Советское социалистическое государство, являясь орудием строительства нового, коммунистического общества, руководит созданием новой, социалистической культуры. Социалистическая культура создаётся трудящимися массами на основе критического овладения материальными и духовными ценностями, накопленными человечеством на всём протяжении развития общества.

Взятая в целом культура всегда выступает в исторически определённой форме, поскольку важнейшие её элементы — производственно-технические навыки людей, их культурный уровень, характер литературы, искусства, науки и т. д. — носят исторически обусловленный характер. Культура по своему содержанию меняется с каждым новым периодом развития общества и в каждую историческую эпоху имеет свои специфические черты. В каждом обществе, соответственно его производительным силам, базису и надстройке, имеется своя культура.

В классовом обществе культура носит классовый характер и в основном является культурой господствующего класса, который командует в области материального и духовного производства и накладывает свой отпечаток на весь характер культуры. До тех пор пока существуют национальные различия, культура может выступать лишь в национальной форме, причём национальная по форме культура в классовом обществе является культурой по преимуществу господствующего класса.

Таковы коренные положения, которые необходимо учитывать при определении культуры. При этом следует иметь в виду следующие два момента.

Во-первых, из того, что культура классового общества, национальная по форме, есть культура господствующего класса, отнюдь не следует, что угнетённые классы не создают элементов своей культуры. В противовес культуре господствующего класса угнетённые классы создают элементы своей культуры и прежде всего элементы культуры надстроечного порядка, которые отражают противоречия, разъедающие классовое общество, и экономическое положение угнетённого класса. Сюда относятся политические, этические и другие взгляды угнетённого класса, его организации и т. д. Ленин говорит:

«В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве ещё черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры. Поэтому „национальная культура“ вообще (речь идёт о буржуазном обществе. — Д. Ч .) есть культура помещиков, попов, буржуазии» [396].

Во-вторых, в самой культуре господствующего класса, например буржуазии, есть элементы, которые не ликвидируются с ликвидацией господства буржуазии и уничтожением её как класса, а воспринимаются новым, революционным классом, утвердившим своё господство для строительства нового общества и новой культуры. Это относится не только к материальным ценностям (и прежде всего орудиям труда, предметам бытового обслуживания), к достижениям естественных наук, техники и т. д., но и к области надстроечных форм, поскольку общественные идеи и теории восходящей буржуазии служили для идеологов рабочего класса материалом, из которого они извлекли рациональное зерно для формирования своей идеологии.

Исходя из этих двух моментов, необходимо признать, что переход от старой культуры к новой, социалистической предполагает, с одной стороны, продолжение и развитие передовых традиций демократических элементов культуры угнетённых классов прошлого (при всём, разумеется, качественном отличии социалистической культуры пролетариата от демократических элементов культуры угнетённых масс в прошлом), с другой стороны, создание социалистической культуры немыслимо без критического овладения и переработки старой культуры. Ленин учит:

«Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» [397].

Рассматривая марксизм как последовательно научную теорию, противостоящую всем предшествующим теориям общественного развития, Ленин заявлял:

«Марксизм завоевал себе своё всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, одухотворяемая практическим опытом диктатуры пролетариата, как последней борьбы его против всякой эксплуатации, может быть признана развитием действительно пролетарской культуры» [398].

Указаниями Ленина и Сталина руководствуются Советское социалистическое государство и коммунистическая партия, организуя трудящихся на создание и развитие социалистической культуры советского общества. Советское государство организовало массовое движение трудящихся за овладение грамотностью и знаниями, накопленными человечеством, в связи с чем создало многочисленную сеть культурно-просветительных учреждений. Оно взяло на учёт все памятники старины, культурные ценности и приняло меры к их охране, развернуло работу по ознакомлению трудящихся с памятниками культуры прошлого, поставило их на службу делу культурного подъёма народных масс. Декрет Советской власти о сохранении художественных ценностей и памятников старины был подписан Лениным 19 сентября 1918 г.‚ в самый тяжёлый год, который переживала социалистическая революция, когда Советская Россия находилась в огненном кольце гражданской войны и иностранной интервенции. Советское государство приняло все меры к сближению литературы и искусства с народом, с революцией. Оно создало условия для всемерного развития науки в Советском Союзе, для связи науки с жизнью, с практикой, с социалистическим строительством.

Социалистическое государство в своей культурно-воспитательной работе исходит из того, что создать социалистическую культуру на основе критического овладения старым культурным наследством можно лишь при том условии, если в борьбу за создание новой культуры будут вовлечены все трудящиеся, которые были угнетены, придавлены при капитализме, и если строительство социалистической культуры будет рассматриваться как составная часть общеклассовой борьбы пролетариата против капитализма, за социализм. Иными словами, социалистическую культуру можно создать при условии, если культурное строительство будет составлять часть общепролетарского дела, составную часть коммунистической революции.

Благодаря неустанной заботе большевистской партии и советского правительства в СССР насчитывается в настоящее время свыше 350 тыс. библиотек с количеством более 700 млн. книг. Только профессиональные союзы имеют свыше 8 тыс. дворцов культуры и клубов. В стране функционируют тысячи киноустановок. Колоссально выросло количество театральных и музыкальных учреждений. С 1918 по 1950 гг. в Советском Союзе было выпущено 971 тыс. наименований книг, тираж которых превышает 12,5 млрд. экземпляров. В стране выходит более 7 700 газет и 1 400 журналов. Разовый тираж газет в 1950 г. превысил 33,5 млн. экземпляров. Таковы некоторые данные, свидетельствующие о том, как трудящиеся в Советском Союзе пользуются всеми достижениями культуры.

Большевистской партии и Советскому государству в процессе созидания социалистической культуры пришлось выдержать упорную борьбу с многочисленными врагами рабочего класса и его культуры. При этом очень часто враги пролетарской социалистической культуры рядились в тогу «друзей» пролетарской культуры, как это было, например, с «Пролеткультом», который был заполнен социально чуждыми рабочему классу элементами, пропагандистами упадочной буржуазной культуры: декадентства, футуризма, идеалистической философии, в частности махизма, и т. п. Бухаринцы, троцкисты и другие враги народа противопоставляли «Пролеткульт» Советскому государству и ленинско-сталинской политике в области культуры.

Ленин и Сталин разоблачили пролеткультовцев как носителей буржуазных воззрений, мелкобуржуазной анархичности и неорганизованности. Реакционность и вредность воззрений пролеткультовцев Ленин и Сталин усматривали в том, что пролеткультовцы:

а) отбрасывали всё старое культурное наследство, все достижения прежней культуры, предлагая строить новую, «пролетарскую» культуру на голом месте;

б) рекомендовали создавать пролетарскую культуру «лабораторным» путём в организациях «Пролеткульта», вне революционной борьбы и созидательной деятельности народных масс;

в) руководствовались реакционной, идеалистической, махистской философией, противопоставляя её единственно научной философии диалектического материализма;

г) противопоставляли «Пролеткульт» коммунистической партии и Советскому государству, становясь притягательным центром для антинародных сил, боровшихся против Советской власти и её политики.

Под руководством Ленина и Сталина большевистская партия разоблачила пролеткультовцев и разгромила их. Партия и Советская власть отвергли, как

«теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации, разграничивать области работы Наркомпроса и Пролеткульта или устанавливать „автономию“ Пролеткульта внутри учреждений Наркомпроса и т. п. Напротив, съезд (цитата взята из проекта резолюции, который ЦК РКП(б), по указанию Ленина, вносил на Всероссийский съезд „Пролеткульта“ в 1920 г. — Д. Ч .) вменяет в безусловную обязанность всех организаций Пролеткульта рассматривать себя всецело как подсобные органы сети учреждений Наркомпроса и осуществлять под общим руководством Советской власти (специально Наркомпроса) и Российской коммунистической партии свои задачи, как часть задач пролетарской диктатуры» [399].

В соответствии с этой резолюцией, одобренной ЦК РКП(б), и директивным письмом ЦК РКП(б) «пролеткульты» были реорганизованы в отделы органов народного образования, укреплены коммунистическими кадрами и в конечном счёте растворились в органах народного образования. В основу всей работы по строительству советской культуры была положена директива Ленина:

«1. В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком. 2. Поэтому пролетариат, как в лице своего авангарда, коммунистической партии, так и в лице всей массы всякого рода пролетарских организаций вообще, должен принимать самое активное и самое главное участие во всём деле народного просвещения. 3. Весь опыт новейшей истории и в особенности более чем полувековая революционная борьба пролетариата всех стран мира со времени появления „Коммунистического Манифеста“ доказали бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата» [400].

Рассмотрим, как на основе этих принципиальных положений, лёгших в основу политики Советского государства в области культуры, развивались советская литература, искусство и наука.

В переходный от капитализма к социализму период, как известно, классовая борьба во всех областях общественной жизни принимает особенно острые формы. Рабочий класс, как господствующий класс общества, ведя всестороннюю классовую борьбу против враждебных пролетарской революции сил, заинтересован в укреплении существующей власти, советского строя, в созидании нового общества‚ новой культуры.

В области культуры, борясь с враждебной идеологией, рабочий класс стремится оторвать интеллигенцию от буржуазии и поставить её на службу социалистическому строительству. Опираясь на Советское государство, рабочий класс неустанно укрепляет и расширяет своё руководство на всех участках идеологического фронта, в том числе на фронте литературы и искусства.

Борясь за идейную гегемонию пролетарских писателей, партия в то же время боролась «против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно к специалистам художественного слова». Она боролась против нигилистического, левацкого отношения к писателям и художникам, которые, не будучи пролетарскими по своей идеологии, сотрудничали с Советской властью или, преодолевая колебания, шли к этому сотрудничеству. Коммунистическая партия и Советская власть настойчиво выращивали новые отряды писателей и художников из среды рабочих и крестьян и воспитывали их в духе марксизма-ленинизма, как сознательных проводников коммунистической идеологии в литературе и искусстве.

В годы нэп, когда влияние чуждых пролетариату течений было особенно сильным, а пролетарские кадры в литературе и искусстве были слабы, коммунистическая партия помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций (РАПП и т. п.) среди работников искусства. Эти организации на определённом этапе играли существенную роль в борьбе за социалистическое искусство. Однако к руководству ими пробрались вульгаризаторы марксизма, скрытые враги народа, которые пытались превратить РАПП и т. п. в сектантские группы пролеткультовского типа и использовать их для борьбы против советской культуры.

Ленинизм учит, что руководство в области литературы и искусства в социалистическом государстве принадлежит не отдельным организациям, а рабочему классу в целом, что своё руководство рабочий класс осуществляет через коммунистическую партию и Советское государство.

В своей политике в области искусства большевистская партия исходила и исходит из того, что приобщение литературы и искусства к жизни, к борьбе народных масс, правдивость в искусстве неминуемо приведут художников и писателей к коммунизму. Весь ход социалистического строительства подтвердил глубокую мудрость и правильность ленинско-сталинской политики в области литературы и искусства. В процессе строительства социализма произошёл поворот беспартийных писателей и художников к социализму. В то же время неизмеримо выросли пролетарская литература и искусство. Всё это привело к необходимости замены устаревших форм организации художественной интеллигенции новыми организационными формами.

На примере работников литературы и искусства можно видеть силу исторических указаний И. В. Сталина о том, что в Советском Союзе

«беспартийных отделяет теперь от буржуазии барьер, называемый советским общественным строем. Этот же барьер объединяет беспартийных с коммунистами в один общий коллектив советских людей . Живя в общем коллективе, они вместе боролись за укрепление могущества нашей страны, вместе воевали и проливали кровь на фронтах во имя свободы и величия нашей Родины, вместе ковали и выковали победу над врагами нашей страны. Разница между ними лишь в том, что одни состоят в партии, а другие нет. Но это разница формальная. Важно то, что и те и другие творят одно общее дело. Поэтому блок коммунистов и беспартийных является естественным и жизненным делом» [401].

23 апреля 1932 г. было принято историческое решение ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, в котором отмечались принципиальные изменения, происшедшие на фронте литературы и искусства, связанные с огромным ростом советского искусства и сплочением всей художественной интеллигенции на платформе Советской власти и социалистического строительства. В решении говорилось:

«В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества. Это обстоятельство создаёт опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству. Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы» [402].

В соответствии с этим решением была проведена ликвидация РАПП и других подобных организаций и созданы Союз советских писателей, Союз советских композиторов и т. д. с коммунистическими фракциями в них.

Вредительские троцкистско-бухаринские элементы попытались сорвать назревшее дело перестройки литературно-художественных организаций и задержать бурный процесс развития советской литературы и искусства, помешать упрочению связи творчества всех художников с практикой социалистического строительства. Но эти вредительские элементы были разоблачены и разгромлены. В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей, на котором линия коммунистической партии в области литературы была выражена в ведущих докладах А. М. Горького и А. А. Жданова и закреплена в Уставе союза советских писателей.

Три коренных принципа были положены в основу Устава Союза советских писателей. Эти принципы определяют идейно-творческие пути развития литературы.

Во-первых, тесная, непосредственная связь литературы с политикой коммунистической партии и Советской власти, глубокое изучение писателями конкретной действительности и активное участие их в социалистическом строительстве как решающее условие роста художественной литературы, её мастерства, идейно-политической насыщенности и практической действенности.

Во-вторых, принцип социалистического реализма как ведущий творческий принцип, выработанный под руководством большевистской партии и лично И. В. Сталина на основе критического овладения литературным наследством прошлого, изучения и обобщения опыта победоносного социалистического строительства и роста социалистической культуры, прежде всего роста советской литературы. В Уставе Союза советских писателей говорится:

«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

В-третьих, разнообразие форм, стилей и жанров, творческих приёмов вообще, как результат строгого следования принципу социалистического реализма, как результат победы социализма, обеспечившей исключительные возможности для развития и расцвета литературы, искусства, науки, культуры вообще. В Уставе Союза советских писателей говорится:

«Победа социализма, небывалый в истории человечества бурный рост производительных сил, растущий процесс ликвидации классов, уничтожения всякой возможности эксплуатации человека человеком и уничтожения противоположности между городом и деревней, наконец, небывалые успехи роста науки, техники и культуры — создают безграничные возможности качественного и количественного роста творческих сил и расцвета всех видов искусства и литературы».

В соответствии с этими принципиальными положениями была определена организационная структура Союза советских писателей как единой организации советских писателей. В создании Союза советских писателей огромную роль сыграл великий пролетарский писатель А. М. Горький, а вся перестройка литературно-художественных организаций проходила под непосредственным руководством Центрального Комитета большевистской партии и лично И. В. Сталина.

По типу Союза советских писателей были созданы союзы творческих работников в области музыки, живописи, архитектуры и т. д. Новые организации творческих работников в области литературы и искусства сложились в тот период, когда Советское государство в результате ликвидации эксплуататорских классов вступило во вторую фазу своего развития. Эти организации играют исключительно важную роль в развитии литературы и искусства по пути социалистического реализма. Они содействуют дальнейшему подъёму советской литературы и искусства и повышению их роли в коммунистическом воспитании трудящихся.

Советское государство создаёт все условия для всемерного развития советской литературно-художественной общественности, развития и укрепления самодеятельных организаций писателей и художников и улучшения их работы. Новым вкладом в социалистическую эстетику явились решения Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам, принятые в послевоенный период. Развивая Ленинское положение о партийности литературы и борясь за большевистскую партийность, за коммунистическую идейность всех видов искусства, Центральный Комитет большевистской партии, И. В. Сталин особое внимание советской общественности обращают на следующее.

Советская литература и искусство должны быть правдивыми, рисующими жизнь советских людей и их борьбу за коммунизм во всей её многогранности, не упуская из виду перспективы движения к коммунизму. Советские художники своевременно должны замечать то новое, передовое, что рождается в жизни, художественно отображать и тем пропагандировать его, вскрывать, разоблачать и осуждать отживающее и помогать партии и народу преодолевать и ликвидировать это отживающее.

Партия, товарищ Сталин указывают на то, что художественные произведения должны показывать все стороны жизни советских людей — от производства до быта, во всём объёме раскрывать новые, рождённые революцией прекрасные качества советских людей и беспощадно бичевать уродливые черты, ещё встречающиеся у отдельных людей. Сатирическая струя должна занимать своё место в творчестве советских писателей, учит товарищ Сталин.

Советская литература и искусство должны быть тесно связаны с жизнью народных масс, с практикой коммунистического строительства. Произведения литературы и искусства должны быть близки и понятны народу и удовлетворять возросшие духовные запросы и эстетические вкусы советских людей.

Литература и искусство Советского Союза призваны воспитывать советских людей, в особенности молодёжь, в духе преданности социализму и народу. Поэтому они должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя, — политикой большевистской партии.

«Советский строй не может терпеть воспитания молодёжи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безидейности. Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства» [403].

Правдивость и народность, неразрывная связь с политикой большевистской партии и Советского государства, основанной на законах общественного развития и выражающей интересы советского народа, составляют основу идейности советской литературы и искусства.

Характерной чертой идейности советской литературы и искусства является её оптимистический, жизнеутверждающий характер, отражающий глубину и многогранность народного творчества, силу и непобедимость народа, взявшего власть в свои руки и построившего новое общество. Именно поэтому советское искусство воспитывает людей бодрыми, верящими в своё дело, не боящимися трудностей, способными преодолеть всякие препятствия на пути к великой цели — к коммунизму.

Идейность советской литературы и искусства выступает в критике и разоблачении разлагающейся буржуазной культуры, в пропаганде превосходства советского общественного строя над капиталистическим строем, в правдивом показе высоких моральных качеств советских людей. Советское многонациональное социалистическое искусство помогает коммунистической партии и Советскому государству воспитывать народ, культивирует и развивает советскую национальную гордость, воспитывает массы в духе благородного советского патриотизма и интернационализма.

Коммунистическая идейность литературы и искусства требует того, чтобы в основу отношений между писателями, художниками были положены не личные, приятельские отношения, не обывательские интересы, а интересы коммунистического воспитания советских людей, интересы развития литературы и искусства. Писатели, художники, критики всегда и во всём должны руководствоваться интересами народа и социалистического государства, сознавать свою ответственность перед народом, перед коммунистической партией и государством, создавшими небывало благоприятные условия для творчества и ничего не жалеющими для расцвета высокохудожественной и высокоидейной литературы и искусства.

Таковы основные положения, определяющие идейность советской литературы и искусства, направляющие их развитие и расцвет в условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму. Этими принципами руководствуются все художественные организации Советского Союза. Из того, что эти принципы лежат в основе творчества советских писателей и художников, совсем не следует, что нет необходимости активно бороться за их осуществление. Эта борьба необходима, во-первых, потому, что понимание важности этих принципов ещё не означает умения реализовать их в творчестве. У советских художников есть ещё идейные срывы и серьёзные недостатки в отдельных художественных произведениях, творческие неудачи, хотя произведения создавались авторами, прекрасно понимающими и субъективно стремившимися реализовать установки коммунистической партии в области искусства. Эта борьба необходима, во-вторых, потому, что пережитки капитализма в сознании людей, как известно, очень живучи и они дают себя чувствовать в художественном творчестве.

Центральный Комитет ВКП(б) своими решениями по идеологическим вопросам в послевоенный период вскрыл серьёзные недостатки в работе литературно-художественных организаций. Партия разоблачает чуждые советскому искусству и советскому строю тенденции и нравы, проникающие в ряде случаев в советскую литературу и искусство. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. отмечены серьёзные политические ошибки, допущенные журналами «Звезда» и «Ленинград», и решительно осуждена проповедь гнилой безидейности, пошлости, пессимизма и аполитичности, осуществлявшаяся отдельными писателями, составляющими подонки литературы. Коммунистическая партия и советская общественность дали отпор проявлениям чуждого народу барского эстетства, формализма, трюкачества в литературе и искусстве как явлениям, чуждым характеру и духу советской литературы и искусства. Большевистская печать и советская общественность разоблачили носителей безродного космополитизма, отрицавших преемственность передовых традиций в развитии литературы и искусства народа и угодничавших перед растленной буржуазной культурой англо-саксонских и других империалистических стран.

Коммунистическая партия пресекла рецидивы рапповщины, заключавшиеся в противопоставлении беспартийных писателей писателям-коммунистам, в противопоставлении советского искусства классическому искусству прошлого, в игнорировании того, что большевистская партийность в искусстве в наши дни раскрывается в сталинском принципе идейности советского искусства.

Большевистская партия и советская общественность, ведя решительную борьбу с проявлениями буржуазных влияний в литературе и искусстве, проникающих к нам из капиталистических стран, обеспечивают развитие советской литературы на путях социалистического реализма, на путях высокой идейности, что составляет важнейшие условия расцвета советского искусства.

Определяя идейное и художественное направление развития литературы и искусства, большевистская партия и Советская власть не только создали для писателей и работников искусства, в соответствии с принципом социализма «от каждого — по его способностям, каждому — по его труду», высокий материальный уровень жизни, но и окружили их вниманием, заботой, воспитали у всего народа чувство глубокой любви к советским писателям и художникам. Высшим проявлением признательности со стороны народа и Советского социалистического государства к творческим работникам в области литературы и искусства за создаваемые ими высокоидейные и высокохудожественные произведения является награждение писателей и художников орденами и медалями СССР и ежегодное присуждение авторам лучших произведений Сталинских премий.

Окружённые заботой коммунистической партии, советского правительства и всего народа, советская литература и искусство стали могучей общественной силой, активно участвующей в строительстве коммунизма, воспитывающей советских людей как активных и сознательных борцов за коммунистическое общество. Велика и международная роль советского искусства. Одним из показателей громадной роли советского искусства в международной жизни, показателем его авангардной роли на арене международного искусства служит борьба советского искусства и советских литературно-художественных организаций за мир во всём мире. Голос советского искусства, голос советских писателей и художников звучит во всём мире, и к нему прислушиваются все сторонники мира во всех странах земного шара.

* * *

Строительство социализма и коммунизма немыслимо без развития науки. Социалистическая революция, утвердившая господство общественной собственности, создала условия для превращения всех достижений науки, техники, культуры во всенародное достояние. В самом начале социалистической революции в России Ленин писал:

«Перед победившим пролетариатом открылась земля, ныне ставшая общенародным достоянием, и он сумеет организовать новое производство и потребление на социалистических принципах. Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» [404].

Предвидение Ленина полностью сбылось. В Советском Союзе наука действительно стала всенародным достоянием, могучей народной силой, используемой для развития производительных сил социалистического общества, для преобразования природы в интересах трудящихся.

В развитии советской науки и в установлении органической связи науки с коммунистическим строительством решающую роль сыграло Советское социалистическое государство. Непосредственно после победы социалистической революции, после установления Советской власти Ленин и Сталин, большевистская партия приняли срочные меры к охране оборудования учреждений Академии наук, исследовательских институтов и университетов, к обеспечению научных работников средствами жизни. В самые критические моменты революции, когда в отчаянной схватке с хозяйственной разрухой, голодом, нашествием интервентов молодая Советская республика напрягала все силы для победы, великий Ленин ни на минуту не упускал из виду жизнь и работу крупнейших учёных страны. Во главе Государственной комиссии содействия учёным и деятелям культуры был поставлен величайший мастер культуры Алексей Максимович Горький.

Яркими примерами заботы Советской власти, Ленина и Сталина о науке и её передовых представителях в первые годы Советской власти служат внимание и помощь, которые оказало советское правительство величайшим учёным нашего времени — И. П. Павлову и И. В. Мичурину. Великий Ленин лично интересовался условиями жизни и работы И. П. Павлова. В январе 1921 г. он подписал Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, в котором говорилось:

«Принимая во внимание совершенно исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира, Совет Народных Комиссаров постановил: 1. Образовать на основании представления Петросовета специальную комиссию… которой поручить в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников. 2. Поручить Государственному издательству в лучшей типографии республики отпечатать роскошным изданием заготовленный академиком Павловым научный труд, сводящий результаты его научных работ за последние 20 лет, причём оставить за академиком И. П. Павловым право собственности на это сочинение как в России, так и за границей. 3. Поручить комиссии по рабочему снабжению предоставить академику Павлову и его жене специальный паёк, равный по калорийности двум академическим пайкам. 4. Поручить Петросовету обеспечить профессора Павлова и его жену пожизненным пользованием занимаемой ими квартирой и обставить её и лабораторию академика Павлова максимальными удобствами. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)» [405].

По указанию Ленина и Сталина для научной работы академика Павлова и его сотрудников в селе Колтуши, теперь село Павлово, был выстроен институт, оборудованный по последнему слову науки и техники.

Глубочайший интерес проявили Ленин и Сталин к творчеству И. В. Мичурина. 18 февраля 1922 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР телеграфно запросил Тамбовский губисполком:

«Опыты по получению новых культурных растений имеют громадное государственное значение. Срочно пришлите доклад об опытах и работах Мичурина Козловского уезда для доклада председателю Совнаркома тов. Ленину. Исполнение телеграммы подтвердите» [406].

Плодовый питомник, созданный И. В. Мичуриным, советское правительство превратило в крупное научное учреждение с многочисленным штатом научных работников. Наркомзем СССР и РСФСР и Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина 3 октября 1931 г. приняли решение об организации на базе мичуринского плодового питомника учреждений всесоюзного значения: производственного учебного комбината (теперь реорганизованного в совхоз-сад на площади свыше 3 500 га), Центрального научно-исследовательского института северного плодоводства (теперь Научно-исследовательский институт плодово-ягодного хозяйства), Селекционно-генетической станции плодово-ягодных культур (теперь Центральная генетическая лаборатория имени И. В. Мичурина).

В 1934 г. в связи с восьмидесятилетием И. В. Мичурина и шестидесятилетием его деятельности И. В. Сталин послал приветственную телеграмму следующего содержания:

« Товарищу Мичурину, Ивану Владимировичу. От души приветствую Вас, Иван Владимирович, в связи с шестидесятилетием Вашей плодотворной работы на пользу нашей великой родины. Желаю Вам здоровья и новых успехов в деле преобразования плодоводства. Крепко жму руку. И. Сталин» [407].

Деятельность Советского социалистического государства по развитию науки и по перестройке работы научных учреждений в интересах строительства социализма особенно широко развернулась после окончания гражданской войны, с переходом к мирному социалистическому строительству. Академия наук СССР была переведена в Москву в целях установления постоянного контакта советского правительства и народных комиссариатов с научным руководством Академии. Значительно была расширена сеть исследовательских институтов, баз, экспедиций и филиалов Академии наук СССР. Кроме того, была создана разветвлённая сеть отраслевых научно-исследовательских институтов, работающих под непосредственным руководством наркоматов (министерств) и самым тесным образом связанных с работой промышленных предприятий, транспорта, совхозов и колхозов. За годы Советской власти в союзных советских республиках были созданы республиканские Академии наук. Все исследовательские организации и учреждения были оснащены самым современным оборудованием. Советское государство подняло материальный уровень жизни научных работников на высоту, о которой они не могли и мечтать при капитализме.

Особое внимание Советское государство обратило на подготовку кадров научных работников, вышедших из народа и преданных ему. Была создана многочисленная аспирантура и докторантура при всех крупных исследовательских учреждениях. Через систему Коммунистической Академии при ЦИК СССР, Институты красной профессуры и Академию общественных наук при ЦК ВКП(б) подготовлены тысячи научных работников в области общественных наук. В 1950 г. в высших учебных заведениях и научных учреждениях готовились к научной работе свыше 21 тыс. аспирантов, а в 1951 г. — свыше 24 тыс. аспирантов.

Сейчас Советский Союз располагает самыми совершенными и многочисленными исследовательскими организациями и самой многочисленной армией научных работников. В 1950 г. в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах СССР работало 150 тыс. научных работников, в том числе 10 тыс. докторов и 40 тыс. кандидатов наук и доцентов. Эта армия научных работников опирается на опыт, достижения и открытия сотен тысяч передовиков промышленности и сельского хозяйства, своим творческим трудом оплодотворяющих и развивающих советскую науку.

Большевистская партия и Советская власть идейно направляют развитие советской науки. В переходный от капитализма к социализму период на фронте науки, как и на всяком другом фронте, шла ожесточённая классовая борьба. Чуждые и враждебные Советской власти и народу силы — от старых буржуазных специалистов, сохранивших связи с буржуазией и ставших на путь вредительства, до троцкистско-бухаринских изменников и извергов — стремились оторвать науку от жизни, от практики социалистического строительства, насаждали антинаучные, буржуазные воззрения в науке: махизм, механицизм — в физике, витализм, вейсманизм-морганизм — в биологии, переверзевщину, формализм, рапповщину и т. п. — в литературе, идеализм и механицизм — в философии и политической экономии, антимарксистскую концепцию так называемой «школы» Покровского — в исторической науке и т. д.

Большевистская партия, руководимая Лениным и Сталиным, разоблачила и разгромила все эти реакционные, антинаучные течения и теченьица и обеспечила перестройку науки на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Трудами Ленина и Сталина, решениями партии и советского правительства, принятыми под руководством Ленина и Сталина, общественная наука в СССР поднята на необычайную высоту. Работы советских историков, философов, экономистов и учёных других отраслей общественной науки оплодотворены идеями Ленина и Сталина.

Советские учёные, работающие в области естествознания, так же как и представители общественных наук, в подавляющем своём большинстве стремятся сознательно руководствоваться в своей научной деятельности принципами диалектического материализма. Самым ярким примером сознательного применения диалектического материализма к объяснению явлений природы, в целях её преобразования, как известно, является мичуринское направление в биологии, возглавляемое в настоящее время академиком Т. Д. Лысенко.

Тесная связь советского естествознания с производством, с практикой коммунистического строительства, с опытом стахановцев промышленности и сельского хозяйства, с одной стороны, сознательное применение советскими учёными в своём научном творчестве мировоззрения диалектического материализма — с другой, раскрывают безграничные просторы для развития советской науки. В Советском Союзе развивается и крепнет подлинно передовая наука, указывающая пути и перспективы развития всей мировой науки.

Особенности и значение передовой науки с исчерпывающей полнотой охарактеризованы И. В. Сталиным. Передовая наука, учит И. В. Сталин, находится в неразрывной связи с жизнью, с практикой, с борьбой народных масс. Советская наука тесно связана с практикой коммунистического строительства. Она отвечает на назревшие задачи, вставшие в ходе всепобеждающего движения народных масс Советского Союза к коммунизму. Советская наука потому и является передовой наукой, что она занята разработкой таких вопросов, которые важны для движения общества вперёд, по пути развития производительных сил и поднятия материального и культурного уровня народных масс. Советская наука успешно работает над разрешением самых разнообразных вопросов, связанных с созданием великих строек коммунизма, с дальнейшим усовершенствованием техники производства‚ с преобразованием природы в интересах народа; одним словом, советская наука работает над обеспечением изобилия материальных и духовных благ трудящихся. Советская наука — это передовая наука, которая, как сказал И. В. Сталин,

«не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой» [408].

И. В. Сталин учит:

«Данные науки всегда проверялись практикой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом‚ — какая же это наука? Если бы наука была такой, какой её изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для человечества. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было бы, скажем, астрономии, и мы всё ещё пробавлялись бы обветшалой системой Птолемея, у нас не было бы биологии, и мы всё ещё утешались бы легендой о сотворении человека, у нас не было бы химии, и мы всё ещё пробавлялись бы прорицаниями алхимиков» [409].

Далее. Советская наука является передовой наукой потому, что она обеспечивает тесный союз старых работников науки с молодыми‚ постоянно оплодотворяется притоком свежих молодых сил, опирается на могучий подъём культуры всего народа. Советская наука потому и является передовой наукой, что она

«не даёт своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлупу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и даёт им возможность завоевать вершины науки, которая признаёт, что будущность принадлежит молодёжи от науки» [410].

Советская наука является передовой наукой также потому, что ей чужды косность, догматизм и рабское следование устаревшим традициям, ей присущи новаторство и дерзание в постановке новых творческих вопросов. Это не значит, что советская наука чурается передовых традиций прошлого. Советские учёные не только гордятся именами Ломоносова и Лобачевского, Бутлерова и Менделеева, Сеченова и Мечникова и многими другими, но и опираются на материалистические традиции, научные открытия этих корифеев науки, развивая дальше советскую науку. Советские учёные далеки от догматизма, от какой бы то ни было канонизации данных науки. Они смело идут на отказ от неправильных или устаревших положений и формул великих мужей науки. Так, мичуринцы критикуют некоторые положения Тимирязева и Вильямса, воспринимая и развивая основное содержание их учения, что прекрасно обосновал академик Т. Д. Лысенко в своей статье о Вильямсе. Советская наука потому и является передовой наукой, что её люди,

«понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, всё же не хотят быть рабами этих традиций»;

советская наука имеет смелость

«ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперёд…»

Советская наука

«умеет создавать новые традиции, новые нормы, новые установки» [411].

Советская наука является передовой наукой и потому, что она непримирима к антинаучным концепциям. Проявления антинаучных идеалистических и метафизических ошибок, к сожалению, ещё встречаются у отдельных советских учёных и в условиях построения социализма и полного разгрома буржуазных концепций, имевших хождение среди учёных в переходный от капитализма к социализму период. Разгром идеалистического морганистско-вейсманистского направления в биологии, антипавловских идеалистических тенденций в физиологии, разоблачение последователей идеалистических концепций копенгагенской школы в физике и «теории» резонанса в химии, борьба с объективизмом и космополитизмом, разоблачение идеализма и метафизики в языкознании — всё это свидетельствует о том, что передовой советской науке внутри страны приходится преодолевать различные враждебные влияния, проникающие в среду советских учёных. Тем более эту борьбу приходится вести советской науке на международной арене против тлетворных реакционных идеек, насаждающихся в науке джинсами и эддингтонами, расселами и дьюи, расистами и мракобесами различных наименований. Борьба с антинаучными воззрениями, насаждаемыми в науке реакционерами, и непримиримость к ним являются законом развития науки и особенно присущи советской науке как самой передовой и правдивой, как самой идейной и самой творческой науке.

Советская наука является передовой наукой ещё и потому, что советский строй обеспечивает свободу критики, обмен мнениями и борьбу мнений, без чего, как учит И. В. Сталин, не может преуспевать и развиваться никакая наука. Коммунистическая партия и Советская власть решительно пресекают малейшие попытки ограничить борьбу мнений в науке, помешать свободе научной критики. Они не позволяют насаждать чуждый советским принципам бюрократический аракчеевский режим в научных учреждениях. Партия и Советское государство всячески поощряют и развивают творческие дискуссии во всех областях научных знаний, направляя творческую мысль учёных на преодоление консервативных или устаревших взглядов, на развитие и обогащение передовых принципов в науке, на победу передовых принципов.

Под направляющим влиянием ЦК ВКП(б) и лично И. В. Сталина были проведены в течение последних пяти лет дискуссии в области философии, биологии, музыки, языкознания, физиологии и др. Участие И. В. Сталина в дискуссии по вопросам языкознания, его гениальный труд «Марксизм и вопросы языкознания» явились событием исторического значения, давшим могучий толчок творческому развитию всех отраслей советской науки.

Таковы важнейшие особенности советской науки как самой передовой, самой идейной науки, какая только была в истории. Самым ярким образцом такой науки является марксистско-ленинская общественная наука, непревзойдёнными творцами и мастерами которой являются Ленин и Сталин. Идеи Ленина и Сталина оплодотворяют и направляют развитие всех отраслей науки Советского Союза и передовой науки во всём мире.

Советские учёные, от крупнейших учёных до рядовых работников науки, во всей своей работе стремятся быть похожими на Ленина и Сталина. У Ленина и Сталина учатся сотни тысяч новаторов производства, которые, развивая науку «снизу», вырастают из практиков в учёных и прокладывают новые, неизведанные пути в науке и технике. На Ленина и Сталина стараются быть похожими все труженики нашей необъятной Родины, внедряющие науку в производство, преобразующие общество и природу, опираясь на данные советской передовой науки.

В СССР по всему фронту развернулось и успешно осуществляется строительство коммунистического общества на основе передовой науки. Физика, химия, примыкающие к ним прикладные науки обслуживают развернувшиеся в стране великие стройки коммунизма, процесс электрификации всего народного хозяйства, участвуют в обслуживании производственных процессов, в коренном улучшении существующей техники и создании новой техники.

Весь комплекс технических наук в СССР обслуживает промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство промышленных и бытовых объектов, а также обеспечивает создание новой техники и технологии, служит созданию материально-технической базы коммунистического общества. В частности, технические науки разрабатывают проблемы, связанные с осуществлением комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Биологические науки в Советском Союзе в тесном взаимодействии с физико-математическими, техническими, геологическими и другими науками разрабатывают принципы преобразования природы в интересах строительства коммунизма и создания изобилия материальных благ в стране, без чего немыслим коммунизм. Марксистско-ленинская общественная наука, получающая своё обогащение и развитие в трудах И. В. Сталина и его учеников, в решениях и указаниях большевистской партии, служит руководством к действию для всех тружеников социалистического общества, строящих коммунизм, для всех сторонников мира, демократии и социализма во всём мире.

Являясь орудием развития социалистического хозяйства и культуры, орудием коммунистического строительства, советская наука служит делу укрепления оборонной мощи СССР. Советские учёные, как и все советские люди, бдительно следят за происками поджигателей войны — черчиллей, трумэнов, ачесонов, эттли и К° — и своим творчеством помогают крепить могущество Советской Армии, её военной техники.

Советская наука беззаветно служит своему народу и благу трудящихся всех стран. Пламенный и животворный советский патриотизм и благородный социалистический гуманизм характеризуют деятельность советских учёных. Одним из показателей гуманизма советской науки и советских учёных служит тот факт, что вся их деятельность подчинена задаче упрочения мира между народами, дальнейшему подъёму хозяйства и культуры страны в интересах трудящихся масс, задаче повышения материального и культурного уровня всего народа, задаче построения коммунизма. Советские учёные своей работой помогают странам народной демократии, содействуют развитию их хозяйства и культуры во имя интересов трудящихся этих стран. Советские учёные возглавляют движение учёных всех стран в борьбе за мир, выросшее в могучую силу.

Всестороннее развитие науки в СССР — яркое доказательство того, что коммунизм раскрывает беспредельные горизонты для расцвета науки и творческих дерзаний. Коммунизм и наука нераздельны.

Советское государство создаёт все условия для развития науки и ставит науку на службу трудящимся, на службу коммунистическому строительству.