Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, являются политической формой социалистического государства. Они составляют политическую основу СССР. Вся власть в Советском Союзе принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Победоносная Октябрьская социалистическая революция передала власть в руки трудящихся в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Советы как форма организации рабочего класса и трудящихся масс родились в ходе революционной борьбы в эпоху империализма и пролетарских революций. В эту новую эпоху капитализма старые формы организации пролетариата, выросшие в условиях буржуазного парламентаризма, оказались недостаточными для осуществления задач слома буржуазной государственной машины и замены буржуазной демократии демократией пролетарской.

Советы впервые возникли в 1905 г. Созданные революционной инициативой рабочего класса России, они явились органом вооружённого восстания и зачатком новой революционной власти.

Великий Ленин внимательнейшим образом изучал опыт и природу Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как массовых революционных организаций народа. Ещё в 1905 г.‚ в условиях буржуазно-демократической революции, Ленин указывал на то, что Советы являются не только орудием революционной борьбы масс и органами всенародного вооружённого восстания, но и зачатками новой революционной власти. Уже тогда Ленин увидел в Советах наиболее мощные органы революционной борьбы масс, способные сломить не только самодержавие, но и политическое господство буржуазии.

Ленин рассматривал Советы как те органы государственной власти, которые при победоносном исходе первой русской революции должны были осуществить революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства и ускорить перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

В 1917 г.‚ в условиях перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, когда встал вопрос о переходе власти из рук буржуазии в руки пролетариата, Ленин со всей силой подчеркнул, что Советы являются не только наиболее мощными органами массовых политических выступлений трудящихся, революционной борьбы масс, органами вооружённого восстания, способными сломить всесилие финансового капитала и его политическую организацию, но и новым типом государственной власти, приноровлённым к целям диктатуры пролетариата. Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов тем и ценны, писал Ленин, что они представляют собой новый, более демократический тип государственного аппарата.

«Пусть устыдятся те, кто говорит: „у нас нет аппарата, чтобы заменить старый, неминуемо тяготеющий к защите буржуазии, аппарат“. Ибо этот аппарат есть . Это и есть Советы. Не бойтесь инициативы и самостоятельности масс, доверьтесь революционным организациям масс…» [76],

— говорил Ленин и обстоятельно раскрывал особенности и преимущества советской организации.

Наличие Советов явилось важнейшим фактором, обеспечившим быстрый успех социалистической революции в России в октябре 1917 г. и утверждение диктатуры пролетариата. Советы позволили успешно и быстро довести до конца слом старой, буржуазной государственной машины и утвердить диктатуру пролетариата.

В. И. Ленин ещё до победоносной Октябрьской социалистической революции, исходя из теории марксизма и анализируя опыт двух русских революций, пришёл к выводу, что наилучшей политической формой диктатуры пролетариата является не парламентарная демократическая республика, как думали марксисты ранее и что подтвердил Энгельс в 1891 г. в критике Эрфуртской программы, а Республика Советов. В. И. Ленин не раз говорил о международном значении Советской власти. При всём многообразии возможных форм социалистического государства Советы представляют собой высшую форму диктатуры рабочего класса.

Товарищ Сталин, оценивая историческое значение открытия Лениным Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, писал:

«Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма и не решился заменить одно из старых положений марксизма, сформулированное Энгельсом, новым положением о республике Советов, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потёмках, Советы были бы дезорганизованы, мы не имели бы Советской власти, марксистская теория потерпела бы серьёзный урон. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата» [77].

Обобщая высказывания Ленина о Советах и дальше развивая учение о Советах, товарищ Сталин в знаменитой книге «Об основах ленинизма» исчерпывающе охарактеризовал особенности Советов как новой организации пролетариата и раскрыл источники её силы. Товарищ Сталин показал, что сила Советов в сравнении со старыми формами организации состоит, во-первых, в том, что они являются всеобъемлющими массовыми организациями пролетариата, охватывающими всех без исключения рабочих. Это обстоятельство имеет исключительно важное значение для осуществления диктатуры пролетариата и приобщения всех рабочих к управлению страной.

Сила Советов, во-вторых, состоит в том, что они являются единственными массовыми организациями, которые объединяют всех угнетённых и эксплуатируемых, всех трудящихся, и через Советы поэтому политическое руководство рабочего класса трудящимися массами может быть осуществлено наилучшим образом, наиболее полно и лёгко.

Сила советской организации состоит, в-третьих, в том, что только она, созданная творчеством революционного народа и превратившаяся в политическую основу революционной власти рабочих и крестьян, была способна

«действительно разбить сразу и разрушить окончательно старый, т. е. буржуазный, чиновничий и судейский аппарат» [78],

освободить армию от подчинения буржуазному командованию и превратить её из орудия угнетения народа эксплуататорами в орудие освобождения народа от гнёта всех эксплуататоров. Именно Советы, учит товарищ Сталин,

«являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс, политических выступлений масс, восстания масс, органами, способными сломить всесилие финансового капитала и его политических придатков» [79].

Наконец, в-четвёртых, сила Советов, указывает товарищ Сталин, состоит в том, что они являются непосредственными, т. е. наиболее демократическими, а следовательно, и наиболее авторитетными организациями масс, облегчают им участие в устройстве социалистического государства и в управлении им, развивают революционную энергию народных масс, их инициативу и творческие способности в борьбе за социализм. Ленин учит:

«Советы — непосредственная организация самих трудящихся и эксплуатируемых масс, облегчающая им возможность самим устраивать государство и управлять им всячески, как только можно. Именно авангард трудящихся и эксплуатируемых, городской пролетариат, получает то преимущество при этом, что он наилучше объединён крупными предприятиями; ему всего легче выбирать и следить за выборными. Автоматически советская организация облегчает объединение всех трудящихся и эксплуатируемых вокруг их авангарда, пролетариата» [80].

Именно поэтому Советы представляют собой наиболее демократические организации, которые привлекают массы трудящихся к управлению государством, пробуждают и развязывают их творческую инициативу, подхватывают их почин, организуют их на борьбу за окончательное торжество коммунизма. Сила Советского государства заключается в том, что оно опирается на толщу народных масс, на их могучую поддержку.

В противоположность буржуазному государству, которое отталкивает эксплуатируемые массы от участия в управлении, Советское государство привлекает массы к управлению. По своей структуре Советская власть приспособлена к сближению масс с аппаратом управления.

Всемирная история всем своим ходом подтвердила глубину и справедливость ленинского положения:

«…эпоха буржуазно-демократического парламентаризма кончилась, началась новая глава всемирной истории: эпоха пролетарской диктатуры» [81],

эпоха торжества социалистического демократизма.

Ленин не раз указывал на то, что Советская власть есть объединение местных Советов в единую государственную организацию, построенную по принципу демократического централизма. Бьющий через край демократизм народных масс, впервые взявших в свои руки собственную судьбу, Советская власть сочетает с последовательно осуществляемым централизмом. Народные массы участвуют в управлении страной через систему Советов и других массовых организаций трудящихся, контролируют деятельность советских органов, отзывают и сменяют неугодных народу, не оправдавших доверие народа депутатов. Разоблачая меньшевика Базарова, обвинявшего большевиков в недоброжелательном отношении к централизму буржуазного государства и в подрыве этого централизма, Ленин писал:

«Государство, милые люди, есть понятие классовое. Государство есть орган или машина насилия одного класса над другим. Пока оно есть машина для насилия буржуазии над пролетариатом, до тех пор пролетарский лозунг может быть лишь один: разрушение этого государства. А когда государство будет пролетарским, когда оно будет машиной насилия пролетариата над буржуазией, тогда мы вполне и безусловно за твёрдую власть и за централизм… Против централизма Советов, против их объединения ни один центр, ни один большевик никогда не спорил» [82].

Установление Советской власти означало объединение местных Советов в общую государственную организацию пролетариата как господствующего класса и авангарда всех трудящихся и эксплуатируемых масс, создание Республики Советов.

«Сущность Советской власти заключается в том, что наиболее массовые и наиболее революционные организации тех именно классов, которые угнетались капиталистами и помещиками, являются теперь „ постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата“, что „именно те массы, которые даже в самых демократических буржуазных республиках“, будучи по закону равноправными, „на деле тысячами приёмов и уловок отстранялись от участия в политической жизни и от пользования демократическими правами и свободами, привлекаются теперь к постоянному и непременному, притом решающему , участию в демократическом управлении государством“ (см. Ленин , т. XXIV, стр. 13)» [83].

Товарищ Сталин в своей работе «Об основах ленинизма», обобщая и развивая ленинские характеристики Советской власти, отмечает следующие её особенности:

Советская власть является самой массовой и самой демократической организацией из всех возможных в условиях существования классов государственных организаций; будучи ареной смычки рабочего класса с трудящимся крестьянством, направленной против эксплуататоров, и опираясь на эту смычку, Советская власть является властью большинства населения над меньшинством,

«государством этого большинства, выражением его диктатуры» [84].

Советская власть представляет собой наиболее интернационалистическую государственную организацию из всех существующих государственных организаций классового общества, организацию, способную полностью уничтожить национальный гнёт и организовать тесное сотрудничество трудящихся разных национальностей, воспитать их в духе взаимного доверия, уважения и дружбы, в духе социалистического интернационализма. Советская власть облегчает тем самым объединение этих масс в едином государственном союзе.

В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанной В. И. Лениным при участии И. В. Сталина, подписанной Лениным и впервые опубликованной в «Правде» 17 января 1918 г., было сказано, что Советская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций.

Создавая Советское многонациональное государство, Ленин и Сталин разработали и положили в основу государственного строительства принцип советской федерации. Этот принцип исходит из последовательного осуществления права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, из добровольности объединения наций в единое союзное государство, из признания равенства национальностей. Советская федерация обеспечивает гармоническое сочетание строгой централизации государственной власти с последовательно осуществляемым социалистическим демократизмом, последовательную защиту общих интересов всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, с защитой специфических интересов каждого народа.

В результате последовательного осуществления ленинско-сталинской национальной политики Советский Союз превратился в могучее многонациональное социалистическое государство, в свободный союз свободных наций.

Советская власть по самой своей структуре облегчает дело руководства крестьянством и другими слоями трудящихся со стороны рабочего класса —

«наиболее сплочённого и наиболее сознательного ядра Советов» [85].

Советская власть преодолевает разрыв законодательной и исполнительной функций, существующий в буржуазно-парламентарных республиках‚ объединяет эти функции в единой организации государства,

«непосредственно связывает рабочие и вообще трудящиеся массы с аппаратами государственного управления, учит их управлению страной» [86].

На первой фазе развития социалистического государства она заменила территориальные выборные округа производственными единицами — заводами, фабриками в целях установления непосредственной связи рабочих и трудящихся вообще с аппаратом государственного управления и усиления руководящей роли рабочего класса.

Советская власть избавила армию от подчинения буржуазному командованию, превратила её из орудия угнетения, каким она была при капитализме,

«в орудие освобождения народа от ига буржуазии, своей и чужой» [87];

Советская власть организует и укрепляет вооружённые силы революции. Советская организация государства окончательно разрушает старый чиновничий и судейский аппарат, даёт всё необходимое для преодоления волокиты и других бюрократических извращений в государственных органах.

Советская форма государства привлекает все массовые организации трудящихся: профсоюзы, комсомол, кооперацию, рабоче-крестьянскую печать, общества трудящихся, а следовательно, и их членов, к постоянному и безусловному участию в государственном управлении и тем самым подготавливает одно из важнейших условий грядущего отмирания государственности в мировом коммунистическом обществе. Товарищ Сталин заключает:

«Республика Советов является, таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма. Парижская Коммуна была зародышем этой формы. Советская власть является её развитием и завершением» [88].

Диктатура пролетариата, учат Ленин и Сталин, является основным содержанием социалистической революции, основным орудием в руках рабочего класса, используемым для подавления эксплуататоров, для ликвидации классов и построения социализма и коммунизма.

Советская власть является самой совершенной формой государственной власти, способной не только осуществлять функции диктатуры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период, но и представлять государственность социалистического и даже коммунистического общества (поскольку существование капиталистических государств делает необходимым сохранение государства при коммунизме).

Всё это подтверждает всемирно-историческое значение ленинского учения о советской форме государства, о Советах как государственной форме социалистического государства, а равно о всемирно-историческом значении созданного под руководством Ленина и Сталина, выросшего под водительством великого Сталина в могучую силу Союза Советских Социалистических Республик.

Рабочему классу под руководством большевистской партии необходимо было разгромить старое государство, чтобы строить Советское государство. Принципиально новый аппарат социалистического государства, приноровлённый к обслуживанию народных масс, к подавлению эксплуататоров и рассчитанный на вовлечение всех трудящихся в управление страной, в условиях существования эксплуататорских классов не мог не подвергаться давлению капиталистических элементов. Это было одной из основных причин бюрократических извращений в работе отдельных звеньев пролетарского государственного аппарата. Ленин и Сталин в условиях переходного от капитализма к социализму периода с особой остротой ставили вопрос о борьбе с бюрократизмом.

Почему Советы — новый тип государственной власти — оказались «заражёнными» бюрократизмом, почему рабочее государство в отдельных своих звеньях страдало бюрократическими извращениями, задавал вопрос Ленин и, отвечая на этот вопрос, отмечал следующие основные причины:

Во-первых, наличие в новом аппарате государственной власти старых чиновников, отгораживающихся от трудящихся и воспитанных и вышколенных для работы в антинародном, бюрократическом государственном аппарате, приспособленном к угнетению трудящихся. Без использования отдельных групп старых чиновников пролетарский аппарат государственной власти не всегда может обойтись, особенно в первое время. Естественно, что эти чиновники приносят с собой в новый аппарат старые бюрократические методы работы.

Во-вторых, проникновение в коммунистическую партию и государственный аппарат авантюристов, жуликов, карьеристов, использующих государственные посты в корыстных целях в ущерб государству и народу.

В-третьих, давление буржуазии, в частности кулачества, на аппарат государственной власти, «обволакивание» капиталистическими элементами отдельных советских работников, приводившее к перерождению этих работников в бездушных чинуш и бюрократов.

В-четвёртых,

«раздроблённость, распылённость мелкого производителя, его нищета, некультурность, бездорожье, неграмотность, отсутствие оборота между земледелием и промышленностью, отсутствие связи и взаимодействия между ними» [89]

представляли собой социально-экономическую основу бюрократизма.

В-пятых, невысокий культурный уровень населения затруднял привлечение трудящихся масс к участию в управлении государством. Советская власть, устранив законодательные помехи, препятствовавшие народу участвовать в управлении государством, должна была поднять культуру масс.

«Бороться с бюрократизмом до конца, до полной победы над ним можно лишь тогда, когда всё население будет участвовать в управлении» [90].

Следует добавить, что пережитки капитализма в сознании трудящихся, в том числе и в сознании работников советского аппарата, облегчали подчинение отдельных работников влиянию буржуазной идеологии.

Таковы основные источники и корни бюрократизма.

Элементы бюрократизма усилились с введением нэп, с ростом и оживлением деятельности капиталистических элементов, с переходом от гражданской войны к другим, более сложным и замаскированным, но не менее ожесточённым, чем гражданская война, формам классовой борьбы.

Все последние работы Ленина, посвящённые вопросам работы советских органов, от доклада VIII съезду партии (1919) до статей «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше» (1923) в центре внимания ставят проблему борьбы с бюрократизмом. Руководствуясь ленинскими указаниями, коммунистическая партия под руководством товарища Сталина неуклонно выкорчёвывала бюрократизм и улучшала работу советского государственного аппарата.

Построение социализма, ликвидация эксплуататорских классов, улучшение материальных условий жизни и повышение культурного уровня трудящихся, расцвет советского демократизма и повышение политической активности масс подорвали базу и в основном ликвидировали корни и источник бюрократизма в СССР. Однако было бы неправильно полагать, что с элементами бюрократизма во всех звеньях государственного аппарата и в общественных организациях уже покончено. До тех пор, пока сохраняются пережитки капитализма в сознании отдельных работников государственного аппарата и в сознании других трудящихся, до тех пор, пока сохраняется капиталистическое окружение, в какой-то степени питающее эти пережитки и содействующее их живучести, возможны проявления бюрократизма, а следовательно, необходима борьба с ним. В этом смысле попрежнему актуальной является задача борьбы с бюрократизмом, поставленная Лениным и Сталиным.

Основным условием успешной борьбы с бюрократизмом является дальнейший рост политической активности масс, всемерное развёртывание критики и самокритики. Революционная критика и самокритика масс, содействуя дальнейшему улучшению работы государственного аппарата, ещё теснее связывает его с трудящимися и служит лучшим способом вовлечения масс в управление страной.

Советская власть как политическая форма диктатуры пролетариата характеризуется исключительной гибкостью. Она изменяется и развивается по мере развития социалистического государства, обеспечивая на каждом этапе этого развития наиболее полное разрешение стоящих перед государством задач. Существенные изменения в форме Советского государства произошли при переходе его от первой фазы развития ко второй фазе.

Структура Советского государства законодательно оформляется в Конституции страны. Изменение Конституции диктуется изменениями, происходящими в организации Советской власти и содержании её деятельности в связи с социально-экономическими изменениями в стране.

Под непосредственным руководством Ленина и Сталина была выработана и в июле 1918 г. принята V Всероссийским съездом Советов Конституция РСФСР. Эта Конституция законодательно закрепила завоевания социалистической революции и фактически уже сложившийся советский общественный и государственный строй страны. Ленин говорил:

«Советская конституция не писалась по какому-нибудь „плану“, не составлялась в кабинетах, не навязывалась трудящимся юристами из буржуазии. Нет, эта Конституция вырастала из хода развития классовой борьбы , по мере созревания классовых противоречий » [91].

По образцу этой Конституции были выработаны конституции других советских республик — Украинской, Белорусской, Закавказской федерации.

В 1922 г. образовался Союз Советских Социалистических Республик. Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 г. была утверждена Конституция Союза ССР. Эта Конституция Советского Союза отобразила изменения, происшедшие в стране в связи с переходом к нэп, преодолением хозяйственной разрухи и развернувшимся восстановлением народного хозяйства. Она законодательно закрепила общественный и государственный строй страны, как он сложился в начале нэп, когда Советская власть в интересах укрепления союза рабочего класса и трудящихся крестьян допустила свободу торговли и в связи с этим некоторое оживление капиталистических элементов при всемерном развитии социализма; когда промышленность базировалась на отсталой технике и ещё не достигла уровня довоенного 1913 г.; когда в сельском хозяйстве безраздельно господствовало мелкотоварное производство, а кулацкое производство представляло значительную силу; когда в товарообороте страны 40–50% было занято частнокапиталистическими элементами.

В начале нэп наряду с основными классами — рабочим классом и единоличным крестьянством — сохранялась и представляла значительную силу буржуазия города и деревни. В области национальных взаимоотношений ещё не были полностью преодолены пережитки недоверия между народами, а центробежные силы ещё продолжали действовать.

Первая Конституция СССР отобразила тот период в развитии нашего общества, когда Советская власть боролась за вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов, за коренное изменение классовой структуры общества на основе индустриализации страны и коллективизации крестьянских хозяйств, за утверждение социалистической системы народного хозяйства, за налаживание братского сотрудничества между народами Советского Союза.

В связи с образованием СССР и принятием первой Конституции Советского Союза были внесены соответствующие изменения в Конституции союзных республик. Первая Конституция СССР, как известно, действовала на всём протяжении первой фазы развития социалистического государства и была заменена новой Конституцией СССР после победы социализма.

Что же представляла собой структура органов Советской власти в первой фазе развития социалистического государства?

Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Советы выражали волю трудящихся, были их орудием, направленным против эксплуататоров. Эксплуататоры были лишены избирательных прав, потому что они ожесточённо боролись с Советской властью.

Трудящимся и эксплуатируемым были не просто предоставлены все права, но и обеспечена материальная гарантия этих прав на основе национализации земли, крупной и средней промышленности, транспорта, банков, установления монополии внешней торговли, передачи в руки трудящихся типографий, издательств, газет, запасов бумаги, радио, лучших помещений для собраний и т. д.

В целях более тесной связи Советов с трудящимися выборы в городах проводились по производственному принципу — по фабрикам, заводам, учреждениям, кооперативным объединениям и т. д. Этим обеспечивалась также бо́льшая сплочённость и организованность трудящихся в условиях напряжённой классовой борьбы, руководящая роль рабочих коллективов в осуществлении контроля рабочих над работой Советов, руководящая роль рабочего класса по отношению к крестьянству.

Этой же задаче укрепления руководящей роли рабочего класса, пришедшего к власти в аграрной стране с подавляющим преобладанием сельского населения — крестьянства, равно как задаче большей централизации и организованности в действиях государства, были подчинены такие особенности действовавшей до 1936 г. избирательной системы, как не совсем равное избирательное право, многостепенные, начиная с волости, выборы и открытое голосование при выборах. Низовые органы Советской власти — сельские, поселковые и городские Советы — избирались трудящимися непосредственно и открытым голосованием. В волостях и районах, уездах и округах, губерниях, областях и республиках органами государственной власти были соответствующие съезды Советов, а в промежутки между ними — избираемые на съездах Советов исполнительные комитеты. Каждый нижестоящий съезд делегировал представителей на съезд вышестоящий, вплоть до Всесоюзного Съезда Советов. При выборах рабочие имели некоторое преимущество. При выборах на Всесоюзный съезд Советов городские Советы и Советы городских поселений избирали по одному делегату от 25 тыс. избирателей, а губернские съезды Советов — по одному депутату от 125 тыс. населения. Эти особенности избирательной системы, закрепляющие руководящую роль рабочего класса, сложились в самом ходе борьбы за власть и были лишь юридически закреплены в Конституции.

Руководящим принципом построения Советской власти явился принцип демократического централизма. Этот принцип обеспечивал выборность всех депутатов и их отчётность перед избирателями, безусловную обязательность решений высших органов для низших, подчинение низших органов власти высшим.

Принцип демократического централизма был органически связан с принципом федеративного устройства Советского государства как многонационального государства. Эту форму государственного устройства Советской республики определила ещё до принятия первой Конституции РСФСР «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая учреждение Российской Советской Республики на основе свободного союза свободных наций, как федерации советских национальных республик. Этот принцип своё дальнейшее развитие получил в Союзе Советских Социалистических Республик.

В буржуазных странах муниципалитеты и другие местные органы власти лишены политических прав. Господствующие эксплуататорские классы тщательно следят за тем, чтобы местные органы власти, где даже в условиях буржуазного парламентаризма трудящиеся могут завоевать большинство, не имели политических функций. Буржуазные государства ставят эти органы власти под контроль министерства внутренних дел и его полицейского аппарата и обеспечивают подчинение органов «самоуправления» полицейской бюрократии.

В структуре органов Советской власти вопрос о соотношении местных и центральных органов власти нашёл наилучшее, последовательно демократическое разрешение. В Советской республике вся полнота власти на местах принадлежит местным Советам, которые, работая под руководством центра, обеспечивают максимальное развитие творческой инициативы трудящихся.

Ленин, выступая 31 октября 1922 г. на IV сессии ВЦИК IX созыва, отмечал, что важнейшие успехи советской революции во многом зависели от того, что

«мы всецело полагались на местные элементы, что мы открывали им полный простор действий, что мы именно с мест ждали того энтузиазма, который создал непреоборимость и быстроту действий нашей революции. Я знаю, что с тех пор нашим местам приходилось переживать много весьма различных, так сказать, пертурбаций. Отношение мест к центру составляло нашу немалую задачу, и я вовсе не хочу сказать, что эта задача всегда решалась нами идеально… Но что она решена искреннее, правдивее и прочнее, чем в каком бы то ни было другом государстве, — это мы можем сказать смело» [92].

Право местных Советов решать все без исключения местные дела имеет особое значение для национальных районов, где органы Советской власти при решении всех вопросов строго руководствуются учётом национальных особенностей района и специфических национальных интересов населения.

Широкие права и инициатива местных Советов, автономия для национальных округов, областей и республик сочетаются со строгой централизацией, обеспечивающей единство и организованность Советского государства. Согласно первой Конституции СССР, принятой в 1924 г., высшими органами государственной власти были: Всесоюзный Съезд Советов, а между съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета, избиравшегося Всесоюзным Съездом Советов, и Совета Национальностей, составлявшегося из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК СССР был ответственен перед Всесоюзным Съездом Советов и являлся верховным органом власти СССР в периоды между Всесоюзными Съездами Советов. ЦИК СССР избирал Президиум ЦИК СССР, ответственный перед ЦИК СССР и являвшийся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК. Правительством СССР был Совет Народных Комиссаров СССР, избиравшийся Центральным Исполнительным Комитетом СССР и являвшийся исполнительным и распорядительным органом ЦИК и ответственный перед ним. Все эти органы по Конституции СССР 1924 г. осуществляли законодательную деятельность.

В Совет Народных Комиссаров СССР — правительство СССР — входили общесоюзные и объединённые народные комиссариаты, непосредственно ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, военных дел, путей сообщения, почт и телеграфов были слитными и составляли исключительную компетенцию Союза ССР. Наркомфин, ВСНХ, Наркомпрод, Наркомтруд и РКИ являлись директивными — союзно-республиканскими; это означало, что ведению Союза ССР принадлежала выработка руководящих начал в данной области управления, а непосредственная работа проводилась через соответствующие народные комиссариаты союзных и автономных республик. Народные комиссариаты просвещения, здравоохранения, земледелия, внутренних дел, юстиции, социального обеспечения существовали только в союзных и автономных республиках, оставались автономными[93].

Такое устройство центральных органов власти СССР обеспечивало строгую централизацию управления при соблюдении принципа автономии национальных республик и развёртывания самодеятельности и инициативы местных Советов.

Победа социализма в СССР, уничтожение эксплуататорских классов, расцвет социалистического демократизма, вступление Советского государства во вторую фазу его развития вызвали необходимость серьёзных изменений в форме, в организации Советской власти. Эти изменения закреплены в новой, Сталинской Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. на Чрезвычайном VIII съезде Советов СССР и проведённой в жизнь.

Эти изменения выразились:

а) в установлении всеобщего и равного избирательного права для всех граждан, в отмене всех ограничений избирательных прав для лиц, эксплуатировавших в прошлом чужой труд, в отмене имевшегося некоторого неравенства избирательных прав рабочих и крестьян;

б) в замене непрямых выборов прямыми и открытого голосования — тайным;

в) в замене производственно-территориального принципа выборов территориальным с установлением избирательных округов по месту жительства трудящихся;

г) в последовательном проведении и развитии советского демократизма, вызванном победой социализма, уничтожением эксплуататорских классов и превращением всех трудящихся в активных и сознательных строителей социалистического общества, в связи с чем Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов стали Советами депутатов трудящихся;

д) в более чётком разграничении компетенции высших и местных органов власти, в связи с чем народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а Совет Народных Комиссаров — в Совет Министров;

е) в более чётком разграничении законодательных и исполнительных функций между Верховным Советом СССР, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР, а также в завершении создания стройной системы суда и прокуратуры и в перестройке их деятельности применительно к условиям победившего социализма;

ж) в создании ряда новых министерств, государственных комитетов и управлений и в существенном изменении структуры ранее действовавших министерств.

В результате всех этих изменений демократизм Советского социалистического государства поднялся на ещё более высокую ступень, а аппарат государственной власти ещё теснее сросся с массами, возросла руководящая роль рабочего класса и большевистской партии в системе диктатуры пролетариата, а Советское государство стало ещё более прочным и мощным.

Современная структура органов государственной власти Союза ССР на основе Сталинской Конституции, действующей с 1936 года, заключается в следующем: высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР, осуществляющий все права, присвоенные Союзу ССР. Верховный Совет СССР является единственным законодательным органом СССР, утверждающим и изменяющим Конституцию СССР и принимающим другие законы, в том числе законы о судоустройстве и судопроизводстве, уголовный и гражданский кодексы, законодательство о союзном гражданстве, законодательство о правах иностранцев; он устанавливает основы законодательства о труде, о браке и семье, издаёт общесоюзные акты об амнистии, утверждает народнохозяйственный план и бюджет СССР и т. д.

Верховный Совет СССР избирает Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР созывает сессии Верховного Совета СССР, издаёт указы, даёт толкование действующих законов СССР и т. д.

Высшим органом государственной власти каждой союзной и автономной республики и её единственным законодательным органом является Верховный Совет союзной и автономной республики. Он принимает и изменяет Конституцию союзной республики, утверждает границы находящихся в её составе автономных республик и областей, утверждает народнохозяйственный план и бюджет республики, устанавливает представительство союзной республики в международных сношениях, устанавливает порядок образования республиканских войсковых формирований, пользуется правом амнистии и помилования граждан, осуждённых судебными органами республики.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР подотчётен Верховному Совету СССР, а между сессиями Верховного Совета СССР — Президиуму Верховного Совета СССР. Совет Министров СССР на основе и во исполнение действующих законов издаёт постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории СССР.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной и автономной республики является Совет Министров, подотчётный Верховному Совету соответствующей республики.

Местные Советы депутатов трудящихся (края, области, автономной области, округа, района, города, посёлка, села) руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

Местные Советы депутатов трудящихся избирают исполнительные комитеты, являющиеся их исполнительными и распорядительными органами. Краевые, областные, районные и городские Советы образуют отделы и управления исполнительных комитетов по вопросам народного образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, культурно-просветительной работы, по делам искусств, торговли, финансов, местной промышленности и другие, в зависимости от характера хозяйства области, района и города. Всю свою работу местные Советы депутатов трудящихся строят на основе вовлечения всех избирателей в работу Советов. Важную роль в вовлечении трудящихся в работу Советов играют постоянные комиссии по народному образованию, здравоохранению, финансам и др., в которых наряду с депутатами работает широкий советский актив.

В работе всех звеньев советского государственного аппарата последовательно осуществляется принцип демократического централизма, получивший своё дальнейшее развитие в условиях второй фазы Советского социалистического государства.

Советское социалистическое государство впервые в истории осуществило подлинную демократию, основанную на вовлечении широчайших народных масс в управление государством. Система развёрнутого советского социалистического демократизма воодушевляет трудящихся всех стран на борьбу за социализм, против буржуазного строя, против буржуазной лжедемократии, являющейся ширмой для прикрытия господства эксплуататоров над трудящимися массами.

* * *

Советы прошли славную историю в своём развитии. Из органов революционной борьбы за власть, какими они являлись в 1905 и 1917 гг., после победоносной Октябрьской социалистической революции они превратились в политическую основу и форму государственной власти в СССР. Четвёртое десятилетие Советы осуществляют функции диктатуры пролетариата в нашей стране. Советы сыграли великую роль в организации победы социализма в СССР и играют великую роль в строительстве коммунизма.

В условиях победы социализма в СССР Советы выросли в могучую, несокрушимую силу и своей основой имеют единый советский народ, сплочённый вокруг большевистской партии, вокруг товарища Сталина. Советская власть является воплощением новых движущих сил развития общества, сложившихся в нашей стране на базе социализма, — морально-политического единства всего общества, дружбы народов СССР, советского патриотизма. Советская власть как государственная форма диктатуры пролетариата живёт большевистским содержанием, направляется и руководится во всей своей деятельности великой партией Ленина — Сталина, служит трудящимся и направляет развитие советского общества к коммунизму.

В этом источник могущества Советского государства, его непререкаемого морально-политического авторитета. Советское государство служит светочем коммунизма для народов Советского Союза, для народов всего мира.

«Русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалёкого будущего» [94],

— писал Ленин, а

«…большевизм годится как образец тактики для всех » [95].

Ленин неустанно отмечал международное значение Советской власти, а также основ большевистской теории и тактики[96].