Советское социалистическое государство является основным орудием коммунистического строительства. Оно вовлекает всех трудящихся в строительство нового общества.
Советское государство организует трудящиеся массы на осуществление народнохозяйственного плана и контролирует выполнение плана всеми организациями, предприятиями и учреждениями. Советское социалистическое государство предусматривает и осуществляет планомерный подъём жизненного уровня и культуры трудящихся, создаёт условия для всемерного развития национальной по форме, социалистической по содержанию советской культуры. Предоставляя всем своим гражданам великие права — право на труд, на образование, на отдых и другие, избирательное право и демократические свободы, Советское государство не ограничивается этим, а создаёт все материальные условия, чтобы обеспечить всем трудящимся возможность использования этих прав, вовлекает всех трудящихся в управление государством и обучает их управлять страной.
В то же самое время Советское государство воспитывает трудящихся в духе сознательного выполнения ими своих обязанностей перед обществом и социалистическим государством. Советское общество и большевистская партия, говорит Ленин, должны объявить войну традициям и привычкам, унаследованным от старого мира, основанного на эксплуатации, насилии и лжи, должны воспитывать советских людей в духе соблюдения правил и норм коммунистического общежития. Особое внимание уделял Ленин выработке коммунистического отношения к труду. Для советских людей, живущих в великую сталинскую эпоху победившего социализма, эти указания Ленина имеют особое значение. Статьи Ленина, в которых рассматриваются эти вопросы, изучаются всей советской интеллигенцией, всеми передовыми трудящимися.
Диктатура пролетариата, писал Ленин,
«не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого революционного насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма. Крепостническая организация общественного труда держалась на дисциплине палки, при крайней темноте и забитости трудящихся, которых грабила и над которыми издевалась горстка помещиков. Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических республиках тёмной и забитой массой наёмных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов. Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов» [412].
Эта новая, коммунистическая дисциплина, говорил Ленин, рождается не из добреньких пожеланий и не сваливается готовой с неба. Она вырастает из материальных условий жизни рабочего класса и только из них. Важнейшим условием, определившим появление пролетарской, социалистической дисциплины, является крупное машинизированное производство, созданное капитализмом. В условиях диктатуры пролетариата крупное машинизированное производство ещё более усовершенствуется и распространяется на область сельского хозяйства. Без этой основы новая дисциплина труда невозможна. Носителем и проводником крупного, обобществлённого, социалистического производства и организатором его в области сельского хозяйства является рабочий класс,
«созданный, организованный, сплочённый, обученный, просвещённый, закалённый крупным капитализмом» [413].
Только рабочий класс способен выступить организатором и руководителем социалистического строительства, только он способен, перевоспитывая самого себя, руководить перевоспитанием всех других слоёв трудящихся в духе коммунизма. С ростом социализма повышается общекультурный уровень, коммунистическая сознательность и организованность рабочего класса, что является залогом укрепления его руководящей роли в советском обществе и содействует повышению общекультурного уровня и коммунистической сознательности всех трудящихся.
Установление диктатуры пролетариата и экспроприация буржуазии создают условия, когда
«впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, является возможность работы на себя , и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» [414].
Работая на себя, труженики социалистического общества бережно относятся к обобществлённым орудиям труда, экономно расходуют сырьё, топливо и вспомогательные материалы, настойчиво повышают производительность труда, обогащающего общество. Ленин пишет:
«Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжёлый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их „ближним“, а „дальним“, т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединённых сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских республик» [415].
Коммунистическое отношение к труду предполагает, разъясняет Ленин, заботу о повышении производительности труда всех тружеников социалистического общества, стремление передовых работников передать свой опыт другим, помочь отстающим, чтобы добиться общего подъёма. В этом одна из коренных особенностей социалистического соревнования.
Разоблачая апологетов капитализма, восхваляющих буржуазную конкуренцию, Ленин показал, что конкуренция в сколько-нибудь широких размерах воспитывала предприимчивость, энергию, смелость почина лишь в условиях мелкотоварного производства. Но и тогда она уродовала и калечила людей, прививая им психологию собственника и буржуазного индивидуалиста, приучая видеть в конкуренте врага, которого надо давить, глушить и уничтожать, чтобы выжить и преуспеть самому. В условиях же монополистического капитализма конкуренция
«означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения, гигантского большинства его, девяносто девяти сотых трудящихся» [416].
Социалистическое соревнование в противоположность буржуазной конкуренции не только воспитывает у людей дух творчества, инициативы и почина, не только прививает трудящимся навыки работы в коллективе и для коллектива, на основах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, но и является формой сотрудничества миллионных масс трудящихся. Ленин говорил:
«Социализм не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создаёт возможность применить его действительно широко , действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами. Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, — организовать соревнование» [417].
Лучшим свидетельством гениальной прозорливости великого Ленина, который почти на другой день после победы социалистической революции, когда только родились первые ростки нового отношения к труду, оценил их всемирно-историческое значение и ориентировал партию и Советскую власть на их поддержание и развитие, является превращение социалистического соревнования в наши дни в могучую всенародную силу, в величайший источник могущества и непобедимости Советского социалистического государства.
Коммунистическая дисциплина труда есть добросовестная и сознательная дисциплина трудящихся. Она предполагает, говорит Ленин, стройную организацию и централизованное руководство. Она должна быть поистине железной для того, чтобы трудящиеся окончательно победили капитализм.
«…Безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над буржуазией» [418],
— учил Ленин.
Такая дисциплина предполагает не только подавление сопротивления эксплуататоров, но и принуждение по отношению к тем элементам и группам трудящихся, которые вопреки подавляющему большинству тружеников советского общества нарушают дисциплину труда, ломают сознательную дисциплину рабочего класса, мешают воспитанию остальных трудящихся в духе социалистической дисциплины. Однако социалистическая дисциплина труда строится не на принуждении, а на убеждении. И прежде чем принудить недисциплинированное меньшинство, необходимо, чтобы само большинство трудящихся потребовало соблюдения правил коммунистического труда и общежития у меньшинства. В этом суть пролетарского демократизма.
Особенно нетерпимо относился Ленин к злостным нарушителям трудовой и государственной дисциплины и к расхитителям социалистической собственности. Ленин призывал объявить войну не на жизнь, а на смерть жуликам, тунеядцам и хулиганам.
«Богатые и жулики, это — две стороны одной медали, это — два главные разряда паразитов , вскормленных капитализмом, это — главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно. Всякая слабость, всякие колебания, всякое сентиментальничанье в этом отношении было бы величайшим преступлением перед социализмом» [419].
Ленин призывал как зеницу ока охранять социалистическую собственность и всей силой законов и государства расправляться с её расхитителями. Ленин учил, что социалистическое государство необходимо не только для убеждения и воспитания всех тружеников социалистического общества, но и для применения мер принуждения по отношению к отдельным лицам, нарушающим правила социалистического общежития. Без этого, говорил Ленин, нельзя обеспечить действительно железную дисциплину и самодисциплину среди трудящихся, так же как её нельзя обеспечить без повышения уровня коммунистической сознательности.
«Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» [420].
Таковы важнейшие положения Ленина по вопросу о роли Советского государства в развитии социалистического соревнования и в воспитании у трудящихся коммунистической трудовой дисциплины в условиях переходного от капитализма к социализму периода.
И. В. Сталин развил далее указания великого Ленина о выработке коммунистического отношения к труду и социалистическом соревновании как наиболее действенном пути массового порождения коммунистической сознательности. И. В. Сталин показал, что в условиях развёрнутого социалистического строительства и тем более в период перехода от социализма к коммунизму социалистическое соревнование становится подлинно всенародным делом, что оно охватывает не только подавляющее большинство рабочего класса, но также многомиллионные массы колхозного крестьянства и интеллигенции. Основой для роста социалистического соревнования и превращения его во всенародную силу является наличие социалистического государства и социалистической собственности на средства производства, превращение труда из подневольной работы на эксплуататоров в свободный труд на себя и на общество, рост материального благосостояния и культурного уровня масс в результате построения социализма и успешного продвижения к коммунизму.
«…Соревнование есть коммунистический метод строительства социализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся. На самом деле соревнование есть тот рычаг , при помощи которого рабочий класс призван перевернуть всю хозяйственную и культурную жизнь страны на базе социализма» [421].
Для социалистического соревнования как коммунистического метода строительства нового общества характерна, во-первых, деловая, революционная самокритика, беспощадно разоблачающая всё косное, отсталое, консервативное, разоблачающая конкретных носителей всего отжившего и сметающая все препоны, возникающие на пути прогрессивного народного движения и мешающие развёртыванию энергии и творческой инициативы народных масс. Во-вторых, для социалистического соревнования характерна творческая инициатива народных масс, выявляющая неисчерпаемые резервы, таящиеся в недрах советского социалистического строя, обращающая эти резервы на дело ускорения коммунистического строительства.
«Социалистическое соревнование есть выражение деловой революционной самокритики масс, опирающейся на творческую инициативу миллионов трудящихся. Всякий, кто стесняет, сознательно или бессознательно, эту самокритику и эту творческую инициативу масс, должен быть отброшен прочь с дороги, как тормоз нашего великого дела» [422].
Развивая ленинские замечания о противоположности социалистического соревнования и конкуренции, господствующей в капиталистическом обществе, И. В. Сталин показывает, что конкуренция руководствуется принципами: поражение и смерть одних, победа и господство других, в то время как принципом социалистического соревнования является товарищеская помощь отстающим в целях осуществления общего подъёма.
«Конкуренция говорит: добивай отставших , чтобы утвердить своё господство. Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше, — догоняй лучших и добейся общего подъёма » [423].
Раскрывая историческое значение социалистического соревнования, И. В. Сталин особенно подчёркивает тот факт, что оно ведёт к коренному перелому в психологии народных масс, в их взглядах на труд. В капиталистическом обществе, как и во всех других эксплуататорских обществах, господствующие классы считают труд чем-то презренным, унижающим достоинство человека. Трудящиеся, стонущие под бременем изнурительного труда на капиталистических предприятиях, — труда, обогащающего их угнетателей, не могут рассматривать личный трудовой успех как дело, заслуживающее общественного одобрения своих братьев по классу. В условиях советского строя происходит коренной перелом в отношении к труду, что особенно ярко отражается в социалистическом соревновании.
«Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести , в дело славы , в дело доблести и геройства » [424].
Под руководством И. В. Сталина социалистическое соревнование в СССР после построения фундамента социалистической экономики поднялось на новую, высшую ступень и породило стахановское движение.
Стахановское движение является новым этапом в развитии социалистического соревнования. Оно развернулось на основе технической реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны, на основе овладения трудящимися новой техникой. Стахановское движение решительно ломает устаревшие технические нормы, оно является по самому своему существу глубоко революционным. Стахановское движение, наконец, содержит в себе начатки культурно-технического подъёма рабочего класса и крестьянства и тем самым открывает новые горизонты для получения таких показателей в области производительности труда, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму.
За семнадцать лет, прошедших с момента возникновения стахановского движения, социалистическое соревнование достигло поразительных успехов. Дело не только в том, что оно быстро распространилось по всему лицу страны и в настоящее время охватило все фабрики и заводы, совхозы и колхозы Советского Союза, — в процессе развития социалистического соревнования в нём непрерывно происходят качественные сдвиги, возникают новые формы. В настоящее время речь идёт о том, чтобы не только производственные бригады, участки, смены, цехи, но и целые заводы, совхозы и колхозы перешли к высшим формам социалистического соревнования. Развернулось обучение передовым методам труда всей массы рабочих и колхозников. Стахановцы от совершенного изучения одной профессии переходят к овладению несколькими профессиями, использование техники до дна при рациональном расходовании рабочего времени сочетают с борьбой за экономию материалов, электроэнергии и т. д. Высокая культура производства сочетается с внедрением метода хозрасчёта.
Активную роль в развёртывании стахановского движения стали играть инженеры и техники в промышленности, агрономы в колхозах и совхозах. Социалистическое соревнование и его высшая форма — стахановское движение в наши дни служат могучим рычагом коммунистического воспитания советских людей.
Советское государство и большевистская партия всемерно содействуют развёртыванию социалистического соревнования во всех его формах и ведут борьбу с извращениями соревнования в тех случаях, когда такие извращения имеют место (подмена соревнования конкуренцией; механическое перенесение соревнования в учреждения, в которых коммунистическая сознательность и коммунистический труд выступают в других формах, — школы, больницы и т. д.).
Советское социалистическое государство подхватывает инициативу и почин трудящихся масс и обеспечивает материально-технические средства и условия для новых, более передовых форм организации труда, для осуществления рационализаторских предложений и изобретений, вносимых новаторами производства.
Советское государство строго и последовательно проводит принцип социализма — равная обязанность для всех честно трудиться, равное право получать вознаграждение в соответствии с качеством и количеством затраченного труда. Советское социалистическое государство осуществляет правило о том, что ударность немыслима без предпочтения, оказываемого обществом передовикам производства как в вице материального поощрения, так и в виде поощрения морально-политического, связанного с почётом и уважением, которыми в советском обществе окружают героев труда.
Вся система советской организации труда, распределения и вознаграждения за труд, вся система мер общественного воздействия в Советском Союзе рассчитана на то, чтобы стимулировать новаторство в труде, взаимную помощь и товарищеское сотрудничество на производстве. Этому же принципу подчинена система награждения медалями и орденами Союза ССР, премиальная система — от сдельно-прогрессивной оплаты труда до присуждения Сталинских премий новаторам производства, изобретателям, учёным, деятелям искусства и т. д.
Советское государство строго следит за тем, чтобы руководящие работники хозяйственного аппарата точно соблюдали советские законы и создавали все необходимые условия для развёртывания социалистического соревнования, стахановского движения. Особое внимание коммунистическая партия, Советское государство и профсоюзы уделяют повышению материального и культурного уровня трудящихся. В повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся заключается важнейший источник новых коммунистических форм труда, важнейшее условие воспитания масс в духе коммунизма.
Огромную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся большевистская партия и Советское государство проводят через государственные культурно-просветительные учреждения (библиотеки-читальни, дома культуры, избы-читальни, театры, музеи и т. д.) и массовые организации трудящихся (профсоюзы, клубы, физкультурные, научно-технические и т. п. общества).
Коммунистическое отношение к труду, уважение к законам социалистического государства, заботу о сохранности социалистической собственности Советское государство внедряет прежде всего руководя развитием социалистического хозяйства и культуры, вовлекая массы в коммунистическое строительство. Это свидетельствует о неразрывной связи культурно-воспитательной деятельности с хозяйственно-организаторской деятельностью, о том, что хозяйственно-организаторская деятельность социалистического государства носит политический характер.
Воспитывать советский патриотизм, коммунистическое отношение к труду, заботу о сохранении и развитии социалистической собственности, уважение к правилам социалистического общежития и т. д. нельзя без проведения широких массово-политических мероприятий, без использования рабочим классом всей надстройки социалистического общества в целях коммунистического воспитания и коммунистической закалки людей. Это тем более важно отметить, что строгое соблюдение советских законов и государственной дисциплины, забота об охране и развитии общественной собственности и коммунистическое отношение к труду — важнейшие, но не единственные показатели коммунистической сознательности масс. Большевистская партия и Советское государство осуществляют коммунистическое воспитание трудящихся по всем линиям, в том числе и по таким, как соблюдение правил коммунистического общежития не только на производстве, но и в быту, выработка у советских людей высокой идейности, упорства в достижении поставленных целей, развитие советского патриотизма и интернационализма, культивирование беззаветной преданности Родине и готовности защищать её до последней капли крови.
Общественно-политическая воспитательная деятельность Советского государства осуществляется всеми его органами. Поэтому очень важное значение имеет постоянная забота партии и правительства об улучшении деятельности самого государственного аппарата, о сближении его с массами, о возрастании роли воспитательных моментов в его работе. Поскольку главное в деятельности социалистического государства состоит в руководстве массами, в организации и воспитании их, постольку все без исключения органы государственной власти так или иначе осуществляют воспитательную роль. Даже военные и карательные органы социалистической государственной власти помимо своего прямого назначения — применения силы и принуждения — играют огромную воспитательную роль.
Что касается Советской Армии, сила которой прежде всего состоит в сознательности, организованности, дисциплине и других высоких моральных качествах её бойцов и командиров, то её воспитательная роль очевидна. Политическому образованию и воспитанию в Советской Армии отводится большое место. Воспитывая бойцов и командиров, Советская Армия в своих рядах вырастила сотни тысяч инициативных, волевых, преданных партии и народу, культурных работников для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
Советский суд, как на это указывал ещё Ленин, будучи карательным органом, содействует воспитанию трудящихся в духе соблюдения правил коммунистического труда и коммунистического общежития. Советское государство принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление и присуждённые к наказанию, были поставлены в условия созидательного, производительного труда и коммунистически перевоспитывались.
Благодаря постоянной и настойчивой воспитательной работе, проводимой карательными органами Советского государства, многие из бывших преступников стали честными советскими гражданами, сознательными и активными строителями коммунизма.
В условиях советского строя принуждение, осуществляемое органами Советской власти, играет воспитательную роль по отношению к лицам, нарушающим нормы и законы социалистического государства, потому что это принуждение выражает волю народа.
Воспитательное значение деятельности всех органов социалистического государства тем значительнее, чем теснее эти органы связаны с трудящимися, чем внимательнее, заботливее они относятся к нуждам и запросам масс, чем более чутко реагируют работники государственного аппарата на требования и пожелания трудящихся. Борьба против чиновничье-бездушного, бюрократического отношения к запросам трудящихся вытекает из самой сущности Советской власти как власти народных масс, выражающей их волю и интересы. Вот почему большевистская партия зорко следит за тем, чтобы недостатки в работе государственного аппарата изживались быстро и решительно, чтобы малейшие проявления бюрократизма в работе его отдельных звеньев беспощадно пресекались, чтобы связи аппарата с массами всё время росли и крепли.
Важным условием, без которого немыслимо ни улучшение работы государственного аппарата, ни воспитание масс в духе коммунизма, является приобщение народных масс к управлению государством. Советское государство добивается вовлечения масс в управление страной путём создания многочисленного советского актива вокруг органов власти, путём поголовного участия всех трудящихся в осуществлении политики Советского государства и контроля снизу над работой государственных органов. Особую роль при этом играют избирательные кампании по выборам в Верховный Совет СССР, в Верховные Советы союзных и автономных республик и в местные Советы депутатов трудящихся, массовые политические кампании, связанные с разъяснением, обсуждением и проведением в жизнь решений партии и советского правительства, активность масс в профсоюзных, колхозных и других общественных организациях трудящихся.
В отличие от буржуазных государств Советское государство не подавляет общественные организации трудящихся, а всемерно содействует их развитию, вовлекая через них всё население в активную политическую жизнь, в строительство коммунизма, в управление государством. Советские общественные организации охватывают всех трудящихся тем или иным видом общественной деятельности поголовно, а иногда и несколько раз.
Приобщаясь к управлению своим социалистическим государством, трудящиеся привыкают на первый план ставить интересы социалистического государства, по-государственному подходить к решению больших и малых вопросов во всех областях хозяйства, культуры и быта, вопросов обороны страны и внешней политики. Этот государственный подход в равной мере наблюдается как во время выборов в Советы депутатов трудящихся, когда советские люди всесторонне взвешивают каждую кандидатуру, чтобы послать в Советы лучших из лучших сынов и дочерей своей Родины, так и на производственных совещаниях, когда трудящиеся обсуждают, как им лучше выполнить государственный план. Этот государственный подход проявляется и в том, что трудящиеся активно участвуют в работе оборонных добровольных обществ и во всех мероприятиях по укреплению оборонной мощи страны, а также в той активности, с которой они поддерживают миролюбивую внешнюю политику СССР и борются за мир. Советское государство и вся советская общественность по самому своему существу рассчитаны на то, чтобы различными путями вовлечь всех без исключения тружеников социалистического общества в управление страной, вырабатывать у них навыки управления и государственный социалистический подход к решению всех вопросов.
Тесное сотрудничество советских государственных органов с массовыми общественными организациями трудящихся — важнейшее условие успеха в решении как хозяйственных, так и культурно-воспитательных задач строительства коммунизма. Профессиональные союзы, кооперативные, комсомольские организации, всякого рода союзы и добровольные общества, все средства идеологического воздействия — советская печать, радио, литература, искусство и т. д. — направляются политикой большевистской партии и Советского государства, выражающей коренные интересы народа. Разъяснение политики большевистской партии, мобилизация масс на её осуществление, воспитание масс в духе советского патриотизма, в духе коммунизма — важнейшая задача советской общественности. Сила Советского государства и источник его величайших успехов в деле коммунистического воспитания масс состоят в том, что во всей своей деятельности оно опирается на многочисленные общественные организации, объединяющие миллионные массы трудящихся, развивающие и организующие их инициативу, что оно, как и все советские общественные организации, руководится большевистской партией, направляющей деятельность всех организаций, государственных и общественных, к одной цели — к коммунизму.