Анархистское движеніе и происхожденіе нигилизма.
Южная федерація возникла послѣ конгресса въ Сенгь-Имьф въ 1870 г. Первыми делегатами, объявившими свою волю организовать международное единство путемъ свободной федераціи автономныхъ группъ, были швейцарцы Швицгебель и Гилльомъ, Ю. Жуковскій и французъ Жюль Годъ. Дѣятельность Бакунина распространилась тогда на Испанію, Италію и Бельгію. "Федерація испанская" и "федерація итальянская" составились въ видѣ оппозиціи Марксу. Вопросъ о принципахъ съ тѣхъ поръ вытѣсняется вопросомъ о личностяхъ. Конгрессъ въ Римини (4--6 августа 1872 г.) принялъ резолюцію, которой объявлялся разрывъ его съ главнымъ совѣтомъ. Это рѣшеніе оправдывалось, кажется, разногласіемъ въ доктринахъ. Лондонской конференціи (сентября 1871 г.) приписывалась попытка навязать всей международной ассоціаціи рабочихъ спеціальную доктрину, централизаторскую, которая есть, собственно говоря, доктрина нѣмецкой коммунистической партіи. Въ 1872 г., какъ уже сказано выше, делегаты диссидентскихъ федерацій, испанской, итальянской, южно-американской и французской, составили "актъ дружбы, солидарности и взаимной обороны". На конгрессѣ въ Сентъ-Имьѣ, сверхъ того, было объявлено что: 1) "уничтоженіе всякой политической власти есть первая обязанность пролетаріата; 2) всякая организація политической власти, такъ называемой временной и революціонной, съ цѣлью достигнуть этого уничтоженія, можетъ быть только лишнимъ обманомъ и столь же гибельна, какъ и всѣ нынѣ существующія власти, 3) отвергая всякій компромиссъ для достиженія соціальной революціи, пролетаріи всѣхъ странъ должны установить, внѣ всякой будущей политики, солидарность революціонной дѣятельности". Съ 1869 года итальянскій депутатъ Фанелди былъ командированъ Бакунинымъ въ Испанію для вербовки рекрутовъ "союзу". Борьба, которая велась въ Швейцаріи между Марксомъ и его соперникомъ, въ тождественной формѣ началась и въ Испаніи. Въ средѣ интернаціоналя возникли двѣ группы. Обѣ враждебныя группы вступили въ бой. Конгрессъ въ Кордовѣ (26 декабря 1872 г., и 2 января 1873 года), отказался пригнать резолюцію гагскаго конгресса. Тоже было и въ Бельгіи. Происходила оппозиціонная сходка и въ Лондонѣ. Главный совѣтъ долженъ былъ объявить отлученіе относительно мѣстныхъ федерацій, секцій и лицъ, принимавшихъ участіе въ конгрессахъ и на собраніяхъ въ Брюсселѣ, Кордовѣ и Лондонѣ. Однимъ изъ предлоговъ въ разногласію "союза" съ интернаціоналемъ послужила резолюція лондонской конференціи на счетъ рабочей партіи. Карлъ Марксъ и его друзья считали нужнымъ для пролетаріевъ участіе въ политической борьбѣ. Такъ, въ Германіи, подъ искуснымъ руководствомъ Бебеля и Либкнехта, соціалисты подготовляли себѣ послѣдователей, принимая участіе въ дебатахъ всеобщей подачи голосовъ.
Анархистская программа не согласовалась съ такимъ образомъ дѣйствій. Поэтому и секціи, закрѣпощенныя Бакунинымъ въ Испанія, Италіи и Швейцаріи, высказались въ пользу политическаго безучастія рабочихъ классовъ. Анархизмъ съ воздержаніемъ отъ политики сдѣлался первымъ пунктомъ вѣры всѣхъ раскольниковъ. Но почему именно Бакунинъ, зачинщикъ нападенія на Ліонскую ратушу 28-го сентября 1870 года, призналъ теперь необходимымъ безусловное;воздержаніе отъ политики, это остается необъяснимымъ. Главное заключается въ томъ, что починъ въ анархизмѣ одинаково въ Россіи и Европѣ принадлежитъ Бакунину, этому "папѣ Мишелю", какъ его величали его противники. Подъ какимъ же вліяніемъ рложились доктрины этого "папы Мишеля?"
Несомнѣнно, въ молодости Бакунинъ увлекся теоріями Прудона, какъ и вообще Франція служила исходнымъ пунктомъ всякой революціонной пропагандѣ въ Европѣ. Нѣмецкій Соціализмъ, какъ онъ выработанъ Ротбертусомъ, Марксомъ и Лассалемъ, коренится почти исключительно на французскихъ теоріяхъ. Карлъ Марксъ не отказался признать это открыто. Фурье, Кабэ, Луи Бланъ, Прудонъ, Бланки -- вотъ ихъ воспитатели. И основой нигилизма, какъ его понималъ Бакунинъ, послужила "анархія" Прудона. Прежде всего поражаетъ масса заимствованій, почерпнутыхъ Бакунинымъ у Прудона. Извѣстно также, что Бакунинъ посѣщалъ Прудона въ Парижѣ въ 1847 году. Онъ видѣлъ его потомъ въ Брюсселѣ, во время эмигрированія французскаго писателя. Любопытенъ также слѣдующій фактъ: полковникъ Соколовъ, тогда еще состоявшій при русскомъ посольствѣ въ Пекинѣ, нарочито пріѣхалъ въ Европу, чтобъ повидаться въ Брюсселѣ съ Прудономъ и Бакунинымъ.
Прудонъ очень любилъ Герцена, который не замедлилъ разойтись съ Бакунинымъ. И, не смотря на свою дружбу съ Герценомъ, Прудонъ писалъ ему 15-го марта 1860 г. ("Correspondance", t. IX, р. 347): "мы служимъ одному и тому же дѣлу, но будемъ работать каждый самъ по себѣ и на свой ладъ для общаго дѣла". Такимъ образомъ, помимо воли Прудона, политическій анархизмъ шелъ отъ него. Безансонскій мыслитель ужаснулся бы, если бы могъ видѣть революціонную жатву, какую принесли его метафизическія воззрѣнія.
Быть можетъ, Бакунинъ никогда бы не нападалъ съ такимъ пыломъ на власть и государство, не столкнись онъ съ Карломъ Марксомъ. Герценъ, подобно Прудону, былъ умѣреннымъ въ текущей политикѣ И когда Бакунинъ сталъ агитировать и Россіи, Герценъ писалъ: "не вѣрю серьезно людямъ, которые предпочитаютъ разрушеніе и грубую силу развитію и компромиссамъ".
Что касается революціоннаго движенія въ Россіи, то авторъ этюдовъ о соціалистическихъ партіяхъ различаетъ два періода: одинъ до указа объ освобожденій крестьянъ и другой -- послѣ него. Соціалисты критиковали реформу, какъ недостаточную; партія Герцена торжествовала, видя въ реформѣ зарю прогресса и возрожденія. Бакунинъ началъ съ того, что причислился къ партіи Герцена. По примѣру Герцена, онъ поднялъ въ Женевѣ тостъ за Царя-Освободителя. Это впослѣдствіи ставилось ему въ вину марксистами; его называли умѣреннымъ. Послѣ указа 1861 г. пропаганда Герцена была исчерпана. Его дѣятельность смѣнилась вліяніемъ Бакунина.
Процессъ Нечаева въ 1871 г. обнаружилъ вліяніе Бакунина и въ Россіи. Этотъ лазутчикъ "папы Мишеля" явился въ Женеву въ 1869 г., выдавая себя за бѣглеца. Бакунинъ былъ его покровителемъ и крестнымъ отцомъ. Они вмѣстѣ составили прокламацію къ студентамъ. Послѣднимъ совѣтывалось бросать школы и по меньше заботиться о наукѣ, "именемъ которой васъ де хотятъ связать". Основанъ былъ спеціальный отдѣлъ "союза" подъ именемъ "Общества народнаго суда"; распространялись анонимныя брошюры. Въ одной изъ нихъ, Бакунинъ взываетъ къ помощи русскихъ разбойниковъ, какъ пособниковъ революціи; въ другихъ онъ проповѣдуетъ всеобщее разрушеніе. Именно въ "принципахъ революціи", сообразно съ тайными статутами "союза", папа Мишель рекомендуетъ все разрушить для достиженія "новаго аморфизма". Эта брошюра курьезнѣйшая изъ всѣхъ. Бакунинъ рекомендуетъ въ ней систематическое убійство, онъ обязываетъ, подъ страхомъ смертной казни, русскихъ эмигрантовъ вернуться въ Россію въ качествѣ революціонныхъ агентовъ, исключая тѣхъ, кто объявилъ себя "дѣятелемъ революціи европейской". Это ловкое ограниченіе внесено для того, чтобы разрѣшить самому главѣ "международныхъ собратьевъ" пребываніе въ Женевѣ или Невшателѣ. Въ этой прокламаціи имѣются, неслыханные совѣты: "не допуская никакой иной дѣятельности, кромѣ разрушительной, мы признаемъ, что формы, въ какихъ должна выражаться эта дѣятельность, могутъ быть чрезвычайно различныя: ядъ, кинжалъ, петля и пр. Революція санкціонируетъ все безъ различія". Такой совѣтъ характеризуетъ революціонную анархію. Секта не стѣсняется требованіями нравственности или справедливости. Есть только одно правило, верховное и все санкціонирующее: "революція санкціонируетъ все. безъ различія". Такова же была мораль и іезуитовъ. По мнѣнію этихъ первыхъ нигилистовъ, всеразрушеніе началось покушеніемъ 1866 г.
Замѣчательно, что не всѣ эти публикаціи, предназначавшіяся для разнаго калибра читателей, исполнены такого цинизма. Учредители анархіи были довольно ловки, чтобы не примѣняться къ "предразсудкамъ" своихъ западныхъ сторонниковъ. Французскія брошюры, тайные статуты международныхъ собратьевъ написаны съ нѣкоторой сдержанностью. Новоявленный нигилизмъ выступаетъ съ своей истинной физіономіей лишь въ тайныхъ публикаціяхъ, предназначенныхъ для посвященныхъ изъ русскихъ. Рѣзкость выраженій равносильна въ нихъ развѣ чудовищности идей.
Съ точки зрѣнія политической, Бакунинъ является въ Россіи коммунистомъ въ то время, какъ въ Европѣ объявляетъ себя коллективистомъ. Русскій нигилизмъ сложился, подобно западному анархизму, подъ вліяніемъ и подъ дѣйствіемъ Бакунина. Во Франціи анархистскія доктрины его нашли послѣдователя и распространителя въ лицѣ Элизе Реклю. Ученый географъ былъ увлеченъ этими доктринами въ силу нѣкоторыхъ мистическихъ и сентиментальныхъ тенденцій. По смерти Бакунина, сто "братьевъ международныхъ", сгруппированные гросмейстеромъ анархизма, какъ власть темная и направляющая, имѣла во главѣ Поля Брусса, французскаго эмигранта, Крапоткина, Андреа Косту, итальянскаго эмигранта, и самымъ дѣятельнымъ агентомъ своимъ Элизе Реклю. Въ самое послѣднее время французскіе анархисты лишились и этихъ руководителей.
Нѣтъ надобности слѣдить за дальнѣйшимъ обзоромъ разныхъ революціонныхъ группъ, какой находимъ у Страусса. Эти группы суть отпрыски выше охарактеризованныхъ основныхъ партій. Но нельзя не замѣтить, что изъ всѣхъ соціалистическихъ и революціонныхъ силъ наибольшимъ кредитомъ пользуются поссибилисты, которые строго дисциплинированы и стремятся предоставить рабочимъ управленіе въ синдикальныхъ палатахъ. Органъ ихъ "Prolйtariat", редактируется на подобіе оффиціальной газеты. "Національный комитетъ" регулярно печатаетъ протоколы своихъ засѣданій, рѣшенія комитета объявляются на подобіе законодательныхъ актовъ. Только такая свобода дѣйствій соціалистическихъ группъ, свобода печати и сходокъ, открыли возможность оцѣнить ихъ дѣйствительное значеніе и прійти къ выводу, что революціонныя партіи сами себя истребляютъ взаимнымъ соперничествомъ и, независимо отъ ихъ вліянія, силы рабочей партіи крѣпнутъ и направляются на улучшеніе экономическаго положенія трудящихся классовъ, не въ ущербъ развитію и благосостоянію государства.
Ѳ. Булгаковъ.
" И сторическій Вѣстникъ", No 10, 1884