Всѣ свѣдѣнія наши и заграничныя, не исключая и японскихъ, о началѣ военныхъ дѣйствій Японіи противъ Россіи, подтверждаютъ несомнѣнно преднамѣренность токійскато правительства прервать дипломатическія сношенія съ Россіей и сохранить за собой пресловутую "свободу дѣйствій" до полученія отвѣтной ноты Россіи. На основаніи оффиціальныхъ данныхъ, разрѣшенныхъ японской цензурой къ напечатанію въ "Times" и въ "Berl. Local Anzeiger", сущность этихъ свѣдѣній, японскаго происхожденія сводится къ слѣдующему:

Вечеромъ 23-го января по мѣстному времени, идущему впереди нашего почти на 9 часовъ, японскій адмиралъ Того получилъ приказъ прикрыть высадку японскихъ войскъ къ Чемульпо и обезпечить ихъ сообщеніе съ Японіей. На слѣдующій день утромъ японская эскадра вышла изъ Сасебо, въ составѣ: 1) дивизіи изъ 6 эскадренныхъ броненосцевъ ("Mikasa", "Asahi", "Hatsuse", "Shikischima", "Iashima" и "Fuji"), подъ командою контръ-адмирала Nachiva; 2) дивизіи изъ 5 броненосныхъ крейсеровъ ("Izumo", "Ivate", "Tokiva", "Aznma" и "Iokumo"), подъ командою контръ-адмирала Misou; 3) дивизіи изъ 4 бронепалубныхъ крейсеровъ 1-го ранга ("Thcitose", "Ioshimo", "Kasaga" и "Takasago"), подъ командою контръ-адмирала Dévà и минной флотиліи въ числѣ 18 миноносцевъ и контръ миноносцевъ.

Кромѣ того, отдѣльная эскадра контръ-адмирала Уріу въ составѣ броненоснаго крейсера "Asama", 2 крейсеровъ 1-го ранга ("Takachiho" и "Naniva" и крейсеровъ 2-го ранга ("Tchioda" и "Niitaka") сопровождала транспортныя суда съ 6 т. японскихъ войскъ, а крейсеръ 2-го ранга "Akashi" крейсировалъ съ цѣлью развѣдки въ водахъ Корейскаго залива. Мѣстомъ сбора эскадры адмиралъ Того назначилъ порть Мокпо на юго-западномъ берегу корейскаго побережья.

Придя въ этотъ портъ утромъ 25-го января, эскадра получила донесеніе командира крейсера "Akashi" o расположеніи русскихъ судовъ въ Чемульпо и въ Портъ-Артурѣ, не разсчитывавшихъ, видимо на возможность аттаки въ близкомъ будущемъ. Адмиралъ Того рѣшилъ воспользоваться этимъ обстоятельствомъ и, возложивъ на эскадру Уріу прикрытіе высадки къ Чемульпо, пошелъ по направленію къ Порть-Артуру. Въ моментъ расхожденія эскадръ адмиралъ Того сигналомъ поздравляетъ адмирала Уріу съ "успѣхами, которые его ожидаютъ", получивъ въ отвѣтъ сигналомъ же "благодарность за любезность".

Такъ состоялось кто характерное напутствіе на бой четырнадцати противъ двухъ, полагавшихъ себя подъ защитою международнаго права...

Къ вечеру 26-го января эскадра Того подошла приблизительно на 100 верстъ къ Портъ-Артуру. 18 японскихъ миноносцевъ, получивъ приказъ внезапно напасть на русскую эскадру, пошли кильватерною колонной, имѣя всѣ огни потушенными и скорость хода болѣе 35 верстъ въ часъ.

Въ разстояніи часа пути отъ Артура японскіе миноносцы раздѣлились: 8 пошли къ Таліеннану, гдѣ предполагалось присутствіе двухъ русскихъ судовъ, 10 остальныхъ продолжали подбираться къ крѣпости.

Въ полночь увидѣли русскую эскадру, стоявшую въ 2 линіи, образующія уголъ, въ вершинѣ котораго стоялъ передъ входомъ на внутренній рейдъ броненосецъ "Цесаревичъ". Въ нѣкоторомъ удаленіи отъ рейда японскіе миноносцы наткнулись на русское сторожевое судно, хотѣли аттаковать его минами, чтобы очистить себѣ, проходъ, но, услышавъ русскій окликъ, отвѣтили на него по русски и, обманувъ такимъ образомъ русскихъ, прошли дальше. Здѣсь миноносцы опять раздѣлились: пять пошли вправо, а пять влѣво и, подойдя на разстояніе около 250 саженъ, выпустили 20 минъ Уайтхеда.

Тѣмъ временемъ эскадра адмирала Того держалась на линіи Портъ-Артуръ -- Шантунгскій мысъ. Около 9 час. утра японскій адмиралъ получилъ донесеніе о результатахъ минной атаки и, давъ время людямъ пообѣдать, при чемъ поднялъ бокалъ за успѣхъ японскаго флота, пошелъ къ Портъ-Артуру.

Подойдя на 8 верстъ, японская эскадра открыла бомбардированіе, во время котораго не сближалась съ крѣпостью и получила поврежденія 4 судовъ огнемъ русскихъ фортовъ.

Такова, по японскимъ источникамъ, обстановка того "успѣха" японскаго флота, за который японскій парламентъ 12-го марта рѣшилъ поднести адмиралу Того и его офицерамъ адресъ съ выраженіемъ благодарности, а корейское правительство прислало японскому флоту въ даръ "50 головъ скота, 30 ящиковъ вина и 30 тыс. коробокъ папиросъ".

Эта дѣятельность японскаго флота, заслужившая такую "благодарность націи" и вполнѣ гармонировавшая съ дѣятельностью японской дипломатіи, фактически, по свидѣтельству достовѣрныхъ оффиціальныхъ данныхъ, выразилась вотъ въ какихъ операціяхъ съ 26-го января по 21-е февраля включительно:

Въ ночь на 27-е января, внезапная, безъ объявленія войны, минная аттака съ ничтожнымъ результатомъ въ сравненіи съ тѣмъ, который могъ бы быть достигнутъ при дѣйствительномъ использованіи принципа внезапности, доведеннаго до разбойничьяго нападенія.

27-го января короткій бой съ крѣпостью и флотомъ, оконченный уходомъ, достаточно поспѣшнымъ для того, чтобы признать несомнѣнность тактическаго неуспѣха предпріятія. О стратегическомъ распространяться не приходится -- бой былъ безцѣльный и безрезультатный, не говоря уже о томъ, что вслѣдъ за нимъ японская эскадра скрывается на цѣлыхъ двѣ недѣли, которыхъ было бы достаточно для исправленія даже огромныхъ поврежденій крѣпости.

Тотъ же денъ 27-е января ознаменовывается разбойничьимъ нападеніемъ японцевъ къ Чемульпо и славнымъ боемъ двухъ русскихъ судовъ съ 14 японскими. Въ результатѣ его нашему противнику воочію сталъ извѣстенъ мужественный духъ русскихъ людей, свято исполняющихъ лежащій на нихъ долгъ.

11-го февраля японскій адмиралъ Того пытается закрыть проходъ на внутренній рейдъ Порть-Артура брандерами и минной атакой броненосца "Ретвизана". Предпріятіе кончается существенными для Японіи потерями коммерческихъ и минныхъ судовъ, проходъ же остается незакрытымъ.

Открытое на слѣдующій день бомбардированіе Артура ведется полчаса и на тѣхъ дистанціяхъ, съ которыхъ ожидать чего-либо было трудно.

Затѣмъ всѣ эти попытки внезапныхъ нападеній японцевъ на нашу боевую эскадру въ Портъ-Артурѣ или загражденія ей выхода въ море прекратились до 26-го февраля.

Изъ сравнительнаго подсчета всѣхъ потерь, понесенныхъ флотами Японіи и Россіи, приведенныхъ въ извѣстность печатъю заграничной и нашей, оказывается, что японскому флоту нанесены нами слѣдующія поврежденія: на броненосцѣ "Фуджи" (постройки 1896 г., въ 12.600 тоннъ) оказались сбитыми всѣ трубы; другой броненосецъ -- "Яшима" (1896 г., въ 12.500 тоннъ) получилъ тяжкія поврежденія; про поврежденія, полученныя броненосцами "Хатеусе" (1899 г., 15.200 тоннъ) и флагманскимъ броненосцемъ "Миказа" (1900 г., 15.400 тоннъ), сообщено въ общихъ выраженіяхъ -- "незначительныя поврежденія". Гораздо болѣе серьезно пострадалъ броненосецъ "Шикишима" (1898 г., 15.100 тоннъ), потерявшій изъ состава экипажа 80 человѣкъ ранеными; у него въ бою была сбита средняя труба, попорчена машина и сорванъ мостикъ.

Короче сказать, почти всѣ наибольшіе японскіе броненосцы получили болѣе или менѣе значительныя поврежденія, хотя и не были выведены совершенно изъ строя.

Не мало пострадали и бронированные крейсера. Изъ нихъ, какъ отмѣчено въ "Новостяхъ", "Токива" (1898 г., 9.900 тоннъ) и "Якумо" (1899 г., 9.800 тоннъ) получили незначительныя поврежденія, у броненоснаго крейсера "Азама" (1898 г., 9.900 тоннъ) разбита носовая башня, у крейсера "Ивате" (1900 г., 9.900 тоннъ) пробиты всѣ три палубы; кромѣ того, поврежденъ крейсеръ 2-го ранга "Іошима" (1892 г., 4.200 тоннъ) и затоплены отъ 4 до 5 миноносцевъ. Если въ бою подъ Чемульпо и погибли геройски наши крейсеръ "Варягъ" и канонерская лодка "Кореецъ", сражаясь съ цѣлой японской эскадрой, то они, во всякомъ случаѣ, не сдѣлались достояніемъ японцевъ, не вплели лавровъ въ вѣнки японскихъ моряковъ, a покрыли себя вѣчною славою и дорогой цѣной отплатили за свою гибель непріятелю, у котораго оказался сильно поврежденнымъ броненосный крейсеръ "Азума" (1899 г., 9.500 тоннъ) и потоплены крейсеръ 2-го ранга "Такачихо" и миноносецъ.

Не менѣе энергиченъ былъ отпоръ, данный нашимъ флотомъ и крѣпостью Порть-Артуръ непріятелю, когда онъ, 12-го февраля, сдѣлалъ попытку уничтожить нашъ броненосецъ "Ретвизанъ" и заградить выходъ изъ внутренняго рейда пароходами-брандерами. Въ то время, какъ японскому флоту удалось лишь настигнуть въ Голубиной бухтѣ и повредить нашъ миноносецъ "Внушительный", уронъ японцевъ выразился въ потерѣ 4-хъ пароходовъ-брандеровъ и 3-хъ миноносцевъ; кромѣ того, броненосецъ "Азахи" (1899 г., 15.400 тоннъ), сильно подбитый, съ трудомъ дотащился къ Вей-Ха-Вею, гдѣ и затонулъ. Слѣдуетъ также отмѣтить, что во время бури, бывшей 11-го февраля, на пространствѣ, между Дальнимъ и Портъ-Артуромъ, затонули 2 японскихъ миноносца.

Одного этого перечня достаточно, чтобы судить о матеріальныхъ потеряхъ японскаго флота въ первый періодъ войны: у японцевъ оказались поврежденными до нѣкоторой степени всѣ шесть броненосцевъ 1-го ранга, но уцѣлѣли два броненосца 2-го ранга; изъ шести бронированныхъ крейсеровъ 1-го ранга пять получили поврежденія; изъ восьми бронированныхъ крейсеровъ 2-го ранга однихъ затонулъ, а два получили поврежденія, совершенно не повреждены пять крейсеровъ 3-го ранга и десять броненосцевъ береговой обороны и до десяти миновосцевъ.

За это время у насъ были слѣдующія потери:

Шесть торговыхъ судовъ взяты въ плѣнъ.

Броненосецъ "Ретвизанъ" получилъ пробоину.

Броненосецъ "Цесаревичъ" -- уже исправленъ.

Броненосецъ "Побѣда" -- легкія поврежденія (уже въ строю).

Броненосецъ "Полтава" -- легкая аварія (уже въ строю).

Броненосецъ "Петропавловскъ" -- тоже.

Броненосный крейсеръ "Баянъ" -- аварія, на не блиндированной палубѣ.

Крейсеръ "Варягъ", геройски погибшій у Чемульпо.

Крейсеръ "Аскольдъ" -- исправленъ.

Крейсеръ "Паллада" -- исправленъ.

Транспортъ "Ангара" -- крупная аварія.

Канонерка "Кореецъ" была взорвана у Чемульпо, чтобъ не попасть въ плѣнъ къ японцамъ.

Вообще же не вѣроломная минная аттака въ ночь на 27 января, которой японцы начали свои военныя дѣйствія, ни сорокаминутный бой у Портъ-Артура утромъ того же числа не оставятъ послѣ исправленій никакихъ слѣдовъ на нашемъ флотѣ. Если "Ретвизанъ", какъ сообщалось въ нашихъ газетахъ, потерялъ два подводныхъ среднихъ минныхъ выбрасывателя, то, по замѣчанію "Русскаго инвалида", это, съ точки зрѣнія боевыхъ качествъ судна, не имѣетъ ровно никакого значенія, такъ какъ у "Ретвизана" имѣются такіе же выбрасыватели въ кормовой и носовыхъ частяхъ. Словомъ, уже по прошествіи одного мѣсяца войны, въ результатѣ оказывается только тотъ безспорный теперь фактъ, что поврежденныя въ первыхъ атакахъ русскія суда почти всѣ исправлены и опять готовы къ бою, а всѣ японскіе доки заняты чинящимися японскими военными судами, несомнѣнно поврежденными болѣе или менѣе въ тѣхъ атакахъ, изъ которыхъ они, по оффиціальнымъ японскимъ свѣдѣніямъ, выходили абсолютно неуязвленными.