Многіе юноши предаются такимъ забавамъ, къ коимъ не имѣютъ ни малаго вкуса, а если и прилѣпляются къ нимъ, то по одному только названію. Они часто столь сильно обманываются, что почитаютъ распутство забавою.-- Пьянство разрушающее тѣлесное здравіе и разстроивающее душевныя силы; можетъ ли почесться забавою? -- Игра, вовлекающая человѣка въ тысячи безпокойствъ, повергающая его въ бѣдность и дающая видъ на вѣки буйнаго безумія, можетъ ли такъ-же почитаться изящнымъ увеселеніемъ?

Утѣхи суть скалы, о которые разбивается большая часть молодыхъ людей. Они пускаются за оными на всѣхъ парусахъ: но безъ компаса для направленія ихъ плаванія, и безъ разсудка могущаго управлять кораблемъ; и потому вмѣсто удовольствій, огорченія и стыдъ суть слѣдствіе ихъ путешествія.

Предавшимся забавамъ человѣкомъ въ общемъ смыслъ сего слова почитается тотъ, кто горькой пьяница, совершенный плутъ и лжецъ. Если cравнимъ настоящее наслажденіе утѣхъ съ неизбѣжными оныхъ слѣдствіями, то иногда разсудокъ нашъ можетъ опредѣлить оныхъ выборъ.

Мы можемъ наслаждаться изящными яствами и виномъ, но избѣгать вреда отъ излишняго ихъ употребленія происходящаго. Можемъ позволить другимъ поступать по своей волѣ не выговаривая явно и строго за ихъ излишества; но твердо вознамѣриться должны не разстроивать собственныхъ нашихъ способностей и тѣлеснаго здравія въ угожденіе другихъ; кои себя не жалѣютъ. Играть можемъ мы для снисканія удовольствія, а не огорченій. Въ большихъ бесѣдахъ можемъ мы играть на бездѣлицы, для увеселенія и болѣе потому, чтобы сообразоваться обыкновеніямъ. Въ добрыхъ бесѣдахъ, не терпятъ пьяныхъ, такъ-же не пріятно смотрятъ на того, кто деретъ на себѣ волосы и клянется, за тѣмъ что проигралъ болѣе нежели можетъ заплатить и отвращаются отъ распутныхъ, изможденныхъ невоздержаніемъ и безчестнымъ житіемъ. Тѣ, кои оные недостатки имѣютъ, не составляютъ доброй бесѣды, а если когда и допускаются въ оную, то съ великимъ нехотѣніемъ. Человѣкъ слѣдующій изящнымъ обыкновеніямъ и утѣхамъ, наблюдаетъ всевозможную благопристойность, по крайней мѣрѣ ни когда не пріемлетъ на себя вида пороковъ; а если по нещастію и случится ему какой нибудь имѣть, то удовлетворяетъ ему съ нѣжностію, изящнымъ и тайнымъ образомъ.

Такое же вниманіе должны мы имѣть при увеселеніяхъ какъ и при самомъ ученіи. -- Въ ученіи должны примѣчать и разсуждать о всемъ томъ что читаемъ; а при увеселеніяхъ должны быть внимательны и осторожны во всемъ что видимъ и слышимъ, и не должны ни когда говорить о дѣлахъ въ присудствіи нашемъ учинившихся по примѣру нѣкоторыхъ глупцовъ, что о нихъ не помнимъ, по тому, что въ то время о другомъ думали.-- За чемъ же о иномъ въ то время думать? за чемъ же туда и приходить? гдѣ бы намъ быть ни случилось, то должны всегда имѣть глаза и уши съ собою. Должно выслушивать все то, что намъ ни говорятъ и примѣчать все что дѣлается; но только такъ, чтобъ не почли присмотрщикомъ: ибо люди примѣтя сіе насъ будутъ остерегаться.

Всѣ газардныя игры и такія увеселенія, въ коихъ ни разсудокъ, ни чувства не имѣютъ участія, доказываютъ легкомысленность и служатъ обыкновеннымъ прибѣжищемъ слабымъ умамъ, кои или не мыслятъ или не любятъ мыслить. Но забавы благороднаго человѣка, или услаждаютъ его чувства, или изощряютъ его разумъ.

Есть свободныя и не свободныя удовольствія, какъ свободныя и не свободныя науки. -- Мерзское пьянство, безразсудное обжорство, любленіе лошадей, полевыя забавы; какъ то охота, бѣгъ на лошадяхъ, почитаются гораздо ниже честныхъ и работныхъ ремеслъ портнаго и чеботаря.

Чѣмъ болѣе прилѣжимъ мы къ дѣламъ, тѣмъ лучше ощущаемъ наши увеселенія. Утреннее напряженіе разума, нашего къ ученію подаетъ намъ вкусъ къ утѣхамъ по вечеру, такъ какъ тѣлесныя упражненія возбуждаютъ позывъ на ѣду. Дѣла и забавы въ настоящемъ смыслѣ взятыя взаимно другъ другу помогаютъ, и совсѣмъ одно другому не противны, какъ глупые о томъ думаютъ.-- Не можно настоящимъ образомъ вкушать забавъ, если не предваримъ ихъ упражненіемъ въ дѣлахъ. Рѣдко тѣ исполняютъ хорошо важныя дѣла, кои кромѣ того ничего не дѣлаютъ. Но когда я говорю о забавахъ, то разумѣю о изящныхъ увеселеніяхъ разумомъ одаренныхъ тварей, а не . скотскихъ утѣхахъ развратныхъ людей.