Маленького зайчонка посадили в клетку. Она была так тесна, что зверьку негде было побегать и попрыгать. Целыми днями сидел зайчонок неподвижно, только его черный носик быстро шевелился, нюхая воздух.

Прошел год. Зайчонок вырос и превратился в большого жирного зайца. Однажды у клетки собралось несколько человек. Седой мужчина в белом халате, с золотыми очками на носу, сказал:

— Наш пациент выглядит прекрасно, но едва ли выживет, если его выпустить на волю.

— Почему вы так думаете, — возразил высокий молодой человек, — заяц вполне здоров.

— Его здоровье обманчиво, — усмехнулся пожилой мужчина, — сейчас вы в этом убедитесь.

Клетку вынесли из помещения, опустили на землю и открыли дверцу. Испуганный заяц забился в угол и, дрожа всем телом, долго осматривал зеленую лужайку, огражденную высоким забором. Наконец, прижимаясь брюшком к земле, он медленно выполз из своей тюрьмы, поднялся на дрожащих ногах и поскакал неуверенными скачками по зеленой траве. Люди глядели, затаив дыхание. Заяц скакал все быстрее и вдруг упал, смешно перекувыркнувшись через голову.

— Споткнулся, — смеясь, сказал молодой человек, — сейчас помчится дальше.

Но заяц не вставал. Он лежал неподвижно, и когда к нему подбежали люди, его глаза уже начали стеклянеть.

Труп зайца отнесли в лабораторию и вскрыли острым ланцетом. Смерть последовала от разрыва сердца. Оно было недоразвито, с тонкими дряблыми стенками, легкие тоже были меньше, чем у зайца, выросшего на воле. И даже кости оказались необыкновенно тонкими и хрупкими.

Этот опыт произвел профессор Мантейфель в Московском зоопарке. Он повторял его несколько раз, выращивая в тесных клетках соловьев, тетеревов, зайцев. И всегда его питомцы погибали от разрыва сердца, как только попадали на волю.

Почему это происходило?

Да потому, что они не могли двигаться.

Движение, беготня, прыжки необходимы растущему организму. Без движения он не может правильно развиваться. Зайчата профессора Мантейфеля гибли потому, что росли лишенные всякой возможности двигаться.

Что бы произошло с человеком, если бы он, как зайчонок, вырос в тесной клетке? Вы знаете, наверное, что на сломанную руку или ногу накладывают гипсовую повязку. Гипсовая повязка — это та же клетка, только в нее заключен не весь человек, а его поврежденная конечность. Как зайчонок не может свободно двигаться в тесной клетке, так и сломанная рука обречена почти на полную неподвижность, пока она находится в гипсе. Отсутствие движений плохо влияет на поврежденную руку. Мышцы руки уменьшаются в объеме, слабеют, суставы теряют свою подвижность. Раньше, когда врачи пренебрегали врачебной гимнастикой, нередко бывало, что рана зарубцовывалась, а человек оставался калекой. Рука у него высыхала, суставы не разгибались. Теперь известно, что даже при тяжелых ранениях нельзя лишать поврежденную конечность движений. Если раненый не может сгибать и разгибать руку в локте, то ему предлагают сжимать и разжимать кулак, шевелить пальцами, двигать руку в плечевом суставе. Благодаря движениям к мышцам руки приливает больше крови, а вместе с нею кислорода и продуктов питания. Поэтому рана заживает быстрее, а мышцы не так худеют и меньше теряют сил. С рукой человека происходит то же, что и с зайчонком профессора Мантейфеля, — без движений она становится хилой и слабой; движение дает ей жизнь и силу. Этому же закону подчинено развитие человеческого организма: движение вливает в него энергию жизни, неподвижность ведет к ослаблению, увяданию и преждевременной смерти.

Летом многие ребята немало времени проводят на свежем воздухе: играют с товарищами, ходят на реку купаться, собирают в лесу грибы и ягоды, работают в огороде и в поле. Осенью и зимой, когда на улице холодно и неприветливо, некоторые больше сидят в комнате и меньше двигаются, чем летом. Поступая так, они добровольно заключают себя в тесную клетку и задерживают правильное развитие своего организма.

От лыжников так и пышет силой и здоровьем. Их щеки покрыты ярким румянцем, тела гибки, мышцы сильны и упруги. Все это нетрудно заметить при первом взгляде. А если исследовать состояние внутренних органов хорошо тренированного лыжника, легко установить, что у него крепкое сердце с сильными толстыми стенками, значительно большее по размерам, чем у человека, не занимающегося физкультурой; отличные легкие, вмещающие при вдохе на одну-две тысячи кубических сантиметров воздуха больше, чем у нефизкультурника; прекрасная нервная система; прочный скелет с подвижными суставами и сочленениями; желудок и кишечник, способные переваривать любую пищу.

Систематическая лыжная тренировка чрезвычайно сильно влияет на человека, особенно если ребята ею занимаются, когда еще не закончены рост и развитие организма. Если бы можно было найти двух совершенно одинаковых, как двойники, детей и один из них стал бы систематически заниматься лыжами, а другой пренебрегал бы физической тренировкой, то они выросли бы совершенно непохожими друг на друга. Лыжник оказался бы выше ростом, шире в груди и плечах, тяжелее по весу, вдвое сильнее, выносливее и закаленнее, чем его неудачливый двойник, просидевший большую часть жизни в комнате-клетке.

Хорошее физическое развитие необходимо бойцу. В бою побеждает тот, кто более вынослив, у кого крепче сердце, устойчивее нервы, объемистей легкие, сильнее мышцы. После тяжелого похода, без отдыха и сна, а иной раз и без пищи, вступают в бой красные воины. Под обстрелом врага они ползут по земле и перебегают вперед, укрываясь за каждой складкой местности.

Не отставать, ровняться по передним! — вот закон атаки. Утомительно ползти сотни метров, прижимаясь всем телом к земле. Тяжело делать быстрые перебежки и еще тяжелее бежать что есть духу в атаку и биться с врагом в рукопашной схватке. Слабого, неподготовленного физически бойца задушит одышка, от чрезмерного напряжения и усталости у него ослабнут и начнут дрожать руки и ноги. Он не сможет нанести быстрый и точный укол штыком, не сумеет отбить удар противника.

Так не будь же зайчонком в клетке! Выходи из тесной комнаты на снежные просторы, систематически занимайся лыжной тренировкой, чтобы вырасти здоровым, сильным и выносливым.