КОИ ДОЛЖНО НАБЛЮДАТЬ СООБРАЖАЯСЬ ОБЫКНОВЕНІЯМЪ БЕСѢДЫ.
Когда молодой человѣкъ еще въ свѣтѣ не обращавшійся въ первый разъ вступаетъ въ бесѣду, то намѣревается сообразоваться ей и подражать: но часто ошибается въ предмѣтахъ своего подражанія. Часто слышитъ онъ нелѣпое опредѣленіе нѣжныхъ и модныхъ пороковъ, и такъ въ бесѣдѣ примѣчаетъ онъ людей отъ прочихъ чемъ нибудь отличающихся и вообще удивленіе и почтеніе заслуживающихъ, и видя что они люди распутные, предавшіеся пьянству и мотовству, перенимаетъ ихъ пороки, пріемля ихъ недостатки за совершенства и думая, что всею знатностію и отличіемъ своимъ одолжены они тѣмъ порокамъ. Но совсѣмъ тому противное бываетъ; ибо оные люди приобрѣли себѣ доброе имя дарованіями своими, ученостію, вѣжливостію и другими истинными совершенствами, а за сіи общія и модныя слабости, отъ всѣхъ разсудительныхъ людей хулу и униженіе себѣ навлекаютъ. И такъ очевидно, что между такимъ множествомъ людей различныхъ нравовъ, добрыя наши качества, побуждаютъ другихъ, только прощать, а не одобрять въ насъ худыя.
Если человѣкъ къ нещастію своему зараженъ уже какими нибудь пороками, то пусть по крайней мѣръ доволенъ будетъ собственными своими, а не старается перенимать ихъ отъ другихъ. Перенятые пороки несравненно болѣе погубили молодыхъ людей, нежели врожденныя ихъ склонности.
И такъ станемъ подражать истиннымъ совершенствамъ добрыхъ обществъ, въ которыя мы вступать намѣрены, будемъ подражать ихъ учтивству, поступкамъ, пріемамъ, свободному и вѣжливому обращенію; но при томъ да памятуемъ, что сколь бы кто отъ другихъ ни отличался, однакожъ пороки, коимъ онъ подверженъ, суть его хула, и онымъ мы отнюдь подражать не должны: ибо они будутъ для насъ то же, что и бородавки на лицѣ произведенныя искусствомъ, изъ глупаго подражанія такимъ пригожимъ людямъ, кои съ оными уже родились. На противъ того должно помышлять, что гораздо лучше такому человѣку ихъ совсѣмъ не имѣть.
Предложивъ наставленія, посредствомъ коихъ можно, надѣяться пріема въ добромъ обществѣ, приступлю я къ предписанію правилъ обращенія.