Но смотря на окончательное и совершеннейшее разорение Чибисовых, у них в тот же вечор собрались гости и к чаю была подана обильнейшая холодная закуска. После чаю перешли в гостиную; предстояло чтение стихов. Автор — молодой, пестро одетый субъект с копною рыжеватых волос и полинявшими глазами, живо напоминал камердинера из не слишком пышного дома, — но держался не без апломба. Он не был дебютантом — как большинство безусой молодежи, окружавшей Валентину, — уже две его книжки стихов красовались в витринах магазинов. Две-три дружеские рецензии, два-три дебюта в качестве чтеца на больших литературных вечерах, и «его заметили».

Он встал в позу, продекламировал с пафосом длинное водянистое и претенциозное стихотворение — и, кивнув головой аплодировавшим приятелям, сел в стороне.

Валентина, проходя мимо него, улыбнулась ему, как бы ободряя прочитанные стихи. Она подошла к мрачному офицеру.

— А вы ничего не…

— Нет-с, — перебил он, встав. — Я предпочел бы прочесть мою трагедию в более тесном кружке. А здесь я и не знаю многих.

— Мы только что вернулись в Петербург, — естественно, что вся моя свита здесь. Вам понравилась эта баллада?

— Нет. А вы, Валентина Ниловна, как ее нашли?

— Очень бездарной… но это между нами.

И Валентина прошла дальше.

Ей поклонился высокий блондин не первой молодости с усталым и выразительным лицом — известный художник, только что вернувшийся из Рима.

— А, я вас и не видела.

— Я вошел во время чтения.

Он придвинул к ней кресло. Она села.

— Я вижу новые лица. Кто этот офицер?

— Драматург. Пока он написал одну трагедию и жаждет причитать ее мне.

— Трагедию?

— Да, доисторическую, где действуют добрые духи, черти, цветы, минералы и, кажется, ихтиозавры. Он рассказывал мне содержание, но я забыла.

— А вот там — два хмурых молодых человека с зелеными лицами, растрепанные?

Валентина улыбнулась и махнула рукой.

— Декаденты.

— О! Да, что ж, однако, я… Как пожинает Нил Нилович? Он у себя?

— Да, с каким-то нужным человеком. Как поживает? Не знаю. Кажется, опять разорился.

— Ну, он привык к этому. Но уходите, не уходите…

— Я хотела на минутку… ну все равно.

— Где вы были летом? В Крыму?

— Да. А вы в Италии? Счастливый!

— Она мне надоела.

— Просим! Просим! раздалось вдруг в одной группе…

Валентина быстро подошла к ней. В центре стоил какой-то длинный субъект с диким взглядом, в пенсне.

— Господа, — говорил он, — ведь незакончено.

— Все равно! Читайте!

Он взлохматил волосы, вышел на середину и сел. Художник испуганно смотрел на него.

— Кто это? — спросил он вернувшуюся Валентину.

— Это? Гладышкин, беллетрист. Немножко сумасшедший, но не без таланта.

— Дебютант?

— Нет, он давно сотрудничал в газетах, но… тсс… слушайте!

Гладышкин прочел первую главу небольшой, как объявил он, повести и встал. Но его просили продолжать, и он, к ужасу художника, прочел другую, а потом и третью. Читал он недурно, да и вещь была написана живо — но все устали слушать и потому особенно дружно аплодировали, когда он кончил.

— Слава Богу, — сказал художник. — Ну, скажите о себе! Сколько у вас новых работ?

— Я не считала. Впрочем, я летом работала.

— Да? и успешно?

— Несколько пейзажей. Я потом покажу.

Он смотрел на нее мягким взглядом.

— Если б вы согласились позировать… какую бы я картину написал.

— А в качестве чего позировать?

— Пока не знаю. Во всяком случае — в костюме, хоть и неполном.

— О! это все равно!

— Правда? Вы согласитесь?

— Отчего же!

— Вы… вы волшебница!

— Сильфида… Так меня один уездный медведь назвал.

— Сильфида? Что ж, это хорошо. Вот я и написал бы сильфиду.

— В костюме?

— Ну, я это уж устроил бы. Нет, это было бы слишком хорошо, и потому я не верю.

— Напрасно.

— Ну, я на днях заеду, и мы переговорим. И свои этюды привезу. А пока до свиданья — я ведь только взглянуть на вас заехал. Двенадцатый час, я привык ложиться рано.

— Ну, Петербург вас опять отучит.

— Да, я знаю. Удивительный тут образ жизни. Нельзя работать, в сущности. И не то, чтобы свету не было или натуры… это все второстепенное, — но художественной атмосферы нет, вот что ужасно. Ну, прощайте.

Он пожал ей руку и пошел к дверям. Валентина встала, подошла к наиболее оживленной группе и приняла участие в бурном споре.