Коллективизмъ.
Доктрина коллективизма вполнѣ новѣйшаго происхожденія. Мадонъ въ своей "Histoire du socialisme" замѣчаетъ, что этотъ неокоммунизмъ въ своихъ главныхъ основахъ понимался еще въ 30-хъ годахъ Колинсомъ (1835 г.), Видалемъ (1838 г.) и Пеккеромъ (1840 г.). Всѣхъ яснѣе формулировалъ принципы "грядущаго коллективизма" Франсуа Видаль въ "Economie sociale": "капиталъ кончить тѣмъ, что станетъ соціальнымъ и каждый будетъ получать часть производства, по мѣрѣ затрачиваемаго имъ времени на трудъ. Производительность будетъ совершаться сообща, того требуютъ экономическія потребности, но пользованіе этой производительностью останется личнымъ, въ обезпеченіе индивидуальной свободы". Такова основная мысль коллективизма. Характеристическая черта коллективизма заключается въ допущеніи пользованія правомъ собственности. Коллективный собственникъ можетъ уступать или передавать это пользованіе рабочимъ или земледѣльческимъ ассоціаціямъ.
Коллективизмъ возникъ въ средѣ интернаціоналя. Послѣ гагскаго конгресса, образовавшіяся двѣ партіи не совсѣмъ потеряли надежду на сліяніе. По прежнему происходили международные конгрессы, за исключеніемъ конгресса въ Женевѣ, который устроенъ былъ автономистами и централистами въ 1873 г. и имѣлъ два особыхъ засѣданія. Но съ 1874 г. конгрессы организуются лишь диссидентами. Вліяніе Маркса стушевывается. Тѣмъ не менѣе даже между автономистами обозначаются два противоположныхъ теченія: анархистское и коллективистское. Въ этомъ отношеніи особенно интересны два конгресса въ Брюсселѣ (7--13 сентября 1874 г.) и въ Бернѣ (26--30 октября 1876 г.). На первомъ, гдѣ число иностранныхъ делегатовъ было довольно ограничено, Цезарь Пепе читалъ свою записку объ организаціи общественнаго строя. Коллективисты съ уваженіемъ относятся къ этому труду, какъ и въ отчету о земельной собственности.
Вообще Нидерланды играли довольно значительную роль въ соціалистскомъ движеніи. Пребываніе тамъ французскихъ эмигрантовъ при реставраціи, при іюльскомъ правительствѣ и особенно при имперіи, подготовило тамъ умы къ радикальной пропагандѣ. При имперіи группа молодыхъ людей, сблизившихся съ Прудономъ въ Брюсселѣ, стала во главѣ движенія. Они основывали газеты, устроивали кружки, группы. Рядомъ съ интернаціоналемъ, весьма процвѣтавшимъ въ Бельгіи съ 1868 по 1870 г., бельгійскіе соціалисты оказывали свое вліяніе при содѣйствіи обществъ, называемыхъ "свободными мыслителями" или "солидарными". Брюссельскіе соціалисты, Пепе, Стеенсъ, Гипсъ, Робэнъ, первоначально открыли кампанію на молодыхъ прудоніанцевъ-позитивистовъ, Гектора Дениса, Дегрефа, Виктора Арнульфа. Вскорѣ эти два элемента разошлись въ разныя стороны. Первые примкнули къ интернаціоналю и коллективизму, вторые остались вѣрными реформистскому соціализму.
Брюссель, Антверпенъ, Гентъ, Вервье, Льежъ, имѣли свои газеты и свои секціи революціонныя. Но представляло интересъ это движеніе только въ Брюсселѣ, да и то благодаря доктору Цезарю Пепе. Въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ "солидарные" и "интернаціоналисты" собирались на Grand'-Place въ трактирѣ Cygne. Послѣ коммуны нѣсколько французскихъ эмигрантовъ были дѣятельными сотрудниками бельгійцевъ. Эти сходки имѣли очень мирный характеръ. За стаканомъ вина велись обыкновенно серьезныя разсужденія. Самыми популярными ораторами на нихъ были Стеенсъ и Пепе. Личность послѣдняго особенно любопытна. Простой рабочій -- типографщикъ Пепе сдѣлался докторомъ. Въ немъ всегда видна была смѣсь достоинствъ и недостатковъ рабочаго, занятаго ручнымъ ремесломъ. Съ большой эрудиціей, одаренный большой памятью, онъ составлялъ обширные планы по рабочему вопросу, которые довести до конца не позволяла ему борьба за существованіе. О немъ замѣчаетъ Страуссъ, что это -- темпераментъ умѣренный, служившій уму утопическому. Первоначально сторонникъ взаимнопомощи, Пепе постепенно дошелъ до коммунизма. На конгрессѣ въ Лозаннѣ (1867 г.) онъ первый требовалъ передачи земли въ коллективную собственность общества. Съ тѣхъ поръ на равныхъ конгрессахъ, въ прессѣ, онъ выступалъ, какъ наиболѣе авторитетный представитель новой коллективистской доктрины. Позже главными помощниками его явились Бенуа Малонъ, Жюль Годъ и Поль Лафаргъ. По мѣрѣ того, какъ пропаганда расширялась, эти предводители группы опредѣлили точнѣе характеръ своихъ соціальныхъ теорій. На позднѣйшихъ конгрессахъ во Франціи опредѣлился и составъ новой партіи коллективистовъ.