Порть-Артуръ лежитъ на берегу Желтаго моря въ предѣлахъ Шень-цзянской провинціи, самой южной изъ трехъ административныхъ областей, на которыя попраздѣляется Манчжурія.
Какъ можно убѣдиться изъ разсмотрѣнія общей географической карты, южная Манчжурія омывается водами Желтаго моря и Печелійскаго залива, которые отдѣляются другъ отъ друга Ляодунскимъ полуостровомъ, имѣющимъ массивную треугольную форму и образующимъ на западѣ Ляодунскій и на востокѣ Корейскій заливы. Крайнюю южную оконечность полуостровной массы Ляодуна составляетъ узкій гористый придатокъ, простирающійся на югъ еще на 100 верстъ между названными выше заливами.
Почти по серединѣ его протяженія, у города Цзин-чжоу-тинъ (Кин-чао), береговыя извилины врѣзываются такъ глубоко, что оставляютъ отъ него лишь узкій перешеекъ, имѣющій менѣе двухъ верстъ ширины, который связываетъ съ континентомъ самое южное изъ развѣтвленій Ляодуна -- небольшой полуостровъ, наименованный англичанами на мореходныхъ картахъ "Regent's Sword" (Мечь Регента) и носящій китайское названіе Гуанъ-дунъ, по англійскому произношенію, усвоенному и русскими -- Кван-тунъ. (См. карту Квантнъ на стр. 45 "Лѣтописи").
На восточномъ берегу этого полуострова лежатъ бухты Лу-шун-коу или Портъ-Артуръ и Таліеннанъ, а на западномъ -- Цзинчжоу и Бо-лань-ху, или Портъ-Адамсъ.
Какъ удобныя якорныя стоянки при входѣ изъ Желтаго моря въ Печелійскій заливъ, Лу-шунь-коуская и Таліеннанская бухты пріобрѣли уже извѣстность со времени перваго знакомства европейскихъ и нашего флотовъ съ прибрежными водами Китая. Однако, слабая населенность береговъ этихъ бухтъ, кружность и дурное состояніе сообщеній съ Манчжуріей, а тѣмъ болѣе съ ближайшею китайскою провинціей Печели, были причинами, что они не могли служить для торговыхъ цѣлей, а потому и были оставлены безъ вниманія.
О бухтѣ Лу-шунь-коу или Порть-Артуръ {Происхожденіе названія Портъ-Артуръ объясняется такъ Въ 1858 г. англійское судно "Algerino" бросило свой якорь въ бухту китайскаго городка Лу-Шунъ-Коу. Такъ какъ это былъ первый европейскій корабль, зашедшій въ заливъ у невѣдомаго до тѣхъ поръ прибрежнаго пункта, то англичане и дали послѣднему свое наименованіе, назвавъ его Порть-Артуромъ въ честь командира "Algerino", лейтенанта Артура.} заговорили въ печати не далѣе какъ лѣтъ 25 тому назадъ, когда бывшій Печелійскій вице-король Ли-хун-чангъ устроилъ здѣсь базу и опорный пунктъ для созданнаго имъ китайскаго броненоснаго флота.
Еще осенью 1880 года былъ посланъ въ Лу-шунь-коу для производства топографическихъ и инженерныхъ изысканій отставной германскій офицеръ, поручикъ фонъ-Ганекенъ, состоявшій на китайской службѣ въ должности личнаго адьютанта при Ли-хун-чангѣ, а въ декабрѣ того же года, по утвержденіи составленнаго имъ плана, было уже приступлено къ возведенію первыхъ укрѣпленій, надъ которыми работало ежедневно до 4,000 кули. Съ этого времени работы по фортификаціонному обезпеченію Лу-шунь-коу и устройству въ немъ порта продолжа. лись съ везначительными перерывами до самой японо-китайской войны, и до 80 милл. рублей было затрачено, чтобы изъ рыбацкой деревни создать первоклассную крѣпость и лучшій въ Китаѣ военный портъ.
Въ 1884 году Лу-шунь-коу былъ соединенъ телеграфомъ съ Тянь-цзиномъ и Пекиномъ черезъ Нью-чжуанъ и Шанхай-гуань.
Въ 1894 году, во время японо-китайской войны, Портъ-Артуръ былъ взятъ штурмомъ японцами. Опустошивъ его форты и мастерскія, японцы увезли всѣ пушки, машины и станки. Самые форты, портовыя зданія дока, представлявшія цѣнность въ нѣсколько милліоновъ рублей, оставлены неразрушенными. Въ силу подписаннаго въ Пекинѣ 15-го марта 1898 года особаго соглашенія съ Китаемъ, Россіи уступлены въ пользованіе на 25-ти-лѣтній срокъ, который можетъ быть затѣмъ продолженъ съ обоюднаго соглашенія, порты Артуръ и Таліеннанъ, съ соотвѣтствующею территоріей и воднымъ пространствомъ; вмѣстѣ съ тѣмъ, намъ предоставлена постройка вѣтви на соединеніе этихъ портовъ съ Великой Сибирской желѣзной дорогой. Когда 16-го марта состоялось уже занятіе обоихъ пунктовъ нашими гарнизонами, то въ Портъ-Артурѣ оставались только слѣды бывшей крѣпости.
Во время китайскихъ волненій 1900 года, все китайское населеніе бѣжало изъ города, и Портъ-Артуръ опустѣлъ. Мѣстное городское управленіе очутилось въ странномъ положеніи, -- ему пришлось управлять городомъ безъ жителей. Впрочемъ, это продолжалось недолго. Тотчасъ же во окончаніи войны жители стали возвращаться въ Артуръ. Но брошенные ими дома, лавки, товарные склады сдѣлались уже собственностью города. Всѣ строенія были зарегистрированы, описаны, перенумереваны. Это было уже городское имущество, которымъ жители могли пользоваться только за извѣстную плату. Такимъ образомъ получилось то, совершенно необыкновенное, положеніе вещей, при которомъ городское управленіе сдѣлалось хозяиномъ не только всей городской территоріи, но и всѣхъ находящихся на ней построекъ. Это обстоятельство имѣло весьма важное значеніе для дальнѣйшаго развитія города. Городское управленіе спѣшило разрушить всѣ старинныя строенія, проложить новыя, широкія улицы и построить городъ по новому плану.
Нѣсколько лѣтъ тому назадъ въ Портъ-Артурѣ и въ Петербургѣ, шли горячіе споры о томъ, должна ли Артурская бухта быть только военнымъ портомъ, или она можетъ быть и коммерческимъ. Мѣстные люди были убѣждены, что бухта можетъ удовлетворить обѣимъ этимъ цѣлямъ. Но побѣдило противоположное мнѣніе, результатомъ чего явился городъ Дальній -- коммерческій портъ Портъ-Артура.
Высокій, непривѣтливый и безплодный беретъ Желтаго моря разрывается, образуя длинный и узкій, шириною около 150 саженъ корридоръ -- входъ въ бухту. Вы ѣдете по этому корридору, думая, что это -- обыкновенный заливъ. Но вдругъ заливъ раздвигается; и предъ вами -- новое море, закрытое со всѣхъ сторонъ высокими берегами: это -- бухта Артура, это -- совершенно спокойная, всегда защищенная отъ океанскихъ бурь естественная гавань, пригодная для защиты, для стоянки, для выгрузки и нагрузки всевозможныхъ судовъ.
Порть-Артурская бухта съ сѣверо-востока на юго-западъ достигаетъ 6 верстъ, а ширина -- 2 верстъ. Она спряталась въ глубинѣ материка и ея почти не видно съ моря; проходъ къ ней съ моря доступенъ для броненосцевъ и для самыхъ большихъ океанскихъ судовъ. Единственный недостатокъ бухты Артура, какъ бухты мірового значенія, -- тотъ, что она все-таки слишкомъ мала. По пространству, занимаемому водами бухты, она можетъ вмѣстить какой угодно флотъ. Но бѣда въ томъ, что площадь глубокаго мѣста, представляющая внутренній рейдъ, въ настоящее время слишкомъ незначительна.
Люди свѣдущіе убѣждены, что этотъ недостатокъ ея поправимъ. Нужно очистить и углубить западный бассейнъ бухты, нужно прорыть каналъ, соединяющій этотъ бассейнъ съ моремъ, и тогда Порть-Артуръ удовлетворить всѣмъ требованіямъ торговаго мореплаванія и военнаго флота.
Линія желѣзной дороги близъ Артура идетъ вдоль рѣки Луи-хэ и оканчивается возлѣ самаго устья. Глубокій фарватеръ устья наполняется морскимъ приливомъ. Расчистка и углубленіе бухты не представятъ особенныхъ затрудненій. Изслѣдованія показали, что дно бухты покрыто толстымъ слоемъ глины, песка, ила, скалъ нѣтъ на той глубинѣ, какая необходима для большихъ судовъ. Это значительно облегчаетъ задачу. Нѣтъ твердаго грунта и въ устьяхъ рѣкъ Лун-хэ и Тау-чинъ. На восточномъ берегу бухты вырытъ еще китайцами бассейнъ, предназначенный для принятія большихъ судовъ, въ связи съ бассейномъ сооруженъ сухой докъ, длиною въ 385 фут. и шириною въ 80 фут., и 34 фут. глубины, для осмотра и починки подводныхъ судовыхъ частей.
Береговыя батареи, расположенные на протяженіи 7-ми верстъ, обстрѣливаютъ перекрестнымъ огнемъ лежащій передъ ними рейдъ, обезпечивая на немъ стоянку эскадры въ виду превосходныхъ морскихъ силъ непріятеля.
При входѣ въ бухту съ правой стороны возвышаются грозные форты Золотой Горы, господствующей надъ мѣстностью. Съ лѣвой стороны лежитъ полуостровъ, совершенно закрывающій съ моря западный бассейнъ бухты. Полуостровъ оканчивается длинною, узкою полоской, глубоко вдающейся въ бухту. Полоска эта изгибается волнистою линіей и носитъ очень удачное названіе -- Тигровый Хвостъ. На полуостровѣ со стороны моря также устроены сильно укрѣпленные форты.
На берегу западнаго бассейна построенъ новый городъ. Управленіе гражданскою частью, городской совѣтъ, Китайскій банкъ устроились здѣсь въ новыхъ собственныхъ домахъ съ большимъ комфортомъ. Новый городъ расположенъ амфитеатромъ на склонѣ горы, высшій пунктъ которой предназначенъ для постройки собора. На противоположной сторонѣ возвышается большой красивый бѣлый домъ казармъ морского вѣдомства, составляющій рѣзкій контрасть съ казармами военнаго вѣдомства, выстроенный внизу въ видѣ низкихъ, сѣрыхъ зданій, сложенныхъ изъ плохого мѣстнаго камня.
На самомъ берегу бухты разбитъ паркъ и устроены цвѣтвики. Старый городъ находится верстахъ въ двухъ отъ новаго, на сѣверо-восточномъ берегу бухты, за рѣкою Лун-хэ. Новый городъ совсѣмъ закрыть съ моря, такъ что моря не видно. Кажется, будто городъ стоитъ на берегу озера.
Рейдъ Портъ-Артура, открытый и глубокій, является хорошей якорной стоянкой для флота, удобной для маневрированія большого числа судовъ, но нѣсколько опасной при южныхъ и восточныхъ вѣтрахъ, разводящихъ высокое волненіе. Въ послѣднемъ отношеніи имѣетъ большое преимущество, лежащая въ 30 верстахъ къ сѣверо-востоку обширная Таліеннанская бухта, лучше защищенная отъ вѣтровъ и морского волненія возвышенными мысами, далеко вдающимися въ море. По этой причинѣ нерѣдко случается, что въ бурную погоду суда, стоящія на рейдѣ Портъ-Артура и не имѣющія возможности воспользоваться его гаванью, которая вообще малопомѣстительна, принуждены сниматься съ якоря и искать убѣжища въ Таліеннанской бухтѣ.
По послѣдней переписи, воѣхъ жителей въ Порть-Артурѣ было 28,480, не считая войскъ. Русскихъ и вообще европейцевъ было всего 10--12 тысячъ, остальное -- китайцы. Китайское населеніе Артура, впрочемъ, не можетъ быть разсматриваемо какъ постоянная величина. Главная масса китайскаго населенія не живетъ здѣсь осѣдло, a пріѣзжаетъ на болѣе или менѣе значительное время, частью по торговымъ дѣламъ, но преимущественно на работы, производимыя по устройству города, порта и военныхъ укрѣпленій. Сосѣдній китайскій городъ Чи-фу, на противоположномъ берегу Печилійскаго пролива, снабжаетъ Артуръ этимъ подвижнымъ, какъ морской приливъ, населеніемъ. Между Чифу и Артуромъ происходило оживленное сообщеніе. Русскіе пароходы Китайской дороги до войны совершали ежедневно правильные рейсы, иностранные пароходы часто заходили въ оба порта, a парусныя китайскія суда и джонки безъ счета плавали между этими двумя городами.
Въ іюлѣ или августѣ минувшаго года среди артурскихъ китайцевъ распространились слухи о скорой войнѣ съ Японіей, и они массами стали выселяться въ Чифу, побросавъ всѣ работы. Черезъ нѣсколько дней тревога разсѣялась, и китайцы снова вернулись въ Артуръ.