Культурная революция в СССР развернулась на основе успехов социалистического строительства, повышения материального и культурного уровня народа, завоёванных в условиях первой фазы развития социалистического государства.

Крупнейшей проблемой, от решения которой во многом зависело вовлечение трудящихся в управление страной, в строительство коммунизма, являлись ликвидация неграмотности и осуществление всеобщего обучения. Решение этой проблемы было элементарным условием для действительного повышения культурного уровня народа. В царской России, по переписи 1897 г.‚ грамотные составляли всего 24% от состава всего населения, а крестьянское население в подавляющем большинстве было неграмотным или малограмотным. Коммунистическая партия и советское правительство, профессиональные союзы и комсомол принимали чрезвычайные меры для ликвидации неграмотности. К 1926 г. количество грамотных поднялось до 51,1% от состава населения, а к 1940 г. задача ликвидации неграмотности была разрешена полностью.

Однако одной грамотности ещё недостаточно для того, чтобы строить социалистическую культуру.

«Недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно ещё строить советское хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры» [383],

— говорил Ленин. Повышение культуры необходимо как для политического просвещения масс, так и для развития социалистического хозяйства и укрепления Советского государства. Ленин учит:

«…Политическое просвещение требует во что бы то ни стало повышения культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» [384].

Вместе с ликвидацией неграмотности одной из решающих предпосылок культурной революции явилась реформа школы, осуществление политехнического образования и введение всеобщего обязательного обучения. Большевистская партия, Ленин и Сталин отводят школе огромную роль в деле повышения культурного уровня народных масс. Школа является основным средством образования и воспитания детей, подростков, юношества. Введение всеобщего обязательного обучения, сперва начального и семилетнего, а потом среднего, — одно из главных условий, обеспечивающих ликвидацию существенных различий между умственным и физическим трудом. Поэтому историческое значение имеют решение советского правительства о введении всеобщего обязательного начального обучения в сельских местностях и семилетнего обучения в городах и промышленных посёлках, принятое 14 августа 1930 г., и решение о введении обязательного семилетнего обучения не только в городе, но и в деревне, проводимое в жизнь с 1949 г. Это — первые и притом решающие шаги, подготовляющие переход ко всеобщему обязательному среднему образованию.

В целях осуществления всеобщего обязательного начального обучения Советское социалистическое государство в годы предвоенных сталинских пятилеток развернуло грандиозное школьное строительство, приняло меры для снабжения школ всем необходимым учебным оборудованием и пособиями. ЦК ВКП(б) и советское правительство, лично товарищ Сталин следят за тем, чтобы советская школа была полностью обеспечена доброкачественными учебниками в нужном количестве, чтобы учебные пособия стояли на уровне современной науки.

Большое значение для создания учебников по истории и для развития марксистской науки об обществе имели замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова на конспекты учебников по истории СССР и новой истории, а также постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах СССР от 16 мая 1934 г. и 26 января 1936 г. Созданию доброкачественных учебников по гражданской истории и развитию исторической науки в СССР способствовало разоблачение большевистской партией антимарксистских, антиленинских ликвидаторских взглядов «школы» Покровского на историческую науку. Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) указали, что

« решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимые для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий‚ подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории » [385].

Укрепляя материально-учебную базу школы, Советское государство обеспечило подготовку учителей, улучшило условия их материальной жизни, руководствуясь указанием Ленина о том, что в советском обществе учитель должен быть поднят на небывалую для капиталистического общества высоту. Советская власть создала сотни учительских и педагогических институтов. В 1950 г. в начальных и средних школах Советского Союза работало 1 600 тыс. учителей вместо 230 тыс.‚ работавших до революции. Советское правительство за время существования Советской власти неоднократно повышало заработную плату учителей, установило пенсии за выслугу лет, ввело персональные звания для учителей и почётное звание «заслуженный учитель школы». Большое внимание уделяется советским правительством улучшению материального положения сельских учителей, которым принадлежит особо ответственная роль в повышении культуры колхозного села.

Советская школа, учит большевистская партия, должна подготовлять всесторонне развитых, сознательных и активных строителей коммунизма,

«увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой» [386].

В этом отношении советская школа коренным образом отличается от старой, буржуазной школы, которая на словах стояла «вне политики» и руководители которой проводили принцип отрыва школы от жизни в целях подготовки

«прислужников, необходимых для капитализма» (Ленин) .

Деятели советской школы руководствуются программой большевистской партии, согласно которой

«школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» [387].

Последовательно связывая школу с жизнью и с политикой большевистской партии, Советское социалистическое государство ведёт борьбу против «левых» на словах, реакционных на деле «теориек» растворения школы в жизни, «отмирания школы». Советское государство создало твёрдый школьный режим, повысило роль учителя в школе, приняло меры к стабилизации программ и учебников, определило место и роль общественных организаций (прежде всего пионерской, комсомольской) в воспитании школьников.

Коммунистическая партия и советское правительство добиваются того, чтобы советская школа обеспечивала хорошее овладение основами наук — физикой, биологией, химией, математикой, географией, родным языком и иностранными языками и т. д. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. о начальной и средней школе говорится:

«Всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание которых должно быть поставлено на основе строго определённых и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшее извращение идеи политехнической школы. „Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество“ (Ленин) » [388].

Таким образом, развивая и укрепляя советскую школу, большевистская партия и Советская власть ведут борьбу на два фронта: во-первых, против попыток сохранения старой, буржуазной, словесной школы, основанной на отрыве теоретического обучения от практики, в частности против фактического отказа от политехнизации школы; во-вторых, против левацких концепций «отмирания школы», ведущих к снижению роли учителя, к разрушению школы.

Советское государство, руководствуясь указаниями Ленина и Сталина, считает развитие советской политехнической школы одним из существенных моментов культурной революции. Товарищ Сталин в «Кратком курсе истории ВКП(б)» пишет:

«В результате введения всеобщего обязательного образования и нового школьного строительства развернулся мощный подъём культурности народных масс. Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство. Число учащихся в начальных и средних школах выросло с 8 миллионов в 1914 году до 28 миллионов в 1936–З7 годах. Число учащихся в высших учебных заведениях выросло с 112 тысяч в 1914 году до 542 тысяч в 1936–37 годах. Это была культурная революция» [389].

Культурно-воспитательная деятельность Советского социалистического государства с каждым годом принимает всё больший размах. В 1950 г. в начальных, неполных средних, средних школах, техникумах и на курсах обучалось 37 млн. человек. Только за один год, с 1950 по 1951, число семилетних и средних школ увеличилось почти на 5 тысяч, а число учащихся в 5–10 классах этих школ увеличилось на 2 млн. 500 тыс. человек.

В 1951 г. в техникумах и других средних специальных учебных заведениях обучалось 1 384 тыс. человек, на 86 тыс. человек больше, чем в 1950 г.

В 1951 г. в СССР во всех формах обучения число учащихся составляло 57 млн. человек.

Одним из важнейших итогов культурной революции является создание новой, советской социалистической интеллигенции. В докладе товарища Сталина XVIII съезду ВКП(б) нарисована величественная картина развёртывания культурной революции в стране. Товарищ Сталин заявил:

«В результате всей этой громадной культурной работы народилась и сложилась у нас многочисленная новая, советская интеллигенция, вышедшая из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа‚ — интеллигенция, не знающая ярма эксплоатации, ненавидящая эксплоататоров и готовая служить народам СССР верой и правдой. Я думаю, что нарождение этой новой, народной, социалистической интеллигенции является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране» [390].

* * *

Вопрос об интеллигенции, об её роли в общественной жизни имеет огромный теоретический и практический интерес. Интеллигенция, учат Ленин и Сталин, не является классом, а представляет собой прослойку, общественную группу, которая выполняет особую роль в общественной организации труда. Интеллигенция — это такая общественная группа, за которой в условиях существования противоположности между трудом умственным и физическим закрепляется умственный труд. В особую общественную группу интеллигенция выделяется с возникновением классов, с возникновением противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Она сохраняется в качестве особой общественной группы и при социализме, когда уничтожается противоположность между умственным и физическим трудом, но сохраняются ещё различия в уровне культурно-технического развития между людьми умственного и физического труда. Интеллигенция перестанет быть общественной группой лишь при высшей фазе коммунизма, когда исчезнут существенные различия между умственным и физическим трудом и сохранятся лишь несущественные различия между ними.

Зарождается интеллигенция ещё в рабовладельческом обществе, дальнейшее развитие получает при феодализме, массовой становится при капитализме, когда общественное и техническое разделение труда становится особенно разветвлённым, когда создаются крупные промышленные центры и возникают города с многомиллионным населением, когда наука и техника достигают громадного развития.

Не составляя особого класса, интеллигенция не является внеклассовой или надклассовой группой. Она обслуживает господствующий класс, примыкает к нему. Ни один господствующий класс не может осуществлять своего господства без своей интеллигенции. При феодализме была дворянская интеллигенция, при капитализме существует интеллигенция буржуазная, в Советском Союзе создана новая, рабоче-крестьянская по социальному происхождению, социалистическая по своей сущности интеллигенция.

Из того факта, что классовая природа интеллигенции определяется в конечном счёте природой господствующего класса, которому она служит, не следует, что интеллигенция в антагонистическом обществе однородна. Неоднородность интеллигенции определяется многими причинами, в том числе такими, как происхождение (при капитализме в среде интеллигенции наряду с людьми из имущих классов — помещиков, капиталистов, кулаков, и т. д. есть выходцы из среды мелких чиновников, рабочих, крестьян, хотя последние не играли, как говорит товарищ Сталин, решающей роли), степень квалифицированности и в соответствии с этим относительно большая или меньшая степень удалённости от масс, род деятельности (например, непосредственное обслуживание процесса эксплуатации и угнетения трудящихся — инженер на производстве, или обслуживание потребностей господствующего класса, связанных с потребностями руководимого им общества, — учителя, врачи) и т. д. В силу всех этих обстоятельств буржуазная интеллигенция состоит из двух основных групп: верхушечной (наиболее квалифицированной и наиболее тесно связанной с буржуазией) и более многочисленной, но менее квалифицированной, занимающей средние и низшие ступени служебной лестницы. Эта вторая и наиболее многочисленная группа интеллигенции (учителя начальной и средней школы, врачи, артисты, художники и т. д.) не может не испытывать двойственного отношения к капитализму. С одной стороны, своим появлением и существованием она обязана возникновению и развитию капиталистического способа производства. С другой стороны, капитализм не даёт ей никаких гарантий обеспеченного существования в силу присущих ему кризисов, войн, инфляции, безработицы и т. д. Всё это определяет критическое отношение данной группы интеллигенции к капитализму. Такая двойственность в отношении к капитализму в некоторой мере напоминает двойственное отношение к капитализму мелкой буржуазии, являющейся промежуточным классом общества. Отсюда — известная общность психологии между мелкой буржуазией и основной частью буржуазной интеллигенции средней и низшей квалификации. Имея в виду эту особенность данной группы интеллигенции, можно говорить о её «мелкобуржуазности», хотя и в определённом ограничительном смысле. Итак, буржуазная интеллигенция делится на две основные группы: верхушечную, которая непосредственно примыкает к буржуазии и в известном отношении сливается с ней, и «мелкобуржуазную», которая в своём отношении к капитализму не может не иметь черт вышеуказанной двойственности.

В прошлом из среды старой интеллигенции выходили единицы и десятки революционных деятелей, навсегда связавших свою судьбу с судьбой рабочего движения и отдавших себя беззаветному служению народу.

Углубление общего кризиса капитализма, особенно в период, наступивший после второй мировой войны, во многом содействовало росту критического отношения интеллигенции к капитализму. Те работники интеллектуального труда, которые искренно любят науку и культуру и обладают честностью, достаточным мужеством, вынуждены признать, что капитализм в наши дни несовместим с наукой и является величайшей угрозой самому существованию цивилизации. Логика вещей приводит их к выводу, что спасти цивилизацию и дать блага культуры народу может только социализм. Великий пример советского народа, пример созидательного труда советской интеллигенции побуждает лучшую часть интеллигенции капиталистических стран переходить на позиции коммунизма. В коммунистических партиях Франции и Италии насчитываются многие тысячи работников умственного труда, а поддерживающие коммунистов и сочувствующие им среди интеллигенции во всём капиталистическом мире исчисляются сотнями тысяч. Рост симпатий к социализму, к светочу коммунизма — СССР — растёт в самых разнообразных слоях интеллигенции — от учёных и писателей с мировым именем (Ланжевен, Жолио-Кюри, Драйзер, Томас Манн, Келлерман) до рядовых инженеров, учителей, врачей и других работников умственного труда. Этот факт отражает всемирно-исторические успехи коммунизма и является следствием изменения соотношения сил в международном масштабе в пользу социализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция, которая пробила первую брешь в системе мирового империализма, проходила в этом отношении в условиях неблагоприятных. В кругах старой российской интеллигенции было очень мало людей, преданных социализму. Рабочий класс России взял власть в свои руки, не имея достаточного количества своей собственной интеллигенции. Но без интеллигенции нельзя было управлять страной. В связи с этим перед пролетарской диктатурой в СССР во всём объёме встал вопрос об использовании старой интеллигенции, о приобщении её к строительству нового общества, о привлечении её на сторону народа, на сторону Советской власти. В своём отношении к социалистической революции и народу старая российская интеллигенция расслоилась. Товарищ Сталин так характеризовал этот процесс расслоения старой интеллигенции:

«Наиболее влиятельная и квалифицированная часть старой интеллигенции уже в первые дни Октябрьской революции откололась от остальной массы интеллигенции, объявила борьбу Советской власти и пошла в саботажники. Она понесла за это заслуженную кару, была разбита и рассеяна органами Советской власти. Впоследствии большинство уцелевших из них завербовалось врагам нашей страны во вредители, в шпионы, вычеркнув себя тем самым из рядов интеллигенции. Другая часть старой интеллигенции, менее квалифицированная, но более многочисленная, долго ещё продолжала топтаться на месте, выжидая „лучших времён“, но потом, видимо, махнула рукой и решила пойти в службисты, решила ужиться с Советской властью… Третья часть старой интеллигенции, главным образом рядовая её часть, имевшая ещё меньше квалификации, чем предыдущая часть, присоединилась к народу и пошла за Советской властью. Ей необходимо было доучиваться, и она действительно стала доучиваться в наших вузах» [391].

Так проходил мучительный процесс диференциации и разлома старой интеллигенции, привёдший в конечном счёте к приобщению подавляющего большинства старой интеллигенции к социалистическому строительству. Но рабочий класс не мог ограничиться использованием и перевоспитанием старой интеллигенции. Задачи повышения культурного уровня всех трудящихся, создания новой материально-технической базы общества, развития социалистических советских наций, литературы и искусства требовали создания более многочисленной и более квалифицированной, чем старая, новой, советской интеллигенции. Процесс создания новой интеллигенции шёл параллельно с процессом перевоспитания старой. Сотни тысяч молодых рабочих и крестьян, получивших образование в советских вузах, пополняли ряды интеллигенции и, как говорит товарищ Сталин, влили в интеллигенцию, пошедшую служить Советской власти, новую кровь, изменили в корне её облик. Остатки старой интеллигенции полностью растворились в новой, народной, социалистической интеллигенции. Накануне второй мировой войны в составе советской интеллигенции 80–90% составляли выходцы из рабочих и крестьян, получившие образование при Советской власти и беззаветно преданные социализму.

О размахе государственной деятельности по созданию социалистической интеллигенции свидетельствуют следующие факты. Если в 1914 г. в нашей стране было 91 высшее учебное заведение, в которых обучалось 112 тыс. студентов, то в 1951 г. было (вместе с заочными) 887 высших учебных заведений, в которых обучалось 1 356 тыс. студентов. Только в 1950 г. различные отрасли народного хозяйства и культуры страны получили 500 тыс. специалистов, а в вузы и техникумы было принято около 800 тыс. человек. Общая численность интеллигенции в СССР составляет в настоящее время примерно пятую часть населения страны, причём прослойка интеллигенции продолжает расти.

Советская интеллигенция как новая, социалистическая интеллигенция характеризуется следующими основными чертами:

1. Народ Советского Союза создал и выпестовал свою интеллигенцию в эпоху диктатуры пролетариата, в период строительства социализма, в целях обеспечения строительства нового хозяйства и новой культуры, укрепления мощи социалистического государства. Советская интеллигенция по своему происхождению, положению в обществе, по содержанию своей деятельности и по мировоззрению является народной, социалистической, беззаветно преданной породившему её советскому народу, советскому строю, большевистской партии. Именно поэтому народ верит своей интеллигенции, любит её и доверяет ей руководство государственной, хозяйственной, культурной и общественной деятельностью в стране. В Советском Союзе впервые в истории была создана многочисленная армия интеллигенции, ставшая в ряды рабочих и крестьян для строительства коммунизма, для борьбы с империализмом. В этом коренное отличие советской интеллигенции от интеллигенции старой, дореволюционной, обслуживавшей помещиков и капиталистов и способствовавшей укреплению буржуазно-помещичьего общественного строя. Если старая, буржуазная интеллигенция служила буржуазии в эксплуатации народа, то советская интеллигенция помогает освобождению народа от капиталистического рабства, помогает повышению материального и культурного уровня народа. Если старая, буржуазная интеллигенция отдавала свои знания эксплуататорам, служила орудием распространения буржуазной идеологии среди трудящихся и отгораживалась от народа, то советская интеллигенция несёт знания и культуру народу, помогает большевистской партии осуществлять задачу коммунистического воспитания масс, задачу преодоления пережитков капитализма в сознании людей.

2. Советская интеллигенция существенно отличается от старой, дореволюционной интеллигенции и по характеру своей деятельности. Экономическая отсталость царской России и аграрный характер страны своим следствием имели немногочисленность технической интеллигенции. Советскому государству в процессе индустриализации страны пришлось создать мощную прослойку инженерно-технической интеллигенции. Осуществляя коллективизацию крестьянских хозяйств, Советское государство подготовило большое количество агрономов. Удельный вес инженерно-технического персонала и агрономов резко возрос в составе интеллигенции. При всём этом, как мы видели выше, колоссально выросло количество учителей, которые играют особую роль в повышении культурного уровня народа и осуществлении культурной революции. Многократно возросло количество деятелей науки и культуры, особенно научных работников, работников литературы и искусства, работников культурно-просветительных учреждений и т. д. В Советском Союзе сложились такие группы интеллигенции, подобные которым в условиях царской России или совсем отсутствовали или не входили в состав интеллигенции. В условиях советского строя ведущую группу интеллигенции составляют кадры партийного и государственного аппарата, деятельность которых играет существенную роль в определении направления развития всех отраслей хозяйства и культуры. В армию советской интеллигенции входят также работники аппарата карательных органов, разведки, адмиралы, генералы, офицеры и весь технически подготовленный состав Советской Армии и Флота. В состав советской интеллигенции входят многие сотни тысяч передовиков промышленности, транспорта, колхозов и совхозов, от председателей колхозов и бригадиров, мастеров цехов и участков до стахановцев-новаторов производства и колхозников-опытников, двигающих вперёд науку и технику. О такого рода кадрах интеллигенции не было и не могло быть речи в капиталистическом обществе. Наличие такой прослойки в составе советской интеллигенции служит ещё одним свидетельством её неразрывной связи с народом, показателем того, что народные массы в условиях диктатуры пролетариата многообразными путями поднимаются до уровня интеллигенции.

Буржуазия, используя интеллигенцию, основную её часть держала и держит в чёрном теле, не очень доверяет ей и к управлению буржуазным государством привлекала и привлекает лишь её верхушку, фактически слившуюся с буржуазией. Рабочий класс и Советское социалистическое государство поднимают значение интеллигенции на необычайную высоту и всю интеллигенцию наряду со всеми трудящимися вовлекают в управление страной.

3. Если при капитализме усиливаются классовые противоречия и конфликты, углубляется противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, а в соответствии с этим усиливается процесс обособления интеллигенции от народа, то в Советском Союзе происходит обратный процесс: укрепляется моральное и политическое единство советского народа; преодолена былая противоположность между умственным и физическим трудом, постепенно преодолеваются существенные различия между ними; в соответствии с этим стали падать и стираться грани, отделяющие интеллигенцию от рабочих и крестьян.

Рабочие и крестьяне СССР повседневно повышают свой культурный уровень, твёрдо и уверенно идут по пути, указанному Сталиным: добиться того, чтобы все рабочие и крестьяне стали культурными и образованными[392]. Развитие культурной революции в Советском Союзе ведёт к тому, чтобы сделать весь народ интеллигентным.

4. Буржуазная интеллигенция во всей своей деятельности вольно или невольно руководствуется политикой буржуазии и буржуазного государства. Советская социалистическая интеллигенция в своей деятельности руководствуется интересами трудящихся, политикой большевистской партии и Советского государства, коммунистическим мировоззрением. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. говорится:

«Все наши кадры составляют огромную армию советской интеллигенции. Советская интеллигенция всеми своими корнями связана с рабочим классом и крестьянством. Это совершенно новая интеллигенция, подобной которой нет ни в одной стране мира. Ни одно государство не могло и не может обойтись без своей интеллигенции, тем более не может обойтись без своей интеллигенции социалистическое государство рабочих и крестьян. Нашу интеллигенцию, выросшую за годы Советской власти, составляют кадры государственного аппарата, при помощи которых рабочий класс ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику. Это — вчерашние рабочие и крестьяне и сыновья рабочих и крестьян, выдвинувшиеся на командные посты. Особое значение имеет интеллигенция в такой стране, как наша, где государство направляет все отрасли хозяйства и культуры, в том числе и сельское хозяйство, и где каждый государственный работник, чтобы сознательно и с успехом выполнять свою работу, должен понимать политику государства, его задачи во вне и внутри страны» [393].

Перечисленные особенности советской социалистической интеллигенции свидетельствуют о новой природе этой интеллигенции и о её новой роли в общественной жизни. Они свидетельствуют далее о том, что количественный и качественный рост советской интеллигенции, опирающейся на культурный подъём всего народа, является законом коммунистического строительства. Стирание граней между интеллигенцией и рабочим классом не означает ни принижения уровня знаний интеллигенции до уровня рабочих, ни уменьшения её численности. Наоборот, всемерное развитие интеллигенции и дальнейшее повышение её идейного и теоретического уровня и мастерства — важнейшее условие ликвидации ещё имеющихся существенных различий между умственным и физическим трудом. Только всемерное развитие советской интеллигенции подготовит поднятие всех рабочих и крестьян до уровня интеллигенции.

Вот почему большевистская партия и Советское государство уделяют особое внимание идейно-политическому воспитанию интеллигенции. Товарищ Сталин в ряде своих выступлений и особенно в докладе XVIII съезду ВКП(б), рассматривая вопрос об интеллигенции, обращает внимание на необходимость заботливого отношения к интеллигенции и требует решительной борьбы с проявлениями пренебрежительного отношения к советской интеллигенции. Товарищ Сталин, коммунистическая партия обращают внимание на воспитание интеллигенции в духе марксизма-ленинизма. В работе с интеллигенцией партия постоянно руководствуется следующими указаниями товарища Сталина:

«Нужно признать, как аксиому, что чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы, и наоборот, — чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение. Можно с уверенностью сказать, что, если бы мы сумели подготовить идеологически наши кадры всех отраслей работы и закалить их политически в такой мере, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы сумели сделать их вполне зрелыми марксистами-ленинцами, способными решать без серьёзных ошибок вопросы руководства страной, — то мы имели бы все основания считать девять десятых всех наших вопросов уже разрешёнными».

И далее:

«Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма» [394].

Показателем огромного внимания, которое большевистская партия и лично товарищ Сталин уделяют вопросам коммунистического воспитания и идеологической закалке советской интеллигенции, служит тот факт, что «Краткий курс истории ВКП(б)», созданный великим Сталиным, был обращён прежде всего к кадрам интеллигенции и лёг в основу всей пропагандистской работы партии. Показателем внимания к советской интеллигенции являются также решения Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам и проведённые под направляющим воздействием партии дискуссии в области философии, биологии, физиологии, языкознания и др., сыгравшие огромную роль в идеологической закалке советской интеллигенции, в победе передовых направлений в науке и искусстве.

Осуществление всеобщего обязательного семилетнего образования и рост советской интеллигенции — важнейшие моменты культурной революции. Вместе с тем это пути, подготавливающие ликвидацию существенных различий между умственным и физическим трудом. Однако всеобщее обязательное образование и создание интеллигенции — не единственные пути поднятия культурного уровня страны. Советское социалистическое государство осуществляет всесторонний культурный подъём народа различными методами и путями. Так, в промышленности СССР пополнение рабочего класса осуществляется организованно — через систему трудовых резервов. Ремесленные училища обеспечивают не только техническую грамотность молодых рабочих и овладение ими определённой профессией, но и известный минимум общеобразовательных знаний, культуры. Молодёжь, пополняющая рабочий класс, пройдя через ремесленные училища, имеет всё необходимое для того, чтобы самостоятельно получать среднее образование через систему вечерних школ и техникумов, повышать свой общеобразовательный и технический уровень. Тысячи советских рабочих, ставших знатными людьми страны, многие представители новаторской интеллигенции, вроде Н. Российского, начинали свой путь в ремесленном училище. В настоящее время ремесленные училища и школы фабрично-заводского образования являются основным источником пополнения рабочего класса Советского Союза.

Советское социалистическое государство ввело систему обязательного для рабочих всех специальностей техминимума, развернуло широкую сеть различного рода курсов по повышению технического и общеобразовательного уровня рабочих, организует передачу стахановского опыта в порядке социалистического соревнования и т. д. В результате подобного рода мероприятий уже сейчас в Советском Союзе много заводов, на которых большинство рабочих имеет среднее образование и все рабочие и служащие учатся.

В колхозной деревне, в совхозах и МТС трудящиеся успешно овладевают техникой и достижениями культуры. Колхозники изучают агротехминимум, борются за внедрение передовой, мичуринской науки в производство. Сотни тысяч передовиков-колхозников своим трудом, своим новаторством обогащают биологическую науку. Многочисленная сельская интеллигенция активно помогает колхозникам повышать свой общеобразовательный уровень и овладевать агротехникой. Развернувшаяся грандиозная работа по осуществлению сталинского плана преобразования природы степной засушливой полосы Советского Союза, по осуществлению 15-летнего плана лесонасаждений, создания водоёмов, каналов и орошения земли, по внедрению травопольной системы в земледелие и т. д. потребовала подготовки сотен тысяч специалистов в этой области и послужила могучим толчком к дальнейшему повышению культуры всего колхозного крестьянства.

Повышение материального и культурного уровня рабочего класса и крестьянства, осуществляемое на базе социалистической системы хозяйства, является могучим источником выдвижения новых отрядов социалистической интеллигенции снизу (стахановцы промышленности и транспорта, передовики социалистического земледелия и т. д.). Характерной чертой этих отрядов интеллигенции является то, что они, поднимая на новую ступень развития производительный труд, соединяют физический труд с трудом умственным, совершенствуя и двигая вперёд технику, технологию, агротехнику и т. д. Именно эти отряды интеллигенции прежде всего дают нам пример того соединения физического труда с умственным, которое присуще коммунизму.

Конечно, нельзя относить всех стахановцев и передовиков сельского хозяйства к интеллигенции. В настоящее время до уровня интеллигенции поднялись не все стахановцы, но лишь часть их, наиболее продвинувшаяся вперёд в своём культурном развитии. Великое значение стахановского движения состоит прежде всего в том, что оно ведёт к завоеванию такой производительности труда и такого культурно-технического подъёма рабочего класса и крестьянства, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму. Товарищ Сталин в речи на первом Всесоюзном совещании стахановцев в ноябре 1935 г. говорил, что стахановцы — это

«рабочие и работницы, люди культурные и технически подкованные, дающие образцы точности и аккуратности в работе, умеющие ценить фактор времени в работе и научившиеся считать время не только минутами, но и секундами. Большинство из них прошло так называемый технический минимум и продолжает пополнять своё техническое образование. Они свободны от консерватизма и застойности некоторых инженеров, техников и хозяйственников, они идут смело вперёд, ломая устаревшие технические нормы и создавая новые, более высокие, они вносят поправки в проектные мощности и хозяйственные планы, составленные руководителями нашей промышленности, они то и дело дополняют и поправляют инженеров и техников, они нередко учат и толкают их вперёд, ибо это — люди, вполне овладевшие техникой своего дела и умеющие выжимать из техники максимум того, что можно из неё выжать. Сегодня стахановцев ещё мало, но кто может сомневаться, что завтра их будет вдесятеро больше? Разве не ясно, что стахановцы являются новаторами в нашей промышленности, что стахановское движение представляет будущность нашей индустрии, что оно содержит в себе зерно будущего культурно-технического подъёма рабочего класса, что оно открывает нам тот путь, на котором только и можно добиться тех высших показателей производительности труда, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму…» [395]

Эти слова были сказаны товарищем Сталиным, когда только что родилось стахановское движение. С тех пор прошло семнадцать лет. За эти годы на новую высоту поднялись материальный и культурный уровень советского народа и его коммунистическая сознательность. Стахановское движение из промышленности перебросилось в сельское хозяйство и выросло во всенародную силу. Предельщики и консерваторы от науки давно разбиты, и стахановцы промышленности и сельского хозяйства вместе с инженерно-техническими работниками и агрономами, вместе с деятелями советской науки совместно решают задачи дальнейшего подъёма народного хозяйства и внедрения передовой науки в производство. На основе культурно-технического подъёма рабочего класса и колхозного крестьянства всё новые и более многочисленные группы рабочих и крестьян поднимаются до уровня интеллигенции. Советская страна успешно решает задачу преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом.