Весьма справедливо опредѣляютъ, что вѣжливость есть произведеніе великой разсудительности, нѣкоторой части добродушія и отверженія своихъ выгодъ ради ближняго, въ надеждѣ получать отъ него равное себѣ снисхожденіе.

Одна только вѣжливость при перьвомъ свиданіи можетъ снискать намъ благосклонность отъ людей; но для извѣданія другихъ качествъ ихъ, болѣе потребно времени. Однакожъ вѣжливость состоитъ не въ низкихъ поклонахъ и въ наружныхъ знакахъ учтивства; но въ вольномъ учтивомъ и почтительномъ обращеніи.

Разсудительность, должна во многихъ случаяхъ руководствовать вѣжливостію: ибо что въ одно время одному человѣку кажется учтивымъ, то въ другое время и другому человѣку, покажется грубымъ. Однакожъ есть нѣкоторыя общія правила вѣжливости. Какъ на примѣръ: отвѣчать кому ни будь однимъ словомъ да, или нѣтъ, почитается за чрезмѣрную грубость, такъ-же если кто тебѣ другой говоритъ, а ты его съ надлежащимъ вниманіемъ не выслушаетъ или учтиваго не датъ отвѣта, то таковой поступокъ какъ уже выше сего сказано вперяетъ въ говорящаго съ нами человѣка такія мысли, что мы его презираемъ, и не почитаемъ достойнымъ нашего вниманія или отвѣта.

Вѣжливый человѣкъ старается всегда отвѣчать учтивымъ образомъ тѣмъ, кои съ нимъ говорятъ; садится ниже другихъ, развѣ только посадятъ его выше; все дѣлаетъ съ веселымъ, а не съ печальнымъ видомъ, какъ будто нехотя то дѣлаетъ.

Всего труднѣе пріобрѣсти, но всего нужнѣе имѣть совершенную вѣжливость, которая противна излишной чинности, неблагопристойной вольности и грубой заст ѣ нчивости. Иногда нужны для нея нѣкоторыя м ѣ стныя учтивства, нѣкоторой родъ твердости, а паче вн ѣ шняя скромность.

Добродѣтель и ученость подобно золоту имѣютъ существенную свою цѣну; но если не будутъ очищены, то теряютъ много блеску. Высвѣтленная мѣдь у многихъ людей большое вниманіе заслуживаетъ, нежели не обдѣланное золото. Сколько погрѣшностей во французахъ закрываетъ пріятная и не принужденная ихъ вѣжливость?

Лордъ Баконъ говоритъ, что пріятной видъ есть непремѣнное одобрительное писмо. Онъ есть пріятный предшественникъ человѣческаго достоинства, и пріуготовляетъ для него путь.

Вѣжливый человѣкъ долженъ знать обряды и различныя обыкновенія Дворовъ. Каждой Дворъ имѣетъ что нибудь особое, о чемъ посѣщающіе ихъ должны напередъ знать дабы избѣжать ошибокъ и непристойностей.

Весьма не многіе, и почти никто не упускаетъ оказывать почтенія вышшимъ себя. Человѣкъ обращающійся въ свѣтъ оказываетъ оное во всемъ его пространствѣ, но безъ всякаго принужденія и замѣшательства: на противъ того, человѣкъ которой не обращался въ добрыхъ бесѣдахъ, изъявляетъ оное безъ малѣйшей пріятности; всякъ видѣть можетъ что онъ къ тому не пріобыкъ и что оно ему стоитъ великаго труда: но я не видывалъ, чтобы и cамый невѣжа, непристойности оказывалъ въ такой бесѣдѣ, которую онъ почитаетъ. Въ таковыхъ бесѣдахъ одно только наблюдать должно, чтобы почтеніе, которое каждый исполнить желаетъ, оказывать непринужденнымъ, порядочнымъ и пріятнымъ образомъ.

Въ такихъ бесѣдахъ, въ коихъ люди бываютъ различныхъ состояній, всякъ въ нихъ участвующій, по крайней мѣръ на то только время, почитается равнымъ съ прочими; и слѣдовательно всякой истинное имѣетъ право наслаждаться въ ономъ учтивостями и вѣжливостію. Вольность тутъ позволительна: но безпечность, и нерадѣніе только запрещены. Если кто начнетъ съ тобою говорить глупо или легкомысленно; то поступишь ты не только грубо, но можно сказать совсемъ непристойно, если явнымъ невниманіемъ словъ его, дать ему знать, что ты его почитаешь или глупымъ, или вѣтреннымъ и недостойнымъ выслушанія. Еще большею грубостію почесть должно, если скажешь сіе женщинамъ, которыя какого бы состоянія нибыли, въ разсужденіи пола своего имѣютъ право требовать отъ мущинъ не только осторожной, но и съ услужливостію соединенной вѣжливости. Вѣжливой человѣкъ долженъ не только удовлетворять ихъ нуждамъ, желаніямъ, сообразоваться отвращенію, прихотямъ, затѣямъ и нѣкоторой ихъ наглости, но потворять и если можно предъугадывать и предускорять оныя. Не должно никогда похищать собственно для себя тѣхъ удобностей и пріятностей, на кои всякой въ бесѣдѣ имѣетъ право: какъ то лучшихъ мѣстъ, или лучшихъ кушаньевъ и пр. но на противъ того пристойнѣе лишать себя оныхъ и уступать другимъ, кои взаимнымъ образомъ и сами тебѣ оныя предложатъ; такъ что на конецъ и ты въ свою череду можетъ наслаждаться своею частію общаго права.

Есть родъ вѣжливости мѣстный и образъ ея перемѣняется не только по различнымъ странамъ, но и по различнымъ городамъ одной области. Разсудительной человѣкъ со вниманіемъ примѣчаетъ мѣстныя обыкновенія тѣхъ бесѣдъ, въ кои входитъ, поставляя себѣ образцемъ особъ, превосходнѣйшею вѣжливостію и благороднѣйшими поступками украшенныхъ. Онъ наблюдалъ какимъ образомъ поступаютъ они со своими начальниками, какъ обходятся съ разными себѣ и какъ принимаютъ нижшихъ себя, и не упускаетъ отъ своего вниманія ни единой изъ оныхъ малыхъ тонкостей, которыя для вѣжливости столь же важны, какъ тонкія оттѣнки для изящной картины, о коихъ простой народъ никакого не имѣетъ понятія, развѣ по сужденію знатоковъ о самомъ живописцѣ. Даже въ самомъ видѣ, одѣяніи, и движеніяхъ онъ имъ подражаетъ; но безъ всякаго принужденія и не рабски. Сіи личныя достоинства весьма важны. Онъ предварительно располагаютъ чувствованія другихъ въ нашу пользу, пока истинное наше достоинство не вперитъ въ мысли ихъ настоящихъ о насъ мнѣній. Однимъ словомъ, какъ для пріобрѣтенія почтенія и удивленія людскаго нужно имѣть честь и добродѣтель, такъ учтивство и вѣжливость необходимы для учиненія насъ пріятными въ обращеніи и общежитіи. Великія дарованія суть превыше общаго понятія: ибо общество не только ихъ не имѣетъ, на и въ другихъ не можетъ о нихъ судить. На противъ того всякъ можетъ судить о меньшихъ дарованіяхъ, какъ то: o учтивствѣ, привѣтливости и пріятномъ обхожденіи, потому что всякъ чувствуетъ добрыя оныхъ дѣйствія составляющія пріятность бесѣды.

Въ заключевіе всего скажу, что величайшая ученость безъ вѣжливости, есть непристойное и скучное педанство; что человѣкъ несовершенно вѣжливый неспособенъ для добрыя бесѣды, и въ ней бываетъ непріятенъ, и что невѣжливый человѣкъ какъ къ отправленію дѣлъ, такъ и къ бесѣдъ неспособенъ.

И такъ вѣжливость да будетъ важнѣйшимъ предмѣтомъ твоихъ мыслей и дѣйствій. Со тщаніемъ примѣчай поведеніе и поступки людей отличающихся своею вѣжливостію, подражай имъ и старайся еще превзойти. Будь увѣренъ, что вѣжливость въ разсужденіи свѣтскихъ качествъ столь же важна, какъ и любовь къ ближнему въ разсужденіи христіанскихъ добродѣтелей, при томъ же сколь великое придаетъ она украшеніе достоинствамъ и сколь часто закрываетъ недостатокъ оныхъ.