Сегодня Всероссійскій Императоръ, могущественнѣйшій изъ монарховъ всего міра, возложитъ на себя корону, будетъ мuропомазанъ на царство, прочтетъ вслухъ православный Символъ вѣры и, колѣнопреклоненный, произнесетъ трогательную молитву, прекрасно выражающую возвышенный и мистическій характеръ нашего Самодержавія: "Господи, Боже отцевъ и Царю царствующихъ, сотворивый вся словомъ Твоимъ и премудростію Твоею устроивый человѣка, да управляетъ міръ въ преподобіи и правдѣ! Ты избралъ Мя еси Царя и судію людемъ Твоимъ. Исповѣдую неизслѣдимое Твое о Мнѣ смотрѣніе, и, благодаря, Величеству Твоему поклоняюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя въ дѣлѣ, на неже послалъ Мя еси, вразуми и управи Мя въ великомъ служеніи семъ. Да будетъ со мною присѣдящая престолу Твоему премудрость. Посли ю съ небесъ святыхъ Твоихъ, да разумѣю, что есть угодно предъ очима Твоима и что есть право въ заповѣдехъ Твоихъ. Буди сердце Мое въ руку Твою, еже вся устроити къ пользѣ вручевныхъ мнѣ людей и къ славѣ Твоей, яко да и въ день суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово".

Кто изъ русскихъ не откликнется всей душой на эту молитву своего Государя и не пожелаетъ Ему долгихъ и долгихъ лѣтъ счастливаго царствованія во славу и на благо русскаго народа и русскаго государства?

Высокопреосвященный Амвросій, архіепископъ Харьковскій, въ одной изъ своихъ проповѣдей наглядно опредѣляетъ значеніе Священнаго Коронованія Русскихъ Государей. "Восшествіе нашего наслѣдственнаго Царя на престолъ, говоритъ знаменитый церковный ораторъ нашего времени, есть событіе, заранѣе признанное народомъ, не представляющееся нечаяннымъ, не возбуждающее сомнѣній и недоумѣній, -- какъ при перемѣнѣ правительствъ у другихъ народовъ, -- есть такой же актъ въ нашей народной жизни, какъ въ природѣ неотложное и всегда ожидаемое, урочное восхожденіе солнца, а Священное Коронованіе есть какъ бы обрученіе Царя Его царству для единодушнаго и нераздѣльнаго служенія благу страны и государству".

Какъ просты и вмѣстѣ съ тѣмъ какъ мѣтки эти сравненія! "Священное Короновавіе есть какъ бы обрученіе Царя Его царству"... Вотъ почему на сегодняшнемъ торжествѣ въ Успенскомъ соборѣ будетъ присутствовать духовно вся Россія, ибо то, что совершится нынче въ стѣнахъ этого храма, близко касается всей Русской Земли, неразрывно связанной съ своимъ Государемъ.

Священное Коронованіе Императоровъ Всероссійскихъ является не только русскимъ торжествомъ, но и торжествомъ чистой монархіи вообще, спасительное значеніе которой перестали понимать на Западѣ, -- монархіи, чуждой всякихъ сдѣлокъ съ парламентаризмомъ, аристократическими и демократическими началами, и сочетающей въ себѣ неограниченную власть съ покровительствомъ разумной свободѣ, твердость и единство государственнаго правленія съ стремленіемъ къ общему благу. Иностранцы, съѣхавшіеся въ Москву, увидятъ въ ней то, чего они не увидятъ ни на Западѣ, ни внѣ европейскихъ государствъ: Монарха-автократа, любимаго "своимъ народомъ и руководящагося въ своихъ дѣйствіяхъ христіанствомъ временъ апостоловъ и вселенскихъ соборовъ.

Намъ припоминаются слова Грановскаго: "Монархическое начало лежитъ въ основаніи всѣхъ великихъ явленій русской исторіи; оно есть корень, изъ котораго выросли наша государственная жизнь, наше политическое значеніе въ Европѣ. Это начало должно быть достойнымъ образомъ раскрыто и объяснено въ нашихъ учебныхъ заведеніяхъ. Для достиженія такой цѣли нѣтъ надобности прибѣгать къ утайкамъ и лжи. Дѣло науки и преподаванія показать, что Русское Самодержавіе много отличается отъ тѣхъ формъ, въ которыя монархическая идея облеклась въ другихъ странахъ. Непросвѣтленныя христіанствомъ, чуждыя понятію о правѣ и законности, деспотіи Востока и основанная на случайномъ успѣхѣ и матеріальной силѣ Римская имперія являются равно искаженіемъ монархической формы. Даже въ христіанскихъ государствахъ новой Европы форма эта не всегда сохранялась въ должной чистотѣ. Латино-германскія государства возникли большею частью вслѣдствіе завоеванія, результатомъ котораго было рѣзкое отдѣленіе и потомъ борьба сословій, образовавшихся изъ покорившихъ и покоренныхъ племенъ. Государи западной Европы не могли не принять участія въ этихъ междоусобныхъ спорахъ, чрезъ это дѣятельность ихъ утратила тотъ высокій характеръ безпристрастія и безкорыстія, который, по мирному происхожденію своему и ходу нашей исторіи, сохранило Русское самодержавіе. Между тѣмъ, какъ развитіе западныхъ народовъ совершалось во многихъ отношеніяхъ не только независимо отъ монархическаго начала, но даже наперекоръ ему, у насъ Самодержаніе положило свою печать на всѣ важныя явленія русской жизни: мы приняли христіанство отъ Владиміра, государственное единство -- отъ Іоанновъ, образованіе -- отъ Петра, политическое значеніе въ Европѣ -- отъ его преемниковъ" [Сочиненія Грановскаго, II, "Записка и программа учебника всеобщей исторіи"].

Священное Коронованіе служитъ напоминаніемъ обо всемъ этомъ и поэтому имѣетъ не только важное религіозное значеніе, но является и крупнымъ политическимъ событіемъ, какъ символическое воплощеніе тѣхъ упованій и надеждъ, которыя возлагаетъ Россія на своихъ Государей, и тѣхъ нравственныхъ узъ, которыя соединяютъ Имперію съ ея Главою.

* * *

Разъясненіе смысла и значенія мuропомазанія, которое совершается при Священномъ Коронованіи надъ Русскими Государями, находится во второмъ томѣ (c. 210) "Православно-догматическаго, богословія" Макарія, покойнаго митрополита Московскаго.

"Такъ какъ таинство мuропомазанія знаменуетъ или запечатлѣваетъ насъ "печатію дара Духа Святаго", (Еф. 1, 13; 4, 30; 2 Кор. 1, 29), и такъ какъ извѣствуяй (утверждающій) и помазывающій насъ Богъ, и иже запечатлѣваетъ насъ и даетъ черезъ, это таинство обрученіе Духа въ сердца наша (2 Кор. 1, 22), вѣренъ пребываетъ: отрещися бо себе не можетъ (2 Тим. 2, 13), то таинство мuропомазанія, подобно таинству крещенія, всегда считалось и нынѣ считается неповторяемымъ ("Православ. испов.", ч. 1, отв. на вопр. 105). Разность только въ томъ, что крещеніе, если оно совершено правильно, не повторяется ни для кого, хотя бы кто даже отрекся имени Христова и потомъ обратился вновь къ православной церкви, а мuропомазаніе для отрекшихся имени Христова повторяется въ случаѣ обращенія ихъ къ православію ("Правосл. испол", ч. 1, отв. на вопр. 15).

"Что же касается до священнодѣйствія, когда православная церковь помазуетъ св. мuромъ благочестивѣйшихъ Государей при вѣнчаніи ихъ на царство, соотвѣтственно тому, какъ помазываемы были цари елеемъ святымъ въ церкви ветхозавѣтной, по повелѣнію самого Бога (Пс. 88, 21; 1 Цар. 10, 1; 15, 3; 12, 13), -- отчего и назывались Христами Его или помазанниками (I, Царств. 12, 3, 5; 24, 7 и др.), то это не есть повтореніе таинства мuропомазанія, черезъ которое сообщаются всѣмъ вѣрующимъ благодатныя силы, необходимыя собственно въ жизни духовной, но есть только иная, высшая степень сообщенія даровъ Св. Духа, потребныхъ для особеннаго, чрезвычайно важнаго, указываемаго самимъ Богомъ (Дан. 4. 22, 29), служенія царственнаго. И прія Самуилъ рогъ со елеемъ, повѣтствуется о мuропомазаніи на царство царя Давида, и помаза его посредѣ братіи его. И ношашеся Духъ Господенъ надъ Давидомъ отъ того дне и потомъ (I Царств. 16, 13). Извѣстно, что не повторяется и таинство священства; однако, оно имѣетъ свои степени, и рукоположеніе вновь и вновь совершаетъ священнослужителей для высшихъ служеній; такъ и мuропомазаніе Царей на царство есть только особая высшая степень таинства, низводящая сугубый Духъ на помазанниковъ Божіихъ. Самыя молитвы, читаемыя при этомъ великомъ священнодѣйствіи, указываютъ на особенные дары, какіе испрашиваетъ Православная Церковь Богоизбранному Монарху. "О еже помазаніемъ всесвятаго мuра пріяти Ему съ небесе, -- возглашаетъ, между прочимъ, протодіаконъ, -- къ правленію и правосудію силу и премудрость, Господу помолимся". И первосвятитель, совершающій таинство, взываетъ потомъ: "Господи, Боже нашъ, Царь царствующихь и Господи господствующихъ, иже черезъ Самуила пророка избравый раба Своего Давида и помазавый его въ царя надъ людомъ Твоимъ Израилевымъ! Самъ и нынѣ услыши моленіе насъ недостойныхъ, и вѣрнаго раба Твоего, великаго Государя,.. помазати удостой елеемъ радованія, одѣй Его силою съ высоты, посади Его на престолѣ правды, огради Его всеоружіемъ Святаго Твоего Духа, укрѣпи Его мышцу, покажи Его извѣстнаго хранителя святыя Твоея каѳолическія церкви догматовъ...