Неделя Православія.

Добрые друзья наши,

Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!

Давно мы не отзывались вамъ своимъ письмомъ. То хлопоты о перемѣнѣ квартиры, то иногда работа, то, и особенно, какая-то унылая лѣнь, нападавшая на меня въ послѣднее время, были причиною нашего молчанія.

Изъ вашего послѣдняго письма увидѣлъ я, что О. Валеріанъ проходитъ очень и очень не безскорбный подвигъ по дѣлу выяспеніи Божіей истины, хотя и любитъ молчать объ этомъ. Слава Господу благодателю! У васъ съ Преосвященнымъ вашимъ151 дѣло коснулось важнѣйшаго вопроса, особенно по отношенію къ "соединенію всѣхъ" христіанъ опять въ единое стадо Единаго, всегда дѣйствующаго, Пастыря. По настоящему состоянію или по господствующему теперь направленію благочестія легко могло бы произойти, что, и при согласіи во всѣхъ существенныхъ догматахъ и постановленіяхъ церковныхъ, дѣло соединенія съ православною Церковію, напримѣръ, протестантовъ -- не состоялось бы изъ за одного даже церковнаго правила о постѣ въ среду и пятницу, не исполняемаго или слиткомъ двусмысленно исполняемаго многими или даже наибольшею частію изъ самыхъ православныхъ. Но это говорю я, друзья мои, совсѣмъ не съ мыслію объ отмѣненіи или ослабленіи подобныхъ церковныхъ правилъ. Это мысль, только пустить ее въ ходъ подъ вывѣскою правды или любви, дѣйствительно -- можетъ далеко увести насъ отъ пути правды и истинной любви, какъ проговаривалъ что то подобное Преосв. Нектарій152. (Вѣдь и я,-- скажу здѣсь мимоходомъ,-- снялъ съ себя санъ монашества и священства совсѣмъ не въ духѣ какого либо протеста противъ церковнаго порядка, какъ клевещутъ на меня нѣкоторые, называя меня лютерикомъ; я сдѣлалъ свое дѣло, насколько оно возможно было именно по дѣйствующему церковному и православно-гражданскому порядку, строгости котораго, отнимающей у меня навсегда все кромѣ того, что я имѣлъ при выходѣ на свѣтъ изъ утробы матери и изъ купели, и кромѣ того еще публично являющей меня эпитимійнымъ грѣшникомъ, я добровольно себя подвергнулъ безъ всякой тѣни протеста). Сущность дѣла, такъ необходимая для "благосостоянія святыхъ Божіихъ Церквей и соединеніи всѣхъ", состоитъ не въ отмѣненіи или ослабленіи какихъ-либо обезсиленныхъ нашею немощію Правилъ Церковныхъ. Нѣтъ! Дѣло въ томъ у насъ, чтобы церковныя правила и постановленія разумѣть и исполнять въ истинномъ ихъ духѣ и силѣ. Для спасенія необходимо повиновеніе и послушаніе къ Церкви, но именно какъ къ благодатному Христову тѣлу, живущему только Самимъ Христомъ по благодати Святаго Его Духа,-- какъ къ "полнотѣ Того, кто наполняетъ въ ней все во всемъ" Самъ Собою, а именно по духу и силѣ Своего Агичаго самопожертвованія за грѣшный погибающій міръ. Такъ, и въ частности, надо для спасенія слѣдовать руководству церковно-іерархическому, но держась во всемъ Самаго вѣчнаго Іерея и Архіерея, Который Одинъ только и Самъ Собою приводитъ насъ къ Своему Отцу и преподаетъ отъ Него всѣ способы и дары благодати Своей, дѣйствуя Самъ чрезъ орудія Своей благодати священства и избирая это орудіе на служеніе именно тому; чтобы Ему, опять Самомуже, быть и дѣйствовать и во всѣхъ благодатныхъ своихъ членахъ -- духомъ и силою своего человѣколюбиваго самопожертвованія за грѣшниковъ погибающихъ. Прелагаему священству, говоритъ Апостолъ, по необходимости перем 123;няется и (весь) законъ церковный. Надо для нашего спасенія выдерживать послушною мыслію и дѣломъ церковныя правила до іоты, но не иначе, какъ воспринимая въ этомъ Самаго Христа Агнца Божія вземлющаго грѣхи міра, дѣйствующаго въ законахъ своего благодатнаго тѣла -- Церкви не для рабскаго стѣсненія вѣрующихъ, но для дарованія имъ царственной свободы и самостоятельности сыновъ Бога, одушевляемыхъ Духомъ самаго Единороднаго. Вотъ, когда воздѣйствуетъ и сдѣлается господствующимъ въ умахъ и духѣ вѣрующихъ такое направленіе въ разумѣніи и исполненіи правилъ Церковныхъ, тогда не только оживутъ развитыя уже изъ духа благодати формы благочестія, по сила ихъ же самихъ будетъ свободно раскрываться и въ новыхъ формахъ, какія потребовались бы для спасенія, просвѣщенія и единенія всѣхъ. Такъ, напримѣръ, святое иконопочитаніе будетъ дѣйствовать у насъ въ живой силѣ поклоненія Самому Господу, и въ Его личности и въ Его святыхъ, и поученія во всѣхъ тайнахъ Его истины -- будетъ дѣйствовать не только но отношенію къ вещественнымъ иконамъ, но и по отношенію къ нерукотворенному образу Господа -- въ самомъ человѣкѣ, и слѣдовательно будетъ дѣйствовать и въ формѣ всѣхъ нашихъ взаимныхъ отношеній и сношеній.-- Этою послѣднею формою иконопочитанія, безъ сомнѣнія, удобнѣе можемъ досягнуть до убѣжденія въ Православіи -- напримѣръ тѣхже протестантовъ, да и вообще людей новѣйшей цивилизаціи. Такъ и сила поста,-- это пеутѣнигмая до забвенія пищи и питія тоска невѣсты но Божественномъ своемъ женихѣ, котораго она доселѣ не успѣла еще пріобрѣсти въ возсоединеніи неправославныхъ,-- можетъ вѣдь произвести чудеса въ дѣлѣ обращенія неправославныхъ и оживленія во Христѣ самыхъ православныхъ и, конечно, не будетъ ограничиваться только одною формою воздержанія отъ скоромной пищи...

Довольно! Радъ я, что мнѣ пришлось поговорить съ вами объ этомъ. Прошу васъ въ прошлогоднемъ "Сынѣ Отечества" отыскать и прочитать мои "разговоры": ихъ три,-- одинъ, помнится, отпечатанъ въ весеннихъ или великопостныхъ NoNo, другой съ лѣтнихъ, третій -- въ концѣ года. Простите меня, мои родные! Мы оба здоровы и оба сердечно вамъ кланяемся и цѣлуемъ великаго человѣка -- вашего Аркадія153. Новостей замѣчательныхъ не знаемъ. Еще разъ --

простите вашихъ въ Господѣ

Александра и Анну Бухаревыхъ.

P. S. Что ваши Епархіальныя вѣдомости154? Извѣщайте меня обо всемъ, особенно о братѣ извѣстите.

8 Марта 1861 года.

Адресъ: Въ церковно соборномъ домѣ, въ квартирѣ о. діакона Колоколова, и проч.

Еще P. S. Да! Вотъ что новаго -- я продалъ право изданія рукописей о каждомъ изъ святыхъ четырехъ большихъ Пророковъ, о 3 кн. Ездры и еще письма о таинствахъ; уже выходятъ они небольшими книжками. Издатель -- Московскій книгопрод. А. И. Манухинъ.