Добрые мои Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!
Пользуюсь случаемъ поговорить съ вами чтимъ письмомъ. Меня посѣтилъ казанскій священникъ -- Иванъ Ивановичъ Пылаевъ155, котораго, думаю, и вы знаете.-- Хочется сказать что-нибудь по вашему вопросу о явленіяхъ Господа воскресшаго женамъ мѵроносицамъ. Скажите мнѣ, добрый Отче, что собственно заставляетъ васъ доискиваться точной истины по этому вопросу. Я думаю, что вы разумѣете Христа Господа, какъ истину и въ отношеніи къ точности фактической, и по вѣрѣ и любви къ Нему, какъ такому, считаете святою обязанностію дознать точную истину по занимающему васъ вопросу о св. женахъ мѵроносицахъ. Вы желаете и надѣетесь своимъ изслѣдованіемъ пріобрѣтать своему уму и духу Самаго Христа, какъ истину и по исторической точности. Такъ, по крайней мѣрѣ, должно быть у васъ, какъ православнаго изслѣдователя и притомъ священника. Зачѣмъ намъ въ такомъ важномъ дѣлѣ, какъ дѣло изслѣдованія истины, быть чуждымъ Христовой благодати, которую надо усвоятъ и во всякомъ дѣлѣ для достоинства и доброты самаго этаго дѣла?-- Согласны вы со мною? Если согласны, то можете разсудить, что для Духа истины, одушевлявшаго Евангелистовъ, дѣло не безразличное обозначить истину съ фактическою точностію или безъ такой точности. Намъ важно и спасительно пріобрѣсти Самаго Христа, какъ истину и въ отношеніи къ точности факта. Этого уже довольно для удостовѣренія нашего, что Христосъ даетъ намъ Себя въ Евангеліи, между прочимъ, и какъ истину исторически-точную. Духъ св. есть Духъ и такой истины. Вотъ первое и основное, что должно вамъ выдержать по вашему вопросу. Потому можете судить сами, можетъ ли имѣть мѣсто вашъ способъ объясненія Евангельскихъ сказаній о днѣ Христова воскресенія.-- Я болѣе всего забочусь о самомъ главномъ и основномъ. Такъ и слѣ"дуетъ, конечно; потомучто если, наприм., вы самой силѣ дѣла удержите это основное, если т. е. будете изслѣдовать факты дня Воскресенія съ Самимъ Христомъ, какъ по Его благодати ищущій и присвояющій себѣ Его Самаго,-- то въ Его свѣтѣ и разъяснятся вамъ эти факты.-- Признаюсь вамъ, при чтеніи вашего послѣдняго письма, въ которомъ слышалась мнѣ жосткая буква по дѣлу знанія, а не живой и животворный духъ Христовъ,-- я болѣлъ духомъ своимъ. Все какъ будто я одиночествую съ своимъ направленіемъ и образомъ мыслей. Читаетели вы меня? Вотъ я васъ хочу насильно заставить читать меня. Посылаю вамъ нѣсколько экземпляровъ книгъ моего сочиненія, изъ которыхъ любую возьмите въ подарокъ отъ меня, а прочія предложите себѣ и другимъ пріобрѣсти покупкою. У меня тверскіе семинаристы чудесно раскупаютъ, берутъ и священники. Цѣна за кн. объ А. Павлѣ 50 коп. сер., о міротвореніи тоже 50 к., письма къ Гоголю 70 к., о Православіи 1 руб. Выпишите и новыя мои книжки у Моск. книгопродавца Манухина. Другаго способа къ передачѣ всего моего мысленнаго достоянія у меня ужъ нѣтъ.
Анна Сергѣевна вамъ обоимъ кланяется.
Простите Вашего А. Бухарева.
Что, братъ вашъ156 свободенъ ли уже?
8-го Іюля 1864 г.