Не полагайся слѣпо на то, что ты въ нѣкоторыхъ книгахъ читаешь, или слышишь въ бесѣдахъ тобою посѣщаемыхъ, не разсмотрѣвъ напередъ справедливо-ли оно или нѣтъ; отъ сего принужденъ ты вдаваться будешь въ предразсужденія, вмѣсто того чтобъ послѣдовать разсудку, и вмѣсто изъисканія истинны будешь слѣпо послѣдовать заблужденіямъ.

Содержи въ дѣятельности и въ безпрестанномъ употребленіи твой разсудокъ; размышляй со испытаніемъ о всякой вещи и входи въ ея подробности, дабы быть въ состояніи судить о ней здраво и зрѣло. Чтобы разсудокъ твой не полагался слѣпо на мнѣнія чужія, и тѣмъ въ поступкахъ чтобъ не допускалъ тебѣ заблуждаться и въ обращеніи поставлять себѣ образцомъ другихъ. Будь бдителенъ,-- если же въ юности сіе пренебрежешь, то возжелаешь такимъ учиниться когда уже поздо будетъ. Совѣтуйся по чаще съ собственнымъ твоимъ разсудкомъ. Не говорю я что онъ во всемъ можетъ быть истиннымъ твоимъ руководителемъ. Ибо и разсудокъ человѣческой часто заблуждаетъ; однакожь онъ можетъ быть надежнѣйшимъ указателемъ. Книги и обращеніе оному помогутъ; но не послѣдуй всему слѣпо и безъ всякаго разбора. Разсматривай все посредствомъ разсудка; онъ есть правило данное намъ отъ Бога и долженствующее служить намъ руководствомъ. -- Изъ всѣхъ безпокойствъ неубѣгай безпокойства думать, такъ какъ многіе то дѣлаютъ. Большая часть рода человѣческаго едвали почесться можетъ мыслящею. Понятія простаго народа суть почти всѣ отъ другихъ занятыя; правда гораздо полезнѣе, чтобы оныя въ такомъ состояніи находились, по тому что такія общія предразсужденія, сколь бы онъ ни были грубы и нелѣпы, болѣе способствуютъ къ общему порядку и спокойствію, нежели различныя умствованія и мудрованія.

Мѣстныя предразсужденія приемлются и содержатся только простыми людьми, но ни малаго дѣйствія не имѣютъ надъ просвѣщенными, учеными и разсудительными умами. Есть однакожь стольже ложныя хотя не столь нелѣпыя понятія, кои пріемлются отъ людей превосходнѣйшаго и просвѣщеннѣйшаго ума, болѣе по тому что они не хотятъ употребить нужнаго труда къ изслѣдованію, надлежащаго вниманія къ испытанію оныхъ и проницательности могущей опредѣлить истинну. Таковыхъ предразсужденій можешь ты избѣгнуть безпрестанною рачительностію и вниманіемъ твоего разсудка.