9-го Іюля 1868 г.
Добрые мои
Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!
Вотъ и я вамъ отвѣчаю мѣсяца черезъ два или три послѣ вашего письма, какъ случилось подобное и съ вами. Письмо ваше впрочемъ, или точнѣе, письма послѣднія попали въ мои руки не вдругъ. Я тогда былъ во Владимірѣ для окончательнаго, по закону, "увѣщанія".
Теперь, слышно, дѣло мое ужъ приходитъ къ своему концу. И я вамъ напоминаю о своемъ желаніи принять, если Богу угодно, благодать новаго таинства у васъ въ Нижнемъ Новгородѣ, при твоемъ, Отецъ Валеріанъ священнодѣйствіи. Поэтому, Добрые мои, вы ужъ нынѣшнее лѣто не предпринимайте какого-нибудь дальняго путешествія132, по крайней мѣрѣ, дождитесь или меня или рѣшительныхъ отъ меня вѣстей. Нужные, по вашему указанію, документы я представлю, именно: свидѣтельство о православіи и неопустительномъ пріобщеніи св. Таинъ Христовыхъ моей невѣсты; дозволеніе ея отца вступить ей въ бракъ со мною; и наконецъ какой буду имѣть документъ о своей личности. Какъ вы писали мнѣ съ обстоятельностію объ этихъ документахъ, такъ и будетъ въ точности исполнено. Остановиться въ квартирѣ позвольте у васъ; но это васъ не отяготитъ (я думаю), потомучто немедленно по вѣнчаніи мы отправимся,-- мнѣ хочется побывать въ Саровѣ и Дивѣевѣ,-- на могилкѣ Отца Серафима. Но объ этомъ рѣчь моя къ вамъ будетъ подробная, Богъ дастъ, въ свое время.
Упоминаемыя вами въ письмѣ статьи въ "Сынѣ Отечества", которыя писаны отъ лица человѣка свѣтскаго и подписаны моей фамиліей -- (Бухаревъ), я обдумывалъ и писалъ -- только поставляя себя въ то положеніе, въ которое впрочемъ рѣшительнымъ своимъ намѣреніемъ я уже вошелъ заранѣе. Въ этихъ статьяхъ я отдавалъ себѣ и другимъ разсуждающимъ отчетъ въ своемъ дѣлѣ.-- Я думаю,-- кромѣ прочитанной вами въ великомъ посту, вы уже читали и другую изъ этихъ статей въ -- Майскихъ NoNo "Сына Отечества".
Что касается до вашего отдѣленія, жительствомъ, отъ Мамаши,-- объ этомъ поговоримъ лично, Богъ дастъ. Теперь же скажу, что это обстоятельство замѣчательно для меня по обнаружившемуся въ немъ затрудненію -- улаживать дѣло прочнаго мира между представителями разнохарактерныхъ слоёвъ общества (значитъ и между самыми этими слоями), и особенно между духовными и свѣтскими. Мужъ и жена обособились, и дѣло устроилось. Но вѣдь надо же и самымъ этимъ элементамъ -- свѣтскому и духовному -- надо быть во внутреннемъ единствѣ, чтобы нашъ общественный организмъ былъ живой и здоровый. Что для этого требуется? Общность интересовъ. И такъ какъ было бы несправедливо требовать отъ свѣтскихъ отказаться отъ своихъ интересовъ, то слѣдуетъ духовнымъ сдѣлать свѣтскіе интересы своими, претворивъ ихъ, разумѣется, въ духовную силу и значеніе.
О смерти Вѣрочки Корсаковой133 знаете, что въ Господѣ нашемъ, умершемъ за насъ, смерть относится уяа" къ благодати. Смерть же Вѣры Александровны самымъ временемъ и другими обстоятельствами связана съ смертью Спасителя и представляется не болѣе, какъ навечеріемъ Его воскресенія. Чегожъ намъ больше? Я не писалъ къ Корсаковымъ, занятый дѣломъ своего умиранія для извѣстнаго порядка жизни. Сама Благодать, чрезъ смерть Вѣры, да приблизитъ и пріобщитъ вѣру родителей и брата покойной къ живительному духу Смерти Христовой. Простите мои родные и дорогіе!
Вашъ А. Ѳеодоръ.
P. S. Извѣстите о Казанскихъ; ничего о нихъ не слышу.-- Жалко, О. Валеріанъ, что Комитеты ваши дѣйствовали въ журналахъ своихъ не совсѣмъ прямодушно. Взыску-то вѣдь и не могло быть по самому множеству Комитетовъ.