по охраненію въ военное время нѣкоторыхъ Россійскихъ портовъ впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи.
(Высочайше утверждены 26-го марта 1904 г.).
1. Въ портахъ: кронштадтскихъ, свеаборгскомъ, либавскомъ, севастопольскомъ и батумскомъ и въ крѣпости Очаковъ, впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи, принимаются изложенныя ниже особыя мѣры по объединенію дѣятельности правительственныхъ учрежденій по охраненію безопасности (статьи 2 и 8) и въ отношеніи порядка входа коммерческихъ судовъ въ предѣлы охраняемыхъ районовъ (статьи 4--16).
2. Общее завѣдываніе мѣрами по охраненію неприкосновенности и безопасности въ гаваняхъ, на рейдѣ и вообще на пространствѣ, занимаемомъ вышеозначенными (ст. 1) портами и портовыми установленіями и сооруженіями, ввѣряется: въ Кронштадтѣ -- главному командиру кронштадтскаго порта, въ Севастополѣ -- главному командиру черноморскаго флота, въ Свеаборгѣ, Либавѣ, Очаковѣ и Батумѣ -- комендантамъ сихъ крѣпостей.
3. Завѣдующему охраною порта принадлежитъ руководство и надзоръ за принятіемъ и выполненіемъ всѣхъ обезпечивающихъ порядокъ и безопасность въ портѣ мѣръ, исходящихъ, на основаніи дѣйствующихъ узаконеній, отъ военнаго и морского начальствъ, портового управленія и прочихъ отдѣльныхъ вѣдомствъ, имѣющихъ въ портахъ свои сооруженія.
4. Направляющіяся въ одинъ изъ означенныхъ выше (ст. 1) портовъ суда обязываются не подходить къ нему ближе установленнаго для каждаго порта района, безъ особаго на то каждый разъ разрѣшенія портового начальства, даваемаго по производствѣ предварительнаго опроса и, въ потребномъ случаѣ, осмотра судна.
5. Означенные въ статьѣ 4 районы и ихъ границы устанавливаются по соглашенію главноуправляющаго торговыхъ мореплаваніемъ и портами, военнаго министра и управляющаго морскимъ министерствомъ и объявляются во всеобщее свѣдѣніе, одновременно съ настоящими правилами. Взаимному соглашенію тѣхъ же главныхъ начальниковъ предоставляется изданіе инструкціи, ближайшимъ образомъ опредѣляющей порядокъ опроса и осмотра судовъ, разрѣшеніе имъ входа въ портъ, указаніе уполномочиваемыхъ для сихъ дѣйствій чиновъ портового управленія, а такъ-же указаніе способовъ примѣненія портовымъ начальствомъ принудительныхъ мѣръ (ст. 12).
Примѣчаніе. Относительно свеаборгскаго порта мѣры, перечисленныя въ настоящей статьѣ, принимаются по соглашенію военнаго министра съ управляющимъ морскимъ министерствомъ. Жалобы частныхъ лицъ (см. ниже, ст. 15) на распоряженія завѣдующаго охраною этого порта (ст. 2) приносятся въ мѣсячный срокъ военному министру и разрѣшаются имъ по взаимному соглашенію съ управляющимъ морскимъ министерствомъ.
6. Входъ судовъ въ портъ далѣе опредѣленныхъ въ ст. 4 районовъ разрѣшается отъ восхода до заката солнца. Продленіе срока вообще для входа судовъ или же допущеніе въ портъ въ ночное время отдѣльныхъ судовъ въ чрезвычайныхъ случаяхъ зависитъ отъ завѣдующаго охраною порта.
7. Къ судамъ, подошедшимъ къ опредѣленному для порта району, высылается чинъ портового управленія, которому, по прибытіи его на судно, шкиперъ судна или лицо, его замѣняющее, принявъ экземпляръ настоящихъ правилъ, обязанъ вручить какъ судовые, такъ и грузовые документы и, въ случаѣ требованія, дать надлежащія разъясненія и предоставить произвести осмотръ судна во всѣхъ его частяхъ, для чего открыть трюмы, угольныя ямы и другія помѣщенія.
8. Сообщеніе судна съ берегомъ до производства опроса и, въ потребномъ случаѣ, осмотра не допускается.
9. Если, по производствѣ опроса, а въ потребномъ случаѣ и осмотра, портовымъ начальствомъ будетъ признано возможнымъ допустить судно въ портъ, то на передней его мачтѣ распоряженіемъ названнаго начальства подымается особо установленный для сего флагъ.
10. При неразрѣшеніи судну со стороны портового начальства входа въ портъ, оно, по первому требованію, обязано удалиться отъ порта.
11. Въ тѣхъ случаяхъ, когда портовое начальство признаетъ невозможнымъ допустить разгрузку судна у причальной линіи, таковая производится на якорѣ и бочкѣ при помощи подгрузочныхъ судовъ; при несогласіи шкипера или адресата судна подчиниться распоряженію о семъ, судно обязано удалиться изъ порта.
12. Въ случаѣ неисполненія судами установленныхъ въ статьяхъ 4, 10 и 11 постановленій, завѣдующему охраною порта предоставляется принудить суда въ точному ихъ выполненію, примѣняя для сего, если потребуется, и вооруженную силу, послѣдствія чего ложатся на отвѣтственность шкипера судна или лица, его замѣняющаго.
18. Мѣстныя фирмы и лица, обладающія собственными судами, или на имя которыхъ, адресуются суда, обязываются, незамедлительно по полученіи ими извѣщенія о выходѣ на ихъ имя судна изъ русскаго или иностраннаго порта, сообщать мѣстному портовому начальству свѣдѣнія о портѣ отправленія судна, днѣ его отхода, времени ожидаемаго прибытія въ- портъ, названіи судна и его національности.
Примѣчаніе. Фирмамъ и лицамъ, указаннымъ въ сей статьѣ, для ускоренія пропуска въ портъ адресованныхъ на ихъ имя судовъ, предоставляется сообщать портовому начальству, кромѣ свѣдѣній, требуемыхъ ст. 13-й, данныя о родѣ грузовъ, ихъ количествѣ, мѣстѣ пріемки грузовъ и мѣстѣ ихъ назначенія, а также фамилію и національность шкипера.
14. При наличности заблаговременно сообщенныхъ портовому управленію свѣдѣній, означенныхъ въ предшествующей (13) статьѣ и примѣчаніи въ оной, суда по возможности допускаются въ портъ по опросѣ ихъ безъ производства установленнаго въ ст. 4 осмотра. Въ случаѣ же обнаруженія въ отношеніи какого-либо пришедшаго въ портъ судна, что собственниками или адресатами его были своевременно получены свѣдѣнія, означенныя въ ст. 18, но таковыя до прихода судна портовому управленію сообщены не были, не доставившія сихъ свѣдѣній, безъ достойныхъ уваженія причинъ, вышепоименованныя лица могутъ быть подвергаемы, по распоряженію завѣдующаго охраною порта, денежному штрафу въ размѣрѣ не свыше 600 рублей.
15. Жалобы частныхъ лицъ на распоряженія завѣдующаго охраною порта, производимыя на основаніи статей 4--14 настоящихъ правилъ, приносятся въ мѣсячный срокъ главноуправляющему торговымъ мореплаваніемъ и портами (за исключеніемъ случаевъ, указанныхъ въ примѣчаніи къ ст. 5) и разрѣшаются имъ по разсмотрѣніи таковыхъ въ комитетѣ по портовымъ дѣламъ съ участіемъ представителя отъ морского министерства. Въ случаѣ несогласія членовъ отъ министерствъ военнаго и морского съ постановленіемъ большинства членовъ комитета, дѣла направляются порядкомъ, указаннымъ въ статьяхъ 62 и 63 Высоч. утв., 10-го іюня 1908 года, учрежденія главнаго управленія торговаго мореплаванія и портовъ.
О распространеніи на портъ въ Выборгѣ Высочайше утвержденныхъ 25-го нарта 1904 года, временныхъ правилъ по охраненію въ военное время нѣкоторыхъ Россійскихъ портовъ впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи Комитетъ министровъ, выслушавъ 26-го мая 1904 года записку военнаго министра, отъ 19-го мая 1904 года за No 888, о распространеніи на портъ въ Выборгѣ Высочайше утвержденныхъ, 26-го марта 1904 года, временныхъ правилъ по охраненію въ военное время нѣкоторыхъ Россійскихъ портовъ впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи, полагалъ: распространить на портъ въ Выборгѣ дѣйствіе Высочайше утвержденныхъ, 26-го марта 1904 года, временныхъ правилъ по охраненію въ военное время нѣкоторыхъ Россійскихъ портовъ впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи, съ тѣмъ: 1) чтобы, примѣнительно къ ст. 2 указанныхъ правилъ, общее завѣдываніе мѣрами по охраненію неприкосновенности и безопасности на пространствѣ, занимаемомъ Выборгскимъ портомъ и соотвѣтствующими портовыми учрежденіями и установленіями, было ввѣрено коменданту Выборгской крѣпости, и 2) чтобы по отношенію къ порту въ Выборгѣ военному министру и управляющему морскимъ министерствомъ были предоставлены тѣ же полномочія, какими они пользуются въ отношеніи Свеаборгскаго порта (примѣчаніе въ ст. 5 упомянутыхъ правилъ).
Государь Императоръ, въ в-й день іюня 1904 года, положеніе комитета Высочайше утвердить соизволилъ.
Къ сему главноуправляющій торговымъ мореплаваніемъ и портами донесъ, что, на основаніи пн. 1 Высочайше утвержденныхъ, 26-го марта 1904 года, временныхъ правилъ по охраненію въ военное время нѣкоторыхъ Россійскихъ портовъ впредь до объявленія ихъ на военномъ положеніи, соглашеніемъ главноуправляющаго торговымъ мореплаваніемъ и портами, министровъ иностранныхъ дѣлъ и военнаго и управляющаго морскимъ министерствомъ для распространенія на портъ въ Выборгѣ дѣйствія помянутыхъ временныхъ правилъ установленъ 21-дневный срокъ по ихъ опубликованіи и что, примѣнительно къ ст. 5 сихъ правилъ, на основаніи послѣдовавшаго соглашенія между главноуправляющимъ торговымъ мореплаваніемъ и портами, военнымъ министромъ и управляющимъ морскимъ министерствомъ, границы охраннаго района для порта въ Выборгѣ, на который распространено дѣйствіе временныхъ правилъ, установлены слѣдующія: отъ мыса Пуллиніеми къ юго-восточной оконечности острова Тейкарсаари, по юго-западному берегу послѣдняго на островъ Кіускеринъ-саари, на мысъ Питкеніеми.
25-го іюля.
ВСЕПОДДАННѢЙШІЯ ТЕЛЕГРАММЫ
Намѣстника ген.-адъют. Алексѣева.
I.
отъ 25-го іюля.
Генералъ-лейтенантъ Стессель доносить:
1) Отъ 14-го іюля: сегодня, начиная съ 5-ти часовъ утра, непріятель, выставивъ сильную батарею, открылъ огонь по всему фронту; затѣмъ повелъ рядъ аттакъ тоже по всему фронту, особенно сильно на гору Юпилазу; къ 8-ми часамъ вечера противникъ повсемѣстно отбитъ съ огромными потерями. Я остаюсь на позиціяхъ. Два дня держались на передовыхъ позиціяхъ противъ превосходившей значительно наши силы арміи.
2) Отъ 17-го іюля: сегодня, въ 4 часа утра, японцы, въ числѣ примѣрно б-ти дивизій, перешли въ наступленіе противъ нашей позиціи на Волчьихъ горахъ. Въ виду превосходства силъ и слабости позицій, нашимъ войскамъ было приказано, не ввязываясь въ бой, отойти на слѣдующія позиціи. Передвиженіе было совершено въ полномъ порядкѣ подъ прикрытіемъ артиллеріи, которая мѣткимъ огнемъ съ близкихъ разстояній совершенно остановила наступленіе японцевъ. Наши потери еще не выяснены, но не велики; потери японцевъ весьма значительны.
У японцевъ во время боевъ 13-го и 14-го іюля было до 70-ти тысячъ человѣкъ и значительное число осадныхъ орудій. Духъ войскъ превосходный, состояніе здоровья хорошее.
Объ изложенномъ всеподданнѣйше доношу Вашему Императорскому Величеству.
25-го іюля.
II.
отправленная изъ Мукдена 25-го іюля 1094 г., отъ 2 ч. 52 мин. пополудни.
Въ полученныхъ сего числа изъ Портъ-Артура телеграммахъ командующій эскадрою доноситъ: "Вышедшіе 13-го іюля для обстрѣливанія непріятельскихъ позицій крейсера "Баянъ", "Аскольдъ", "Паллада", "Новикъ" и канонерскія лодки были аттакованы непріятельскими судами "Чиніенъ", "Итсукушима", "Матсушима", "Чіода", двумя крейсерами 2-го класса и 30-го миноносками. Восьмидюймовымъ снарядомъ съ крейсера "Баянъ", взорвавшимся въ кормѣ "Итсукушима", послѣдній былъ выведенъ изъ строя, и всѣ непріятельскія суда повернули въ nope, причемъ крейсеръ "Чіода" получилъ пробоину отъ нашей мины загражденія и, погрузившись носомъ, направился въ Таліенванъ. Снарядомъ съ батареи No 22 была также подбита 1 японская канонерская лодка, взятая на буксиръ.
14-го іюля въ виду общаго наступленія японцевъ на сухопутныя позиціи, для поддержки праваго фланга, согласно просьбы генерала Стесселя, были посланы "Баянъ", подъ брейдъ-вымпеломъ капитана 1-го ранга Рейценштейна, "Ретвизанъ", "Паллада", "Аскольдъ", канонерскія лодки: "Отважный", подъ флагомъ контръ-адмирала Лощинскаго, "Гремящій", "Гилякъ", крейсеръ "Новикъ" и 12 миноносцевъ, которые, съ тралящими судами впереди, прошли къ Лунвантаню и отсюда обстрѣливали японскія позиціи до 3-хъ часовъ дня. При возвращеніи съ тѣми же предосторожностями на рейдъ взорвалась мина подъ однимъ изъ землечерпательныхъ пароходовъ.
По исчисленію контръ-адмирала Витгефта 17-го іюля подъ Артуромъ держались непріятельскія силы изъ 5-ти броненосцевъ, 4-хъ броненосныхъ крейсеровъ и 48-ми миноносцевъ.
Объ изложенномъ всеподданнѣйше доношу Вашему Императорскому Величеству.
25-го іюля.