетъ мое дѣло съ полнымъ къ нему сочувствіемъ, и готова пристать къ моему духовному ралу.

Вотъ вамъ и все! Внутреннія боренія мои вами угаданы уже; внѣшнихъ благъ у меня нѣтъ не только въ рукахъ, но и въ виду (что, признаюсь, и поддерживаетъ мои боренія и тревоги); отношенія къ журналистикѣ и я такъ же представляю себѣ, какъ вы, Валеріанъ Викторовичъ, высказались въ своихъ опасеніяхъ на этотъ счетъ. Стремленія мои идутъ къ тому собственно, какъ бы достигнуть единственно Благодати Господней и въ земномъ. Отъ недоразумѣній и смущеній въ родѣ того, что, напр., одинъ въ полѣ не воинъ, и под. отдѣлываюсь тѣмъ представленіемъ вѣры, что пристанію отъ благодати Божіей, только бы она восхотѣла раскрыть свои сокровища и въ средахъ земнаго, достаточно можетъ послужить и одинъ пунктъ.

Для меня важно и то, если я не по однимъ представленіямъ или умозрѣніямъ, а и опытно смогу когда нибудь сказать, что Благодать даетъ себя намъ не мечтательно -- и въ бракѣ, какъ во всемъ, къ ней относящемся. Могу и теперь говорить Александрѣ Ивановнѣ, что вѣра, обращающаяся къ самому Господу и Спасителю нашему при живой Его иконѣ, которая дана женѣ въ мужѣ,-- эта вѣра поможетъ отчетливо разобрать "отношенія и чувства къ мужу", служащія отблескомъ высшаго и Божественнаго. Но иное дѣло -- учить только покнижному, иное дѣло говорить съ собственнаго духовнаго опыта и практики.

Соблазнъ креста Христова, только бы именно крестъ Христовъ имѣть предметомъ и опорою своихъ чаяній и стремленій, не опасенъ для вѣры и не отвѣтственъ для насъ. Ботъ и это имѣю въ виду.

Полно же о себѣ! Я хотѣлъ -- больше говорить по вашему вопросу объ извѣстной женщинѣ. Какъ безъ Господа найти ей свѣта и пути въ страшныхъ запутанностяхъ ея жизни? Христосъ пролилъ кровь за погибающихъ грѣшниковъ. Не отгоняйте, православный священникъ, приходящихъ къ Спасителю грѣшнаго міра. Это, конечно, общія мѣста! Но вѣдь и мы, когда еще не умерло для насъ какое бы ни было внѣ Христа начало -- этотъ мужъ нашихъ душъ (см. Рим. VII, 1--6), не отчуждаемся отъ общенія со Христомъ. Не погнушавшійся грѣшными Человѣколюбецъ можетъ возбудить въ женѣ любовь и къ грубому, недостойному мужу; претерпѣвшій крестъ Самъ можетъ дать страдалицѣ терпѣніе. Бойтесь болѣе тѣмъ оскорбить кровь Христову, чтобы не соучаствовать въ Его любви къ грѣшнымъ, готовой къ новому за нихъ пролитію Своей крови, нежели тѣмъ, чтобы, съ мольбою и слезами вашей любви къ грѣшной душѣ, преподать ей св. Дары. Одинъ священникъ не усумнился причастить такаго человѣка, который, вѣря въ таинство Евхаристіи, не вѣрилъ въ таинство покаянія: священникъ вѣровалъ, что Самъ Господь вразумить заблуждающаго, и вѣра его оправдалась. Дѣйствуйте и вы предъ Ходатаемъ грѣшныхъ собственною вѣрою, въ замѣнъ недостатковъ дѣтей вашихъ духовныхъ. Простите вашего

А. Ѳеодора.

P. S. Трудъ объ Апокалип. удержанъ въ архивѣ по опредѣленію Синодальному. У меня, конечно, есть и другой экземпляръ, но еще успѣете прочитать въ послѣдствіи. Мнѣ надо пересмотрѣть весь этотъ трудъ.