Не должно смешивать, как многие делают, слова изюбр и зубр, как сходные между собою по созвучию, но обозначающие животных, которые резко отличаются одно от другого. Зубр и изюбр — животные совершенно разные, не имеющие никакого соотношения между собою не только по образу жизни, но и по наружному виду. Зубр похож на обыкновенного быка, а изюбр — на северного оленя, следовательно, разница очевидна.
Смотря с охотничьей точки зрения, изюбр в здешнем крае должен занять бесспорно первое место в разряде копытчатых диких животных по весьма уважительным причинам, которые увидит сам читатель. В моих же заметках сохатый занял первенство, собственно, по своей величине, массивности, силе и смелости: этими свойствами он превосходит изюбра. Но сибиряк-промышленник никогда со мной не согласится и всегда поставит изюбра выше сохатого уже потому только, что первый хитрее, пугливее, быстрее и осторожнее последнего, так что добыть его несравненно труднее, чем сохатого, там, где они водятся в одинаковом количестве. Но вот главная причина, дающая первенство изюбру, — это панты, весенние рога изюбра, стоящие иногда довольно дорого, тогда как рога сохатого нередко бросаются на месте убоя зверя без всякой выгоды.
Откуда произошло слово изюбр и все ли его знают? Это вопрос, который я берусь решить только в последней его половине, именно: я уверен, что слово изюбр знакомо не всем. Я первый несколько лет назад принадлежал к числу этих незнающих. Спасибо сибирским промышленникам, что они меня познакомили с этим словом и самим зверем уже после слышанных мною лекций нескольких профессоров, читавших зоологию… Действительно, я решительно ничего не слыхал об изюбре от преподавателей зоологии, а потому, выйдя уже в офицеры, не знал того, что в удаленном уголке нашего обширного отечества есть зверь, называющийся изюбром. Да, я не знал этого, и вот почему. Приехав в Сибирь, с жадностию слушал рассказы здешних охотников про изюбра, краснел, а слушал, и слушал так внимательно, что не пропускал мимо ушей ни одного слова, и лишь только повествователи останавливались, как я снова закидывал их вопросами, радовался и утешал себя надеждою, что, быть может, увижу этого зверя сам и познакомлюсь с ним покороче. Помню, с какою тайною улыбкою, хотя и очень охотно, рассказывали мне тогда звероловщики об этом звере. Да, они улыбались, и улыбались ядовито, и эта улыбка тяжело проникла насквозь мою душу, но жадность к познанию подавляла искру гордого самолюбия, и я продолжал их слушать, хотя и очень четко читал на их физиономиях: «Вот неуч-то! Он не знает изюбра, а еще офицер, да и промышленник». И совестно было, да нечего делать: мало ли чего мы не знаем про свое отечество!
В Забайкалье некоторые зовут изюбра просто зверем, как медведя. Здешние тунгусы его называют так: изюбра-быка — бого или бугуй, а матку — торок. В Западной Сибири изюбра, кажется, называют марал.
В настоящее время в Забайкалье изюбров гораздо больше, нежели сохатых, а было время, как говорят старожилы-промышленники, что в старые годы преобладали сохатые. В текущее время год от году сохатых и изюбров становится менее и менее, и это уменьшение так заметно, что оно идет почти в одной пропорции с уменьшением пушного зверя. Причин тому много очевидных, а еще, может быть, больше неизвестных. Я не стану разбирать их, потому что я говорил уже об этом предмете выше, теперь упомяну только о том, что здесь замечено следующее обстоятельство: чем длиннее ряд бесснежных зим, тем наименьше заметна убыль зверей, а иногда даже становится видимой и прибыль, но одна слишком снежная зима, а беда, если две рядом, — и повсеместное уменьшение зверей в одном крае вдруг делается очевидным. Почему это так, решить нетрудно, стоит только познакомиться с сибирской охотой на зверей — как лапчатых, так и копытчатых — и сообразить, что она производится преимущественно зимою и тесно связана с количеством выпавшего снега. Кроме того, уменьшению кличества изюбров в Забайкалье, к сожалению, способствует общая слабая струнка всего человечества — жадность к деньгам. В этом случае жадность имеет тесную связь с уменьшением зверей этого рода именно потому, что изюбр-бык одарен природою огромными ветвистыми рогами, которые в известное время года ценятся весьма дорого китайцами. Об этом обстоятельстве я скажу подробнее в своем месте, а теперь займусь описанием этого красавца необъятных лесов Сибири. И в самом деле, надо видеть изюбра на свободе весною, когда уже он вылиняет и получит настоящий рост рогов, чтобы достойно назвать его красавцем.
Изюбр строен, статен, высок ростом, имеет пропорционально величине своей шею и маленькую красивую головку, напоминающую голову кровной арабской лошади. Ноги его тонки, длинны, красивы и крепки. Бока изюбра как-то вздуты, или, как говорят, у него ребра бочковаты, а по выражению сибиряков — зверь вздушистый. Уши изюбра довольно большие, острые, похожие на конские. Морда его продолговатая, узкая, с быстрыми, проницательными, блестящими черными глазами. Хвоста у него нет{36}, а сзади, как у дикой козы, свешивается только кисть волос со спины и прикрывает задний проход. Точно такая же кисть закрывает у самки детородный ее член (петлю). Изюбр-самец гривы и серьги, как сохатый, не имеет, но, несмотря на это, он все-таки красивее сохатого, хотя и меньше его ростом; так что самый большой изюбр-бык весит много 15 и редко 17 пуд, а ростом бывает с обыкновенную здешнюю лошадь. Матка же, изюбрица, никогда не вытягивает 17 пуд и редко достигает 12-пудового веса.
Зимою изюбр имеет довольно длинную жесткую шерсть серовато-бурого цвета, как у косули, а зад (зеркало) совершенно белый, как снег. Летом же изюбр носит менее длинную, лоснящуюся шерсть серовато-красноватого цвета, а зеркало красноватое; по выражению здешних промышленников, он бывает калюной масти, как калюный конь. Вот почему и были примеры, что некоторые промышленники, сидя на солонцах и солянках неподалеку от селений и дожидая зверей, убивали вместо них калюных лошадей, которые охотно ходят на солончаки полизать их гуджиристой земли. Между изюбрами весьма редко случаются так называемые здесь князьки и царьки — совершенно белого цвета, еще реже пегие, но чаще серебристого цвета. На выродков этого рода сибиряки смотрят суеверными глазами, как вообще на всех князьков. Конец морды у изюбра бывает всегда черный, с длинными черными же усами. При первом же взгляде на изюбра является чрезвычайно приятное впечатление, которое, конечно, глубоко врезывается в памяти страстного охотника до конца жизни. Его величавый, стройный, тонкий стан, гибкие мускулистые члены, красивая головка с живыми черными глазами, опущенными длинными, такого же цвета ресницами, и увенчанная ветвистыми рогами, быстрый, проницательный гордый взгляд, наконец, свободные, легкие движения поневоле заставят обратить на него внимание самого холодного человека и увлечься красотой этого зверя. Изюбрица далеко не так эффектна, как самец; у нее недостает к чудной картине красивых ветвистых рогов и как-то нет той бодрости и энергии, которые так резко бросаются в глаза при взгляде на самца.
Изюбр живет обыкновенно в глухих лесах, в тайге, в удалении от жилья и любит гористую местность. С переменою времени года, следовательно, с различием пищи изюбр изменяет и место своего пребывания. Зимою он обыкновенно выходит из больших хребтов в более мелкие отроги гор, держится большею частию в глухих сиверах, лесистых падях и марях, выходит кормиться на лесные опушки и в солнопеки или увалы, покрытые засохшей травой. В это время он питается преимущественно ветошью, березовой губкой и редко ест самые вершинки молодых побегов таловых кустиков. Надо заметить, что зимою изюбр не ложится отдыхать прямо на снег, как сохатый, а разгребает его копытами до самой земли, как козуля, и ложится уже в приготовленное таким образом логово. Прямо же на снег он ложится только в случае нанесенной ему сильной раны. Даже и в то время, когда в сиверах снег запирает (затвердеет) и образуется наст, что обыкновенно бывает в конце марта, изюбр редко оставляет лесистые вертепы и мало выходит на чистые луговые места, особенно там, где его часто пугают охотники, и довольствуется весьма скудной пищей, ест молоденькие лещиновые и таловые прутики, березовый и осиновый лист и прочую едва выглядывающую из-под снега растительность скудного севера. В это время он любит ходить пить на лесные опушки и в чистые луговые пади на озера и речки, чтобы полизать льду. Кроме того, изюбры, живущие около тех мест, где крестьяне косят сено, любят посещать чужое добро и полакомиться зеленым сенцом; и горе хозяину, если он не огородит остожья в тех удаленных местах, где изюбров много, — они съедят все сено, но за это нередко и сами расплачиваются жизнию, потому что догадливые промышленные мужики иногда нарочно в изгороди, около стожков сена, делают несколько маленьких ворот и ставят в них луки или же настораживают старые винтовки и зачастую добывают таким образом изюбров, которые придут покушать сенца. Но солончаки для этих животных дороже всего, на них они ходят даже зимою, разгребают копытами снег и лижут солонцеватую мерзлую землю. По мере приближения весны изюбры мало-помалу оставляют глухие дремучие леса и выходят на более открытые увалы по утрам и ночам, а днем избирают такие лога на солнечных увалах, которые поросли лесом, в особенности осинником, как здесь говорят, живут во дворцах. В это время года они питаются преимущественно ветошью, которая на открытых полуденных увалах от доступа солнечных лучей скорее оголяется от снега, чем в лесу, в котором тогда снег так затвердеет и иногда образуется такой крепкий наст, что изюбрам ходить по нему решительно невозможно, не обдирая себе ноги до крови. С нетерпением ждет изюбр дружной весны, когда лучи весеннего солнца в состоянии уже растопить ледяные оковы, когда, распустя хвост и опустив крылья, начнут щелкать и доходить до исступления краснобровые глухари и запищат нежноголосые рябчики; когда почнет отходить земля, снег совершенно стает, образуются ручейки и зажурчат между кочками по камешкам; отойдут деревья и прутья их, потеряв упругую сталеватость, сделаются мягкими, на веточках появится смолистая почка, или мочка, и распустит свой аромат по воздуху; явятся по увалам на солнопечных пригревах синенькие цветочки пострела, или ургуя (породы лютика) и, наконец, появится на сырых местах молодая зелень, которая, с трудом пробиваясь сквозь старую ветошь, как щетина, изумрудно-зеленым цветом покроет некоторые части увалов… В это время, едва только черкнет вечерняя заря, а другой раз еще и солнышко не успеет спрятаться на западе, как изюбр уже на увале, бегает за синенькими цветочками ургуя и щиплет молодую, только что показавшуюся травку. Тут он проводит нередко целую ночь, так что солнышко застает его на увале и, уже поднявшись довольно высоко, заставляет удалиться в лес. Верно, весна везде и для всех — весна!.. Таким образом, изюбр на увалы выходит вплоть до появления овода, т. е. до тех пор, когда уже зеленая трава покажется везде — ив падях, и даже в сиверах, а на увалах, напротив, она станет уже терять свою свежесть и начнет подсыхать. С появлением лета для изюбра солонцы и солянки разыгрывают главную роль; тогда на увалы он совсем не ходит и переселяется на постоянное житье в глухие леса, в дремучие сивера и уходит в большие хребты, поднимаясь даже на самые гольцы высоких гор, чтобы скрыться от докучливого паута. На озера изюбры ходят редко, разве для того только, чтобы покупаться после сильных жаров и, освежившись, бежать на знакомые солонцы и солянки. Изюбры чрезвычайно легко и ловко плавают, но не ныряют, как сохатые, и иру не едят. Во время течки огромной ширины реки и озера не удерживают сладострастных супругов изюбров — они их легко переплывают для того только, чтобы почуять, нет ли где-либо на той стороне холостых маток. В случае опасности изюбры тоже бросаются в большие реки и озера и тем нередко спасаются от преследований охотников. Вымывшись на озере от пыли и грязи, изюбры обыкновенно отправляются, как я сейчас сказал, на солонцы и солянки, где и проводят уже всю ночь до утра, лижут и грызут солонцеватую землю, которую они так любят; для них это любимое блюдо. Ягоды и грибы тоже кушаются ими с большим аппетитом.
Изюбры любят общество и зимою сбираются иногда в огромные стада. Случается, что в одном стаде бывает по нескольку сот голов. В таком стаде все равны, набольших нет; тут вы увидите больших старых самцов, средних быков, разного возраста маток, больших и маленьких телят; все это вместе ходит, спит, жирует и спасается в случае опасности. В большие холода изюбры даже нарочно ложатся вместе, друг возле друга, и жизненной теплотой согревают один другого. Но перед весной, с наступлением теплого времени, общественная жизнь прекращается: большие самцы покидают стадо, разъединяются и живут порознь весну, лето и осень до следующей зимы. В стаде остаются только молодые изюбры и телята, которые и держатся больше в лесных опушках и мелких порослях. Матки остаются со своими детьми ровно год, то есть до новых родин; тогда они старых телят отгоняют и на их попечение поступают новые, молодые. Зимою в изюбрином стаде нередко видят также и диких коз, которые ходят с ними вместе и в случае опасности вместе же спасаются бегством. Поэтому ясно, что изюбры, хотя и несравненно больше диких коз, живут с последними в видимой дружбе и согласии.
Время изюбриной течки бывает в начале осени; именно гоньба их начинается в начале сентября и продолжается только три недели, обыкновенно до начала октября. Следовательно, изюбр гонится несколько позже дикой козы. Молодые изюбры начинают отыскивать маток несколько раньше старых и тем раздражают последних, которые, заметив молодых, разгорячаются сами и начинают тоже отыскивать самок, что и служит началом изюбриной течки. Нужно быть очевидцем, чтобы поверить всем рассказам, относящимся до бешеного сладострастия изюбров и вообще всего любовного неистовства, совершающегося у них в продолжение трех недель, как я сказал выше. Даже мало быть очевидцем нескольких супружеских сношений самца с самкою, нужно видеть самому все и проследить все это время любви от начала до конца — тогда только можно составить о нем полное понятие, не подверженное никакому сомнению.
Изюбр в стаде с матками во время течки то же, что жеребец в своем косяке. С начала гона изюбры бегают везде по лесу, наклонив голову к земле, как жеребцы, и отыскивают по следам самок. Во все это время они сильно ревут, или, как говорят охотники, токуют, то есть голосом призывают к себе самок[56]. Токование их начинается с самого начала гоньбы и продолжается до ее окончания, потому что изюбр-бык никогда не ограничивает числа своих любовниц, составляющих его гарем, и все старается приобрести их более. Часто у одного быка бывает от 10, 12 и до 15 самок — и все-таки недоволен, и этого ему мало; все ходит и ищет еще. Экая жадность!.. Рев изюбра похож на обыкновенное мычание быка, только гораздо тоньше и резче, так что голос его бывает слышен верст за пять и более, особенно на заре, вечерней или утренней. Изюбр начинает реветь с басовых нот и, поднимая все выше и выше, оканчивает чрезвычайно высоко. По силе голоса можно узнать величину ревущего зверя: чем голос грубее и гуще, тем старше изюбр, и наоборот — чем нежнее и выше, тем моложе. Сами изюбры хорошо знают это отличие; вот почему молодые быки, заслыша голос старого самца, перестают реветь сами, чтобы тот не прибежал на их зов и не отбил у них маток. Напротив, старый изюбр, заслыша рев молодого, продолжает реветь громче и чаще, чтобы молодой узнал соперника и не смел бы явиться к нему для отбоя самок. Иногда же бывает наоборот — старый самец, заслыша молодого, громко взревел около своего гарема, недовольный малым числом самок, опрометью бросается на голос соперника, отбивает у него самок, сколько удастся, и пригоняет их к своему оставленному на время гарему. Такой изюбр называется здесь ревуном; он обыкновенно бывает лет семи или восьми, самый бойкий, сильный и смелый. Они побивают более старых изюбров, и последние их боятся. Табун маток ревун держит всегда в куче, гоняет их с одного места на другое, на жировку, на водопой — словом, пасет их, как самый лучший косячный жеребец, а в случае непослушания страшно бьет их рогами, передними и задними ногами и хватает зубами.
Изюбры же лет 3 или 4, которые еще не достигли полного возраста, следовательно, не возмужали и не окрепли, табунов маток не имеют; они, как холостяки, ходят поодаль от таких гаремов и пользуются оплошностию своих страшных соперников, изюбров-табунщиков, ревунов, как здесь говорят. Такие молодые, 3- или 4-годовалые, бычки во время течки (только) здесь и называются одиночками, или, по-туземному, гирько. Вот эти-то гирько и ходят за табуном поодаль, выглядывают и высматривают, не удалился ли куда-нибудь ревун-табунщик, чтобы в его отсутствие попользоваться супружескими сношениями с одною из маток его гарема. И если это удастся, гирько, сделав свое дело, тотчас удаляется до возвращения хозяина и потом снова ходит сзади и снова ищет удобного случая. Иногда за одним табуном, находящимся под сильной защитой могучего ревуна, ходят по два и по три гирько. Они не ревут вовсе, потому что боятся ревунов; их дело только без всякого шума, тихо следить за табунами да хитро и ловко пользоваться оплошностию табунщиков. Беда, если табунщик, надеющийся на свою силу и храбрость, услышит где-нибудь рев другого быка-ревуна; он тотчас бросает свой табун, если у него мало маток, и бежит, как стрела, прямо к тому месту, где послышался рев, чтобы отбить самок и присоединить к своему гарему. Вот в этом-то случае, когда хозяин при табуне, ревуны страшно дерутся между собою. Бой их сходен с сохатиным, только гораздо злобнее и отважнее. Сперва соперники обыкновенно ходят друг против друга, ревут, мотают рогами и бьют копытами землю; потом с яростию и ожесточением бросаются друг на друга и дерутся с бешеной запальчивостию, нанося страшные удары рогами, копытами и жестокие раны зубами. Конечно, если самцы не равносильны, то бой кончается скоро; сойдутся раз, два, много три, и слабейший тотчас делает уступку, а победитель, сгрудив его табун весь в кучу или отбив только несколько маток, пригоняет их к своему табуну и соединяет в более обширный общий гарем. Если же самцы равносильны, то бой продолжается нередко по целым суткам и более и оканчивается иногда смертию одного из них или обоих вместе. При этом побоище случается чаще, чем между сохатыми, что соперники так сплетаются рогами, что уже не в состоянии бывают сами собою распутать рогов, а потому, выбившись из сил, падают и пропадают от голода и изнеможения. Здешние промышленники часто находят их трупы, изрытые рогами, искусанные зубами, избитые, окровавленные, что ясно доказывает свирепость их драки. Мне однажды случилось найти только одни рога, которые своими боковыми отростками так крепко и хитро были связаны между собою, что их никаким способом нельзя было растащить порознь, не выпилив некоторые части рогов; трупы самих животных были съедены хищными зверями. Случается также, что быки во время остервенелой драки сбрасывают друг друга под крутые утесы и россыпи, иногда чуть не в бездонные пропасти; и надо видеть эту картину, чтобы вполне оценить ее достоинство, когда побежденный изюбр, кувыркаясь, полетит в пропасть и с маху налетает на острые оголенные скалы, ребром стоящие плиты, огромные валуны, низвергает за собой оторванные камни и плиты, которые, полетев вниз, в свою очередь, делают то же, ломают кусты, ломают деревья, и когда все это с шумом и треском стремится вниз, на почву угрюмой пропасти или на лоно каменистой горной речушки… Боже! В каком виде прилетает несчастный ловелас на дно отвесной пропасти! Это уж не тот красавец изюбр; нет, это обезображенный чей-то труп, это огромный кусок мяса вместе с переломанными костями и шерстью, опачканный внутренностями, обвитый изорванными кишками… Брррр… Больно смотреть на жертву слепой любви, бешеного сладострастия!.. Большею частию в то время, когда дерутся быки-табунщики, гирьки, пользуясь удобным случаем, совокупляются с оставленными самками. Беда гирько, если поймает его в прелюбодеянии изюбр-ревун, хозяин гарема, тут остается ему одно спасение — поспешное бегство. Бывают одиночки и такого рода, что они не следуют постоянно за одним табуном подвластных маток, а ходят по лесу по таким местам, где преимущественно гонятся изюбры, и слушают, не ревет ли где-нибудь бык; и лишь только заслышат его голос, тотчас тихонько идут на то место, приближаются к табуну на благородную дистанцию так тихо, так аккуратно и осторожно, чтобы табунщик не мог их заметить, и выжидают оплошности страшного хозяина. Не удалось тут — идут к другому табуну, там — к третьему и т. д. Смотришь, где-нибудь и удастся заморить червячка с чужой любовницей и все пройдет благополучно, а где и жутко придется. Что же делать, это уж дело такого рода, что бывает хорошо, а иногда и больно!.. Пословица говорит: любишь кататься, люби и саночки возить. И справедливо: только для бедного гирько эти саночки бывают иногда уж очень тяжелы, не под силу!
Случается, что в то время, когда ревун убежит на голос другого, для того чтобы отбить чужих самок, и поэтому оставит свой гарем без призрения, вдруг во время его отсутствия в него забирается какой-нибудь другой холостой бык или бойкий гирько и поспешно угоняет маток в другое место, иногда за несколько десятков верст. Тогда хозяин по возвращении своем, оставшись победителем или побежденным, не найдя своего табуна, бросается преследовать по следу похитителя, и если догонит, то жестоко расправляется с вором. Из всего этого видно, в какой суматохе происходит течка изюбров! Поэтому самцы иногда до того исхудают, что едва только бывают в состоянии передвигать ноги. Вот до чего доводит горячая, страстная любовь и дикого зверя!..
Изюбры гонятся преимущественно по лесистым падушкам, на лесных ключах, в прохладе или же по стрелкам (смотри объяснение) и в это время в глухие сивера уже не ходят. На солонцы же и солянки нередко приходят целые табуны маток под предводительством изюбра-ревуна. По окончании течки изюбры, насладившись супружеством и исполнив общий закон природы, исхудалые, обессилевшие, оставя оплодотворенных маток на произвол судьбы, переселяются в самые глухие сивера, в хребты, на мхи и шивыгу (какая-то небольшая травка, зимою и летом зеленого цвета, растущая около валежин, карчей, выскарей, камней и проч.) и живут обыкновенно в дремучем, девственном лесу до тех пор, пока не поправятся силами. Во время гоньбы изюбры едят мало, а в особенности самцы, и тогда мясо последних бывает невкусно, имеет дурной запах и скоро портится. Шея у самцов во время течки от непрестанного усиленного рева и сладострастия весьма приметно толстеет и приходит в нормальную величину уже по окончании течки, в начале зимы, а вместе с тем и мясо его теряет дурные свойства и делается вкусным и здоровым. Нередко холостые быки во время гоньбы от досады и ярости роют рогами и бьют копытами землю у подошвы гор и таким образом делают огромные ямы, в которые ложатся и отдыхают, пока земля не нагреется от теплоты собственного их тела. Табунщики же ходят больше на ключи, лесные поточины, мочажины, калтусы (тоже мокрые места, на низких местностях), даже на самые болота, и ложатся в них, чтобы охладиться. Самое совокупление изюбров бывает везде и во всякое время, смотря по порыву сладострастия самца и способности к совокуплению одной из супруг, составляющих его богатый гарем. Изюбрицы, как и сохатицы, в супружестве предпочитают старых изюбров, то есть самцов лет 7 или 8, молодым, 3-х или 4-хгодовалым, равно как и слишком старым, уже по известной читателю причине. Матки бывают жирны и вкусны даже во время самой течки, и шеи у них не толстеют.
Таким образом оплодотворенные самки ходят чреватыми около 36 недель и весною, обыкновенно в мае и редко в начале июня, приносят большею частию по одному теленку. Некоторые промышленники утверждают, что будто бы изюбрицы частенько приносят и двух молодых. Мне не довелось убедиться в этом по собственным наблюдениям, хотя и случилось видеть однажды в лесу, в глухой чаще, матку с двумя молодыми телятами. Но ее ли были эти оба теленка, утвердительно сказать не могу, потому что, как мне тогда показалось, один из них был приметно больше другого, и нет ничего мудреного, что тот или другой, потеряв свою мать, пристал к другой отелившейся изюбрице. А это, как говорят, случается нередко в тех случаях, если мать теленка будет убита промышленниками, задавлена хищными зверями и т. п. А сердце матери мягко, нежно и сострадательно не у одного человека, но и у животных, еще едва ли не в большей степени, и потому матка-изюбрица никогда не откажет в воспитании и материнской ласке осиротевшему теленку, в особенности тогда, если она каким-нибудь образом лишилась своего родного детища. В наибольшей степени эта благородная черта замечена у диких козуль.
Изюбрица телится обыкновенно под увалами или под стрелками, в густом молодом осиновом или березовом лесочке, и никогда не отелится в глухом сивере. Перед разрешением от бремени она так же мучится, как и сохатица. Особого места и мягкого логова она для этого не приготовляет, а телится прямо на траве или на мху. До тех пор пока теленок не обсохнет и не поправится силами, что продолжается от 2-х до 4-х дней, мать никуда не отходит от теленка, и как только он мало-мальски окрепнет, она с величайшею осторожностию переводит его на другое, более удобное и скрытное, место и прячет его в траве, между кустиками, в ягоднике и проч. Когда теленок поймет, в чем дело, и, спрятанный матерью, будет лежать смирно, тогда она решается оставлять его одного и уходит на добрые корма. Пришедши с жировки, она обыкновенно манит его голосом, тихонько помыкивая, как корова; теленок, слыша зов матери, тотчас выскакивает из тайника, подбегает к матери и сосет. Изюбриный теленок родится довольно маленьким, несравненно меньше обыкновенных телят, на тоненьких высоких ножках, чрезвычайно красивый, стройный и игривый; цвет шерсти на нем красноватый с пестрыми, желтыми по бокам полосками, которые уничтожаются с возрастом.
В первый период его возраста мать кормит теленка молоком, которое у нее желтоватого цвета, густое и несколько пахнет серою. В это время у изюбрицы вымя бывает большое, как у коровы, с надутыми сосками. С неделю спустя и более, когда уже теленок значительно подрастет и окрепнет, мать начинает водить его с собою и в случае опасности тотчас его прячет, а сама спасается бегством в совершенно противоположную сторону. Словом, в этом случае она поступает так же, как и сохатица. Впрочем, двухнедельный теленок до того уже крепок, что собака с трудом его догоняет. Если мать случайно убьют, то через несколько времени к ней непременно является и теленок, и наоборот — мать не замедлит явиться к трупу своего детища, если только все тихо и спокойно вокруг. В половине лета теленок уже всюду следует за матерью и даже сопровождает ее на солонцы и солянки. Он постоянно ходит сзади матери и никогда не опережает ее, нередко играет с нею и выкидывает преуморительные прыжки с необычайною легкостию и проворством, во время чего мать или принимает участие в игре, или лежит и с любовью смотрит на его проказы. Словом, все воспитание теленка и нежное обращение матери-изюбрицы со своим детищем во всем сходны с описанным мною воспитанием молодого сохатенка. Бывают такие изюбрицы, которые постоянно каждый год совокупляются с самцами, но стельны не бывают; их называют здесь яловыми, равно как и тех, которые приносят молодых через год или бессрочно. Такие самки бывают всегда жирнее тех, которые чреватеют ежегодно; кроме того, некоторые из них имеют еще небольшие рога. Теленок ходит с матерью до начала самой течки, а во время нее отделяется и присоединяется к прошлогодним телятам; по окончании же течки матери снова отыскивают своих телят безошибочно и ходят с ними до следующей весны, то есть до следующего отеления. Телята-одногодки здесь называются, как и сохатиные, лончаками, 2-х лет — наргучанами, 3-х — третьяками, а трехгодовалая самка называется просто нетелью. У наргучана-бычка в конце зимы начинают расти первые рожки, которые здесь и называются, как у сохатых, сойками или спичками, а у третьяка бывают отросли, или отростки, то есть рога начинают разветвляться, а потому в этом возрасте изюбры начинают входить в течку, а самки оплодотворяться. Некоторые охотники хотя и утверждают, что двухгодовалые изюбры уже скачут на самок, это правда, но и только; скачут, но не оплодотворяют. Изюбры достигают полного своего возраста в семь лет, и поэтому можно думать, что они могут жить до сорока и несколько более лет. Были примеры, что здесь убивали до того старых изюбров, что зубы у них были все уже истерты, глаза совершенно впали и помутились, по всему телу, а в особенности на голове, были видны седые волосы, мясо их было чрезвычайно сухо и вяло, а кожа дрябла и тонка. Мне не случалось видеть изюбров, которые бы имели более 12-ти отростков на одном роге и 24-х на двух.
Рога у изюбров сходны с рогами обыкновенных северных оленей: лопаты, как у сохатых, они не имеют. У них из главного стержня, непосредственно выходящего из грозда, прямо идут боковые отростки и располагаются в разных плоскостях между собою, без всякого порядка. Зимою, около рождества Христова или несколько позже, изюбры ежегодно теряют рога, которые и спадают у них вплоть до самого грозда, так что в это время издали довольно трудно отличать самца от самки. Вблизи различие покажет только одна кисть детородного члена, которую издали приметить невозможно. Сбрасывание рогов у старых изюбров совершается раньше, чем у молодых, а следовательно, и вырастание новых у молодых изюбров начинается позже, чем у старых. Обыкновенно в великом посту у самцов начинают показываться из грозда небольшие рожки, мягкие, кровавые внутри и опушенные снаружи мягкой пушистой шкуркой. В это время, время выхода молодых рогов, изюбры бывают осторожнее в движениях, они не бодаются между собою, не трутся об деревья и с величайшей осторожностию берегут свои рога. Они у них чрезвычайно зудят и чешутся, так что изюбры с особенной заботливостью и аккуратностью чешут их задними ногами, а об деревья трут только один лоб. Беда, если изюбр сломает молодой рог: крови идет чрезвычайно много, а бывают случаи, что самцы от этого и пропадают, в особенности тогда, когда поврежден самый грозд. По мере приближения весны рога их все более и более увеличиваются, выходят боковые отростки, и, наконец, к летнему Николе (9 мая) рога уже получают почти настоящую величину и огромное значение в торговом отношении у забайкальских промышленников. Весною эти рога, как я уже говорил несколько раз выше, именуются пантами. Вот эти-то самые панты и играют такую важную роль в охотничьем мире здешних промышленников; вот они-то и есть эмблема счастия здешних зверовщиков, они-то и тревожат и волнуют страстное сердце сибирского охотника весною!
По всему вероятию, слово панты не русское, а принадлежащее разноречивому языку здешних инородческих племен. Что оно означает — не знаю. Но слово панты здесь так общеизвестно, что маленькие ребята его знают, а промышленники обыкновенно говорят так: «Прошлого лета я убил панты; бивал ли ты панты?» и проч., то есть здесь под словом панты прямо означается изюбр-бык в весеннее время, когда рога его носят название пантов. Собственно пантами здесь называют такие весенние рога изюбра, которые внутри на оконечностях отростков мягки и покрыты все пушистою шкурой, то есть когда отростки рогов не получили еще настоящего вида остроконечных сойков, а оканчиваются мягкими желваками, которые бывают иногда в кулак величиною. Самое лучшее время для настоящих пантов — это конец мая и начало июня. Достоинство их главнейшее определяется тем, чтобы желваки на оконечностях будущих сойков или отростков были как можно больше и мягче, то есть сочнее и кровянистее. Лучшие панты считаются о 6, 7 и даже 8 отростках (желваках). Панты имеют свое значение только до тех пор, пока желваки их мягки и покрыты еще нежною пушистою шкуркою, что и бывает почти до Петрова дня, а с этого времени желваки уже начинают твердеть, присыхать, как здесь говорят — утончаться; шкурка на них лопается, оголяется роговое вещество, и они принимают вид настоящего, заостренного вверху костяного сойка. Все это совершается очень скоро, в продолжение 3-х или 4-х дней и много недели; тогда уже панты теряют свою ценность и значение в торговле и — увы! — сравниваются с обыкновенными рогами сохатого, то есть идут на какие-нибудь поделки и безделушки, а нередко и бросаются в лесу без малейшего внимания. Но панты в самом прыску или соку имеют огромное значение в торговле с китайцами и ценятся иногда до 150 руб. сер. за пару (два рога). В Кяхте сибирские купцы выменивают на панты у китайцев множество заграничных товаров, как-то: байховый и кирпичный чаи, китайские канфы, дабы, полушелковицы, даже шитые шелковые азямы и другие вещи. Китайцы хорошо знают это время и все выезжают сами в известные пункты на границу, что обыкновенно и бывает в Петров день или несколько раньше или позже, и променивают свои произведения на добытые весною панты. Для чего китайцы берут панты, не имеющие решительно никакого значения в торговле внутри России, решительно неизвестно, но здесь носятся темные слухи, что будто бы они из пантов приготовляют сильнейший конфертатив. Другие же слухи (менее общие) таковы: будто бы китайцы извлекают из пантов экстракт, которому приписывают могущественное целебное свойство в самых опасных болезнях, и будто бы этим средством в состоянии пользоваться в Китае только одни тамошние богачи, мандарины, потому что цена на экстракт очень высока. А этим последним обстоятельством и объясняют высокую цену на самые панты при покупке их китайцами в наших краях. Любопытно было бы узнать достоверно, для чего именно служат китайцам панты. Конечно, нет никакого сомнения, что они там играют важную роль в торговой промышленности: это уж доказывает высокая цена на панты, поднятая самими китайцами в наших краях. Ведь не берут же китайцы ни сохатиных, ни козьих, ни изюбриных рогов, когда последние перестают быть пантами! Хотя бы наша медицина обратила на это внимание.
Дороговизна пантов заставила хитрых сибиряков подняться на выдумки; именно многие промышленники держат при домах изюбров, быков и маток; первые приносят ежегодно панты, а последние — телят, которые, в свою очередь, впоследствии награждают хозяев пантами и телятами. Так, например, казаки, живущие по р. Ингоде, и богатые крестьяне по р. Никою держат изюбров по нескольку десятков при домах, во дворах, и на зиму заготовляют им сено. Весною снимают с самцов панты и меняют китайцам на товары. Но странно, что панты домовых изюбров ценятся дешевле диких, добытых промыслом в тайге. Почему это так — не знаю. Во время гоньбы домашние изюбры до того бывают дики и сердиты, что хозяева, к которым они уже привыкли с малолетства, боятся подходить к ним в это время, потому что быки с яростью бросаются тогда на человека и домашних животных. Были примеры, что такие изюбры убивали до смерти неосторожных копытами. Говорят, что если прирученных изюбров в молодости выхолостить, то рога у них уже никогда не вырастут; если же выхолостить такого изюбра, который получил уже настоящие рога, то они никогда уже не спадут и останутся при нем до смерти; известно также, что холощеные изюбры не только делаются совершенно смирными в урочное время гоньбы, но они сильно жиреют и мясо их бывает вкусно во всякое время. Если все это справедливо, то из всего этого ясно, что вырастание рогов имеет большое соотношение с развитием детородных членов, способностью к совокуплению и оплодотворением. Впрочем, об этом я уже приводил другие доводы в статье «Сохатый». Жалею, что по разным причинам, при кочевой почти жизни, мне не удалось самому держать изюбров в дому, чтобы во всем убедиться лично и самому наблюсти за всеми фактами, про которые часто приходится писать так: «говорят», «как слышно» и проч. Я же, чего не видал своими глазами или не испытал на деле, никогда не выдаю за факты. Конечно, про домашнее содержание изюбров можно написать особую статью подробно, но я не берусь за это, так как хорошо не знаком с этим делом. А не худо бы кому-нибудь знающему черкнуть об этом интересном предмете особо.
Все это, однако же, доказывает, что изюбры легко делаются ручными и в состоянии переносить домашнее содержание, а поэтому можно думать, что их нетрудно обратить совершенно в домашних животных. Для вышеописанной цели здешние промышленники ловят изюбров еще маленьких в ямах и воспитывают дома, стараясь сначала подделаться к той среде во всех отношениях, к которой они принадлежали. Даже были примеры, что большие изюбры, пойманные живыми тоже в ямах и невредимо доставленные домой, скоро ручнели и привыкали к домашней жизни. Замечено, что самки скорее покоряются воле человека и делаются в непродолжительном времени совершенно ручными, забывая всю дикость первого своего воспитания. Даже во время гоньбы они бывают смирны и отважны только в то время, когда трогают их молодого теленка.
Итак, панты после Петрова дня не есть уже панты, а просто изюбриные рога со многими сойками, или отростками. С этого времени кожа на них начинает лупиться и висит клочьями, а самые рога затвердеют; тогда изюбры начинают сильно тереться рогами об деревья, как говорят, пилить или скоблить, для того чтобы скорее очистить рога от рубашки (шкурки) и тем облегчить свою ношу, потому что панты большого размера вытягивают иногда около пуда. Промышленники говорят, что изюбры также съедают эту спадающую с рогов шкурку, как сохатые, и для той же цели. Насколько это справедливо — не знаю. Скажу только, что мне и другим охотникам никогда не случалось находить в лесу этой шкурки, тогда как сброшенные изюбрами рога валяются во множестве по всей сибирской тайге, где только водятся эти звери, и нередко попадаются на глаза охотникам.
Для того чтобы свежие панты не испортились в жаркое летнее время, их нарочно варят в соляном рассоле. То есть как варят? Кладут панты в горячий рассол и дают ему два или три раза хорошенько вскипеть, и только; тогда панты тотчас вынимают и сушат. Варить панты все-таки нужно человеку опытному и хорошо знающему это дело, а то недолго и испортить дорогую добычу. Спрашивается теперь, что же может сравниться с ценностию из царства животных в Забайкалье с пантами, когда хорошие панты ценятся иногда до 150 руб., да, кроме того, мясо целого изюбра стоит 10 и более рублей сер., да шкура изюбрина, три, четыре и шесть руб. сер.? Вот и выходит, что пуля, добывшая панты, принесет чистой пользы хозяину до 165 руб. Это недурно для простого промышленника! Из-за этого стоит ему похлопотать за искусственными солянками, чтобы приманить к ним зверей полизать солонцеватой земли. Стоит того, чтобы потерять несколько свободных от работ дней, не поспать несколько ночей и употребить их в бдении для скарауливания таких зверей!.. Теперь понятно, почему здешних промышленников сильнее, чем в другое время, весна манит в распустившуюся тайгу. Понятно, почему они весною оставляют сохатых и других зверей в презрении и гоняются только за изюбрами. Понятно, понятно!.. Изюбриная шкура точно так же, как и сохатиная, идет на те же поделки и носит тоже название половинки. Вся разница состоит только в том, что изюбриная половинка тоньше сохатиной, а потому легче, хотя и не уступает в прочности последней. Изюбры точно так же, как и сохатые, подвержены укушению овода, почему они тоже имеют подкожных угрей, горловых и носовых червей, а шкура их в известное уже читателю время бывает вся в мелких дырьях, т. е. свищах.
Мне рассказывал один достоверный здешний промышленник, что он однажды, проезжая верхом по тайге в летнее время, нашел изюбра-быка, зацепившегося рогами за развилистое дерево, уже мертвым. Весь его зад и часть туши были съедены хищными зверями, а голова, шея и лопатки еще висели над землею и были только поклеваны воронами и другими хищными птицами. Это ясно доказывает, что изюбр, чесавшись рогами об дерево, увязил их между сучьями и не смог сам освободить рогов, а потому, выбившись из сил и с голоду, сдох; его нашли хищные звери и, сколько было возможно, съели.
Самый след изюбра чрезвычайно похож на сохатиный, только несколько поменьше; конечно, это сходство бывает только тогда, когда звери тихо ходили по мелкой порошке или по крепкой грязи, но коль скоро они бежали, сходство исчезает уже потому, что испуганный сохатый всегда бежит рысью или иноходью, как верблюд, а изюбр — в мах, на скачки, как козуля. Следовательно, разница в сакме (самая походка, побежка зверя, след, нарыск) очевидна. Нельзя не удивляться легкости изюбра, смотря на огромные его прыжки, которые он делает при быстром беге, спасаясь от собак. В самом деле, перепрыгивая огромные валежины, он делает скачки обыкновенно в три и четыре сажени, а если это случится хотя немного под гору, то прыжки бывают в 5 и 5½ сажен. Ведь эдак не прыгают и знаменитые английские скакуны! Изюбр в спокойном состоянии духа обыкновенно ходит, как коза, ставя ноги как-то врозь, и бороздит ими по глубокому снегу, а сохатый ходит чисто, ноги ставит прямо, и, как бы глубок снег ни был, он ногами не бороздит. След самки-изюбрицы продолговат и узок, а самца кругл и широк. Изюбр делает шаг шире, чем самка. Молодой бык следом своим сходен с маткой, потому что копыто у него тонкое и небольшое. Задки, или пазданки, находящиеся у изюбров повыше пятки, у самцов бывают тупы и стоят врозь, а у самки они острее и заворочены внутрь, что ясно приметно в мокром снегу или липкой грязи. Сильно разжиревший старый изюбр ступает задней ногою близ передней, но не прямо след в след, а как бы не доступает пальца на два, что и называется здесь приступом; в редких случаях это же обстоятельство бывает и со стельною самкою, донашивающею последнее время. Молодые же изюбры, а в особенности изюбрицы, ставят обыкновенно заднюю ногу несколько дальше передней, что и называют некоторые переступом. Изюбр, ступая по мягкой и сочной траве, особенно во время росы, как бы срезывает ее копытами вплоть до земли, а самка только мнет, или, лучше сказать, давит, траву. Чтобы узнать свежесть следов летом, стоит только пощупать пальцами и рассмотреть смятую или сорванную траву, и сейчас можно видеть, свежая она или уже засохла. Точно так же и зимою, только пощупай пальцем самый след; если в нем обвалившийся с боков снег рыхл и мягок, значит, зверь прошел недавно, много что за полчаса; если же он затвердел и окреп, то означает след старый; когда же он покрылся инеем — еще старее. Кроме того, свежий след тотчас покажет охотнику собака, если она с ним. Много есть и других признаков относительно следов этих зверей, которые известны всем здешним опытным охотникам; я ограничусь уже описанными признаками, как главными, о менее нужных умолчу; они составляют специальность здешних зверовщиков, а эта специальность нужна не всем даже и охотникам, а не только читателю-не охотнику. Бог с ней, пусть она останется достоянием сибирских промышленников; ведь все равно, она бы не принесла никакой пользы большинству читателей, а только бы затмила главные признаки и, пожалуй, надоела бы своею подробностию. Так, например, к чему знать читателю, как отличить по одному следу третьяка изюбра от наргучана сохатого, когда в этом и сибирские специалисты нередко сбиваются?
Изюбры, как и все звери, линяют два раза в год — весною и осенью. Зимняя шерсть их длиннее, пушистее и прочнее летней, которая имеет лоск. Изюбриная шерсть чрезвычайно легка и удобна к набивке матрасов; она никогда не скатывается и имеет надлежащую упругость. Мне рассказывал один здешний промышленник, что он однажды во время белковья на китайской границе видел изюбриного князька, совершенно белого как снег. Ружье у него было заряжено маленьким (беличьим) заправом. Изюбров, как он говорил, было пять штук: два быка, две матки и один наргучан. В числе первых и был князек. Сколько представлялось удобных случаев убить одну из маток, но он, нарочно пропуская их, поджидал князька. Дело кончилось тем, что он своею настойчивостью испугал всех изюбров и те убежали, так что он не успел выстрелить и вдогонку. Конечно, после этого по обыкновению явилось позднее раскаяние, но к чему оно, когда изюбров уже давно не было под его выстрелом! Мне никогда не случалось не только убивать, но даже и видеть изюбров-князьков.
Изюбр одарен острейшим зрением, тончайшим слухом и весьма чувствительным обонянием; последнему он доверяет более, нежели двум первым. Едва только где-нибудь треснет сучок, зашарчат сухие листы или зашевелится валежник по какой бы то ни было причине, изюбр тотчас оборачивается в ту сторону, откуда ему послышались звуки или так что-нибудь почудилось, поднимает свою статную головку, напрягает уши, старается разглядеть предмет, наведший на него подозрение, и нюхает, поводя ноздрями во все стороны. Нередко он заходит из-под ветра, чтобы ясно понять причину шороха, стука или треска, и если убедится в безопасности, остается на том же месте, долго еще прислушиваясь, озираясь и нюхая, нет ли еще где скрытой опасности. И лишь только ее заслышит, например говор охотников, лай собак, конский топот, стремглав бросается спасаться и делает прыжки удивительных размеров. Человека изюбр узнает издали, не только на ходу, но даже и неподвижно стоящего, и беда, если он заслышит запах охотника, хотя бы он не слыхал еще шороха и не видал его самого, — бежит без оглядки, сколько есть силы. Но уху, впрочем, он иногда и не верит, потому что в лесу часто трещат сучки и шарчат листы от разных причин, к чему он привык, не видя в этом никакой опасности. Дыму и огня изюбры не боятся: они с малолетства привыкли к лесным пожарам и весенним палам. Точно так же они не боятся свободно пасущихся лошадей и других домашних животных; даже нередко случается, что изюбров, живущих в близлежащих к селениям лесах, видят на ключах и солончаках вместе с домашним скотом, конечно только в то время, когда нет при нем ни пастуха, ни собак.
Изюбр ест медленно и с большим выбором, пьет много, особенно летом в сильные жары; после сытного обеда охотно ложится отдыхать, что также делает, надобно полагать, и для свободного отрыгания жвачки. Изюбр при жевании пищи меньше гремит зубами, чем сохатый, что опытные охотники хорошо знают и, карауля зверей по ночам, узнают по этому, кто пришел на солонец или солянку — сохатый или изюбр. Изюбриное мясо в обыкновенное время составляет здоровую и питательную пищу, оно довольно приятного вкуса, в особенности мясо молодого теленка или матки-нетели. Хорошо изжаренный теленок составляет замечательное блюдо, от которого, я уверен, не отказался бы ни один из гастрономов.
Многие здешние промышленники уверяют, что изюбриные самки в известное время (не знаю, когда именно) имеют под нижней стороной короткого хвоста наросты черного цвета в виде паюсной икры, которые будто бы высоко ценятся китайцами и охотно ими берутся с тою же целью, как и панты. Мне не случалось видеть такого нароста, а потому я и не выдаю этого за факт.
Замечательно, что при рассмотрении внутренностей изюбра всякий будет поражен отсутствием желчи около печени, как это существует у многих животных; спрашивается, где желчь у этого зверя? Неужели в конце короткого хвоста, который внутри имеет темно-зеленоватый цвет и отвратительно горький, неприятный вкус? Это обстоятельство достойно удивления уже потому только, что внутренняя организация изюбра составляет исключение из более общего закона природы. Дикая коза тоже не имеет желчи, почему здешние промышленники, зная это, и говорят, что звери эти потому и легки на бегу, что не имеют желчи{37}. Не знаю, насколько справедливо их заключение. Точно так же мне еще не удалось убедиться и в следующем: некоторые промышленники удостоверяют, что будто бы изюбры имеют внутри сердца небольшую косточку, имеющую вид креста (?){38}.
Уверяют, что изюбры, содержимые здесь при домах, проживают от 12 до 15 и даже до 20 лет в неволе. Я этому мало верю и не допускаю, чтобы дикие звери, совершенно неприрученные и не сделанные домашними, резвые и легкие от природы, имея ограничение в пище, движении и, главное, лишенные свободы, могли проживать такое количество лет. А неволя и свобода — вещи совершенно разные, которые противоположно действуют на продолжительность жизни всякого животного. Г. Гуфеланд в своей известной «Макробиотике» между прочим говорит, что «жизнь рогатых животных вообще короче, чем не рогатых» и что между четвероногими животными можно «эпоху возмужалости принять за пятую часть всего продолжения их жизни». По этому расчету изюбр, как достигающий полного возраста только в 7 или 8 лет, должен доживать до 35 и до 40 лет, как я уже и сказал. В 1858 году около станицы Боринской (на р. Чаче, в Нерченском горном округе) тунгус убил изюбра, который до того был стар, что у него во рту не было почти ни одного зуба, глаза его уже провалились и были совершенно тусклы, как бы матовые, около них было много слезы и скопившегося гноя, а шкура его до того была ветха и тонка (не толще листа толстой чертежной бумаги), что ее нельзя было употребить на домашние поделки, и потому ее бросили. Мясо же так было жестко, сухо и вяло, что его в состоянии были есть только тунгусы, которые в этом случае неприхотливы и едят все без разбору: свежину, падаль, козу, волка, рябчика, белку — словом, все, что только в состоянии переварить их неразборчивый желудок. Тунгусы насчитывали этому старожилу до 50 лет!.. Острое зрение изюбра, а также и другое обстоятельство, достойное замечания, должно быть, издавна обратили особое внимание здешних суеверных инородцев, которые впоследствии привились и к русским промышленникам Забайкалья. Именно: у изюбра под глазами есть особенные сосудцы в костяных углублениях, наполненные вязкой, темного цвета материей, которая и называется изюбриными слезками. Эти сосудцы с материей находятся непосредственно под кожей, несколько заметны снаружи и кажутся темными пятнами: над сосудцами, в коже, есть продолговатые, в величину глаза, отверствия, так что, смотря на изюбра издали, кажется, как будто он с четырьмя глазами. Вот это-то обстоятельство и имело такое впечатление на здешних жителей, что между ними ходит поверье, будто бы изюбр был сначала четырехглазым. Эта особенность зверя, вероятно, и была причиной сложившейся легенды, которая и доныне существует между промышленниками и как бы объясняет то обстоятельство, почему изюбр, быв сначала четырехглазым, сделался только о двух глазах, лишившись двух нижних, которыми он видел так же хорошо, как и настоящими верхними. Вот как рассказывают здешние промышленники эту легенду.
«Давнося, когда еще мир только зачинался и, значит, когда все животные были вместе, у изюбра с конем были великие споры. Тогда еще изюбр был четырехглазым. Он и захвастался перед другими животными своей красотой, зоркостью и легкостию бега. Коню стало забедно, что изюбр так выхваляется своею резвостью бега, а его и в грош не ставит. «Э, нет, друг, погоди», — думал конь, взял и пошел к изюбру. Приходит к нему маленько сконфузившись (т. е. осердившись) и говорит:
— Ты зачем, изюбр, хвастаешься перед всеми зверями, что тебя нет прытче и легче на всем белом: свете? Неужели же ты думаешь, что уйдешь от коня?
— Конечно, уйду, — говорит изюбр.
— Нет, не уйдешь.
— Нет, брат, уйду. Не спорь. Да и чем нам спорить по пустякам, так давай ударимся об заклад. — говорит изюбр.
— Давай, брат, давай. Что держишь? Да уж давай биться голова об голову, то есть коли ты от меня убежишь, то с меня голова прочь — не существуй я тогда и на сем белом свете; а коли я убегу, с тебя голова прочь, ты с миру долой, понимаешь? Ну, согласен, что ли? — спросил конь.
Вот и стало изюбру забедно, что его конь так пристыдил перед всеми зверями и зовет на такой большой заклад. Ретивое у него так и взыграло.
— Ну ладно, я согласен, — говорит изюбр. — Только дай мне три дня сроку, чтобы приготовиться к бегу.
— Ладно, — отвечал конь, — я и на это согласен: только смотри, изюбр, мы станем гоняться трое суток сряду, хорошо?
— Хорошо, — отвечал изюбр.
Они ударились по рукам, значит, при свидетелях; стало быть, и тогда друг другу не верили!.. Началось трехдневное приготовление: изюбр стал больше есть и пить, а конь почти ничего не стал употреблять в пищу и начал держать себя на выстойке, чтобы подобрать брюхо, то есть подъяроватъся и быть легче, чтобы во время бега не разгореть от жира. А изюбр все ест да ест. Вот однажды в продолжение этих трех дней приходит он к коню и видит, что тот почти ничего не ест, потерял брюхо и подъяровался. Изюбру стало смешно.
— Ты что за дурак, конь, — сказал изюбр, — что почти ничего не ешь? Ну, куда ты голодный-то побежишь? Много ли надюжишь? Вот я так все время ем и пью, чтобы не пристать после.
— Нужды нет, — говорит конь, — не твоя беда — моя. Про то я знаю, что делаю. Ты, поди-ка, слыхал пословицу: «Не хвались идучи на рать»…
Изюбр ушел. Настал час бега. Закладчики собрались в условное место. Изюбр разжирел, растолстел — печка печкой, а конь похудел, подобрался. По условному знаку закладчики пустились бежать. Ну, коню где же гнаться за изюбром? Тот скочил раза три-четыре — так конь и потерял его из виду. Вот к обеду изюбр обождал, приостановился; подбежал и конь.
— Ну что, брат, видел ли ты меня хотя издали? — хвастал изюбр.
— Нет, не видел, — говорит конь.
— Отдохнем, что ли?
— Нет, брат, пущайся; на это и заклад.
Побежали. Изюбр снова оставил далеко за собой коня. Наконец, к утру, опять остановился и сождал коня, который уже прибежал скорее прежнего.
— Отдохнем, что ли? — говорит опять изюбр.
— Нет, — молвил конь, — пущайся!
Побежали. Конь уже стал брать на вид изюбра, который в обед, на другие сутки, остановился и хотел сождать коня. Оглянулся — а конь тут и есть.
— Отдохнем, брат, я уже пристал, — говорит изюбр.
— Нет, пущайся, а то голова прочь; до заклада еще далеко, а ты уж и пристал, хвастунишка!
Вот опять побежали, но уже рядом; конь не отстает от изюбра, а его же хвостом понукает. Дошло дело до вечера других суток. Изюбр пристал и упал на землю.
— Отдохнем, — говорит он коню.
— Нет, брат, беги. Вперед не хвастайся!
— Не могу, пристал я, моченьки моей нет, только и силы; ноги не несут дальше.
— Ну, как знаешь, а беги!
— Что хошь делай, а бежать не могу, — говорит изюбр.
— А помнишь условие заклада?
— Помню, брат; прости великодушно! Теперь никогда не буду хвастаться.
И стал изюбр слезно плакать и просить коня о пощаде. Вот плакал-плакал, и наконец дело дошло до того, что выплакал свои нижние глаза и остался только при двух верхних, а два нижних со слезами вытекли».
— Ведь хитрый зверь, — прибавляют рассказчики. — Верхними-то не плакал же — дескать, конь сжалится, и хоть потеряю два глаза, так два чистых все же останутся.
Действительно, конь, видя увечье изюбра, в самом деле сжалился над ним и простил хвастуна, удовольствовавшись тем, что тот потерял два глаза, а главное — своею победою.
Так вот оно отчего изюбр потерял два нижних глаза, а то он был, как говорят, взаболь четырехглазным; вот почему теперь изюбр и покорен коню, вот отчего промышленники и загоняют изюбров на удалых конях, — заключают рассказчики.
Теперь посмотрим, как сибиряки добывают этих зверей, и расскажем тут же два истинных случая.