Ночью на 25 Сентября 1862 г.

Добрые мои, О. Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!

Благодарю Васъ за добрыя письма ваши, которыя я получилъ сегодня. Предметъ, о которомъ вы, Отецъ Валеріанъ, говорили въ письмѣ, такъ важенъ, что я спѣшу высказать свои мысли о немъ нынѣ же, послѣ всенощной, совершенной нами въ святую память преподобнаго Отца нашего Сергія.

Существенная въ таинствѣ брака, дорогіе мои,-- это именно благодать Господа нашего, благодать отображенія въ брачномъ союзѣ Божественаго союза между Господомъ и Его Церковію. Но союзъ между Господомъ и Церковію есть весь любовь, подвигшая Господа къ снисхожденію до уровня съ своею невѣстою или женою чрезъ принятіе самой природы спасаемаго Имъ человѣчества или Церкви, къ жизни на землѣ на ряду и вмѣстѣ съ другими человѣками, къ смерти за нихъ, къ исполненію пріемлющихъ изъ нихъ полнотою Своей Божественной жизни -- своей истины и благодати, возсіявшей въ Немъ побѣдоносно въ Его воскресеніи и изливающейся въ человѣка въ силѣ Св. Духа,-- есть любовь, движущая и Церковь къ внутреннѣйшему соучастію во Христѣ, въ Его жизни, страданіяхъ, смерти и воскресеніи, къ одушевленію, просвѣщенію и управленію во всемъ Самимъ Христомъ, и Имъ однимъ. Поэтому и благодатное отображеніе этаго Божественнаго союза должно выражаться также именно въ любви соединяемыхъ бракомъ,-- любви отображающей чудныя свойства Божественной любви между Господомъ и Церковію. У Господа единаго -- одна Церковь, соединенная съ Нимъ на вѣки: и это должно отобразиться въ неразрывности брачнаго союза, въ единомужествѣ и единоженствѣ христіанскихъ супруговъ. Таково основаніе и существо таинства брака!

Свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка грядущаго въ міръ, по слову Богослова-Евангелиста, свѣтится и во тьмѣ, и тьма его не объемлетъ. Такъ вообще! Такъ и въ частности, свѣтъ благодати отображенія Христова съ Церковію союза сіяетъ и во взаимной любви половой130, которая однако не свободна и отъ тьмы плотскихъ нечистотъ,-- отъ тьмы случающагося въ любви непостоянства, измѣнчивости и охлажденія, отъ тьмы изсушающихъ любовь вліяній совнѣ отъ людей или обстоятельствъ, и т. д. Теперь, какъ же намъ съ нашею любовію получить въ прочное (безпрепятственное со стороны какой бы то ни было тьмы) обладаніе свѣтоносною благодатію отображенія Христова съ Церковію союза въ нашихъ брачныхъ союзахъ?-- Въ развитіи своихъ мыслей вы пользуетесь аналогіей таинства брака съ таинствомъ крещенія. Воспользуюсь и я тѣмъ же. Извѣстно, что есть еще свѣтеніе Ѵпостаснаго Отчаго Сіянія и въ каждомъ человѣкѣ, грядущемъ въ міръ; но такъ какъ это свѣтеніе проявляется среди всяческой тьмы грѣховности, намъ прирожденной, то и нельзя пробавляться этимъ свѣтеніемъ, а надо людямъ соединиться съ просвѣщающимъ ихъ Христомъ -- Богомъ Словомъ чрезъ крещеніе, сводящее насъ въ соучастіе потребляющей грѣховную тьму смерти Христовой (Рим. VI, 3. 4). Такъ точно, и по томуже самому, отъ вступающихъ въ бракъ существенно и необходимо требуется идти тоже къ вынесшему на Себѣ и тѣмъ потребляющему всяческую тьму и половой любви (какъ вообще всю грѣховную тьму) Самому Господу и Спасителю нашему,-- идти благодатнымъ же порядкомъ, подобнымъ крещенію. Всѣ эти таинственные порядки Господь Самъ учредилъ и Самъ же совершаетъ въ своей Святой Церкви, въ которой благодатно пребываетъ во вся Она до скончанія вѣка. Дѣло здѣсь, по отношенію къ браку, состоитъ собственно въ благословеніи и освященіи и освѣщеніи его Самимъ Господомъ, пребывающимъ и дѣйствующимъ въ Церкви Своею искупительною отъ грѣховной тьмы силою; а вѣнцы, хожденіе окрестъ Евангелія и св. креста и другій принадлежности вѣнчанія составляютъ чинъ, выражающій вовнѣ незримое Христово дѣйствіе,-- чинъ, развитый уже Самою Церковію изъ благодатнаго Христова духа.

Это благословеніе и освященіе брака Самимъ Господомъ и есть сообщеніе брачному союзу благодати прочнаго и чистаго отъ грѣховныхъ омраченій (сколько, по крайней мѣрѣ, зависитъ это со стороны самой благодати) отображенія союза Христа съ Церковію,-- отображенія такаго, что ради внемлющаго наши грѣхи и недостатки Господа, въ самыхъ житейскихъ вещахъ, въ самыхъ даже неблагопріятныхъ столкновеніяхъ супруговъ, отражаются такія или другія обстоятельства и черты Христова съ Церковію союза.

Продолжу аналогію брака съ крещеніемъ.

Крещеніе младенцевъ, совершаемое бабками и другими неосвященными лицами, дозволено и принято св. Церковію. Сказать тоже другими словами, выражающими самую сущность дѣла: въ этомъ крещеніе дѣйствуетъ силою Св. Духа Самъ Господь, какъ пребывающій и воздѣйствующій въ своей Церкви.-- Подобное можетъ имѣть мѣсто и въ отношеніи къ браку. Напр. одинъ изъ невѣрныхъ супруговъ дѣлается христіаниномъ, а другой остается въ невѣріи язычества или магометанства, не желая впрочемъ расходиться съ своею христіанскою половиною. Брачный союзъ этихъ супруговъ, по преданному Церкви слову Божію, не только не разрывается, но осѣняется ради вѣрующаго изъ супруговъ такою освящающею благодатію, что дѣти отъ ихъ союза бываютъ какъ дѣти отъ освященнаго брака. Это значитъ, что Самъ Господь, пребывающій и дѣйствующій въ Своей Церкви, ради вѣры одного изъ супруговъ благословляетъ и освящаетъ ихъ союзъ своею потребляющею грѣховный мракъ благодатію. Всѣ же области Церкви или независимо отъ ея распоряженіи, учрежденій и дозволеній, совершаемыхъ ею съ преданностію Самому Господу и раскрывающихъ благодатный Его же духъ, не можетъ имѣть мѣста никакая поблажка никакому брачному союзу, какъ ни была бы пламенна взаимная любовь мущины и женщины. Но само собою разумѣется, что насколько и въ союзѣ и любви даже невѣрныхъ свѣтится (хотя и среди тьмы) свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка, настолько осѣняется союзъ ихъ предваряющею Христовою благодатію и приближается къ благодатной области -- Св. Церкви, возвышаясь уже надъ любодѣяніемъ -- хотя бы къ самому отдаленному и смѣшенному отраженію Христова союза съ Церковію. Это такъ же точно, какъ благодатный крикъ Пр. Сергія, въ чревѣ еще матери, выражалъ осѣненіе невозрожденнаго еще дитяти благодатнымъ Христовымъ духомъ, дѣйствующимъ въ Церкви.

Если существенную сторону таинства брака будемъ признавать во взаимной любви соединяемыхъ бракомъ, а не въ благодати отображенія Христова съ Церковію союза (отображенія, объясняющаго и тайну самой любви): то какое отсюда слѣдствіе? Представьте, что любовь одного изъ супруговъ почему-либо или изсякла или обратилась къ не-супругу: въ первомъ случаѣ уже самое таинственное существо брака будетъ разрушено, въ другомъ незаконная связь будетъ существенно-правымъ брачнымъ союзомъ. Вѣдь такъ выходитъ?-- Но, полагая таинственное существо брака въ благодати отображенія Христова союза съ Церковію, при ослабленіи и изсякновеніи любви супругамъ предоставляется восполнять недостающее и оскудѣвающее изъ открытаго источника безконечной любви, связующей взаимно Самаго Господа и Церковь; а при возбужденіи любви кого либо изъ супруговъ къ не -- супругу открывается подвигъ отстаивать благодать брака съ мученическою вѣрностію, которая увѣнчается живительнымъ на вѣки вѣнцемъ мученической любви ко Христу и Его благодати.

Благодать отображенія Христова съ Церковію союза принадлежитъ и не сознающимъ этаго христіанскимъ супругамъ, какъ напр. благодать крещенія безсознательнымъ младенцамъ.-- Но надо помнить для себя и для другихъ страшную опасность -- и вотще принять благодать, Такъ что она останется подобно зарытому въ землѣ таланту безъ движенія и плода. Надо всеусильно стараться самому и внушать другимъ, чтобы благодать отображенія Христова съ Церковію союза въ брачномъ союзѣ была приводима въ дѣйствіе въ насъ разумѣніемъ и ощущеніемъ вѣры. Тогда оживятся истинною любовію и браки по простому согласію. А какъ велико живиться и горѣть любовію такою, въ которой чисто отсвѣчивалась бы своею свѣтоносною силою Божественная любовь Господа и Церкви!

Вы, какъ сами говорите, усу мнились на счетъ меня, Валеріанъ Викторовичъ! Но я напомню вамъ, о чемъ, кажется, я уже говорилъ съ вами нѣкогда. Вѣдь у меня такъ подорваны всякія жизненныя основы, что мнѣ, по какой угодно части, строиться приходитъ совершенно съизнова; я и свою родную мать и отца и сестеръ съ братомъ учился нѣкогда цѣловать съ искренностію не иначе, какъ цѣлуя мысленно язвы распятаго за меня Господа. Что до брака, я еще болѣе или, по крайней мѣрѣ, не менѣе безсиленъ для него по физическимъ движеніямъ. Говорю это искренно.-- Скажу вамъ съ Александрой Ивановной еще болѣе. Я пошелъ въ монашество, чтобы сердцемъ принадлежать одному Господу (обѣтъ дѣвства), управляться однимъ Господомъ (обѣтъ послушанія), да и пользоваться только Господомъ (обѣтъ нестяжательности). Я и теперь, слѣдуя томуже Христову слову: могій вмѣстити да вмѣститъ,-- иду на новую стезю съ тѣмже, чтобы пещися только о Господнихъ и угождать только Господу. Ей, Богу содѣйствующу!

Какія у меня средства,-- спрашиваете вы. У меня внѣшнихъ средствъ ровно никакихъ; да и у избранной мною131 вижу не много болѣе. Признаюсь вамъ, что это возбуждало во мнѣ самыя тяжолыя и безотрадныя думы; но моя избранница крѣпкою и живою вѣрою стоитъ на томъ, что духъ и жизнь самой истины выражены какъ во всемъ Евангеліи, такъ и въ этомъ мѣстѣ: Матѳ. VI, 24--34. И въ самомъ дѣлѣ, Господь нашъ пришелъ изъ своего небеснаго монастыря въ міръ, но не съ голода же умеръ. Видите, какъ дѣла перевернулись: искать и ждать всего потребнаго только у Самаго Отца Небеснаго предлежитъ мнѣ уже не въ обители, а въ мірѣ. "Самому не плошать" -- значитъ для меня, въ моихъ обстоятельствахъ, держаться того пути къ содержанію, который указанъ или укажется мнѣ Отцемъ небеснымъ. Кромѣ сотрудничества журнальнаго, чѣмъ я желалъ бы послужить, моему Господу, у меня нѣтъ ничего въ виду; не отвергаю и помощи любви къ Господу и въ Немъ ко мнѣ.

Кромѣ задержаннаго труда объ Апокалипсисѣ (по какому поводу придется, кажется, судиться съ Сѵнодомъ въ дѣлѣ разсчета съ книгопродавцемъ, предпринявшимъ и уже начавшимъ дѣлать издѣржки изданія), моихъ сочиненій не останавливаютъ. Читаете ли вы "Духов. Вѣстникъ" и "Сынъ Отечества"? Пересмотрите и прочитайте въ этихъ изданіяхъ мои статьи и статейки; это не будетъ лишнимъ для васъ, а мнѣ очень этаго хочется. Вы вѣдь соучастники мои въ дѣлѣ мысли и слова.

Заточатъ меня -- вѣдь, чай, для этаго нужно найти хоть какое либо кажущееся основаніе.

Въ заключеніе сего прошу разузнать и извѣстить меня, какіе именно нужны документы въ дѣлахъ брачныхъ. Нужно, чтобы все подобное уже запасено было къ тому времени, когда все прочее будетъ у меня кончено. Въ слѣдующій голъ, если я живъ буду и Господь все дѣло мое устроитъ, не вы ко мнѣ, Александра Ивановна, пріѣдете, а я отправлюсь принять благодать брака въ Церкви святыхъ женъ мѵроносицъ. Согласны ли вы на это, Отецъ Валеріанъ?--

Вамъ, которому открыто все мое дѣло, прилично и послужить его совершенію и увѣнчанію.

Простите, мои родные! Предаю Господу все мое и васъ,

вашъ А. Ѳеодоръ.

За поѣздку вашу въ Казань радуюсь. Роднымъ вашимъ маминькамъ и сестрамъ кланяюсь. Ваши письма съ особенною радостію и любовію читаетъ моя въ Господѣ Анна Сергѣевна. Замѣчательно, Валеріанъ Викторовичъ, что еще до вашего письма она развивала о бракѣ именно ваши мысли о немъ, какія высказали вы въ письмѣ. Потому и настоящій мой отвѣтъ вамъ должна прочитать и она -- родная ваша по духу. Простите же!

Утро 25 Сентября.

Слава и благодареніе Богу, благодателю нашему, за все!