Василий Николаевич Чекрыгин (1897--1922) -- художник и мыслитель, Представитель русского авангарда. Один из главных идеологов объединения художников и поэтов "Маковец" (основано в 1921 г.), платформа которого созидалась на основе идеи синтеза искусств и в которое входили представители разных отраслей художественного творчества -- скульпторы и художники, философы и поэты: П. Антокольский, В. Барт, С. Герасимов, Л. Жегин, М. Родионов, П. Флоренский, В. Хлебников и др., позднее -- Л. Бруни, К. Истомин, В. Рындин. Несмотря на раннюю гибель оставил около 1300 работ, по преимуществу графических. Наибольшая их часть представляет собой эскизы к монументальной фресковой росписи "Собора Воскрешающего Музея". Замысел создания такого Собора, которое, с точки зрения Чекрыгина, должно было быть коллективным творческим актом, сложился в поле идей Федорова, с трудами которого Чекрыгин познакомился в последние два года жизни. Под влиянием теоантропоургической эстетики Федорова рожается художественная концепция Чекрыгина: она опирается на представление о воскресительной сущности искусства, зовет к переходу от "искусства подобий", творящего прекрасные, но неживые шедевры, к "искусству действительности", преображающему самое бытие.

В центр нового синтетического искусства, поистине вселенского и по заданию, и по масштабу, Чекрыгин, следуя Федорову, выдвинувшему чеканный тезис: "Наша жизнь есть акт эстетического творчества" (Федоров. II, 162), ставит самого человека. Человек для него и субъект, и объект искусства. В нем -- "высший синтез живых искусств", он живое художественное творение, правда, пока еще не завершенное и несовершенное, ищущее опоры, гибнущее в смерти, но в перспективе призванное перерасти себя, стать регулятором и созидателем своей собственной, еще смертной природы, а в конечном итоге -- устроителем и кормчим всего мироздания.

Чекрыгин проповедует столь же безграничные возможности человека, как и прометеизм, громогласно заявлявший себя в начале 1920-х гг. в пролетарской поэзии, в выступлениях биокосмистов, однако при этом он твердо отстаивает религиозную составляющую творчества жизни. В отличие от апологетов "Железного Мессии", идущего свергнуть Бога с небес и сотворить свой атеистический рай на земле, Чекрыгин говорит именно о благой, богочеловеческой мощи, видит в человеке сотворца, соработника Божия в деле преображения мира. Вслед за Федоровым и Флоренским выдвигает идею литургического синтеза искусств. При этом если Флоренский, опубликовавший в No 1 журнала "Маковец" программную статью "Храмовое действо как синтез искусств", видит в храме и храмовой службе полный и законченный синтез, то Чекрыгин, подобно Федорову, выводит литургию за стены храма. Храм, в котором совершается литургия, есть "план Воскрешения". Художество, в союзе с наукой, должно идти ко Виехрамовой литургии, т. е. к реальному пресуществлению праха отцов в их живые тела, к претворению косной, распадающейся материи мира. Полный синтез искусств для художника есть не что иное, как "Преображение Космоса".

Вопрос о конечных целях и путях творчества человека -- в центре главной литературно-эстетической работы Чекрыгииа "О Соборе Воскрешающего Музея", написанной под прямым влиянием воскресительной мысли Федорова. Эта работа стала и своеобразным изложением учения всеобщего дела, и наброском эстетической системы самого Чекрыгина, и комментарием к серии эскизов "Воскрешение", "Переселение людей в космос", которые художник готовил как проекты возможных росписей Храма-музея всеобщего дела. О таких монументальных, учительных росписях, которые представили бы в художественных образах картины регуляции природы и воскрешения, Федоров не раз писал в своих сочинениях (статьи "Собор", "Внутренняя роспись храма...", "Роспись наружных стен храма..."). Более того, давал многостраничные описания этих росписей, своего рода словесные фрески или иконы. Некоторые рисунки Чекрыгииа сделаны с прямой ориентацией на эти описания, в других он дает волю своей фантазии, представляя грандиозную панораму всеобщего дела: от сынов человеческих, молящихся на кладбище о восстании умерших отцов до самого воскресительного акта, момента той "великой радости воскрешающих и воскресающих, в которой, по Федорову, заключается и благо, и истина, и прекрасное в их полном единстве и совершенстве" (Федоров. I, 136).

"О Соборе Воскрешающего Музея"--подлинная поэма в прозе, питающаяся лучшими образцами церковной, литургической поэзии. Текст Чекрыгина, написанный ритмизованной прозой, по образности и стилю, по построению отдельных фрагментов заставляет вспомнить и Псалмы Давида, и "Песнь Песней", и "Екклесиаст", и христианские молитвы, и акафисты, и каноны.

Параллельно в работу "О Соборе Воскрешающего Музея" органически вплетаются образы Федорова: "блудные сыны", "сыны, пирующие на могилах отцов", "общество вечных женихов и невест", "безбородый гуманизм", "цивилизация мануфактурных игрушек", "могила праотца", "сын человечески" и "дочь человеческая", "птоломеевское созерцание" и "коперниканское небесное дело"... Чекрыгин переносит их в свою поэму, исполняя заветную мечту философа о том, что найдется творец, который сможет выразить "долг воскрешения" не в отвлеченных понятиях, а художественно (недаром долгие годы возлагал он надежды на Достоевского и Толстого, стремясь увлечь их своим учением). Эта поэма, равно как и серия эскизов к росписи Храма, -- образцы пророческого, учительного искусства, искусства как вдохновляющего призыва к общему делу, за которым должно последовать уже само это дело, выводящее художество к творчеству жизни.

В своем поэтическо-философском изложении учения Федорова Чекрыгин опирается на II том "Философии общего дела", особенно на статьи "Горизонтальное положение и вертикальное -- смерть и жизнь", "Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?", "Падающие миры и противодействующее падению существо", "Музей, его смысл и назначение". Подчас он творчески перелагает большие федоровские пассажи, в других случаях -- органически вплетает микроцитаты из Федорова в собственный текст.

Текст работы "О Соборе Воскрешающего Музея" печатается по фотокопии, предоставленной внучкой художника Н. А. Колесниковой, которой мы приносим глубокую и искреннюю благодарность.

1 См. примеч. 150 к подборке "Письма разных лиц".

2 Цитата из статьи Федорова "Горизонтальное положение и вертикальное -- смерть и жизнь" (Философия общего дела. II, 267; Федоров. II, 255).

3 Неточная цитата из послания ап. Павла Римлянам (Рим 7: 15, 19).

4 Неточная цитата из статьи Федорова "Музей, его смысл и назначение" (Философия общего дела, II, 401; Федоров. II, 373).

5 Неточная цитата, почти пересказ фрагмента заметки Федорова "Порабощение Творца творению в новейшем протестантизме" (Философия общего дела. II, 40--41; Федоров. II, 70).

6 Неточная цитата из статьи Федорова "Творение и воссоздавание" (Философия общего дела. И, 47; Федоров. II, 77).

7 Неточная цитата из статьи Федорова "К вопросу о двух разумах" (Философия, общего дела. II, 69; Федоров. II, 94).

8 Источник первой цитаты не найден: скорее всего Чекрыгин своими словами передает здесь мысль Федорова. Вторая цитата -- из статьи Федорова "В чем свобода?" (Философия общего дела. II, 48; Федоров. II, 78).

9 Различение между птоломеевским и коперниканским миропредставлением Чекрыгин дает по статье Федорова "Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?" (Философия общего дела. II, 348--349; Федоров. II, 234).

10 Эта и две следующих цитаты в данной главке -- из той же статьи (Философия общего дела. II, 349--351; Федоров. II, 235, 236).

11 Первый эпиграф -- из проповеди митр. Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) "в день празднования Пресв. Богородице в Страстном монастыре, июня 2 дня 1834 года". Она была поставлена Федоровым в качестве эпиграфа к одной из частей работы "Самодержавие" (Философия общего дела. I, 355; Федоров. II, 5), второй -- из статьи "О злоупотреблении словами "господство над природою" и словом братство" (Философия общего дела. И, 279; Федоров. II, 282--283), четвертый -- неточная цитата из статьи "Творение и воссоздавание" (Философия общего дела, II, 47; Федоров. II, 77).

12 Первая цитата эпиграфа -- из статьи Федорова "Музей, его смысл и назначение", вторая цитата -- из статьи "Падающие миры и противодействующее падению существо" (Философия общего дела. II, 405, 258; Федоров. II, 375--376, 247).

13 Цитата из статьи Федорова "Падающие миры и противодействующее падению существо" (Философия общего дела. II, 257; Федоров. II, 246).

14 Цитата из той же статьи (Философия, общего дела. И, 256; Федоров. II, 245--246).

15 Первая цитата эпиграфа -- из той же статьи Федорова, вторая -- из проповеди митрополита Филарета (Дроздова): цитируемый фрагмент см. в статье Федорова "Беседа на новый 1899 год" (Философия общего дела. II, 258, 319; Федоров. II, 247, 313).

10 Цитата из статьи Федорова "Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?" (Философия общего дела. II, 351; Федоров. II, 236).

17 Эпиграф -- из статьи Федорова "Повинность всеобщего возвращения жизни" (Философия общего дела. II, 315; Федоров, П. 310).