I.
Въ газетѣ "Times" появилось обширное и обстоятельное описаніе Цусимскаго боя, составленное токійскихъ корреспондентомъ этой газеты по японскихъ источникахъ, и это, конечно, придаетъ ему особый интересъ, такъ какъ до сихъ поръ мы ничего не имѣемъ съ японской стороны, кромѣ очень краткаго донесенія адмирала Того. До сихъ поръ лучшими описаніями боя, съ русской стороны, надо считать три частныхъ описанія -- съ крейсера "Жемчугъ" ("Нов. Вр." NoNo 10545, 46 и 47), съ крейсера "Изумрудъ" ("Русь", приложеніе No 75) и "Подробности Цусимскаго боя" по показаніямъ участниковъ боя, вернувшихся въ Петербургъ съ отряда адмирала Энквиста ("Новое Время" No 10592). Именно съ этими описаніями больше всего сходится изложеніе токійскаго корреспондента "Times", и вообще, за исключеніемъ нѣкоторыхъ явныхъ, но мелкихъ погрѣшностей, оно производитъ впечатлѣніе очень обстоятельной и добросовѣстной работы, а потому съ ней слѣдуетъ ознакомиться русскому обществу. Въ особенности интересны тѣ выводы, которые дѣлаютъ японцы изъ этого боя, и поэтому эти выводы я приведу полностью. Изъ остального же я возьму лишь то, что даетъ такія подробности, которыя до сихъ поръ оставались неизвѣстными, или то, что даетъ новое, болѣе вѣроятное освѣщеніе различнымъ эпизодамъ этого грандіознаго морского сраженія.
II.
Авторъ увѣряетъ, что когда эскадра Рожественскаго еще собиралась, и даже когда она совершала свой путь до Мадагаскара, въ Японіи относились сь большимъ недовѣріемъ къ возможности ей достигнутъ театра военныхъ дѣйствій и считали сумасшествіемъ попытку преодолѣть тѣ огромныя препятствія, которыя представлялись дли нея, въ особенности вслѣдствіе отсутствія на всемъ пути русскихъ портовъ. Это вполнѣ похоже на правду, такъ какъ такого же мнѣнія было и большинства моряковъ всѣхъ странъ, да и понятно -- никогда ничего подобнаго до сихъ поръ не было. Но при этомъ японцы совершенно неправильно разсчитывали, что Франція объявитъ такія же строгія правила нейтралитета, какъ Англія, за которой послѣдовали многія державы. Авторъ, конечно, защищаетъ японскую точку зрѣнія и не считается съ тѣмъ, что именно Англія объявила гораздо болѣе строгія правила нейтралитета, нежели тѣ, которыхъ она держалась прежде, и при томъ увеличила ихъ строгость уже во время самой войны, когда надо было затруднить плаваніе нашимъ подкрѣпленіямъ, отправившихся на Дальній Востокъ. Конечно, Франція не имѣла никакихъ основаній слѣдовать образу дѣйствій союзницы Японіи.
Когда наша эскадра покинула Мадагаскаръ, по словамъ автора, японцы все еще вѣрили въ такой нейтралитетъ Франціи, каковымъ они себѣ желали его представить, и потому для того, чтобы Рожественскій могъ успѣшно продолжать свое плаваніе и соединиться съ Небогатовымъ, надо было предполагать съ его стороны какое-нибудь вопіющее нарушеніе нейтралитета одной изъ слабыхъ державъ,-- а именно захватъ какого-нибудь голландскаго или китайскаго порта, не обращая вниманія на протесты изъ Гааги и Пекина. Такъ безцеремонно въ былыя времена всегда поступали именно англичане, а потому такой взглядъ со стороны англичанина, автора статьи, не представляетъ ничего страннаго. Если же дѣйствительно правда, что такъ думало и японцы, то, значитъ, и въ этомъ они оказались хорошими учениками и подражателями своихъ союзниковъ англичанъ и подаютъ очень большія надежды въ будущемъ. Какъ бы это не отразилось больше всего именно на самихъ англичанахъ -- не пришлось бы именно имъ самимъ испытать тяжелыя послѣдствія своихъ уроковъ!
III.
Полный переворотъ во взглядѣ на эскадру Рожесгаенскаго произошелъ въ Японіи, по словамъ автора, именно съ того момента, когда выяснилось, что бухты французскаго побережья Индо-Китая предоставлены къ услугамъ русскаго флота. Тутъ уже дѣло столовалось болѣе чѣмъ серіознымъ: сообщенія съ Японіей полумилліонной японской арміи въ Манчжуріи грозили быть прерзанными. Однако вѣроятность такого несчастья японцы считали очень малой -- они были совершенно увѣрены въ побѣдѣ. Они считали, что если бы русскіе хотѣли бы достигнуть дѣйствительно серіознаго результата, адмиралу Витгефту ни въ въ коемъ случаѣ не слѣдовало бы выходить изъ Поргъ-Артура 28 іюля, и тогда, конечно, слѣдовало бы и адмиралу Іессену оставаться во Владивостокѣ. Имъ надо было дождаться прибытія на театръ военныхъ дѣйствій адмирала Рожественскаго и тогда напасть на флотъ адмирала Того одновременно съ трехъ сторонъ. Давши же возможность адмиралу Того разбить слабыя сами по себѣ части русскаго флота, находившіяся въ Портъ-Артурѣ и Владивостокѣ, русскіе отняли отъ себя надежду на успѣхъ и эскадры Рожественскаго, во-первыхъ, потому, что она сама по себѣ была слишкомъ слаба, а, во-вторыхъ, возвращеніе разбитыхъ частей русскаго флота въ Порть-Артуръ и во Владивостокъ развязало руки японскому флоту, освободивъ его отъ утомительной блокады и дало возможность посвятить гораздо большее время починкамъ: и другимъ приготовленіямъ къ встрѣчѣ Балтійскаго флота.
Японцы, впрочемъ, приняли всѣ мѣры, чтобы русскіе не могли осуществить этотъ, считавшійся ими лучшимъ, планъ. Они сами говорятъ, что всѣ ихъ огромныя усилія для того, чтобы взять какъ можно скорѣе Портъ-Артуръ, ихъ готовность приноситъ какія угодно жертвы людьми, имѣли одну главную цѣль -- уничтожить портъ-артурскій флотъ раньше, чѣмъ на театрѣ военныхъ дѣйствій появится Балтійская эскадра. Разъ это было достигнуто, они могли ожидать ее съ полнымъ спокойствіемъ, когда даже оказалось, что она такъ или иначе преодолѣла трудности огромнаго пространства, которыя они сначала и считали неодолимыми. Выгоду этого плана поняли, конечно, и у насъ, но только поздно. Его оказалось невозможнымъ выполнить, во-первыхъ, потому, что эскадра Рожественскаго начала снаряжаться слишкомъ поздно, а, во-вторыхъ, изъ-за дурно разсчитанныхъ и незаконченныхъ укрѣпленій Порть-Артура съ сухопутной стороны. Когда японцамъ дали завладѣть высотой въ 203 метра, участь флота была рѣшена, и сколько бы послѣ того ни держался Портъ-Артуръ,-- все равно, эскадра адмирала Рожественскаго не могла получить изъ него никакихъ подкрѣпленій. Поэтому, при наличіи этихъ обстоятельствъ, попытка порть-артурскаго флота добраться до Владивостока являлась настоятельною необходимостью, но только на нее надо было смотрѣть болѣе серіозно. Надо было понимать, что отъ ея удачи зависѣла вся участь войны, а потому надо было принять всевозможныя мѣры для ея успѣха. А для этого надо было во главѣ эскадры поставитъ другого человѣка до ея выхода, а не дѣлать это потомъ, когда уже попытка не удалась; нельзя было снимать съ кораблей ни одной пушки, и не слѣдовало оставлять часть минной флотиліи и мелкихъ судовъ въ Портъ-Артурѣ. Надо было сосредоточить всѣ усилія, для того, чтобы имѣть успѣхъ въ этой самой важнѣйшей за все время войны операціи. Этого не сдѣлали, именно эту важную ставку проиграли -- и этимъ передали въ руки японцевъ всѣ шансы для побѣды при Цусимѣ.
IV.
Планъ Того съ самаго начала состоялъ въ томъ, чтобы сосредоточить всѣ свои силы по сосѣдству съ Корейскимъ проливомъ и именно здѣсь преградить дорогу Балтійской эскадрѣ. Его расчетъ основывался, по словамъ автора статьи, за томъ, что путь черезъ Лаперузовъ проливъ слишкомъ усложнилъ бы для Рожественскаго вопросъ объ углѣ, а Сангарскій проливъ вслѣдствіе своей длины и извилистости слишкомъ опасенъ въ періодъ тумановъ. Во разъ этотъ планъ сталъ бы ясенъ для русскихъ, онъ неминуемо бы рушился, и они именно направилось бы однимъ изъ сѣверныхъ проливовъ. И не отъ того бы это они сдѣлали, говорятъ японцы, что они опасались бы боя съ японскимъ флотомъ -- по ихъ мнѣнію, русскіе не дали никому никакого права сомнѣваться въ ихъ мужествѣ. Они сдѣлали бы это просто потому, что слишкомъ велики были выгоды добраться безъ боя до Владивостока, чтобы тамъ приготовиться къ этому бою и имѣть за собою во время боя надежную базу.
Поэтому весь успѣхъ плана Того, не считавшаго возможнымъ обезпечить охрану всѣхъ трехъ проливовъ одновременно, зависѣлъ отъ того, насколько ему удалось бы сохранить тайну пребыванія всего японскаго флота но сосѣдству съ Корейскимъ проливомъ. И это ему удалось какъ нельзя лучше. Авторъ статьи справедливо воздаетъ хвалу разумному и выдержанному патріотизму японцевъ, изъ которыхъ многія тысячи лицъ знали о томъ, что флотъ адмирала Того находился съ марта до мая въ Мозампо, и ни одинъ изъ нихъ не проронилъ ни слова. Тѣмъ болѣе, это удивительно, что Россія имѣла значительное число своихъ агентовъ въ китайскихъ портахъ и не малое число авантюристовъ различныхъ національностей было къ ея услугамъ, лишь бы имъ платили хорошія деньги. Имѣлись, по мнѣнію автора, у русскихъ и друзья среди иностранныхъ мессій въ Токіо. И все-таки разузнать о мѣстопребываніи флота адмирала Того русскимъ не удалось.
V.
Съ своей стороны, по мнѣнію автора статьи, адмиралъ Рожественскій отдавалъ полную справедливость искусству противника, и хотя и не могъ узнать точно его плана, во былъ увѣренъ, что тотъ употребить всѣ усилія, чтобы принять бой вблизи японскихъ береговъ. Поэтому онъ не придавалъ никакого значенія слухамъ о появленіи японцевъ въ Южномъ Китайскомъ морѣ, и лучшимъ свидѣтельствомъ этого служитъ тотъ фактъ, что русскій адмиралъ не разставался со своими транспортами до самаго своего приближеніи къ японскимъ берегамъ. Только 12 (25) мая онъ ихъ отослалъ въ Шанхай, и этотъ фактъ произвелъ огромную сенсацію и вызвалъ массу толковъ. Только не удивлялись японскіе моряки, а, напротивъ, радовались такому ясному указанію русскаго адмирала своего плана. Съ этого момента для нихъ было очевидно, что Рожественскій намѣревается идти со всѣмъ своимъ флотомъ именно въ Корейскій проливъ, и съ нихъ спадала забота о возможности появленія русскихъ въ остальныхъ двухъ проливахъ. Такимъ образомъ японцы считаютъ отсылку большей части русскихъ транспортовъ въ Шанхай ошибкой со стороны русскаго адмирала, и съ этимъ нельзя не согласиться. По ихъ мнѣнію, адмиралъ Рожественскій очень искусно началъ свое послѣднее движеніе отъ береговъ Индо-Китая на сѣверъ. Онъ непошелъ между Формозой и материкомъ, что, помимо возможности минныхъ атакъ, указывало бы за его намѣреніе идти въ Корейскій проливъ, а прошелъ восточнѣе этого острова. Разъ онъ такъ сдѣлалъ, для японцевъ оставалось совершенно неизвѣстнымъ, куда онъ направился,-- въ Корейскій проливъ или въ обходъ Японіи. При этомъ авторъ приписываетъ русскимъ очень ловкій пріемъ для того, чтобы скрыть свою истинную цѣль. Въ проливѣ Баши ими былъ остановленъ норвежскій пароходъ съ грузомъ, адресованнымъ въ Японію и за имя японской фирмы, при чемъ, послѣ очень кратковременной задержки для осмотра, онъ былъ отпущенъ, и ему было сообщено, что русскій флотъ можно ожидать черезъ нѣсколько дней въ Корейскомъ проливѣ. Русскіе предвидѣли, что пароходъ во замедлить подѣлиться этими свѣдѣніями по приходѣ въ Японію, но японцы не смогутъ повѣрить, чтобы русскіе сообщили иностранному пароходу истинную свою цѣль, а потому будутъ подвинуты къ обратному предположенію,-- что русскіе въ Корейскій проливъ не пойдутъ. Такимъ образомъ, чѣмъ дольше русскіе удерживали бы при себѣ свои транспорты, безъ которыхъ длинные переходы для нихъ невозможны, тѣмъ болѣе это наталкивало бы японцевъ на мысль, что адмиралъ Рожественскій направился въ обходъ Японіи. И вдругъ 12 (25) мая русскіе транспорты появились въ Шанхаѣ! Это можно было сдѣлать только въ предвидѣньи немедленнаго боя и, значитъ, всякое сомнѣніе для японцевъ о пути русской эскадры отпадало...-- они могли быть увѣрены, что она идетъ въ Корейскій проливъ, и спокойно заняться послѣдними приготовленіями для ея встрѣчи.
VI.
Дѣйствительно, въ 5 ч. утра 14 (27) мая одно изъ многочисленныхъ сторожевыхъ японскихъ судовъ, высланныхъ къ югу отъ Цусимы, дало звать по безпроволочному телеграфу, что "непріятельская эскадра показалась въ квадратѣ No 203 и, повидимому, идетъ въ восточную часть пролива". Объ этомъ обозначеніе мѣста посредствомъ квадратовъ стоить сказать нѣсколько словъ, такъ какъ это лишній разъ показываетъ, какими внимательными наблюдателями были японскіе офицеры, посылавшіеся плавать за иностранныхъ судахъ,-- между прочимъ, и нашихъ.
Казалось бы, чего проще -- обозначать мѣсто посредствомъ широты и долготы? Но, во-первыхъ, это страшно длинно, а потому, при телеграфированіи, требуетъ и большого времени и подвержено большимъ ошибкамъ, а, во-вторыхъ, такое сообщеніе понятно для всѣхъ, и чтобы его скрытъ, надо его шифровать, что еще болѣе увеличиваетъ объемъ телеграммы и вѣроятность путаницы. Гораздо проще раздѣлить карту извѣстнаго района театра военныхъ дѣйствій на квадраты, затѣмъ ихъ перенумеровать и обозначать вмѣсто широты и долготы нумеръ квадрата. Очевидно, этотъ нумеръ заключаетъ въ себѣ и шифръ, такъ какъ онъ понятенъ только точу, кто имѣетъ карту, раздѣленную на квадраты по извѣстной системѣ. И просто, и надежно. Мнѣ, напримѣръ, лично этотъ способъ никогда не приходилъ въ голову, хотя мнѣ много приходилось участвовать въ маневрахъ, во время которыхъ это особенно удобно, когда мало сдѣлать такъ, чтобы противники не понимали сообщеній другъ друга. Впервые я познакомился съ этимъ способомъ во время плаванія моего на французскомъ крейсерѣ "Latouche-Treville", за которомъ я участвовалъ въ большихъ маневрахъ французскаго флота. Я былъ пораженъ простотой и удобствомъ этого способа и, конечно, въ своемъ отчетѣ о командировкѣ указалъ на этотъ пріемъ, въ ряду со многими другими ее менѣе интересными пріемами и съ полнымъ описаніемъ всѣхъ маневровъ. Но это было въ 1896 году, и, насколько я знаю, ни этотъ пріемъ, ни другіе не получили никакого примѣненія въ нашемъ флотѣ. Въ нѣкоторыхъ изъ предыдущихъ своихъ замѣтокъ я уже указывалъ на судьбу цѣлаго ряда тогдашнихъ моихъ донесеній, напр., о подводныхъ лодкахъ: никто не желалъ даже ихъ прочитать, и я вызволилъ ихъ обратно изъ военно-морского ученаго отдѣла главнаго морского штаба, чтобы хоть имѣть возможность использовать ихъ для моихъ лекцій въ академіи. И я знаю, что если бы адмиралу Рожественскому пришлось назначить пунктъ соединенія съ владивостокскими крейсерами, онъ долженъ былъ бы означить для нихъ этотъ пунктъ посредствомъ широты и долготы, или ему пришлось бы назвать какой-нибудь островъ или проливъ и, чтобы скрыть пунктъ соединенія, ему пришлось бы эту телеграму зашифровать.
Что русскіе появились именно въ квадратѣ No 203, японцы сочли для себя счастливымъ предзнаменованіемъ -- взятіе именно высоты въ 203 метра рѣшило судьбу русскаго флота въ Портъ-Артурѣ. Столь же зловѣщей для русскихъ оказалась эта цифра и теперь.
Когда адмиралъ Того протелеграфировалъ въ Токіо, что весь русскій флотъ направляется въ Корейскій проливъ, тамъ всѣ вздохнули съ облегченіемъ -- въ побѣдѣ не сомнѣвался никто.
VII.
Ко мнѣнію японцевъ, планъ, за которомъ остановился русскій адмиралъ, былъ ошибоченъ. Нельзя было достигнуть двухъ цѣлей за разъ -- разбить японцевъ и добраться до Владивостока съ наибольшимъ количествомъ судовъ. Имѣя въ виду послѣднюю цѣль, ему нужно было съ пятью новыми и быстроходными броненосцами прорваться черезъ Корейскій проливъ, пославъ остальные броненосцы и тихоходные крейсеры Сангарскимъ проливомъ, а быстроходные крейсеры направивъ въ проливъ Лаперуза. Соединивъ же вмѣстѣ всѣ эти разнородныя суда, онъ долженъ былъ довольствоваться общей 12-узловой скоростью противъ, по крайней мѣрѣ, 15 узловъ, которые могли развить японцы. Изъ-за этого онъ не могъ выбрать наивыгоднѣйшую для себя дистанцію, которая была для него тѣмъ выгоднѣе, чѣмъ она была больше, вслѣдствіе его преимущества въ числѣ крупной артиллеріи. Конечно, въ самомъ бою онъ увеличилъ ошибочность своего образа дѣйствій тѣмъ, что не раздѣлилъ своей эскадры за отряды соотвѣтственно скорости, которую могла развить различные корабли, и не предоставилъ этимъ отрядамъ полной самостоятельности маневрированія, съ условіемъ согласовать свои дѣйствія лишь съ общимъ планомъ боя. Именно такой способъ дѣйствій рекомендуется въ морской литературѣ для флота, состоящаго изъ отрядовъ, имѣющихъ различную скорость. И опять надо признать, что именно японцы использовала эти указанія военно-морской науки.
VIII.
Любопытныя свѣдѣнія сообщаетъ авторъ статьи о планѣ, выработанномъ адмираломъ Того для операцій противъ русской эскадры. Планъ этотъ обнималъ районъ отъ острова Квельпарта до Владивостока и былъ разсчитанъ за 4 дня послѣдовательныхъ операцій. Такихъ послѣдовательныхъ операцій предполагалось семь. Въ чемъ должны были заключаться первыя двѣ, для автора статьи осталось невыясненнымъ, за исключеніемъ того, что состояніе погоды заставило японскаго адмирала отказаться отъ ихъ осуществленія. Третья часть плана заключалась въ принятіи боя при выходѣ изъ Корейскаго пролива въ Японское море; четвертая -- въ минной атакѣ въ ночь послѣ боя; пятая -- въ сборѣ всѣхъ уцѣлѣвшихъ судовъ на слѣдующее утро послѣ минной атаки на линіи, идущей отъ корейскаго берега черезъ островъ Матсу-Сима (Дажелета) и Ліанкурскую скалу къ берегу Японіи, чтобы перехватить здѣсь тѣ русскія суда, которымъ удалось бы прорваться къ сѣверу. Какъ извѣстно, эта часть плана удалась вполнѣ: у Матсу-Симы былъ захваченъ адмиралъ Рожественскій на миноносцѣ "Бѣдовый", съ другой стороны этого острова принужденъ былъ себя затопить послѣ жаркаго боя крейсеръ "Дмитрій Донской", у Ліанкурской скалы сдался адмиралъ Небогатовъ, и у корейскаго берега погибла "Свѣтлана" послѣ отчаяннаго боя съ двумя превосходными по силѣ противниками. Шестая и седьмая части плана остались невыполненными, такъ какъ полное уничтоженіе русскаго флота сдѣлало ихъ безполезными. Въ чемъ онѣ заключались -- авторъ статьи не сообщаетъ.
Отъ мѣста стоянки японскаго флота (Мозампо), до острова Окино-Симы, у котораго адмиралъ Того намѣревался сосредоточить свои силы для встрѣчи русскихъ, если они пойдутъ восточнымъ проливомъ, считается 150 миль. Поэтому ему нужно было знать значительно заранѣе объ ихъ движеніяхъ, и въ этомъ случаѣ единственнымъ къ тому средствомъ являлась хорошо поставленная служба крейсеровъ. И надо отдать справедливость японскимъ крейсерамъ, -- они превосходно выполнили свое дѣло. Достаточно напомнить слѣдующія слова изъ офиціальнаго донесенія Того: "Утро и день были очень туманны, такъ что дальше чѣмъ за 5 миль ничего не было видно, но, благодаря прекрасной службѣ развѣдочныхъ отрядовъ и несмотря на то, что непріятель былъ отъ меня на разстояніи 20 миль, я былъ такъ хорошо освѣдомленъ объ его положеніи, какъ будто онъ находился въ полѣ моего зрѣнія. Такъ, еще прежде, чѣмъ я его увидѣлъ, я зналъ, что его боевая линія состоитъ изъ соединенныхъ 2-й и 3-й Балтійскихъ эскадръ, сопровождаемыхъ особыми семью вспомогательными судами; что суда идутъ двумя кильватерными колоннами; что главныя силы находятся во главѣ правой колонны, вспомогательныя суда въ замкѣ ея и что вся эскадра идетъ на сѣверо-востокъ со скоростью 12 узловъ. Я рѣшилъ поэтому напасть на непріятеля около 2 часовъ поиолудни главными своими силами вблизи Окино-Симы и начать нападеніе на передовыя суда лѣвой колонны." Но о чемъ адмиралъ Того не упоминаетъ въ своемъ донесеніи, такъ это о томъ, что русскіе не сдѣлали ни малѣйшей попытки помѣшать этому важному дѣлу японскихъ развѣдочныхъ отрядовъ, и почему это такъ было -- остается загадкой до сихъ поръ; по всему же, что до сихъ поръ извѣстно, помѣшать японцамъ было вполнѣ возможно. Не буду повторять подробныхъ моихъ по этому поводу соображеній,-- я изложилъ ихъ съ полною подробностью въ замѣткахъ моихъ, напечатанныхъ въ "Новомъ Времени" 8-го, 9-го и 11 іюня и то же самое повторилъ бы и теперь. Неужели же согласиться съ авторомъ разбираемой мною теперь статьи, что причина безпечности русскихъ заключалась въ томъ, что японцамъ удалось вселять въ нихъ мнѣніе, что главныхъ силъ японскаго флота нѣтъ въ Корейскомъ проливѣ, что эти силы находятся или у Сангарскаго или у Лаперузова проливовъ, а тутъ имѣется лишь небольшой наблюдательный отрядъ крейсеровъ? И будто бы имъ удалось обмануть русскихъ такими наивными пріемами, какъ первоначальное появленіе передъ ними только слабыхъ крейсеровъ, въ сопровожденіи устарѣлаго броненосца "Ченъ-Іенъ", служившаго имъ будто бы единственной поддержкой! Неужели это дѣйствительно такъ? Къ сожалѣнію, русскія донесенія ничего объ этомъ не говорятъ.
IX.
Адмиралъ Того очень умѣло воспользовался точнымъ знаніемъ расположенія русской эскадры. Изъ того, что въ правой колоннѣ шли новѣйшіе и сильнѣйшіе наши броненосцы, онъ заключилъ, что адмиралъ Рожественскій ожидаетъ его появленія справа, а поэтому, пользуясь тѣмъ, что всѣ передвиженія японцевъ внѣ разстоянія 5 миль оставалась для русскихъ скрытымъ, адмиралъ Того, внѣ этого разстоянія, перешелъ на лѣвую сторону русское эскадры и на нее и обрушился. Задачей онъ поставилъ себѣ выбивать по очереди непріятельскіе головные корабли, сосредоточивая на нихъ по очереди огонь всей своей броненосной эскадры, ходя поперекъ пролива, вдоль котораго длинной растянутой линіей шли русскіе. Для этого онъ употребилъ свои 12 броненосныхъ судовъ, раздѣливъ и ихъ на два отряда: въ одномъ были 4 эскадренныхъ броненосца и 2 броненосныхъ крейсера "Ниссинъ" и "Кассуга", очень подходившіе къ броненосцамъ по системѣ расположенія своей брони, а въ другомъ -- остальные 6 броненосныхъ крейсеровъ совершенно одинаковаго типа и съ общимъ ходомъ еще большимъ, чѣмъ у перваго отряда Всѣ же неброненосные крейсера, опять раздѣленные на отряды, сообразно ихъ типамъ и скоростямъ, адмиралъ Того послалъ на югъ, съ приказаніемъ обойти русскій флотъ и напасть на его тылъ, т.-е. на его крейсеры и транспорты. Такимъ образомъ бой раздѣлался на два совершенно самостоятельныхъ боя: за бой броненосцевъ на сѣверѣ и бой крейсеровъ -- за югѣ.
Всѣ японскіе отряды, въ противоположность русскимъ, имѣли полную самостоятельность, и свободу въ маневрированіи, руководствуясь лишь общею, поставленною имъ адмираломъ Того цѣлью: на сѣверѣ выбивать головные корабли, на югѣ дѣлать то же самое съ концевыми кораблями, напирать на нихъ сзади и вносить въ ряды ихъ безпорядокъ, который стѣснялъ бы маневрированіе главныхъ силъ русскаго флота.
Подробности, какъ это было сдѣлано, я приводить не буду,-- все это было описано много рать. Упомяну только о нѣкоторыхъ частностяхъ, дополняющихъ другія описанія.
По мнѣнію японцевъ, русскіе первые открыли огонь съ разстоянія отъ 9.000 до 10,000 метровъ, какъ бы желая использовать свое преимущество въ числѣ крупныхъ орудій, но японцы не отвѣчали, пока разстояніе ее уменьшилось до 6,000 метровъ (около 3 1/2 верстъ). Въ предыдущихъ встрѣчахъ съ русскимъ флотомъ Того удерживалъ большое разстояніе, такъ какъ ему надо было, насколько возможно, беречь свои корабли для будущаго. Теперь же передъ нимъ была послѣдняя часть русскихъ морскихъ силъ, теперь надо было имѣть въ виду одну цѣль-нанести этой части наибольшій вредъ, а для рѣшительнаго боя необходимо короткое разстояніе -- вотъ почему адмиралъ Того намѣнялъ своей прежней тактикѣ.
Съ самаго начала боя сдѣлалось ясно, что русскіе стрѣляютъ очень плохо. По японскимъ наблюденіямъ, будто бы самымъ тщательнымъ, выходитъ, что въ началѣ боя на каждое русское попаданіе приходилось японскихъ, а потомъ это число возросло до четырехъ.
Именно артиллерійскому огню японцы приписываютъ выводъ изъ строя съ самаго начала боя "Ослябя", "Суворова" и "Императора Александра III". Были потери и у нихъ. На броненосномъ крейсерѣ "Адзума" былъ подбитъ рулевой приводъ и въ немъ открылась такая сильная течь, что онъ долженъ былъ выйти изъ строя, чтобы произвести исправленіи, а за "Кассугѣ" было подбито три 8-дюймовыхъ орудія {Здѣсь авторъ, очевидно, ошибается. Это случилось, вѣроятно, на "Ниссинѣ", на которомъ 4 такихъ пушки, а за "Кассугѣ" ихъ всего двѣ.}. Но это уже не могло ничего измѣнить. Сраженіе, собственно говоря, уже было выиграно черезъ сорокъ минутъ послѣ начала боя.
Былъ, правда, одинъ моментъ, когда казалось, что русскимъ удалось прорваться за сѣверъ. Японцы разсказываютъ объ этомъ такъ. Около 5 ч. пополудни русскіе вдругъ повернули за югъ, какъ бы намѣреваясь возвратиться назадъ въ Китайское море, и потомъ вдругъ опять направились на сѣверо-востокъ. Дымъ и туманъ совершенно скрыли ихъ въ этотъ критическій моментъ отъ глазъ адмирала Того, и только послѣ получаса быстраго движенія на югъ онъ открылъ свою ошибку.
Увидавъ, что на сѣверъ идутъ только шесть русскихъ броненосцевъ ("Орелъ", "Императоръ Александръ III", "Бородино", "Сисой Великій", "Наваринъ" и "Нахимовъ"), а остальные смѣшались съ крейсерами, адмиралъ Того повернулъ на сѣверъ только съ отрядомъ броненосцевъ, гдѣ вновь повторилъ свой маневръ сосредоточенія огня на головномъ, а отрядъ броненосныхъ крейсеровъ отправилъ на помощь своимъ легкимъ крейсерамъ. Результатомъ дѣйствій перваго отряда была гибель "Бородино" и "Императора Александра II". Послѣдній японцы считаютъ погибшимъ непосредственно отъ дѣйствія артилеріи; что же касается до "Бородино", то на немъ наблюдался около сорока минутъ огромный пожаръ, который, повидимому, достигъ до погребовъ съ боевыми припасами. Такое же заключеніе можно вывести ивъ превосходнаго описанія боя, сдѣланнаго по разсказамъ офицеровъ съ "Изумруда" ("Русь", прилож. No 75, отъ 19 августа).
Дѣйствія крейсеровъ на югѣ были далеко не столь, удачны. Имъ удалось потопить только два парохода ("Уралъ" и "Камчатка"), тогда какъ флагманскіе крейсеры адмираловъ Дева и Уріу были вынуждены выйти изъ строя для исправленій. Такой результатъ японцы приписываютъ появленію среди крейсеровъ отряда адмирала Небогатова. Но дѣло сейчасъ же приняло другой оборотъ, когда къ японцамъ подоспѣлъ посланный Того на помощь отрядъ броненосныхъ крейсеровъ. Русскіе въ полномъ безпорядкѣ направились къ сѣверу, а японцы преслѣдовали ихъ до наступленія темноты. Вовремя этого преслѣдованія бывшіе при крейсерскихъ отрядахъ истребители наткнулись на совершенно безпомощный и неподвижный "Суворовъ", на которомъ могла дѣйствовать только одна пушка, и потопили его минами. На "Суворовъ", вышедшій изъ строя и лишившійся мачтъ, трубъ и значительной части своей артиллеріи, произведена была минная атака и раньше -- около 4 ч. 45 м. дня, но тогда ему удалось отбиться, хотя въ него, но мнѣнію японцевъ, и попала одна мина. Теперь же онъ не могъ оказать никакого сопротивленія, хотя и стрѣлялъ до самаго момента гибели изъ единственной своей цѣлой пушки.
X.
Того очень опасался за успѣхъ предположенной ночной минной атаки, изъ-за сильнаго вѣтра, дувшаго во время дневного боя. Но, на счастіе японцевъ, къ вечеру вѣтеръ началъ стихать, и хотя море еще продолжало оставаться неспокойнымъ, но если бы миноносцы могли дѣйствовать только въ штиль, то надо было бы признать мину совершенно негоднымъ оружіемъ. Минная атака была приготовлена въ грандіозныхъ размѣрахъ -- въ ней должны были принять участіе шесть отрядовъ истребителей и столько же отрядовъ миноносцевъ. Для нападенія на главныя русскія силы было назначено пять отрядовъ истребителей. Одинъ .велъ атаку съ сѣвера, два -- съ сѣверо-востока и аще два съ юго-востока. Для атаки судовъ, отдѣлившихся отъ главныхъ силъ, и крейсеровъ четыре отряда миноносцевъ были направлены съ юга. Наконецъ, для разысканія и нападенія ва отдѣльныя суда назначенъ былъ одинъ отрядъ истребителей и два отряда миноносцевъ. Къ сожалѣнію, авторъ не указываетъ, по скольку истребителей и миноносцевъ заключалъ въ себѣ каждый отрядъ, но, если судить по нѣкоторымъ свѣдѣніямъ, которыя имѣлись раньше, то минные японскіе отряды состоятъ обыкновенно изъ четырехъ истребителей или миноносцевъ. Такимъ образомъ въ атакѣ на русскую эскадру участвовало около 50 минныхъ судовъ. Атака началась въ 8 ч. 15 м. вечера и продолжалась до часа ночи. Въ нѣсколькихъ случаяхъ, по словамъ японцевъ, миноносцы подходили такъ близко къ атакуемымъ судамъ, что тѣ не могли на нихъ направить своихъ орудій, такъ какъ не могли придать имъ надлежащаго угла сниженія. Въ результатѣ было утоплено два броненосца: "Сисой Великій" и "Наваринъ" и два крейсера: "Нахимовъ" и "Владиміръ Мономахъ", при чемъ погибли три миноносца и потери личнаго состава всей флотиліи выразились въ 22 убитыхъ и 65 раненыхъ.
Результатъ, конечно, могъ бы быть лучше, но все-таки миноносцы возстановили свою репутацію, сильно пошатнувшуюся за время предыдущихъ событій этой войны.
Недостаточность результата японцы объясняютъ исключительно тѣмъ, что море все-таки и ночью продолжало быть неспокойнымъ. Впрочемъ, японцы считаютъ, что результатъ этотъ выразился не только потопленіемъ четырехъ судовъ: именно благодаря миннымъ атакамъ русскія суда разсѣялись по всѣмъ направленіямъ, и послѣдствіемъ нравственнаго впечатлѣнія этихъ атакъ явилась сдача Небогатова. Распредѣляя вліяніе различныхъ фазъ боя на окончательный разгромъ русской эскадры, японцы считаютъ, что на бой 14 (27) мая приходится 30%, на минную атаку 20%, на день 15 (28) мая -- 40% и 10% на ушедшія суда, изъ которыхъ три крейсера съ адмираломъ Энквистомъ, по мнѣнію японцевъ, не только покинули мѣсто боя, но отказались даже отъ главной своей цѣли -- достичь Владивостока.
XI.
Сдачу адмирала Небогатова авторъ старается оправдать. Онъ приводитъ мнѣніе одного выдающагося японскаго моряка, который говорилъ, что осуждающіе эту сдачу не приняли достаточно во вниманіе то искусство,которое выказалъ адмиралъ Того въ томъ, чтобы сдѣлать эту сдачу неминуемой.
Послѣ упорнаго дневного боя и ужасныхъ минныхъ атакъ, въ тотъ моментъ, когда русскіе уже питали надежду, что они спасены, адмиралъ Того вдругъ окружилъ ихъ со всѣхъ сторонъ, стоя во главѣ 27 судовъ, не считая миноносцевъ! Чего же здѣсь и можно было ожидать, кромѣ сдачи! Къ этому японскій морякъ любезно прибавляетъ, что онъ считаетъ русскихъ офицеровъ столь же храбрыми, какъ и японскихъ, и что новому бы и въ голову не могло придти, что они могутъ сдаться въ обыкновенныхъ условіяхъ. Наконецъ многіе изъ личнаго состава сдавшихся судовъ должны были быть невмѣняемы послѣ всего того, что они перетерпѣли за послѣдніе 18 часовъ, и доказательствомъ могутъ служить люди, спасенные съ броненосца "Адмиралъ Ушаковъ" послѣ его потопленія. Будучи вытащены изъ воды, обогрѣты и обсушены, многіе изъ нихъ выказывали явные признаки временнаго умопомѣшательства: они бѣгали взадъ и впередъ по палубѣ, бились объ стѣны и т. п.
Все это очень хорошо, но почему же авторъ нашелъ нужнымъ замѣтить, что "очень трудно себѣ представить, чтобы японскій адмиралъ сдался при подобныхъ условіяхъ"? Чего же тогда стоять всѣ вышеуказанныя разсужденія японскаго моряка?
XII.
Самая интересная честь разбираемой статьи, несомнѣнно, та, въ которой авторъ говорятъ, чему японцы приписываютъ свою побѣду, и какіе выводы можно сдѣлать изъ результатовъ этого боя.
Многіе утверждали, что у японцевъ были подводныя лодки. Это неправда -- подводныхъ лодокъ не было. Другіе разсказывали, что японцы разбрасывали плавучія мины, которыя оказались столь дѣйствительными при Портъ-Артурѣ. Это тоже неправда -- никакихъ плавучихъ минъ тутъ не было. Причины успѣха были все тѣ же, которыя испоконъ вѣковъ считались необходимой его гарантіей: хорошая стрѣльба и хорошая тактика. Японцы настолько стрѣляли лучше русскихъ, что хотя на бумагѣ они имѣли всего шестнадцать 12-дюймовыхъ орудій противъ двадцати шести, но на самомъ дѣлѣ надо считать, что ихъ было у нихъ 48 и даже 64. Это преимущество въ артиллеріи было поддержано высокимъ тактическомъ искусствомъ, которое доставило возможность развить и использовать это преимущество. Но для того, чтобы использовать самое тактическое искуство, надо было имѣть преимущество въ скорости и не впасть въ ошибку, въ которую впали русскіе, не раздѣлившіе свои суда на отряды сообразно ихъ скоростямъ. И во всемъ этомъ нѣтъ ничего новаго. Только новая и очень наглядная иллюстрація того, что было уже извѣстнымъ давнимъ-давно.
Даетъ ли этотъ морской бой какія-нибудь новыя указанія для постройки военныхъ кораблей? Никакихъ радикальныхъ перемѣнъ -- вотъ отвѣтъ на это японцевъ. Сейчасъ послѣ боя начали кричать о томъ, что артиллерія оказалась сильнѣе брони. Но для итого положительно нѣтъ никакихъ основаній. Изъ шести потопленныхъ броненосцевъ, только два ("Ослябя" и "Императоръ Александръ III") затонули отъ непосредственнаго дѣйствія артиллерійскаго огня, т.-е. пробоинъ, произведенныхъ снарядами, и то нѣтъ никакихъ основаній предполагать, что главная броня ихъ была пробита. На взятомъ въ плѣнъ "Орлѣ" вся главная броня осталась совершенно цѣлой, и поврежденія оказались только въ слабо бронированныхъ частяхъ корабля. Что же касается до причины потопленія броненосцевъ "Ослябя" и "Императора Александра III", то, очевидно, она заключалась въ ихъ большой перегрузкѣ, изъ-за чего, благодаря волненію, вода вливалась въ пробоины, полученныя выше главной брони, разливалась по поверхности броневой палубы и тѣмъ нарушила ихъ остойчивость. Такимъ образомъ значеніе брони нисколько не уменьшилось,-- надо только произвести нѣкоторыя измѣненія въ ея распредѣленіи. Несомнѣнный результатъ боя -- это малая дѣйствительность огня болѣе легкихъ орудій, въ особенности съ такихъ неустойчивыхъ платформъ при значительной волнѣ, какъ крейсеры 2-го класса. Результаты ихъ огня очень слабы, хотя у пушекъ стояли такіе же люди и маневрировали они такъ же искусно, какъ и броненосцы.
Болѣе чѣмъ когда-либо надо считать доказаннымъ, что для боя пригодны лишь эскадренные броненосные крейсеры.
Въ дополненіе къ этимъ японскимъ выводамъ авторъ присоединяетъ еще отдѣльное мнѣніе одного изъ выдающихся японскихъ морскихъ офицеровъ. Онъ тоже находить, что этотъ бой главнымъ образомъ подтвердилъ лишь старыя истины и новаго далъ очень мало. Онъ самымъ рѣшительнымъ образомъ подтверждаетъ всѣ вышеприведенныя заключенія и дополняетъ охъ лишь своими соображеніями о томъ немногомъ, по его мнѣнію, что необходимо ввести въ кораблестроеніе, какъ результатъ этого боя. Во-первыхъ, надо усилить артиллерію. Кролѣ 12-дюйм. орудій на кораблѣ должны быть 10-ти и 8-дюймовыя орудія, а 6-дюймовая артиллерія, которая до сихъ поръ причислялась къ главному артиллерійскому вооруженію корабля, должна остаться лишь въ видѣ вспомогательной. Скорость боевого корабля должна быть не меньше 18 узловъ, и запасъ угля долженъ быть значительно увеличенъ. Броня корабля должна быть такой толщины, чтобы быть способной сопротивляться тѣмъ пушкамъ, которыя имѣются на этомъ кораблѣ, а потому водоизмѣщеніе боевого корабля должно быть больше 16,000 тоннъ, а, принимая во вниманіе новыя изобрѣтенія въ области взрывчатыхъ веществъ, что должно повлечь за собой утолщеніе и большее распространеніе брони по поверхности корабля, водоизмѣщеніе вновь строящихся кораблей должно быть около 20,000 тоннъ. Все это въ значительной степени относится и до броненосныхъ крейсеровъ, водоизмѣщеніе которыхъ должно быть доведено до 15,000товнъ. Вооруженіе ихъ должно состоять изъ четырехъ 10-дюймовыхъ пушекъ, а остальная артиллерія должна быть 8-дюймовая. Скорость ихъ должна быть, по крайней мѣрѣ, 23 узла -- это стоитъ внѣ всякаго сомнѣнія. Бронепалубные крейсеры тоже необходимы -- для развѣдочной службы. Водоизмѣщеніе ихъ должно быть отъ 3,000 до 4,000 тоннъ, при скорости въ 25 узловъ. Подходящій для этого типъ -- русскіе крейсеры "Жемчугъ" и "Изумрудъ", съ нѣкоторыми ихъ усовершенствованіями. Прежде всего надо увеличить ихъ запасъ угля. Главный недостатокъ истребителей -- это отсутствіе у нихъ морскихъ качествъ и достаточнаго запаса угля: это дѣлаетъ ихъ мало пригодными для развѣдочной службы, въ которой они могли бы играть большую роль, благодаря ихъ скорости. Что касается до подводныхъ лодокъ, то онѣ пока остаются въ періодѣ опытовъ. Наконецъ существующая общая форма военныхъ кораблей не требуетъ никакихъ измѣненій.
XIII.
Всѣ эти выводы, а также и пожеланія выдающагося японскаго морского офицера, непосредственно воспринявшаго опытъ этой войны, еще ярче оттѣняютъ всю нольэу и необходимость изученія военно-морскихъ наукъ и вообще военнаго образованія, и вотъ именно это и было въ нашемъ флотѣ не только въ пренебреженіи, но даже и въ презрѣніи. Война эта доказала неопровержимость старыхъ принциповъ, капля по каплѣ тщательно собранныхъ и формулированныхъ военно-морской наукой изъ драгоцѣннаго опыта прошлаго; наши же офицеры, гордые своимъ невѣжествомъ, упорно отрицали пользу изученія этого прошлаго. Военно-морская наука еще до войны, не имѣя еще ея драгоцѣннаго опыта, что дѣлаетъ ей еще большую честь, начала уже проводить въ жизнь большую часть тѣхъ пожеланій, которыя высказываетъ японскій морякъ для будущаго. И подтвердить это болѣе чѣмъ легко. Начну съ артиллеріи, скорости и водоизмѣщенія броненосцевъ. Въ Англіи въ 1902 году было уже спущено три броненосца и одинъ строился водоизмѣщеніемъ въ 16,350 тоннъ, со скоростью въ 18 1/2 узловъ (Морск. спр. кн. В. K. А. М. на 1904 г. стр. 372), при чемъ къ крупной артиллеріи эскадреннаго броненосца, состоявшей прежде изъ четырехъ 12-дюймовыхъ орудій, прибавлено на этомъ типѣ четыре 9,2-дюймовыя пушки. Къ 1 декабря 1903 года въ Англіи уже строились три броненосца въ 18,000 тоннъ водоизмѣщенія, съ проектированной скоростью въ 19 узловъ, и къ четыремъ 12-дюймовымъ пушкамъ на нихъ уже добавлено сосемъ 9,2-дюймовыхъ орудій. Скорость же для броненосцевъ въ 18 узловъ установлена и осуществлена въ Англіи, по крайней мѣрѣ, съ 1898 года, а въ другихъ странахъ, въ особенности въ Италіи, въ этомъ отношеніи пошли еще гораздо дальше. Въ это же время для японцевъ въ той же Англіи уже строился броненосецъ въ 17,000 тоннъ, со скоростью въ 18 1/2 узловъ и съ четырьмя 10-дюймовыми пушками, кромѣ четырехъ 12-дюймовыхъ. Точно также на 18 узловъ были разсчитаны всѣ японскіе броненосцы, начиная съ 1896 года. Принципъ, что броня должна быть способна защищаться отъ орудій, которыя несетъ корабль, покрытый этой бровей, провозглашенъ уже давно: еще въ 1896 году я слышалъ его съ каѳедры въ высшей военно-морской французской школѣ, и разработка системы бронированія французами давно уже могла бы обратить вниманіе тѣхъ, которые желали видѣть и слышать. Еще въ 1898 году на совѣтѣ французскихъ адмираловъ было рѣшено, что единственныя пригодныя боевыя суда -- это эскадренные броненосцы и броненосные крейсера, и что бронепалубные крейсера могутъ быть только небольшихъ размѣровъ, спеціально для развѣдочной службы. За Франціей послѣдовали и всѣ остальныя морскія державы, и мы наводняли нашъ флотъ плохо защищенными броненосцами и большими бронепалубными крейсерами, совершенно забросивши постройку броненосныхъ крейсеровъ. У насъ и сейчасъ строятся для Черноморскаго флота два броненосца ("Евстафій" и "Іоаннъ Златоустъ") въ 12,738 тоннъ, со скоростью въ 16 узловъ и только съ четырьмя 12-дюймовыми пушками въ видѣ крупной артиллеріи.
Что же касается до замѣны 6-дюймовой артиллеріи болѣе крупной, то въ 1903 году въ Англіи были уже готовы чилійскіе броненосцы, купленные англичанами (они теперь называются "Triuph" и "Swiftsure"), которые вооружены уже, кромѣ четырехъ 10-дюймовыхъ пушекъ, четырнадцатью 7,5 дюймовыми орудіями въ 50 калибровъ длиной. И къ увеличенію калибра скорострѣльной артиллеріи приступили еще до войны всѣ государства. Мы тоже послѣдовали за ними, но съ большимъ опозданіемъ. Послѣ всѣхъ мы начали строить два броненосца ("Императоръ Павелъ I" и "Андрей Первозванный") съ расчетомъ на 8-дюймовую скорострѣльную артиллерію.
То же самое можно сказать и о величинѣ истребителей. Въ 1903 г. въ Англіи было уже 18 готовыхъ истребителей въ 540 тоннъ (Спр. кн., стр. 425), а у насъ ихъ начали строить только на добровольныя пожертвованія во время войны, а морское министерство и до сихъ поръ продолжаетъ строить истребители по прежнему шаблону -- въ 350 тоннъ, хотя война уже ярко доказала ихъ слабость.
И, что особенно горько, именно въ нашемъ флотѣ нашелся офицеръ, капитанъ 2-го ранга Хлодовскій, который еще въ 1898 г., какъ дважды два -- четыре, доказалъ, что прогрессъ флота -- въ увеличеніи водоизмѣщенія кораблей, но на его указаніе не обратили никакого вниманія. Свое превосходное изслѣдованіе онъ напечаталъ въ 1898 г., затѣмъ онъ его представилъ, какъ конкурсную работу, для поступленія на курсы военно-морскихъ наукъ. Я лично считалъ своею священною обязанностью указывать на эту исключительную работу въ каждой моей лекціи, въ каждой статьѣ, въ которыхъ затрагивались вопросы созданія флота, но все было напрасно. Сломить невѣжество и при томъ у такихъ людей, которые презираютъ званіе, болѣе чѣмъ трудно.
И разъ я заговорилъ о Хлодовскомъ, я позволю себѣ сказать о немъ еще нѣсколько словъ. Это былъ офицеръ исключительныхъ способностей, и не только какъ морякъ, но и какъ военный образованный морякъ, умѣвшій работать и дѣйствительно много поработавшій въ области морской стратегіи и морской тактики. Плавая на эскадрѣ Тихаго океана, онъ еще за два года до войны превосходно разработалъ систему эскадреннаго боя и примѣтилъ эту систему къ случаю встрѣчи нашей Тихоокеанской эскадры съ японскимъ флотомъ. Онъ сдѣлалъ сообщеніе о результатахъ своего изслѣдованія въ Морскомъ собраніи въ Портъ-Артурѣ, работа его, за исключеніемъ послѣдней ея части, была напечатана въ вашемъ морскомъ журналѣ -- и опять все это пропало даромъ. Во время этой войны исключительныя его способности и званія именно въ области стратегіи и тактики опять не нашли примѣненія, несмотря на то, что именно эти знанія въ нашемъ флотѣ исключительно рѣдки и въ нихъ-то онъ нуждался еще больше, чѣмъ въ чемъ-либо остальномъ. И не нашли эти способности примѣненія потому, что но невѣжеству но понимали, сколь эти способности драгоцѣнны и нужны. И такого талантливаго человѣка морили на незначительной должности старшаго офицера крейсера "Рюрикъ", на которомъ онъ и погибъ славною смертью въ бою 1 августа 1904 года. Онъ, конечно, и тутъ пронесъ огромную пользу, не малой долѣ именно его вліянія надо приписать дѣйствительно геройское сопротивленіе "Рюрика", который, будучи окруженъ семью крейсерами я отрядомъ миноносцевъ, лишившись въ неравномъ бою всѣхъ орудій о почти всѣхъ флотскихъ офицеровъ, пошелъ ко дну съ развѣвающимся русскимъ флагомъ. Но здѣсь его могъ замѣнить и другой офицеръ, это доступно многимъ, а по своему исключительному таланту въ высшихъ областяхъ военно-морской науки и по своему образованію онъ быль единственный въ своемъ родѣ. И его не умѣли беречь, такъ какъ не понимали его цѣнности, и если ужъ не суждено ему было въ продолженіе войны приложатъ свой талантъ и энергію въ видѣ непосредственнаго помощника хотя бы одного изъ нашихъ начальниковъ эскадръ, то какую огромную пользу онъ могъ бы принести теперь, при созданіи нашего флота, надо надѣяться, на новыхъ началахъ!
H. Кладо.