Вера твоя спасла тебя. (Марк. 10, 42).
С нами Бог! Он всегда и везде с нами, со дня нашего рождения до последней минуты жизни. Он и там, за гробом, не отойдет от нас.
Подними, человек, глаза твои вверх, и посмотри на Того, Кто постоянно смотрит за тобою, поддерживает тебя и не дает тебе упасть в пропасть. Он заботится о тебе больше, чем ты сам о себе.
Вспомни Того, Кто дал тебе жизнь. Не спрашивай Кто Он и где Он? Он всегда с тобою.
Где бы ты ни был, Он идет за тобою и постоянно зовет тебя.
Без Него ничего не бывает. Он Тот, Который всегда был, есть и будет. Он был до начала мира. Он управляет и держит всю вселенную в своей власти и силе. Он Тот, Который уничтожит этот мир и создаст «новое небо и новую землю».
Он один Всесильный, и нет ему подобного, – все от Него получило начало.
Он один существует от Себя самого. Он выше всякого разумения. Его никто не постигал и во веки не постигнет.
В тайны бесконечной премудрости Его никто из смертных не может проникнуть и никто никогда даже близко не подходил к Нему. В Нем наше бесконечное блаженство. Без Бога нет жизни. В Боге весь смысл человеческого существования.
Кто живет Богом, тот всем доволен. Твердо стоит тот, кто возлагает надежды на Бога. Он во всем находит для себя радости и видит полноту в земной жизни всего человечества.
Пребывая в Боге, человек, несмотря на всю свою ограниченность, находит свое существование в ряду бесчисленных творений бесконечно радостным и великим. Он уже не скажет: «Жизнь, зачем ты мне дана?»
От Его отражения люди в состоянии созерцать отблески вечной и беспредельной Его красоты.
Будучи венцем всего существующего, человек парит своим умом в бесконечные пространства и миры, переходя со ступени на ступень к Богу, и в том он находит неисчерпаемое блаженство,
Благоговея перед Его неиспытанными судьбами и неисследованными путями, человек поклоняется Ему, прославляет Его, любит Его, молится Ему, называет Его своим небесным Отцом.
В душе человека отражаются хотя и бесконечно малые лучи Божественной премудрости и благости, но и эти лучи наполняют все его существо неизяснимым счастьем.
Он, воспринимая божественные лучи, не испытывает несчастия, и не знает что такое несчастие, и что такое горе и беды, что такое лишения, потому что глаза его всегда обращены к небу, в место вечной чистоты и блаженства. Он во всем видит и чувствует силу Божию, чувствует осязание руки Божией, и глубоко верит в непостижимый Промысел Божий, и просить Бога, да будет воля Его на земле, как и на небе.
Успехи в его жизни, еще более укрепляют его веру в Божественный Промысел, и он радуется тою радостью, которой никогда не испытывают люди, полагающиеся на одни свои силы.
Кто познает в видимых и невидимых тварях связь всего живущего на земле, тот надеется на Бога и предан всем своим существом воле Божией.
Жизнь такому человеку никогда не будет казаться «случайной и напрасной», он не будет тяготиться ею, ибо в каждом мгновении он ощущает чудеса Божественной силы.
Не будет, как другие, томиться от искания смысла жизни, потому что он знает этот смысл, знает, что жизнь земная дана человеку для приготовления к другой жизни – загробной; знает и то, что жизнь – дело воли Божией, бесконечно благой и совершенной. Он никого не боится, потому что надеется на Бога, знает, что Отец небесный его защитить, если будет на то Его святая воля.
Такою верою всегда жил русский народ. Он всегда верил, что каждый шаг человека в воле Божией, что «без воли Отца Небесного ни одна птица не упадет на землю», что «людям даже волосы на голове сочтены». Верил всею душою, без всякого ограничения, в Промысел Божий, и выразил эту веру в кратких, но определенных словах: «Без Бога ни до порога».
Он верил, что Бог руководит всем, что все делается вокруг человека и что доброго делает сам человек. Он верит, что воля правителей всего мира, войны, судьбы народов, все в руках Божиих. Он ничего не мог представить, что делалось бы без воли Божией. Он всем сердцем, чего бы человек ни хотел, как бы ни рассчитывал, все Бог направляет к доброй цели, часто непостижимой для нас. «Человек предполагаете, а Бог располагает», вот тот краткий символ веры о Промысле Божием, в котором русский народ выразил свою веру в руководительство Божие.
Этой веры наши предки не оставляли ни на минуту ни в дни своих радостей и благоденствия, ни в дни скорби и бедствия.
Вспомним, например, нашего незабвенного Суворова, как он бывало, ободряя своих солдат в походах, говаривал: «Вперед! вперед, чудо–богатыри, помилуй Бог, не я вас веду, Бог вас водит!» Или так: «С нами Бог, никто же на ны!» По переходе через Альпы, говорил: «Горы за нами, Бог перед нами!»
Эта вера особенно ярко проявилась в тяжелую годину Отечественной войны. К Богу народ обращался с молитвою об избавлении земли русской от врагов, обращался потому, что глубоко верил в Его Провидение и возлагал свои надежды на Его бесконечную любовь и милосердие.
Он слышал; Его таинственный голос; «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе и поддержу тебя десницею правды Моей». (Исайя 41, 10).
Эта вера: «С нами Бог», «надежда на Его помощь», отразилась в ярких выражениях, во многих поэтических произведениях относящихся к этой эпохе.
Так солдаты, собираясь в поход, поют:
«Мы вперед, вперед, ребята,
С Богом врой и штыком»[12].
Заметьте, о штыке вспоминают в конце; раньше говорят о Боге, о вере.
Оплакивая смерть Кутузова, солдаты говорят: пусть их горю не радуется «супостат лихой», потому что хоть и нет Кутузова, «славна воина», но: «С нами Бог земли русския»[13].
После победы под Полоцком, солдаты обращаясь к своему славному полководцу Витгенштейну, поют в своей песне, что и дальше они, по трубному звуку, смело пойдут в бой, потому что у них, говорят они:
«Не штыки, мечи во длани»[14].
«С нами, с нами Бог пойдет»[15].
Собираясь помериться силами с неприятелем, солдаты, глубоко верят, что – « Не попустит Бог правдивый Долго злобы торжеству»[16].
Упрекают Наполеона, что напрасно он затеял мысль шальную, затесавшись в Россию. потому что – « Воевода русских Сам Бог»[17].
Когда начался клич по всей русской земле, призывавший ополченцев на защиту родины, в то же время раздавался голос, ободряющий их:
«Мужайтесь, сражайтесь,
Сам Бог вам будет щит»[18].
В одной из песен, расхваливая своего боевого генерала (Раевского), солдаты говорят:
«Орлы взвилися на врагов
На Бога твердо уповают…
Идет кровавый бой,
Их тщетно к. отдыху зовут…
Разят врага, – не отступают»[19]
Жители Москвы, убегая от врагов, всею душою верят, что Бог поможет России:
«Бог русский грянет, Россия будет спасена»[20].
Тою же надеждою на помощь Божию полна душа донских казаков. Они доверяясь своему гетману, прежде всего возлагают надежду на Бога:
«Нам Бог и гетман поборят, Ура! вперед, казак»[21].
При глубочайшей вере в Промысел Божий, сохраняющий человека от колыбели до могилы, естественнее всего, вступая в бой с неприятелем, начинать дело молитвою, т. е. обращением к Тому, в руке Которого и жизнь и смерть. И потому солдатам, призываемым на защиту Отечества, напоминают:
«Вы, солдатушки православные,
Подымите вы руки,
И сомкнув в ряды груди мощные,
Помолитесь Богу крепкому
И Пречистой Его Матери»[22].
С надеждою в душе на помощь Божию, жители Москвы в тяжелую годину просят Бога:
«Отомсти за нас Бог сильной брани
Не дай ему (врагу) торжествовать»[23].
И сраженный на поле брани воин не забывает Бога:
«И тих его последний час
С молитвою смиренной
О милой матери, угас,
Герой наш незабвенный»[24].
Вступая в бой с неприятелем, войско, начиная от рядового солдата до генерала и самого Кутузова, постоянно имело в своем сердце твердую надежду на помощь Божию и руководительство Божие, а потому все успехи своего оружия приписывало не своим силам, храбрости или мужеству, а Всесильному во бранях – Единому Богу. Так, солдаты, одержавши победу над французами, поют в песне:
«Враги победу воспевали,
Москвою обладать мечтали,
Но Бог восстал, и где они[25]?!»
И в той же песне говорят:
«Велик Бог Российский на небе»[26].
Эта же уверенность в помощь Божию, еще ярче видна из стихотворения, где говорится, что «витязь Михаил» не что иное, как «Божий меч», что через него «Сам Бог врага казнил»[27].
Воодушевляемые надеждою на помощь Божию, солдаты уверены, что победа будет на их стороне, и эту победу они называют «Даром Всесильного»[28].
До того русский народ был далек от тщеславия, что приписывая все победы Богу, а не своим силам, он уверен был, что и друге народы, узнав о его победах, вместе с ним прославят Бога и скажут:
«Велик, велик твой Бог, Россия,
Народы чужды возгласят,
Он уничтожил козни злые,
И низвергнул супостат»[29].
В сознании, что одержанная победа над врагом – « дар Всевышнего», победители спешат с благодарностью к Богу. Вот что на этот счет говорится в одном из стихотворений:
«Хвала Всевышнему Благому,
Еще враг нами побежден,
Стремитесь к алтарю святому
И с преклонением колен,
Победну песнь воспойте, Россы»[30].
И эту веру и эту надежду мы видим все время от начала до конца Отечественной войны. От царя до рядового солдата и того бедняка, что копошился в своей курной избе, все в эти роковые дни возлагали свои надежды на Бога. «Рука Господня да будет над вами, и над храбрым войском», писал Царь Кутузову после Бородинского боя.
Кутузов, воодушевляя солдат, постоянно напоминал им о Боге и своим примером, показывал им, что надеясь на свою опытность в военном деле, он просит помощи у Бога.
С какими задушевными словами он часто во время похода обращался к ним: «Братцы, добрые русские солдатушки, нам еще далеко идти, много будет еще трудов, но мы русские, Бог нам поможет. С нами Бог!»
Когда Кутузов получил Высочайший Рескрипт о назначении его главнокомандующим, то первым делом поспешил помолиться перед иконою Божией, Матери в Казанском соборе, прося небесной й помощи свыше. Перед Бородинским боем он, воодушевляя армию к предстоящ ему делу, молился вместе с солдатами перед иконою Смоленской Божией Матери, бывшей среди войска.
Казалось бы, ввиду безотрадной участи нашего Отечества, при вторжении Наполеона с несметными полчищами, можно было придти в отчаяние, но на самом деле народ не приходил в отчаяние, а напротив, надеялся победить его. И надежда его оправдалась. Смелые расчеты Наполеона, этого гениального человека, оказались гибельными для него: совершилось чудо – он поражен был со всем своим испытанным войском.
И воочию увидели наши предки в погибели Наполеона, как жалки и ничтожны дела человеческие; как быстро изменяет их ход невидимая десница Божья. И через то подкреплялась в народе вера в Того, Кто повесил землю ни на чем; Кто непостижимыми путями направляет жизнь человеческую к неведомым, но всегда бесконечно добрым целям.
Вот эта–то вера в Промысел Божий и глубокая надежда на помощь Божию воодушевляла народ и войско, вливала в их силы свежие струи мужества до самоотвержения.
И по этой вере Господь «послал людям своим избавление», и «сокрушил Господь народы, жаждавшие битв и побед».
Д. Г. Булгаковский