Владиміръ, 2 Августа 1863 г.

Добрые друзья мои

Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!

Вотъ ужъ и нѣтъ у васъ любимаго вами отца Ѳеодора, а есть, на мѣсто его, просто Александръ Матвѣичъ Бухаревъ. 31-го Іюля совершилась эта катастрофа. Въ присутствіи Консисторіи прочитано было предо мною все мое дѣло съ опредѣленіемъ Сѵнодальнымъ о снятія съ меня, по моему желанію, сана монашескаго и священнослужительскаго. Мнѣ предложили подписаться въ бумагѣ, объясняющей требованія, чтобы я ужъ назывался не архимандритомъ Ѳеодоромъ, ходилъ не въ монашеской одежѣ и проч. подобное. Вотъ и все! Когда я, для подписи бумаги, сталъ подвигать къ себѣ чернильный приборъ: то случилось, что, по неровности стола, чернила пролились и я замаралъ имъ себѣ обѣ руки136. Прямое выраженіе,-- подумалъ я,-- того, что я дѣлаю! Вѣдь я самъ, въ глазахъ людей, мараю себѣ не запятнанныя руки. Тоже да послужитъ мнѣ и урокомъ навсегда слѣдовать по стопамъ и входить болѣе и болѣе въ духъ -- Того, Кого, невѣдавшаго грѣха, Отецъ небесный грѣхомъ сотвори, да мы будемъ правда Божія по Нему. Ощущая и сознавая отчасти такую великую благодать мнѣ открытую и даруемую, я подписывалъ бумагу съ сердечнымъ спокойствіемъ и нѣкоторымъ даже удовольствіемъ. Вырвались при этомъ и, выражавшія это настроеніе, слова: "такъ и хочется черконуть по прежнему архимандритъ Ѳеодоръ". Такія слова вызвали скорбное замѣчаніе одного изъ присутствующихъ Консисторіи -- старичка, смотрѣвшаго на меня впрочемъ не съ упрекомъ, а съ участіемъ уважительнымъ: "и вамъ этаго не жалко!?". Помнится, что на это замѣчаніе я отвѣтилъ только взглядомъ, впрочемъ поднятымъ и направленнымъ не отчетливою мыслію, а именно инстинктомъ или безочетнымъ ощущеніемъ того, что мнѣ и жалѣть-то нечего, потому что, въ существѣ дѣла, я ничего не теряю, вступая въ новый путь не иначе, какъ въ силу Того самаго Агнца Божія, вручившаго мнѣ себя при такихъ словахъ рукоположителя моего во священство: "сохрани залогъ этотъ, о которомъ ястязанъ будешь на страшномъ судѣ". (Помните О. Валеріанъ, что съ подобными словами Архіерея вручается новопоставленному священнику часть агнца, съ которою онъ и становится за престоломъ къ горнему мѣсту до времени причащенія? Такъ разрѣшилось самое главное и существенное въ моемъ дѣлѣ. Но отчасти остались, отчасти и вновь оказались нѣкоторыя еще запутанности.

Вопервыхъ. такъ-какъ, въ законѣ и порядкѣ дѣлопроизводства, съ точностію и обстоятельностію не обозначенъ ходъ дѣла о растриженіи, (и именно дальнѣйшія за сложеніемъ сана распоряженія оставлены личному усмотрѣнію и произволу тѣхъ особъ и судебныхъ или административныхъ мѣстъ, на долю которыхъ достались подобное дѣло); то оказалась возможность провести меня еще но новымъ мытарствамъ. Въ законѣ, говорится о возвращеніи растригающагося въ первобытное гражданское состояніе. На этомъ основаніи Владимірская Консисторія и отсылаетъ меня, какъ урожденца Тверскаго отъ родителя духовнаго въ Тверскую духовную консисторію. Хорошо, что подобное распоряженіе совпало съ моимъ желаніемъ жить въ Твери. Но и въ этомъ случаѣ надо входить въ новыя отношенія въ другую Консисторію, которой надо еще войти въ мое дѣло, новое для нея... Опять откроется возможность дѣйствовать личному усмотрѣнію и произволу. Владимірскою Консисторіею я очень доволенъ за ея немедлительность, за благородство ея дѣйствій въ отношеніи ко мнѣ. Я увѣренъ, что эта Консисторія окончательно распорядилась бы относительно меня, если бы я предварительно объяснилъ въ"этой Консисторіи, что подъ возвращеніемъ меня въ первобытное гражданское состояніе разумѣется не обращеніе въ свою родную епархію, а усвоеніе только тѣхъ гражданскихъ правъ, какія имѣю я, какъ діаконскій сынъ по своему рожденію (дѣло идетъ о моемъ гражданскомъ состояніи по рожденію, а не о пріуроченіи къ этой или другой губерніи, которое зависитъ отъ меня). Но, видно, надо поиспытать и то, какъ перегоняютъ людей изъ одного мѣста присутственнаго въ другое -- Въ Казани недавно было подобное же дѣло, о растриженіи О. Мелетія137. Не можетели вы чрезъ кого-нибудь дознать объ ходѣ этого дѣла послѣ уже опредѣленія Сѵнодальнаго о снятіи сана? Казанская Консисторія какъ распоряжалась дальше? Сколько я знаю, она сама распорядилась тѣмъ, что относится къ обращенію растриженнаго въ гражданское состояніе, и за тѣмъ только дала знать объ эпитиміи, на немъ лежащей, въ Консисторію того мѣста, которое избрано имъ для жительства. Разузнайте это, Валеріанъ Викторовичъ, если вамъ это удобно, и извѣстите меня. Или будьте добры -- спросите знающихъ и скажите мнѣ, секретаремъ ли въ Казанской Консисторіи Николай Вас. Разумовъ138. Надо будетъ обратиться къ нему за справкой по этому дѣлу, въ случаѣ надобности.-- Но вторыхъ, открылись неожиданныя запутанности и въ Переславлѣ. Отецъ Анны Сергѣевны, въ глубинѣ души -- какъ оказалось -- поаскоченски протестующій противъ моего образа мыслей и дѣйствій, послѣ разныхъ оскорбительныхъ рѣчей и выходокъ въ отношеніи ко мнѣ объявилъ, что онъ рѣшительно не согласенъ на совершеніе въ вашемъ Нижнемъ брака нашего. Ему, изволите видѣть, вообразилось въ этомъ что-то въ родѣ тайнаго побѣга или похищенія невѣсты. Надо, видно, войти въ радость новаго моего состоянія не иначе, какъ стоя въ тоже время на открытомъ предъ всѣми позорищѣ, какимъ уже около полутора года служитъ и для меня и Анны Сергѣевны Переславль. Можетъ быть, это перемѣнится еще по человѣческой измѣнчивости. Но во всякомъ случаѣ, я всеже нарочно буду у васъ самъ съ Анной Сергѣевной, какъ скоро Богъ даетъ намъ къ этому удобство. Какъ они тамъ себѣ хотятъ, а у меня родные имѣютъ со мною родство все же не по тому закону, по которому "рожденное отъ плоти и есть плоть", а по тому, но которому и отца не зовите себѣ на земли помимо Отца небеснаго. Который собственно есть одинъ нашъ Отецъ, сіющій благодатію своего отчества и во всѣхъ видахъ отчества существующаго на небеса или на земли. Такова къ намъ благодать и милость Христова, если только мы принимаемъ ее вѣрою; она остается сама по себѣ, если и не принимаемъ ее, но въ такомъ случаѣ уже обращается для насъ въ судъ и осужденіе. Итакъ знайте, что, если Богъ дастъ мнѣ жизни, мы будемъ къ вамъ ѣздить какъ къ нашимъ роднымъ и приснымъ.-- Пишите ко мнѣ теперь ужъ по такому адресу: Въ Тверь. Досточтиму Отцу Діакону Филипповской заволжской Церкви Арсенію Матв 123;ичу Бухареву 139 для передачи Александру Матвѣичу Бухамеву. Я васъ также буду извѣщать о всемъ, меня касающемся.

Вашъ Александръ.